Педагогические основы трудового воспитания и трудовой социализации. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Педагогические основы трудового воспитания и трудовой социализации.

2020-11-19 137
Педагогические основы трудового воспитания и трудовой социализации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для решения первой задачи мною была проанализированапсихолого-педагогической литература таких авторов, как Р.С.Буре, Я.З.Неверович, Д.В. Сергеева, В.И. Логинова, Г.Н.Година, В.А.Сухомлинский, А.С. Макаренко, А.В.Запорожца и других. В.А. Сухомлинский писал «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком стане сегодняшний малыш».

Трудовое воспитание детей — это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных инте­ресов, уважения к труженикам и результатам их труда, уста­новления доброжелательных взаимоотношений между сверст­никами.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, по­буждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде — это очень ценные мотивы.

Проанализировав литературу, я пришла к выводу, что для развития нравственных качеств в труде используется множество различных приемов и методов: занятии, поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, дежурства, коллективный труд и другие. Труд детей в детском саду многообразен. Это -                                     позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Большое значение имеет правильная организация всех видов труда. А. С. Макаренко считал, «что только при хорошей органи­зации ребенок испытывает радость от труда. Четкий распорядок жизни означает, что ежедневно в соответствии с режимом отво­дится время на все виды труда, и они организуются таким об­разом, чтобы способствовать развитию навыков и умений тру­диться и воспитанию коллективных взаимоотношений в группе».[1]

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в при­роде и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на раз­ных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего ме­ста). Воспитательное значение самообслуживания заклю­чено в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязан­ность.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за воло­сами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для ре­шения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окру­жении сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает, в себе большие возможности для воспитания заботливого отноше­ния к сверстникам, но его результаты по срав­нению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны.

Осо­бенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют стара­тельность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке при­роды. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помо­гает педагогу решать задачи физического развития детей, совер­шенствования движений, повышения выносливости, развития спо­собности к физическому усилию.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных ма­териалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (ши­шек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использо­ванием меха, перьев, обрезков ткани.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитатель­ное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в   форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспита­тель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратко­временными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное дей­ствие) или более сложными, включающими цепь действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за поручен­ное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить во­левое усилие, чтобы довести до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Дежурства — форма организации труда детей, предполагаю­щая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их уча­стия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежеднев­но. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ста­вят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также пони­мание необходимости своей работы для всех.

Воспитатель учит детей согласовывать свои дей­ствия, определять, что надо делать, с учетом действий това­рища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет вы­полнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и си­лам приемам труда.

Растут тре­бования и к качеству работы дежурных, своевременному ее вы­полнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования.

В старшей группе появляется больше возможностей для ор­ганизации коллективного труда детей.     

Воспитатель разъясняет детям значение предлагаемой ра­боты, необходимость разделения их на несколько групп и дает каждой из них определенное задание. Намечая содержание кол­лективного труда, он учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет, как распределить их.

Воспитатель формирует у детей представление о том, что общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил свою часть каждый, сумел ли выполнить в одно время с другими. Так в общем труде создаются благоприятные условия для воспитания ответственности не только за себя, но и за товари­щей, умения подчинять свое желание требованиям коллектива.     

В процессе коллективного труда воспитатель уделяет боль­шое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подска­зывает, как надо поступить, учитывая ситуации. По окончании работы педагог подчеркивает преимущество коллективного труда, хвалит тех, кто трудился добросовестно.

В старшей группе детского сада перед педагогом стоят такие задачи, как воспитывать у детей любовь к труду. Приучать выполнять по­ручения старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участ­вовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться резуль­татов.

Вывод:

Трудовое воспитание является частью всестороннего вос­питания. Так, в процессе самообслуживания и хозяйствен­но-бытовых работ у ребенка воспитываются самостоятель­ность, культура внешнего вида, формируются мотивы, связан­ные с осознанием его важности. Работая в уголке природы или живом уголке, дети наблю­дают за развитием растений, животных, что обогащает знания, формирует представления о взаимосвязи всего живого; ребе­нок учится сравнивать, обобщать, делать простейшие умоза­ключения. Он начинает понимать, зачем необходимо ухажи­вать за растениями и животными. Ручной труд дает массу эстетических переживаний, побуждает к творчеству, по­зволяет детям доставить радость другим.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.