Функциональные проявления совести — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Функциональные проявления совести

2021-01-29 89
Функциональные проявления совести 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Представленный выше анализ показывает, что в большинстве случаев ученые говорят о том, что совесть, во многом определяет как само поведение, так и его оценку, что совесть составляет часть целого, которое обозначается как душа человека. В стороне оста- ется проблема онтологии самой совести. А без этого невозмож- но спланировать исследование того, что есть совесть, разработать подходы к диагностике совести, ее представленности в структуре личности.

Попробуем наметить пути к решению обозначенных проблем. Проведенный анализ позволяет выделить следующие качества со- вести:

• это качество, определяющее способность следовать нравствен- ным нормам;

• это качество, определяющее справедливость своих поступков и поступков других;

• это качество, тесно связанное с переживаниями на основе оцен- ки с позиции совести;

• совесть может сама себя рефлексировать, оценивая поступки че- ловека;

• совесть есть устойчивое основание личности в процессе ее вза- имодействия с другими людьми;

• совесть зависит от истории субъекта;

• совесть связана с деланием добра, с правильным суждением о том, что есть добро;

• совесть дана от природы, но проявляется с возрастом;

• совесть верующего базируется на нравственных качествах, ко- торые выступают в роли абсолютных ценностей;

• совесть проявляется как осознание отступления от абсолютных нравственных ценностей;

• совесть представляет собой нравственную самооценку;

• совесть – это проявление страха Божья;


• совесть – это проявление страха перед законом;

• совесть – это любовь к ближнему, альтруизм и жертвенность;

• совесть – это проявление веры в человеке;

• совесть – это стремление к истине и добродетели;

• совесть – это проявление духовности человека;

• совесть – это способность осознавать грех;

• совесть является проявлением усвоения светской морали и граж- данских идей: свободы, равенства, справедливости, патриотиз- ма, гражданского долга, которые стали личностно значимыми;

• совесть проявляется в закрытом обществе;

• совесть – это мотив и цензор поведения, совесть побуждает и направляет, производит самооценку совершаемых поступков, нравственный самоконтроль;

• совесть – это мотивационное состояние, которое субъективно проявляется в особом чувстве неудовлетворенности или удовле- творенности собой;

• совесть – внутренний императив, определяющий поведение че- ловека;

• совесть проявляется на иррациональной глубине;

• совесть – качество, противостоящее эгоизму;

• совесть выступает как отражение идеала человека, как отраже- ние сферы смыслов человека;

• совесть как проявление интеллекта и духовности;

• совесть включает в себя моральную норму, эмоцию и ум;

• совесть предполагает принятие морали как личностно значи- мой, мораль работает в подсознании и становится ведущим по- буждением;

• совесть выступает как мотив и как цель (сознательный выбор), в которой проявляется ум и воля.

 

Формальная модель совести

Приведенные качественные характеристики совести дают основа- ние к построению ориентировочной модели такого сложного явле- ния, как совесть.

Первый вопрос, который здесь возникает, – это отношение со- вести и нравственных качеств человека. Каков должен быть харак- тер нравственных качеств? Можно ли совесть свести к моральным качествам, к их системному проявлению?


Очевидно, опираясь на приведенные выше рассуждения Соловь- ева, позицию Фрейда о нравственной ненадежности человека, текст Библии и работы отцов церкви, постоянно обращающихся к грехов- ности человека, можно сказать, что совесть не сводится к знанию нравственных норм. Недаром Аристотель указывал на природную основу совести. Но возникает вопрос: «Является ли знание нравст- венных норм частью совести? Или это только предпосылка совес- ти?» «Является ли моральное поведение тождественным поведению по совести?». Попробуем разобраться с этими вопросами.

Прежде чем приступить к поиску ответов, сделаем небольшое отступление. В норме поведение организуется на основе доминиру- ющей мотивации, определению которой предшествует борьба мо- тивов. Исследован и механизм биологической мотивации (Судаков, 1971). Отметим следующие специфические свойства мотивацион- ного возбуждения: а) оно отражает жизненно важную потребность организма; б) определяется активное отношение организма к раз- дражителям внешнего мира; в) приводит в действие прежний опыт по удовлетворению соответствующей потребности и тем самым спо- собствует целенаправленной организации поведения. Эксперимен- тальные данные показывают, что корковые нейроны, наряду с полу- чением и обработкой информации об исходном состоянии организма и окружающей его среды, сами оказывают активное воздействие на инициативные центры гипоталамуса, регулирует силу тониче- ских напряжений последних. Благодаря этим влияниям при опре- деленных условиях между корой головного мозга и подкорковыми образованиями могут устанавливаться циклические (ревербераци- онные) взаимодействия, биологический смысл которых может за- ключаться в поддержании длительных тонических напряжениях корковых элементов (там же, 123–124).

Отмеченные нисходящие воздействия могут в ряде случаев спо- собствовать формированию мотиваций, запускающихся источни- ком раздражений, находящихся вне организма.

Заметим также, что возникающее мотивационное состояние, сопровождается эмоциями удовлетворения или неудовлетворения. Обычно возникновение потребности сопровождается эмоциями от- рицательного характера, а ее удовлетворение связано с положитель- ными эмоциями. Отрицательные эмоции мобилизуют усилия на удо- влетворение актуальной потребности, положительные эмоции как бы санкционируют успех деятельности, направленной на удовлетворе-


ние потребностей, а также фиксируются в памяти и впоследствии как своеобразное «представление» о будущем возникает всякий раз при появлении соответствующей мотивации (Анохин, 1968, 1975).

Приведенные данные, раскрывающие биологический механизм мотивации и организации поведения, на наш взгляд, помогают вы- сказать ряд гипотез по вопросам, поставленным выше, связанным с организацией морального поведения. При этом мы понимаем огром- ную разницу поведения, основанного на биологических мотиваци- ях, и поведения, основанного на моральных нормах и нравствен- ных качествах человека.

Во-первых, необходимо отметить, что любое поведение, в том числе и моральное, имеет нейрофизиологическую основу. Какова эта основа, мы не можем сказать, но можем предположить, что мораль- ное поведение не может обходиться без мотивации и эмоции. Что же служит мотивацией в моральном поведении? Очевидно, что знание моральной нормы не может служить мотивом. В этом случае в ка- честве побудителя поведения выступает закон или социальная нор- ма поведения, страх наказания или страх общественного (или инди- видуального) осуждения. В случае общественного осуждения очень важно, чтобы оно исходило от значимой для субъекта группы. У ве- рующего в качестве такого стимула выступает страх Божий.

За нравственными качествами в совестном акте стоят опреде- ленные формы поведения, в основе которых лежат моральные нормы. Моральные нормы, реализованные в определенных устойчивых формах поведения, воспринимаются как нравственные качества личности. Моральные же нормы выступают в роли мотивов поведения, когда они связаны с верой, с определенной социальной оценкой или зако- ном. Иными словами, моральные нормы выступают в роли мотивов поведения, когда они ставятся абсолютными ценностями личности. Именно в этом случае мы можем говорить о совестном акте, о пове- дении, побуждаемом совестью.

Совестный акт можно рассматривать как внутреннюю деятель- ность, связанную с оценкой своего поведения, как своеобразную совестную рефлексию. Совесть побуждает к деятельности, санкцио- нирует деятельность и оценивает ее. Совесть тесно связана с нравст- венными нормами, которые превратились для личности в абсолют- ные ценности, стали ее нравственными качествами.

Для того чтобы нравственные нормы стали мотивами поведе- ния, они должны стать личностно значимыми, обрасти человечески-


ми страстями, наполниться жертвенностью, воплотиться в поступ- ках. Они должны быть связаны с чувством любви, справедливости и добра.

Вышесказанное позволяет утверждать, что только при опреде- ленных условиях нравственные качества могут служить основой со- вести, таким условием становится необходимость того, чтобы эти качества приобрели для личности значимость абсолютной ценнос- ти, составили интраиндивидуальную структуру совести.

В определенном смысле мерой этих ценностей может выступать эмоциональная реакция на соблюдение или несоблюдение нравст- венных норм в поведении. Совесть выступает в единстве поступка и его переживания. При этом переживание будет носить или поло- жительную, или отрицательную форму.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.