История распространения ваххабизма в современной России — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История распространения ваххабизма в современной России

2020-12-06 89
История распространения ваххабизма в современной России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ваххабизм изначально был создан как средство борьбы со

слабеющими государствами (имеется в виду борьба арабов с дряхлеющей

Османской империей). В этом качестве он может быть очень эффективен.

И, к сожалению, именно с этим связана та повышенная опасность для

современной России, которую представляет это движение – во всем

многообразии своих производных и смежных явлений, которые далеко

выходят за рамки отдельно взятой богословской доктрины.

Реальную опасность ваххабиты стали представлять с конца 80-х годов

XX века. Уже в 1989 году сторонники «чистого» ислама смогли свергнуть

муфтиев Средней Азии и Северного Кавказа. После возобновления

дипломатических отношений с Саудовской Аравией в 1991 году и

случившегося в том же году распада СССР экспансия ваххабитов на

постсоветское пространство приобрела лавинообразный характер.

Эмиссары этого течения подчеркивали, что мусульмане

постсоветского пространства живут в кяфирских, антиисламских,

государствах, исполнять законы которых грешно. Наиболее радикальные

проповедники приравнивали законопослушных мусульман к неверным,

призывая уничтожать их в первую очередь. Новообращенным ваххабитам

внушалась мысль о беспрекословном подчинении своим вождям –

амирам.

Особое внимание ваххабиты уделяли образовательным программам,

призванным воспитать радикальных имамов и сформировать из них

новую генерацию духовных лидеров. С 1989 года молодые мусульмане из

республик Северного Кавказа, а впоследствии и из других российских

регионов, сотнями отправлялись на учебу в зарубежные медресе в рамках

арабских и турецких программ содействия возрождению российского

ислама. К середине 90-х годов сотни образованных и амбициозных

радикалов начали возвращаться в Россию, формируя костяк салафитского

7

движения1. Со временем подготовка новых ваххабитских кадров стала

производиться уже в самой России. Особое внимание уделялось

прозелитизму среди христиан, которым отводилась роль наиболее

надежного и боеспособного звена первичных ячеек-джамаатов2.

Прямая вербовка сторонников дублировалась кампанией по изданию

многотысячными тиражами и преимущественно бесплатного

распространения экстремистской литературы. Развитие Интернета

позволило ваххабитам насытить его русскоязычный сегмент сотнями

сайтов, которые до сих пор количественно превосходят веб-ресурсы

традиционных мусульман. С появлением социальных сетей с их

помощью была начата вербовка новых членов, а для распространения

видеоматериалов стали активно использоваться сервисы типа Youtube.

Параллельно была развернута миссионерская деятельность в среде

организованных преступных группировок и в местах заключения

(феномен «тюремных джамаатов»).

С 1995 года ваххабиты стали активно использовать для достижения

своих целей террористические атаки. Расцвет их деятельности пришёлся

на 1997-1999 гг., когда Чечня перешла под контроль экстремистских

лидеров. С середины первого десятилетия XXI века ваххабиты стали

практиковать «массовые народные» выступления. В 2011-2012 гг. часть

исламистских организаций (например, Национальная организация

русских мусульман) заявили о поддержке «белоленточного» движения.

Происходит сращивание ваххабитских структур с чиновниками и

правоохранителями среднего уровня, проникновение их в учебные

заведения всех уровней и работа среди спортсменов3.

На данный момент ваххабиты успешно работают с населением

(особенно молодежью), грамотно используя просчеты государственных

структур и нейтрализуя контрпропаганду традиционных u1084 мусульман, в

том числе и посредством физического устранения их лидеров. Одна из

главных задач ваххабитов на текущем этапе состоит в том, чтобы

добиться их признания как авторитетного и договороспособного

направления ислама, равнозначного институтам традиционных

мусульман. Затем они намереваются получить позиции во властных

структурах – от регионального (что уже происходит в Дагестане) до

федерального уровня и начать корректировку российского

законодательства в свою пользу.

1 Российские талибы // статья размещена на портале «Ислам.ру» 28 декабря 2001 года.

2 Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов, 2002, глава

5.

3 http://www.tatar-inform.ru/news/kazan/2012/08/03/325978/

8


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.