Глава 1. Теоретические аспекты трудовой социализации детей 4-5 лет — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Теоретические аспекты трудовой социализации детей 4-5 лет

2020-11-19 124
Глава 1. Теоретические аспекты трудовой социализации детей 4-5 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому частью дошкольного воспитания является трудовое воспитание детей, направленное на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к человеку труда, в том числе, способность учиться и переучиваться, стремление к творчеству, организаторские умения.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда нахо­дились в центре внимания педагогов и были предметом иссле­дований отечественных ученых в 30—80 годы XX века. Трудами таких педагогов и психологов, как Е. И. Радина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Я. 3. Неверович, Д. В. Сергеева и других к настоящему времени создана система трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы ра­боты педагогов.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к людям, самому себе, к труду. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости, закладывая основы тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу — формирование нового человека. Сейчас России нужны люди, способные самостоятельно принимать нестандартные решения, умеющие организовать, спланировать и при этом обладать такими важными качествами как настойчивость, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, чувство долга. Развитие этих качеств, как и всестороннее развитие личности в целом, обусловлено взаимодействие различных видов деятельности.

Значение труда, для развития личности подчеркивал Л.С. Рубинштейн, говоря, что человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом. Применительно к детям термин «труд» определяет круг занятий детей. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудовой деятельности, как средству развития самостоятельности ребенка. В настоящее время растет число экспериментальных исследований в данной области. Формы трудовой деятельности учащихся, изучавшееся Р. Буре, Л. Образцовой, Т. Чушаковой, А. Иватовой, В.Г. Нечаевой разнообразны. Сюда относится труд, связанный с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями, животными, работа на участке, выполнение заданий, развивающих ручную деятельность. Эти авторы рассматривают труд как средство  общего развития детей, расширения их интересов, проявления простейших форм сотрудничества, формирования таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д.

Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.

Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости - подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека.

Однако в современных условиях у родителей и общества в целом изменилось отношение к трудовой деятельности детей, дети всё больше становятся только потребителями труда взрослых, в жизнь входит понятие «педагогика услуг», в рамках которого педагог не может требовать от ребёнка участия в трудовой деятельности. Особенно затруднительной становится организация труда ребенка 4-5 лет. Во многих семьях дети данного возраста даже не привлекаются к труду по самообслуживанию. С осознанием этих проблем и связан выбор нами темы исследования.

Цель – разработать и апробировать систему работы воспитателя средней группы детского сада по трудовой социализации детей 4-5 лет.

Объект  - процесс трудовой социализации детей 4-5 лет в группе детского сада.

Предмет – средства трудовой социализации детей 4-5 лет в группе детского сада.

Гипотеза исследования: если педагог, во взаимодействии с родителями, использует систему разовых и постоянных поручений в группе, сочетает обучение трудовым навыкам с трудовой деятельностью, поощряет трудовую деятельность детей, то происходит условная трудовая социализация младших дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть педагогические основы трудового воспитания дошкольников.

2. Провести анализ решения проблемы организации трудового воспитания в ДОУ.

3. Выделить особенности, задачи и условия для трудового воспитания детей 4-5 лет.

4. Подобрать диагностических методики для определения уровня развития трудовых умений и навыков у дошкольников.

5. Разработать и апробировать систему работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста в ДОУ, выявить её эффективность.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

Описание системы работы воспитателя по трудовой социализации дошкольников 4-5 лет.

Формирующий этап исследования, в свою очередь, состоял из двухх этапов. 1 этап – Подготовительный.

Цель: подобрать эффективные условия для формирования положительных нравственных качеств в труде детей 5-6 лет.

Нами были определены цели и задачи трудового воспитания детей. Цель трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

-Формирование предпосылок трудовой деятельности: формирование трудовых навыков; формирование компонентов деятельности; формирование общественных мотивов труда.

-воспитание положительного отношения к труду взрослых: формирование интереса к труду взрослых; воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда; Воспитание стремления оказывать посильную помощь.

-Воспитание личности ребенка: воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность, инициативность); воспитание трудолюбия (привычка к трудовому усилию, готовность включатся в труд).

Для этого было определено примерное планирование воспитательно–образовательной работы по формированию положительных нравственных качеств в труде по всем видам труда детей 5-6 лет на месяц.        

Таблица 4.

Планирование работы по условной трудовой социализации детей.

Дни недели

Время в режиме

Дежурства  
 

Утро

Прогулка Вечер      

Я неделя

 
Понедельник

 

Поручения, свя­занные с трудом в природе Самообслужива­ние в процессе умывания Совместный труд детей и взрослых Поручения, свя­занные с трудом в природе Дежурства  
Вторник

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Поручения, свя­занные с трудом в природе Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Дежурства    
Среда

Совместный труд детей и взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Ознакомление с трудом взрослых Дежурства  
Четверг

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Прочие навыки самообслуживания Дежурства  
Пятница

Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с трудом в природе Совместный труд детей и взрослых Коллективный (фронтальный) хо­зяйственно-быто­вой труд

Дежурства

Я неделя

Понедель­ник

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Ознакомление с трудом взрослых Ознакомление с трудом взрослых

Дежурства

Вторник

Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Самообслужива­ние в процессе умывания Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания

Дежурства

Среда

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Прочие навыки самообслуживания

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Совместный труд детей и взрослых

Дежурства

Четверг

Совместный труд детей и взрослых

Поручения, свя­занные с трудом в природе Ознакомление с трудом взрослых

Дежурства

Пятница

Самообслужива­ние в процессе умывания

Коллективный (фронтальный) ручной труд Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Дежурства

 

Я неделя

Понедельник Самообслуживание в процессе одевания и раздевания Прочие навыки самообслуживания

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым

трудом

 

   

 

Дежурства

Вторник Совместный труд детей и взрослых

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Ознакомление с трудом взрослых  

Дежурства

Среда Поручения, связан­ные с хозяйственно-бытовым трудом

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Совместный труд детей и взрослых

Дежурства

Четверг Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Поручения, свя­занные с трудом в природе Самообслужива­ние в процессе одевания и разде­вания Дежурства  
Пятница  

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Самообслужива­ние в процессе умывания

Коллективный (фронтальный) хо­зяйственно-быто­вой труд Дежурства  

Я неделя

 
Понедельник

Поручения, свя­занные с трудом в природе

Совместный труд детей и взрослых

Самообслужива­ние в процессе одевания и раздева­ния Коллективный (фронтальный) труд в природе Ознакомление с трудом взрослых Дежурства  
Вторник

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом

Прочие навыки самообслуживания

Поручения, свя­занные с трудом в природе Совместный труд детей и взрослых Дежурства  
Среда

Самообслужива­ние в процессе умывания

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Ознакомление с трудом взрослых Дежурства  
Четверг

Ознакомление с трудом взрослых

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно-бытовым трудом Совместный труд детей и взрослых Поручения, свя­занные с трудом в природе Дежурства  
Пятница

Поручения, свя­занные с хозяйст­венно - бытовым трудом

Поручения, свя­занные с трудом в природе Прочие навыки самообслуживания Коллективный (фронтальный) ручной труд Дежурства  
             

Этап - основной.

Этот этап проводится с целью – повышения уровней положительных нравственных качеств в труде детей старшей группы. Для этого проводилась последовательная и систематическая работа в соответствии с разработанным планом. Был проведен ряд занятий, по темам: знакомство с трудом взрослых, коллективный хозяйственно - бытовой труд, труд с воспитателем, самообслуживание, труд в природе.

Чтобы дети имели представление о важности всех профессий и закрепили эмоционально – положительное отношение к трудящемуся человеку, было проведено занятие на тему «Зачем люди трудятся?» (см. приложение 11). В ходе, которого дети сначала вспомнили людей разных профессий и рассказали для чего нужен их труд, высказали свое отношение к человеку труженику. Затем дети представили себя в роли взрослых: кем они станут, как они будут работать, когда станут взрослыми. Вторая часть занятия была ярче воспринята детьми. Они охотно включались в воображаемую ситуацию и очень ярко описывали свою будущую работу и то, как усердно они будут трудиться.

В преддверии этого занятия были проведены занятия по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий. Это занятия: «Знакомство с трудом медицинских работников» (см. приложение 12), «Знакомство с трудом земледельцев» (см. приложение 13), «Знакомство с трудом работников леса» (см.приложение 14). В ходе занятий с детьми использовалось и художественное слово и картины, экскурсии, беседы. Дети активно принимали участие в этих занятиях, так же они обсуждали профессии своих родителей и охотно рассказывали о них. В играх использовали профессии, с которыми познакомились и даже старались имитировать некоторые атрибуты, связанны с определенной профессией.

В работе с детьми были использованы ситуации, например: «Учим следить за своим внешним видом» (см. приложение 15). Эта ситуация помогает развивать в детях самостоятельность, отзывчивость в помощи товарищу, уважение к товарищу, воспитывает бережное отношение к одежде и обуви, формирует привычку следить за своим внешним видом. Эта ситуация используется не однократно и дает свои результаты.

Занятие «Коллективный хозяйственно - бытовой труд по уборке помещения» (см. приложение 16). Это занятие очень интересно для детей, так как они не просто наводят порядок, а берут на себя роли рабочих и трудятся в младшей группе. Роли, которые дети берут на себя, помогают детям почувствовать ответственность за свое дело. Дети работают командой, и результат получается общим, это помогает научиться планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, приходить на помощь друг другу. Дети учатся оценивать труд своей бригады и коллектива в целом. Формируется убеждение детей в общественной значимости и необходимости бытового труда. Занятие очень познавательное по содержанию, но и трудно для детей и дети преодолевают свои трудности командой. Были дети, которые вначале не хотели трудиться, но, увидев активность своих товарищей, они стали активно включаться в труд. Детей притягивает интерес к труду в новой для них ситуации. В конце занятия они все собой горды и долгое время вспоминают и рассказывают всем о своих трудах, ожидая нового труда.

Для формирования стремления принимать участие в труде совместно с взрослым, было использовано занятие «Замена воды в аквариуме» (см. приложение 17). Совместная деятельность воспитателя и детей помогает воспитать в детях ответственность, активность, инициативность, самостоятельность и другие нравственные качества. Это занятие дает детям возможность почувствовать себя ответственным за выбранное дело. В конце дети видят результат своего труда и им очень приятно смотреть на чистый вымытый аквариум, дети испытывают чувство гордости.

Так же было проведено занятие «Мы дежурные» (см. приложение 18). Дети уже знакомы с обязанностями дежурных, но здесь они углубляют свои знания и примеряют, новы роли. В ходе занятия дети обсуждают все свои действия до мелочей, тем самым, проверяя свои знания и получая новые, запоминая новые обязанности дежурных по уголку природы, выражают свое отношение к дежурству, принимают правила и определяют порядок проведения дежурства.

С целью развития ручного труда используется занятие «Как отремонтировать книгу» (см. приложение 19). В ходе занятия дети получают знания, как правильно отремонтировать книгу и применяют их на практике, а так же воспитывают в себе бережное отношение к ней.

Так же был проведен ряд бесед с детьми для организации повышения уровней положительных нравственных качеств в труде. Были проведены беседы на различные темы: «Откуда хлеб пришел» (см. приложение 20), «Что значит быть добрыми?» (см. приложение 21), «Расскажите о животных, которые живут в твоем доме» (см. приложение 22), «Как надо относиться к книгам» (см. приложение 23). В подготовке к этим беседам с детьми были прочитаны различные рассказы на заданные темы. Так же были проведены экскурсии в библиотеку, и в хлебный магазин. Дети на экскурсиях были внимательны и активны, затем долго их обсуждали. Во время проведения бесед, знания которые дети получили в результате предварительной работы, были использованы, дети вспоминали все, что слышали на экскурсиях, что узнали, выражали свое отношение к обсуждаемой теме. Некоторые дети еще и дома провели беседы со своими родителями.

Затем мы с детьми познакомились с пословицами и поговорками, которые мы обсудили и постарались заучить. Пословицы и поговорки о труде:

        Что посеешь, то и пожнешь.

        Не бравшись за топор, избы не срубишь.

        Руки не протянешь, так с полки не достанешь.

        Терпение и труд —все перетрут.

        Одни с сошкой — семеро с ложкой.

        Пошло дело на лад — и сам ему рад!

        Обещал — сделали, дал слово —держи.

        Поспешишь —людей насмешишь.

        Без волнения и заботы нет радости от работы.

        Звону много, да толку мало.

        Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

        Семь раз отмерь —один раз отрежь.

        Землю красит солнце, а человека труд.

        Скучен день до вечера, коли делать нечего.

        Лень, отвори дверь! Сгоришь! — Хоть сгорю, да не отворю.

        Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

        Один собирает, другой зевает.

        Не потрудиться, так и хлеба не родится.

        Глаза страшатся, а руки делают.

        Работай до поту, так и поешь в охоту!

        Белые ручки чужие труды любят.

        У него лень за пазухой гнездо свила.

        Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть.

        Муравей не велик, а горы копает.

Иногда дети, прослушав некоторые сказки и рассказы, употребляли поговорки для выражения своего отношения к персонажам. Особенно активно и эмоционально пользуются пословицами и поговорками девочки.

В процессе работы детям предлагались разнообразные игры, связанные со знаниями профессий и их содержанием, необходимыми инструментами, а так же с трудовыми знаниями. Например, игра «Угадай, что я делаю?» (см. приложение 24). Дети очень эмоционально воспринимают эту игру им интересно отгадывать и особенно имитировать движения. С каждым разом дети стараются, как можно точнее передать все движения и выбрать трудовое действие, которое будет труднее отгадать остальным.

Игры «Назови профессию» (см. приложение 25), «Угадай профессию» (см. приложение 26). Эти игры учат детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими, и расширять представления детей о профессиях. Дети играют в эти игры с легкостью и интересом. Через некоторое время дети играют в них без помощи воспитателя, они с интересом показывают друг другу картинки и называют виды транспорта, таким образом, тренируя друг друга в знаниях профессий.

Игра «Кому без них не обойтись?» (см. приложение 27). Эта игра помогает детям закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. В игре дети постоянно думают, определяют, кому необходим какой- либо инструмент и стараются назвать как можно быстрее необходимую профессию. В эту игру дети любят играть в свободное время.

Детям особенно интересна игра, где они играют, разделившись на команды, и результат выигрыша зависит от всей команды в целом. Дети здесь активны и находятся в постоянном поиске правильных ответов, они очень сосредоточены и внимательны. Такой является игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (см. приложение 28). Эта игра очень понравилась детям. Когда игра закончилась, все были веселы и довольны.   

Тема «Знакомство с трудом

Медицинских работников»

 

Программное содержание. Познакомить детей с медицинским ка­бинетом, его оснащением, оборудованием (ростомер, весы). Дать пред­ставление о работе врача и медсестры, воспитывать уважение к их труду. Способствовать снятию тревожности при посещении медицин­ского кабинета и страха перед лечением. Развивать наблюдательность, стремление и умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.

 

 

                                                 Ход работы

Воспитатель собирает всех детей и загадочно сообщает, что сей­час они пойдут на экскурсию в очень нужный кабинет, а в какой — секрет. Пройдя с ребятами к кабинету, произносит:

                            Тише, тише, не шумите

                            И на двери поглядите.

                            Красный крест. Что за секрет?

                            Это значит за дверями...

                            Ну-ка, в двери постучите.

                                             (Медицинский кабинет)

                            — Можно, можно, заходите!

                           Что случилось, неужели

                            Все детишки заболели?

В чтении стихотворения участвуют врач и медсестра. Свои дейст­вия они демонстрируют спокойно, медленно объясняя и показывая оборудование кабинета.

                           — Не волнуйтесь, доктора,

                            Это наша детвора

                            Будет вас сейчас просить

                            Кабинет ваш посетить.

 

                            — Очень рады, заходите!

                            Как «живем» мы, поглядите.

                            Мы с коллегой доктора,

                            А вот Танечка. Она...

                                             (Медицинская сестра)

                            Это шкаф, в нем инструменты,

                            Вот бинты, медикаменты,

                            И кушетка здесь стоит,

                            На нее кладем того мы,

                            У кого живот болит.

                                

                            А вот это ростомер.

                            Давай, Саша, например,

                            Твой сейчас измерим рост.

                            Механизм работы прост.

                                

                            Для чего у нас весы?

                           Ясно, что не для красы.

                            Вес узнать вы свой хотите?

                            Так давайте, подходите!

 

                            Будем мы теперь лечиться.

                            Кто зеленки не боится?

                            Ну-ка, Таня—медсестра,

                            Нам лечить ребят пора.

                            Посмотрите, поищите,

                            Хоть царапинку найдите.

                            Может, кто коленку сбил,

                            Может, прыщичек вскочил?

 

                            Таня всем болячки смажет.

                            Нет их? Тоже не откажет.

                            Вы ладошки протяните

                            И горошинки возьмите.

Детям дают витамины. Они благодарят врача и медсестру, проща­ются и уходят. По пути педагог спрашивает у ребят: «Где вы были? Что видели?» Дети отвечают, показывают друг другу точки зеленки на своих ладошках.

Придя с ребятами на участок, воспитатель помогает им организовать игру «Больница», в процессе которой у детей закрепляются знания о на­значении медицинских инструментов (шприц, градусник, пипетка, мо­лоточек), названиях некоторых лекарственных средств (таблетки, мазь, микстура, йод, зеленка, витамины), перевязочных материалов (вата, бинт).

После сна или вечерней прогулки воспитатель читает детям сказ­ку К.Чуковского «Айболит».

                                                                                                   Приложение 12.

Добрый лес

Что нам дарит добрый лес,                 Что нам дарит добрый лес,

Где деревья до небес?                            Где деревья до небес? 

Воздух чистый, ароматный,                  Дружную семью грибов:

Шепот листьев непонятный.                 Толстяков - боровиков,

Трели птичек незнакомых,                    И волнушек-веселушек,

Стрекотанье насекомых.                        И лисичек-огневушек,

Чудных красок волшебство,                  Сыроежек, и маслят,

Страшных сказок колдовство.               Рыжих рыжиков отряд.

 

Что нам дарит добрый лес,                    Что нам дарит добрый лес,

Где деревья до небес?                             Где деревья до небес?

Ягод полные лукошки —                       И травинки, и листочки,

И брусники, и морошки,                        Шишки, желуди, цветочки,

Голубики, и черники,                             Бересту, да веточки

Земляники, ежевики.                              Для забавы деточкам.

Да орехов лесных                                   Чтоб поделки мастерили

В кузовах расписных.                            И друзьям своим дарили.

 

Растет население планеты. Все больше земли приходится отводить под сельское хозяйство, поэтому лес вырубают и используют освобо­дившиеся земли для пастбищ, где пасут скот; для полей, где выращи­вают хлеб, овощи; для садов и виноградников. Маленькие деревни превращаются в села, села — в города. Люди строят дома и необходи­мые для жизни постройки, вокруг крупных городов отводятся боль­шие площади под дачные участки. В лесах прокладывают железные дороги, находят полезные ископаемые, начинается их добыча, а зна­чит, и развивается производство. Все это необходимо людям. Однако лесов становится все меньше и меньше.

Лес необходимо беречь. Есть на земле очень важные и нужные профессии людей, которые защищают и сохраняют лес. Это — ученые-биологи, лесничие, лесники и другие работники леса. Специалисты осматривают деревья, отмечают те, которым необходима помощь: спи­ливают засохшие ветки, обрабатывают дупла, вырубают сгнившие или больные деревья, обрабатывают участки, где нужно произвести моло­дые посадки, очищают лес от мусора. Ученые-биологи изучают болез­ни растений и занимаются их лечением. Но чтобы понять и опреде­лить ту или иную болезнь дерева, нужно уметь чувствовать настроение каждого из них. Внимательно послушайте стихи:

      Береза                                                                Ива

Белоснежный сарафан,                                      Ивушка плакучая

Строгая прическа.                                               У реки стоит.

Первая красавица —                                           И с крутого берега

Русская березка.                                                  На воду глядит.

В ярком кружеве листвы                                    Что ты плачешь, ивушка,

Летний день встречает                                        Что ты слезы льешь?

И кудрявой головой                                             С кем ночами темными

Весело качает.                                                       Разговор ведешь?

 

Липа                                                                     Рябина

Стоит красавица-липа,                               Стройная рябинка

Вся солнечным светом облита,               Ветками качает.

Медовым запахом дышит                        Шаловливый ветер

И плавно ветвями колышет.                    С радостью встречает.

Всем дарит покой, и радость,                       Растрепались кудри,

И отдыха летнего сладость.                     Щечки заалели: —

Сама, словно лето красное,                      Хороша я осенью —

И пышная, и прекрасная.                         Не люблю метели!

 

Сосна                                                                        Ель

Что грустишь ты, сосенка,                          Ель-красавица танцует

На высоком склоне?                                    На лесной опушке,

Что иголки сыплешь                                   А вокруг нее играют

Прямо мне в ладони?                                 Елочки-подружки.

Ничего, что лето быстро пролетело,        Нарядились шишками,

Золотая осень свою песню спела.            Яркими иголками.

Улыбнись, не надо                                     Шубки белоснежные

Так грустить об этом!                                Примеряют елки.

Ты всегда красива —

И зимой, и летом.

 

 

После прочтения каждого стихотворения педагог предлагает детям выделить характерные особенности той или иной породы деревьев. Дети могут назвать и другие особенности деревьев, замеченные ими.

 

 

                                                                                                    Приложение 14.

По уборке помещения»

Программное содержание. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, явля­ется частью общего дела коллектива. Формировать привычку поддер­живать чистоту и порядок. Закреплять умение планировать деятель­ность, распределять между собой обязанности. Учить давать оценку деятельности своей бригады и коллектива в целом. Формировать убеж­дение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

 

                                                 Ход работы

Воспитатель объявляет ребятам, что в их группе открывается служ­ба быта. Показывает запакованный сверток и предлагает развернуть его. В свертке дети находят красивые фартуки и пилотки, украшен­ные эмблемами (например «Солнышко»). Педагог поясняет, что это спецодежда для работников службы быта, и предлагает придумать на­звание фирмы.

К детям приходит Почтальон (взрослый). Он интересуется, не здесь ли открылась новая служба быта, и вручает детям письмо-заявку. Ре­бята распечатывают письмо, обнаруживают в нем пять листочков с рисунками и надписями.

Воспитатель предлагает детям разобраться в заявках (например, изображен стол и стул, на столе тазик, мыло и тряпочка; под картин­кой надпись печатными буквами: помыть столы и стулья). Воспита­тель читает: «Службе быта от няни второй младшей группы. Заявка на уборку групповой комнаты».

Педагог интересуется, все ли дети хотят работать в службе быта (обычно никто из ребят не отказывается), и предлагает надеть спец-одежду. Выбирает 3 ребят (по числу заявок), заявки-картинки пере­ворачивает рисунками вниз и предлагает каждому ребенку вытащить один листок.

— Вы сегодня бригадиры, а это —заявки на работу вашей брига­ды. Выбирайте себе в бригаду по три-четыре человека, обсудите вме­сте, какое оборудование и сколько (тазы, тряпочки, хозяйственное мыло, ведерки, клеенка) вам нужно взять с собой для выполнения данной работы.

Дети вместе с воспитателем приходят на место работы. Их встре­чает хозяйка — нянечка второй младшей группы и спрашивает:

— Кто будет работать здесь, и наводить порядок в шкафах с иг­рушками? Какая бригада будет заниматься стиркой в умывальной ком­нате, где подготовлено белье? Кто будет протирать подоконники, и мыть поддоны? Какая бригада будет чистить механическими щетками ко­вры, свертывать их, освобождая пол для мытья? Кто будет мыть, и протирать столы и стулья?

Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись веселой, задорной музыки. Воспитатель дает ребятам советы, помогает в организации, напоминает порядок работы. Например, чтобы навести порядок в шка­фу с игрушками, надо скатать и убрать ковер, придвинуть столы и разместить на них все игрушки из шкафов. Постелить клеенку на пол, чтобы не замочить паркет. Нельзя мыть и протирать слишком мок­рой тряпкой игрушки, которые могут от влаги испортиться (картон­ные, из ткани или меха) и т. д.

Педагог наблюдает за деятельностью детей, следит за их действи­ями по отношению друг к другу. Например, девочка несет тазик с во­дой и при этом грубо и сердито покрикивает:

— Отойдите! Не видите, что я таз несу!

— То же самое можно сказать вежливо, — говорит педагог.

    Или кто-то из ребят нечаянно пролил воду, а другой ребенок ста: вытирать. Педагог обращается к девочке:

— Наташа, ты молодец. Теперь никто не поскользнется, а то мож­но не заметить и упасть.

По окончании работы воспитатель просит навести порядок на ра­бочих местах, прополоскать тряпочки, протереть тазы, ведра. Пред­лагает детям пройти и посмотреть на результаты работы: «Чья брига­да наводила здесь порядок? Как вы работали, какие трудности были'" Все ли вы успели сделать? А вам, ребята, нравится работа ваших то­варищей?» Педагог подводит детей к выводу: «Каждый делал свое ма­ленькое дело, но все вместе сделали большое, общее дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Рады будут малыши!»

Воспитатель спрашивает у няни, довольна ли она работой служ­бы быта «Солнышко». Предлагает принять работу, поставить свою под­пись на каждой заявке и написать добрые пожелания. Провожая ре­бят, няня благодарит их и выражает надежду, что служба «Солнышко» будет продолжать свою деятельность, и просит разрешения подать за­явку в другой раз:

                                   Ваша фирма непроста,

                                   «Солнышком» зовется,

                                   Потому что красоту

                                   Создавать берется.

 

                                   И так чисто все вокруг

                                   Дети убирают,

                                   Что от их труда везде

                                   Солнышки сияют.

 

 

                  


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.