Посредством системы классных часов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Посредством системы классных часов

2020-11-19 107
Посредством системы классных часов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Посредством системы классных часов

и методические рекомендации к ней)

Тема РИП: «ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

УЧАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

Учитель английского и немецкого языков,

классный руководитель:

Матвеева Татьяна Геннадьевна

 

Зам. директора по НМР: Батырова А.Е.

 

Научный руководитель: Лукьянова М.И.,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой менеджмента и образовательных

технологий УлГПУ им. И.Н. Ульянова

 

Ульяновск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3
1.1Концептуальные основы рабочей программы 3
1.2Ожидаемые результаты рабочей программы 4
1.3Общая характеристика рабочей программы 5
1.4Формы и методы реализации программы и диагностики результатов 6
1.5Результаты работы по Программе 6
2. содержание Программы 7
2.1Общее содержание Программы 7
2.2Тематическое содержание Программы 10
3. ЛИТЕРАТУРА 11
4. Методические рекомендации к ПрограммЕ 12

Пояснительная записка

К рабочей программе по самоопределению учащихся

Посредством системы классных часов

«Я сегодня и завтра»

 

Общая характеристика рабочей программы

 

Сроки реализации программы: 5 лет (основное «среднее» звено общеобразовательной школы с 5-го по 9-е классы), по 3-5 событий в год – всего 20 классных часов.

Программа рассчитана на постоянный классный коллектив и его классного руководителя в качестве ведущего, катализатора личностного развития учащихся (не единственного, но необходимого).

Программа не носит предметный, учебный характер. Она призвана возместить вакуум в программах внеурочной деятельности профориентационной направленности, которые могут быть в образовательной организации.

Количество и продолжительность классных часов может варьироваться в зависимости от задачи и конкретных условий реализации Программы. Например, может быть проведён на один, а несколько Уроков успеха (на предприятии). Рекомендуемая продолжительность классного часа от 40 до 60 минут при обязательной смене деятельности и внимании к подвижным упражнениям. Программа может дополняться иными событиями – например, одной из таких удачных форм является «Профессиональная проба» или акция «Один день с родителями на предприятии».

Программой рекомендовано ведение «Карты самопознания» с 7-го класса (см. Приложение 1), которая дополняется, результатами тестов по самопознанию и диагностик по профессиональному самоопределению, проводимых классным руководителем для определения результативности программы.

Также программа включает организацию экскурсий на предприятия города, проведение мастер-классов, встречи с людьми различных профессий, так называемые «Уроки успеха», встречи с выпускниками школы, являющимися на данный момент студентами ВУЗов.

Рекомендуется делать заметки о мастер-классах, экскурсиях на предприятия, «Уроках успеха» и т.д. и вносить их в «Карту самопознания», добавив раздел «Интересные встречи», где не только записывать список мероприятий, но и оставить отзыв или дать оценку, например, «понравилось», «рекомендую» и т.д.

Здесь же можно обозначать впечатления от просмотра театральных постановок, посещения выставок, концертных мероприятий и прочее.

Дневником является либо специально для этого заведённый блокнот, либо обычный дневник учащегося (используются выделенные страницы в конце или в начале Дневника). Второй вариант практичнее, он включает в Программу классных часов родителей учащихся как наблюдателей.

В отличие от «Карты самопознания», которая хранится у учителя и выдаётся учащимся окончательно в 9 классе на последнем занятии, Дневник является повседневной формой самооценки и саморегуляции учащихся.

Родители учащихся знакомятся с результатами диагностик в индивидуальном порядке на консультациях или в ходе бесед после классных родительских собраний. Важным условием является конфиденциальность информации об учащемся, о соблюдении педагогического этикета при проведении диагностических мероприятий.

Рекомендуется использовать пакет диагностик «Изучение готовности школьников к профессиональному выбору», авт.-сост. Л.П. Шустова, Т.Б. Табарданова, С.В. Данилов, а также диагностики, рекомендуемые для определения компонентов акмеологической позиции учащихся (см. Приложение).

 

Содержание рабочей программы

 

2.1. Общее содержание рабочей программы

 

5 класс (4 часа).

«Шаг к себе». Что обозначает фраза «Познай себя»? Почему и зачем нужно самопознание? Составление психологического портрета классного коллектива и выделение особенностей и общих черт внешних и внутренних черт своих одноклассников. Рассказ о себе, о своих интересах, о классном коллективе. Просмотр видеоролика «Насколько ты уникален». Какого человека можно назвать уникальным? Каждый уникален по-своему!

«Планета моей индивидуальности». Индивид и индивидуальность. Что делает человека индивидуальным? Признание ценности каждого человека как индивидуальности, как особой планеты. Стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» (см. Приложение 6). Творческая работа, составление коллажа о себе и своих интересах с помощью заготовки – рисунка планеты https://yandex.ru/images/search?text=планета%20космос%20черно%20белый%20рисунок&from=tabbar&p=7&pos=406&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fmalenkii-genii.ru%2Fimages%2Frask%2Fraskraska-globus-20.jpg. В центре планеты пишут слово «Я», дополняют планету «спутниками» - качества характера, «звёзды» - способности, «космические корабли» - увлечения. Организуется выставка работ.

«Что такое характер человека?» Что такое характер человека? Что такое темперамент человека, просмотр видеоролика о типах темперамента https://youtu.be/s9rd889l7WY. Типы темперамента. Беседа о чертах характера, упражнение «Автопортрет» написать в столбик 10 раз букву «Я» и дополнить чертой характера», тест по определение темперамента. Упражнение «Каким мне хотелось бы быть» (см. Приложение 4).

«Как правильно дружить?» Общение – цель или способ жизнедеятельности? Общительность – положительное или отрицательное качество человека? Что такое дружба? Друзьями не рождаются, друзьями становятся. Как сохранить дружбу – взаимоуважение, взаимотерпение, взиамопризнание достоинств человека и ценности его индивидуальности. Просмотр видеоролика о дружбе https://youtu.be/ioxMjTfFlj0, проведение тестирования «Умеешь ли ты дружить?» https://mega-talant.com/biblioteka/test-umeesh-li-ty-druzhit-86164.html

6 класс (3 часа).

 

«Мир моих увлечений» Что такое хобби? Примеры увлечений известных людей. Всегда ли увлечения совпадают с профессией? Презентация увлечений и интересов учащихся.

«Трудовая родословная моей семьи» Защита мини-проектов учащихся. в Мини-проекты в виде схемы, «родословного дерева» или лэп-бука, с добавлением коротких стихов о профессиях в семье, пословиц, поговорок, фотографий. Обсуждение потомственных профессий. Причины, по которым дети выбирают идти по стопам родителей.

«Профессии моих родителей» (рассказы учащихся, приглашение родителей). Пословицы и поговорки о труде, профессиях, рассказ учителя, почему он выбрал свою профессию, рассказы учащихся о профессии родителей или одного из родителей.* Особенность профессии, какой режим работы, какие качества нужны для людей такой профессии.

 

* возможно организовать цикл таких классных часов с приглашением родителей.

 

7 класс (4 часа).

«Кто я? Какой Я?». Самопознание ключ к себе и к миру. Просмотр видеоролика – притча «Орёл в курятнике» https://youtu.be/c6NlyoVQ_ro. Упражнения «Кто я?», «Ладошки», «Комплименты» (См. Приложение 2).

«Владей собой!» Кто хозяин – Я или Эмоция? Просмотр видеоролика https://youtu.be/mOybFrtY3ZM. Упражнения «Изобрази эмоцию», «Передай эмоцию».

«Карта самопознания». Карта – графический способ зафиксировать свои качества, черты характера, умения и навыки, а также их изменения во времени. Обсуждение правил заполнения карты: честность, полнота, возвращение назад, ведение карты с 7 по 9 класс, хранение у классного руководителя. Упражнения «Ассоциации», «Зачем я? Чего я хочу?».

«Фестиваль профессий». Обзор профессий. Профессии и специальности. Карта профессий и специальностей. Викторина «Угадай профессию», игра «Продолжи предложение», «Аукцион профессий», командная работа «Презентация современных профессий».

 

8 класс (5 часов).

«Мои возможности». Мои возможности как ресурсы для достижения жизненных целей. Способности, умения, навыки. Упражнение «Что во мне выросло?». Деловая игра «Создание фирмы».

«Профессии моего города» Беседа о востребованных профессиях в городе. Карта предприятий города.

«Календарь профессий». Анализ карты профессий и специальностей. Беседа о профессиональных праздниках, групповая работа – создание календаря профессий. Конкурс открыток к профессиональным праздникам. Участие в акции – поздравление жителей района с профессиональным праздником (врачей, работников пожарной службы и т.д.). Организация выставки. «Письмо себе через 10 лет» - мини-сочинение – размышление о своей будущей профессии, о качествах, которые нужно развивать в себе).

 

9 класс (6 часов).

«Путь к себе» Определение уровня самооценки (см. Приложение 5). Анкетирование «Дополни предложение» (см. Приложение 3).

«Куда пойти учится?» Обзор учебных заведений города и области. Карта «Куда пойти учиться после 9-го класса?». Образование через всю жизнь. Мобильность современного образования. Дополнительное образование для взрослых и детей.

«Основы делового общения». Культура речи и невербальное общение. Секреты самопрезентации. Деловая игра «Секреты Собеседования - Слушать. Взаимодействовать. Убеждать».

«Путь к успеху». Слагаемые профессионального успеха. Деловая игра. ресурсы: http://proforientacia123.blogspot.com/p/blog-page_74.html; https://infopedia.su/11xb6ea.html). УПРАЖНЕНИЕ Что во мне выросло?" (Приложение 4).

 

2.2. Тематическое планирование классных часов

 

№ п/п Тема классного часа Кол-во часов Форма проведения
I 5 класс 4  
1 Шаг к себе 1 тренинг
2 Планета моей индивидуальности 1 творческая работа
3 Что такое характер человека? 1 мини-лекция, беседа, тест
4 Как правильно дружить? 1 Беседа с элементами тренинга
II 6 класс 3  
1 Мир моих увлечений 1 презентации, дискуссия
2 Трудовая родословная моей семьи. 1 мини-проект
3 Профессии моих родителей (Урок успеха) 1 пресс-конференция
III 7 класс    
1 Кто я? Какой я? 1 тренинг
2 Владей собой 1 упражнения
3 Карта самопознания 1 обсуждение правил работы с картой, самонаблюдение
4 Фестиваль профессий. 1 фестиваль конкурсы, игры
IV 8 класс    
1 Мои возможности 1 психологические игры и упражнения, деловая игра
2 Профессии моего города. 1 беседа
3 Профессиональные праздники. Календарь профессий. 1 презентация, викторина
4 Конкурс открыток к профессиональным праздникам 1 выставка
5 Письмо себе. 1 мини-сочинение
  9 класс    
1 Путь к себе 1 беседа анкетирование
2 Куда пойти учится? 1 обзор учебных заведений города, беседа
3 Основы делового общения 1 мини-лекция, беседа
4 Путь к успеху 1 деловая игра
  Итого 20  

 


Литература

 

1. Бабынина, Е.В. Карта самопознания [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок. Первое сентября». - https://urok.1sept.ru/статьи/413499/ - дата доступа 23.04.2020.

2. Буданова, Г.П. Справочник классного руководителя [Текст] / пособие для учителя / Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с. – («Работаем по новым стандартам»).

3. Ведмеш, Н.А. Профессиональное самоопределение учащихся [Электронный ресурс] / Сайт «Психология и Психиатрия» - https://psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/ - дата доступа 23.04. 2020.

4. Данилов, С.В., Шустова, Л.П. Табарданова, Т.Б. Изучение готовности школьников к профессиональному выбору: пакет диагностических методик [Текст] / авт.-сост. Л.П. Шустова, Т.Б. Табарданова, С.В. Данилов. – Ульяновск:УИПРПРО, 2014.

5. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с. - http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3888/2009152.pdf - дата доступа 23.04.2020

6. Методические рекомендации о реализации проекта «Билет в будущее» в 2019-2020 уч. году [Электронный ресурс] / Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации № Р-97 от 23.09.2019 - https://docs.edu.gov.ru/document/9b13cece54db601d1a8c0e9cc6b7a7d7/download/2307/ - дата доступа 23.04.2020.

7. Программа тренинга с элементами деловой игры «Слушать. Взаимодействовать. Убеждать» [Электронный ресурс] / Сайт «Инфопедия» - https://infopedia.su/11xb6ea.html - дата доступа 23.04.2020.

8. Профориентационные игры Н.В.Пряжникова [Электронный ресурс] / Web-ресурс «ПрофКомп@с» - http://proforientacia123.blogspot.com/p/blog-page_74.html - дата доступа 23.04.2020.

9. Профориентация и профадаптация (теория и практика) [Электронный ресурс]: П84 межвуз. учеб.-метод. пособие в 2 ч. Ч. 1 / Коллектив авторов; Под науч. ред. А.М. Кухарчук, Л.Ф. Мирзаяновой. Барановичи: БарГУ, 2006. – 388 с. - http://rep.barsu.by/bitstream/handle/handle/166/Профориентация%20и%20профадаптация_в%202%20кн_Кн%202%20УМП%20репозиторий.pdf?sequence=1&isAllowed=y – дата доступа 23.04.2020 – дата доступа 23.04.2020.

10. Тест «Умеешь ли ты дружить» [Электронный ресурс] / Центр развития талантов «Мегаталант» - https://mega-talant.com/biblioteka/test-umeesh-li-ty-druzhit-86164.html - дата доступа 23.04.2020.


Методические рекомендации к программе

 

Класс

Классный час «Шаг к себе»

 

Задачи:

1. Создать условия для формирования «Я – концепции», когнитивной позиции самопонимания, осознания себя как личности, развивать способность к самоанализу.

2.  Сформировать условия для успешных межличностных отношений.

3. Научить представлять себя.

 

Результаты:

1. Осознание себя как личности в социуме

2.  Развитие качества «общительность»

3.  Развитие качества «толерантность»

 

Ход мероприятия:

 

Этап. Вводная беседа.

А. Вводная беседа «Нужно ли знать себя?» с помощью обсуждения фразы философа Сократа «Познай себя». Что лучше переоценить или недооценить себя? Почему нужно познавать себя? Для чего нужно познавать себя.

Б. Составление психологического портрета классного коллектива и выделение особенностей и общих черт внешних и внутренних черт своих одноклассников.

Оборудование: стулья по кругу. Презентация с первым слайдом: датой и темой классного часа.

Упражнение «Я уверен».

Оборудование: презентация с таблицей для проведения «Своей игры». Таблица состоит из 25 разноцветных ячеек с номерами и прикреплёнными гиперссылками слайдами. Выбирая номер ячейки, т.е. нажимая на ячейку, учащийся выходит на слайд с незаконченным утверждением. После ответа учащийся (или учитель) нажимает на значок (например стрелка), который по гиперссылке возвращает на экран общую таблицу с номерами.

Учащиеся садятся на стулья по кругу. На слайдах презентации появляется таблица, аналогичная для проведения «Своей игры». При нажатии на любую ячейку «выскакивает» незаконченное утверждение, сопровождающееся одинаковым нейтральным звуком (для привлечения внимания на всех этапах упражнения), слайды могут сопровождаться изображениями, вызывающими доброе отношение, улыбку, соответствующие предложению. Любой учащийся по желанию выходит к интерактивной доске и нажимает на ячейку, зачитывает предложение и называет фамилии учеников, на их взгляд подходящих под указанную в предложении характеристику.

Классный руководитель организует беседу, зачитывая высказывания.

 

1. В нашем классе самым самостоятельным является…

2. Часто меня приятно удивлял…

3. Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению никогда не пропадет…

4. Хулигану крупно не повезет, если на его пути встретится…

5. Самая одаренная личность в нашем классе – это…

6. Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

7. Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

8. Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

9. Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…

10. Чаще всего мне будет сниться…

11. Самым находчивым в классе является…

12. Украшением классной дискотеки является…

13. Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

14. Если проводить выборы, то хорошим политиком будет …

15. Артистом я назову…

16. Щедрость не знает границ у…

17. Скромность всегда украшает…

18. Веселее в классе, когда приходит…

 

Этап. Основной.

 

Оборудование: карточки по числу учащихся в классе с черно-белым рисунком (по типу раскраски) «цветка» на одной стороне и рисунком сорняка на другой стороне; цветные карандаши; слайд презентации с пословицей с пропущенными словами и слайд с полным текстом пословицы.

 

Этап. Рефлексия.

Оборудование: вырезанные по контуру мини-рисунки следа от ноги человека, как имитация шага, с надписью ШАГ 1, разного размера (большие, маленькие, средние).

Ученикам предлагается выбрать какой шаг к себе они сегодня сделали (большой, средний, маленький), т.е. какие старания в самопознании сегодня проявили – и выбрать тот след, который это старание отражается. Далее на отпечатке записать любую мысль урока, которую они больше запомнили, приняли для себя.

След вклеивается в Дневник. Если Дневник оформляется в обычном Дневнике учащегося, то правильнее записать дату и тему классного часа.

Вариант рефлексии:

Заранее готовятся изображения бумажных сотовых телефонов (имитация) с пустым экраном. На бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, как плодотворно учащийся поработал. Бумажная модель телефона с записанной СМС также вклеивается в Дневник.

 

Класс

Оборудование

Заготовить 10 маленьких разноцветных флажков (без древка, как на елку) или иную атрибутику для награждения участников викторины. Карта «Материк увлечений» размером с ватман с указанием пунктов маршрута – Страна коллекционеров, Страна любителей природы, Страна умелых ручек, Страна музыки, Страна спорта, Страна изобразительного искусства. При условии согласия ребят на карту в нужном месте приклеиваются мини-фото учащихся.

Оформление класса

Фотовыставка или выставка предметов увлечений, коллекций; кубков и медалей (для спортсменов); грамот и дипломов для музыкантов; рисунков (картин) для художников и прочее. На доске – Карта «Материк увлечений».

Ход классного часа

I этап. Вводный.

 

Вступительное слово классного руководителя:

В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби. Слово «хобби» в переводе с английского означает «увлечение».

Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.

Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля. А учёный Д.И.Менделеев, вы не поверите, увлекался шитьём чемоданов!

У некоторых великих людей детское увлечение стало профессией. Известный русский поэт Александр Блок с ранних лет сочинял стихи, а великий Вольфанг Амадей Моцарт с трех лет уже был влюблен в музыку. Известная женщина-математик, первая женщина-профессор по математике в России, Софья Ковалевская с детства увлекалась формулами и числами.

 

Страна коллекционеров

Классный руководитель. Человеку свойственно увлекаться. Ведь в жизни столько интересного! Как называется постоянное увлечение человека? (Хобби). Как меняют нас наши увлечения? Об этом мы узнаем, отправившись в небольшое турне по большому континенту, который так и называется «Материк увлечений».

Итак, начинаем. В любом путешествии важна Карта. Предлагаю вам с ней познакомиться. Посещая каждый пункт по нашему маршруту, мы отметим его большим стикером в виде сердца.

Первая страна - Страна коллекционеров. Как вы думаете, ребята, что может коллекционировать человек? (Марки, монеты, мягкие игрушки, спичечные этикетки, значки, модели машин, самолетов, оружие, фантики, книжки, музыкальные диски и т. п.)

А что дает коллекционирование людям? (Человеку знает о странах, об истории вещей, заполняет свое свободное время, общается с такими же коллекционерами).

Приглашаю к доске всех, кто собирает какие-нибудь предметы. Они расскажут нам о своих богатствах и о том, что дает им их увлечение.

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих коллекциях.

Страна любителей природы

Классный руководитель. Спасибо нашим коллекционерам. А впереди новая страна - Страна любителей природы.

Как меняется характер человека при общении с животным и растительным миром? Как меняется жизнь человека, подарившего дом бездомному животному, выходившего почти погибшее растение?

Всех, кто любит заботиться о растениях и животных, прошу рассказать о своем увлечении.

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих домашних питомцах.

 

Страна очень умелых ручек

Классный руководитель. Нас ждет еще одна страна - Страна очень умелых ручек. В этой стране обитают те, которые обожают шить, вязать, что-нибудь мастерить.

Какие сложности преодолевают наши умельцы? Как меняется мир вещей вокруг таких людей? Покажитесь, уважаемые умельцы, расскажите о своем увлечении!

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих увлечениях, показывают свои поделки.

 

Страна музыки

Классный руководитель. Благодарю наших умельцев за интересную экскурсию по Стране очень умелых ручек и приглашаю вас в Страну музыки.

Музыка - это особый мир звука и фантазии. Что происходит с теми, кто много времени посвящает музыке – игре на инструментах, созданию музыкальных полотен с помощью движения? Всех, кто любит петь, танцевать, сочинять и просто слушать музыку, просим рассказать о своем увлечении.

Дети выходят к доске, рассказывают по очереди о своих музыкальных занятиях.

 

Страна спорта

Классный руководитель. Спасибо всем, кто приоткрыл нам окно в мир музыки и танца. А у нас на пути - Страна спорта. Это страна ловких, сильных, смелых. Каждый ли сможет быть спортсменом? Может ли спорт стать любовью всей жизни? Приглашаю к доске тех, кто увлекается спортом.

Спортсмены выходят к доске, рассказывают о различных секциях.

 

III этап. Рефлексия.

 

По итогам выступления каждой группы ребят классный руководитель организует непродолжительную по времени беседу, опираясь на следующие вопросы (по 2-3 вопроса на каждом этапе путешествия).

 

Примерные вопросы:

 

Какие качества важны в этой деятельности?

Кто хотел бы научиться так же... (рисовать, вышивать и т.д.)?

Что для этого нужно?

Каким я должен быть, чтобы стать успешным спортсменом и т.д.?

Что я должен сделать для этого?

Если я обладаю таким качеством как трудолюбие (ответственность и т.д.), где я могу это применить?

Какие качества развивает ваше увлечение?

В какой профессии это может пригодиться? Почему?

Где вы можете себя проявить, занимаясь таким удивительным делом?

Как можно определить, что человек успешен в своём деле?

 

Качества, которые по мнению ребят формируются в результате занятия той или иной деятельность, записываются на стикерах и располагаются на Карте.

Карты, аналогичные большой карте класса, раздаются распечатанном виде учащимся (формат А5). В конце мероприятия учащиеся указывают себя на этой карте в виде буквы Я. По ходу мероприятия приклеивают небольшие стикеры в виде сердечек на личные «Карту» с заметками в виде слов: «Здорово!», «Интересно», «Рекомендую» и прочее. Карты вклеивается в Дневник.

 

 

Класс

Этап. Подготовительный.

 

Упражнение «Комплименты».

Образуем два круга (внутренний и внешний). Все стоят напротив друг друга.

Внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается по часовой стрелке на одного человека. Тот, кто находится во внешнем круге, должен сделать комплимент тому, кто сидит напротив, соблюдая следующие условия: назвать по имени, посмотреть в глаза, сказать что-то приятное, причем сказанное должно быть приятно слушающему, а не говорящему. Второй говорит: «Спасибо» и делает комплимент в ответ, соблюдая те же условия. После чего внешний круг передвигается.

Приятные слова могут быть о внешности, о внутренних качествах (доброта, ум, жизнерадостность и т.д.), о профессиональных качествах (учеба, настойчивость, работоспособность и т.д.), о хобби и т.д.

Далее ребятам объясняется, как важна самооценка для выбора профессии и вообще своего жизненного пути. Поскольку, если человек себя недооценивает, то и профессию он выбирает не соответствующую своим способностям, а значит, не будет получать удовлетворения от ее выполнения, так как может большее.

А если человек переоценивает себя и выбирает профессию, на которую не должен бы претендовать и соответственно не получает ее (например, не поступает в ВУЗ или колледж), то воспринимает это как крах. Поэтому самооценка должна быть адекватной, когда человек знает и свои недостатки, и свои достоинства, причем, не преувеличивая и не преуменьшая ни то, ни другое. Тогда ему и выбор сделать легче, и выбор будет правильный.

 

Этап. Основной.

 

Упражнение «Кто Я?»

Классный руководитель: В течение 2 минут запишите пять разных ответов на вопрос: «Кто Я?» именами существительными. Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову. Затем в течение ещё течение 2 минут ответьте на вопрос «Какой Я»? именами прилагательными.

Примечание. Это упражнение при всей его внешней простоте достаточно глубокое и сложное. Однако оно необходимо в целях осознания себя как личности. Обратите внимание детей, что это упражнение помогает человеку лучше понять себя.

Вы можете предложить желающим прочитать свои записи вслух, не настаивая. Ответы могут отражать ваши увлечения (музыкант, спортсмен, фанат, геймер…) или человеческие качества (ответственный, ленивый, добрый, веселый…). Какие из них можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным? Каких характеристик больше?

 

УПРАЖНЕНИЕ «Ладошка».

Оборудование: листы формата А4 (желательно цветные).

Классный руководитель: Сейчас вы получите листы бумаги. Их нужно подписать в правом верхнем углу и затем обвести карандашом (или ручкой) свою ладонь.

«На пальцах» напишите свои положительные качества. Передайте свой листочек соседу слева, а сами получите листочек от соседа справа. Напишите на «ладошке» своего соседа одно качество, которое, как вы считаете, у него положительное или одно, которое ему необходимо развить. Упражнение продолжается до тех пор, пока у вас не окажется собственный листочек.

Обсуждение по итогам упражнения:

Понравилось ли вам то, что вы прочитали на «своей ладошке?

Согласны ли вы с этим?

 

Этап. Рефлексия.

Какое упражнение сегодня вам больше понравилось? Какое из них помогло лучше понять себя, свои качества?

Учащиеся вклеивают в Дневник лист Самооценки и Ладошки.

 

 

Класс

УПРАЖНЕНИЕ «Создание фирмы»

Представим, что мы участвуем в создании коммерческой фирмы. Из присутствующих здесь вам нужно выбрать людей для разных должностей. Я раздам вам цветные листочки. Это «бюллетень для голосования». Я буду называть должность, а вы в течение одной минуты думаете и решаете, кто из ваших одноклассников больше всего соответствует этой должности. Затем по моей команде вы подходите к его парте и кладете свой «бюллетень». Кто получил больше всего «бюллетеней», тот и занимает эту должность. Если правила понятны, тогда начнем. Итак, думаем, кто будет генеральным директором фирмы? Несем ему листочки. А сейчас выбираем главного бухгалтера. А теперь – водитель. Секретарь. Специалист по рекламе. Программист (создатель сайтов) и т.д.

В то время, пока ребята думают, на доске записывается должность, а затем имя того, кто на эту должность выбран. По окончании упражнения задается вопрос: «Почему на должность генерального директора выбрали именно ….? На доске записываются эти качества. И так по всем должностям.

 

Упражнение «Качества»

Предварительно подготовить чистые полоски бумаги и непрозрачный пакет. Количество билетов должно соответствовать численности группы, увеличенной в три раза. Билеты раздаются учащимся. На одном листочке пишется одно качество человека, которое больше всего цените в людях. При этом то, что пишут ребята, никто не должен видеть, кроме них самих.

После этого билет сворачивается трубочкой и укладывается в пакет, затем все билеты перемешиваются. Учащиеся садятся в круг, в центр ставится стул с пакетом. Приглашается один из школьников, который должен достать из пакета билет, молча прочитать его и отдать этот билет тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «билетик» молча знакомится с ним, благодарит и в свою очередь выбирает билет и дарит кому-то из одноклассников. Так до тех пор, пока записочки не закончатся.

Необходимо следить, чтобы у каждого был хотя бы один листочек. Далее можно задать вопрос: «Понравилось ли то, что вы получили от одноклассников? Согласны ли вы с этим?»

Наши эмоциональные состояния оказывают влияние на успешность трудовой деятельности. Существует много профессий, в которых хорошее настроение становится одним из показателей успеха, особенно в профессии врача, педагога, продавца, менеджера и т.д.

При выборе профессии важно осознавать свои эмоции и чувства, ведь они могут помочь в работе (например, чувства прекрасного – художнику), а могут все перечеркнуть (например, боязнь крови – у медсестры). Если вы осознаете свои эмоции и чувства и сможете некоторыми из них управлять, а другие просто учитывать, то вам будет легче определиться в жизни. Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не рекомендуют выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение.

Послушайте притчу.

«Отец велел своему вспыльчивому сыну в минуту гнева вбивать гвоздь в дерево. С каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось.

И вот настал день, когда сын ни разу не потерял самообладания. Он пришёл к отцу и сообщил ему об этом. Когда отец узнал об этом, он сказал сыну, что каждый раз, когда ему удастся сдержать себя, он может вытащить из дерева один гвоздь.

Наконец пришел день, когда в дереве не осталось ни одного гвоздя. Отец сказал: «Ты хорошо потрудился над собой, но ты видишь, что это дерево уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него тоже остается шрам. Человеку еще больней, чем дереву". Как же научиться справляться с эмоциями? Научиться сдержанности?»

 

Упражнение «Терпение»

Учащиеся садятся спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется. Ведущий начинает, подходит к одному из учащихся, кладет ему руки на плечи. Тот открывает глаза, встает и кладет руки на плечи следующему по своему желанию. Второй встает, а первый садится на его место и закрывает глаза. Задача: ни за что не открывать глаза. Важно терпение - как бы долго не подходили, терпеть и не открывать глаза. Необходимо следить за тем, чтобы подошли ко всем участникам. Далее можно задать вопрос: «Трудно ли было не открывать глаза? Подглядывали ли? Были ли терпеливы?»

Этап. Рефлексия.

Какое упражнение сегодня вам больше понравилось? Какое из них помогло лучше понять себя, свои качества?

Запишите в Дневник должность, которую выбрали вам в классе во время игры «Создание фирмы».

 

 

Класс

Классный час «Путь к себе»

 

Задачи:

1. Научить определять уровень самооценки

2.  Научить составлять самохарактеристику.

3. Научить выявлять достоинства и недостатки, которые помогут в определённой профессии или вызовут трудности.

 

Ход мероприятия:

Этап. Вводный.

 

Вступительное слово классного руководителя:

 Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, училище, колледж, техникум, работа.  Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть?

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми?

Работа в группах

Анкетирование

Ребята в течение 5-7 минут отвечают на вопросы анкеты, предварительно подписав ее.

1. Выбрал (а) ли ты профессию? Если «да», то какую? ____________________

2. Если выбрал (а), то почему?

1) высокая зарплата

2) престижно

3) мне это интересно

4) посоветовали родители

3. Если не выбрал (а), то почему?

1) плохо знаю мир профессий

2) плохо знаю свои возможности

3) не могу выбрать из разных вариантов

4) не знаю, как выбирать профессию

4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества

3) где можно получить эту профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в стране? Когда ты будешь работать, ты рассчитываешь зарабатывать

1) примерно столько

2) в два раза больше

3) в три раза больше

4) намного больше

6. Ты предпочитаешь

1) небольшой, но стабильный доход

2) много работать и много получать

3) мало работать и мало получать

4) возможность высокой прибыли с риском все потерять

7. Желательный для теб<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.283 с.