Формирование у детей нравственных качеств в труде. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Формирование у детей нравственных качеств в труде.

2020-11-19 98
Формирование у детей нравственных качеств в труде. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В детских дошкольных учреждениях уделяется большое внимание воспитанию у детей эмоционально-положительного отношения к труду. Процесс этот зависит от развития моральных представлений дошкольников.

При формировании у детей моральных представлений о труде необходимо учитывать, что на развитие эмоционально-положительного отношения к труду большее влияние оказывают их знания об отношении людей к труду, чем о процессе труда, орудиях производства. При этом сами условия формирования представлений должны вызывать у ребенка определенное отношение к труду. Од­ним из таких условий является эмоциональный фактор.

Дошкольники получают первые представления о трудолюбии и лени, знают по сказкам, что лень наказывается, что ленивый часто попадает в смешное положение, теряет все, к чему стремился. Народные поговорки и пословицы о труде, с которыми знакомится ребенок, формируют у него представления об отношении к труду. Несмотря на это, с одной стороны, моральные представления у детей зачастую неточны, недостаточно развиты или вовсе отсутствуют, что отри­цательно сказывается на их нравственном развитии, с другой — даже достаточно высокий уровень моральных представлений о труде не всегда соответствует поведению детей, их поступкам. Оче­видно, причину таких противоречий нужно искать в том, какие средства, методы и приемы использовались при формировании у детей моральных представлений, способствующих развитию у них эмоционально-положительного отношения к труду.

С развитием умения давать оценку и самооценку, осознанием мотивов поведения, воспитанием чувств у детей происходит форми­рование представлений о морали, развитие способности понимать внутренние причины поведения людей, нравственного сознания и самосознания, возникает определенное эмоционально-положитель­ное отношение к явлениям окружающей действительности.

А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский указывали на то, «что, чем младше ребенок и чем меньше у него возможности принять участие непосредственно в производительном труде, тем больший удельный вес в воспитательном процессе должно занимал, приобретение знаний о труде взрослых. Важно, чтобы ребята почувствовали величие труда человека».[2]

  На протяжении всего дошкольного периода ребят зна­комят с различными видами трудовой деятельности лю­дей, с профессиями. Вначале — это ознакомление с трудом работников детского сада, затем с деятельностью людей в ближайших учреждениях и на предприятиях. Это имеет важное значе­ние для формирования у дошкольников правильного пред­ставления о трудовых и общественных функциях людей, об отношении их к труду и друг другу.

Усвоение полученных знаний о морали взрослых в связи с трудом, перенесение их в жизненный опыт ребенка дошкольного возраста важно для развития нравственных качеств личности ребенка. Одно из главных знаний — знание о взаимопомощи. Оно связа­но с рядом понятий, характеризующих нравственность человека, таких, как товарищество, дружба, доброта, уважение и сострада­ние. Умение прийти на помощь, отзывчивость, чувство коллективизма связаны с уровнем развития самосознания лич­ности. Простейшие формы взаимопомощи у дошкольников выра­жаются в сочувствии сверстнику, заботе друг о друге, в чуткости, в проявлении желания помочь в чем-либо товарищу. В старшем возрасте взаимопомощь дошкольника основывается на осознанном принятии им общественных мотивов совместной деятельности, ответ­ственном отношении к трудовым обязанностям.     

У детей старшего дошкольного возраста представле­ния о взаимопомощи расширяются. У них уже формируются пред­ставления об общественной значимости труда, о том, что все взрос­лые помогают друг другу в труде; углубляются те представления, которые они получили в младшем возрасте. Параллельно с понятием о взаимопомощи у детей складываются представления о добросовестном отношении к труду, бережном — к результатам труда.

Воспитание добросовестного отношения к труду тесно связано с воспитанием у детей чувства долга, совести, что может выражаться в эмоциональной реакции, переживании ребенком оценки его пос­тупков со стороны взрослых. В зависимости от оценки, положи­тельной или отрицательной, у ребенка возникают чувства радости, гордости или, наоборот, неловкости, стыда.

Средства формирования у дошкольников моральных представлений о труде, способствующие воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к нему и развитию нравственных ка­честв личности, могут быть разными. Это и проведение с детьми наблюдений, экскурсий, этических бесед, и использование худо­жественных иллюстраций, картин, диафильмов, произведений художественной литературы, и организация совместной трудовой деятельности детей, а также взрослых и детей, и организация игровой деятельности. Читая детям, художественные произведенияо труде, вос­питатель решает сразу несколько важных обучающих и вос­питательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрос­лого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремить­ся, создавая себя. Поэтому назначение детской литературы не только в том, чтобы сообщить ребенку знания, например, о морали в связи с трудом, об окружающей трудовой действительности, но и в том, чтобы выработать определенное отношение и к этической норме, и к труду людей, и к самому себе.

Вывод:

задачи трудового воспитания:

1.Воспитание в детях уважительного отношения к тружени­ку и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества > развитие у дошкольников осознания важности труда для общества.

2.Обучение детей трудовым умениям, навыкам организа­ции и планирования своего труда, осуществлению самоконтро­ля и самооценки > фор­мирование у детей интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.

3.Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчиво­сти, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию> формирование у детей готовности к труду, развитию самостоятельности.

4.Воспитание нравственных мотивов деятельности, по­буждающих включаться в труд при необходимости > у ребенка появляется активное стремление к получению качественного результата, доставлять ему радость от собственного труда.

5.Воспитание гуманного отношения к окружающим и коллективной направленности личности дошкольника: уме­ния и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осо­знания себя как члена детского общества.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.