Характеристика совестного акта — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Характеристика совестного акта

2021-01-29 109
Характеристика совестного акта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поступок «по совести» позволяет человеку пережить изумитель- ное и таинственное душевное состояние, раскрывает перед на- ми истинную духовную свободу. В этот момент человек начина- ет постигать духовную свободу не с чужих слов, не отвлеченным рассудком, а собственным опытом. «Человек, верно переживший совестный акт, завоевывает себе доступ в сферу, где долг не тяго- стен, где дисциплина слагается сама собой, где инстинкт прими- ряется с духом, где живут любовь и религиозность» (Ильин, 1993, с. 179).

Совесть живет в каждом человеке, даже в самом мрачном и ожес- точенном, и она приводит человека к покаянию, но для этого надо отдаться совести, подчиниться ее действию в совестном акте.

«Беда современного человека в том, что он „научился относить- ся критически“ к освященной, иррациональной глубине совести, ограждая себя от ее голоса. В среде современной интеллигенции ца- рит не высказываемое, но молчаливо подразумевающееся и все бо- лее укореняющееся воззрение, будто „умному“ человеку, собствен- но говоря, решительно нечего делать с совестью, у него много дел поважнее: ему надо приспособиться к сложным законам общест- венности, хозяйственности и политики для того, чтобы научить- ся комбинировать эти законы в свою собственную пользу и на этом построить свое благополучие. Такому дельцу невдомек, что совесть нужна каждому человеку, и не только в важные, поворотные мину- ты его жизни, но и в ежедневных делах и в обыденных отношениях; и то, что не тронуто ее лучом, – оказывается не только недоброка- чественным в смысле духовной ценности, но и жизненно непроч- ным, некрепким, в высшей степени подверженным распаду и в лич- ной, и в общественной жизни» (там же, с. 180).

Нельзя рассматривать совесть только с позиции «укора совести». Доведенная до крайности, такая позиция может привести к подав- лению совести, а вместе с ней и самой идеи добра, доброты и добро- детели. Душа в этом случае становится циничной, черствой, холод-


ной. Человек, которому не удается поднять себя до совести, начинает опускать ее до себя. Переживание совести как укора может привес- ти или к вытеснению совестного акта, или к снижению совестного акта до себя (там же, с. 181–182).

Весьма опасен путь интеллектуализации совестного акта, за- ключающийся в попытках его логического обоснования. Ум может заслонить совесть, закрыть ее моральной казуистикой, увести от со- вершения совестного акта.

Как мы уже отмечали, совестный акт должен осуществляться свободно. И если человек обращается к своей совести, то он должен это делать не в качестве исследователя, а в качестве деятеля. Человек должен жить совестно, он должен предстать перед своей совестью, увидеть в ней себя для совершения дела. Человек должен обращаться к совести с вопросами о своей личной жизни и деятельности, совесть подсказывает нравственно лучшее в данном жизненном положении. Совершение совестных поступков может постепенно привести к то- му, что утратится грань между совестью и самим человеком, человек перестанет противопоставлять совесть своему «я», а «я» – своей со- вести, зовы совести станут желаниями человека.

 

Природа совестного акта

Для начала отметим, что нравственные нормы, мораль определяют поведение человека, выступая или как стимул, или, если они стали личностно значимыми, как мотив. В первом случае человек «сверя- ет», сопоставляет свое поведение с моральными нормами и стара- ется их выполнять из страха осуждения или наказания. Во втором случае нравственные нормы служат мотивом поведения. Нам важно отметить, что и в том, и в другом случае присутствует акт соотнесе- ния поведения и моральных норм и что моральная норма побуждает и направляет поведение в первом случае опосредованно, во втором случае прямо. Но мы знаем, что деятельность и поведение не только мотивируются, но и корректируются на основе самоконтроля. Лич- ность производит самооценку совершаемых поступков. Этот нравст- венный самоконтроль происходит путем соотнесения нравственных параметров поведения с моральными нормами. В том случае, когда моральные нормы стали личностно значимыми, человек самосто- ятельно формирует для себя нравственные обязанности и требует от себя их выполнения.


Заметим, что нравственные нормы становятся личностно значи- мыми только у части общества, для большинства это внешний сти- мул, определяющий характер поведения. В этих условиях природа должна была позаботиться о дополнительных гарантиях морально- го поведения. Таковым гарантом стала совесть.

Моральный самоконтроль часто констатирует расхождение реаль- ного поведения с нравственными нормами, но не приводит или в боль- шинстве случаев не может привести к изменению уже совершенного акта поведения. Тогда наше сознание констатирует факт расхожде- ния поведения и нравственной нормы, и, таким образом, формиру- ется негативный градиент оценки собственного поведения. Причем это характерно для обеих ипостасей нравственной нормы – стиму- ла и мотива. Негативный градиент оценки начинает проявляться как некоторая оценочная мотивация в отношении самого себя. Лю- бая мотивация порождает соответствующее мотивационное состо- яние, которое субъективно проявляется в особом чувстве неудовле- творенности или удовлетворенности собой – в совести. Учитывая это, можно предположить, что физиологическая основа совести близка к физиологической основе биологической мотивации (Су- даков, 1971). Нейропсихологические и нейрофизиологические дан- ные о воздействии сознания на подкорковые процессы позволяют высказать эту гипотезу.

Совесть характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для се- бя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков (Ильин, 1993, с. 179). Совесть выступает в форме внутреннего императива, опреде- ляющего поведение человека при достижении самых различных це- лей. И если в морали отражаются потребности человека и общества на основе исторического опыта многих поколений, то совесть всегда индивидуальна; она лежит в основе не только рационального осо- знания нравственного значения совершаемых действий, но и эмоцио- нальной (чувственной) оценки этих действий. Именно чувственная составляющая совести выступает в роли мотивации. В совести мо- рально должное и фактически принятое совпадают далеко не все- гда и не полностью.

Совестный акт возникает бессловесно, из иррациональной глу- бины души. «Совесть есть состояние нравственной очевидности» (там же, с. 192). Это очень точное определение – именно нравствен-


ная очевидность, а не рассудочное решение. Совестный акт выступа- ет как сильнейшая мотивация конкретного нравственного поступка и переживается как сильнейшее чувство. В то же время совестный акт есть проявление свободной воли, волевое действие.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.