Понятие совести у античных философов и в Библии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие совести у античных философов и в Библии

2021-01-29 147
Понятие совести у античных философов и в Библии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совесть является одним из важнейших понятий в системе нравст- венных категорий. Так, уже у Платона мы встречаем понятие «со- вестливый» (dodos), значение которого включает «добровольный отказ от дерзости, явно справедливый и направленный к наилуч- шему; добровольное восприятие наилучшего, стремление избежать справедливого порицания» (Платон, 1986, с. 429). Данное понятие


употребляется как прилагательное, как характеристика человека. Мысль еще не обращается к сущности самого явления, сущности того, что есть совесть. При этом «совестливый» определяется через

«дерзость», «наилучшее», «порицание». «Дерзость» же определяет- ся как направленность, ведущая к бесчестию. Таким образом, «со- вестливый» можно понять как качество человека, проявляющееся в поступке, который оценивается как справедливый, не ведущий к бесчестию, как качество, лежащее в основе стремления избежать справедливого порицания за несправедливый поступок. При этом не- обходимо иметь в виду, что «справедливость» понимается «как уми- ротворенность души в самой себе и упорядоченность частей души как друг по отношению к другу, так и в целом; распределительная способность, уделяющая каждому свое по достоинству; способность, благодаря которой тот, кто ею обладает, предпочтительно избира- ет кажущееся ему справедливым, способность подчиняться в жиз- ни закону; равенство в общежитии; способность повиноваться пра- вильным законам» (там же, с. 428).

Древние греки высоко ценили совесть. Так, Ион Хиосский, ха- рактеризуя Ферекида Сиросского, пишет: «Мужеством был он ве- лик и совестью был он украшен» (Диоген Лаэртский, 1979, с. 101).

 

Аристотель (384–322 до н. э.)

Большое внимание совести уделял Аристотель (2002). Рассматривая совесть в системе других нравственных качеств, Аристотель отме- чал: «Так называемая совесть позволяет называть людей совестливы-


ми и имеющими совесть» (там же, 1143а, 20). Совесть – это правиль- ный суд доброго человека. Аристотель связывал совесть с качеством человека, делающего добро. «Доброго, – отмечал он, – мы считаем особенно совестливым, а иметь в иных вещах совестливость считаем свойством доброты» (там же, 1143а, 20). И далее: «Совестливость же – это совесть, правильно судящая о том, что есть доброе, а правильно она судит, когда это поистине [доброе]» (там же, 1143а, 20). Совесть, по Аристотелю, тесно связана с «рассудительностью» и «умом», ко- торые и позволяют судить, оценивать. Совесть является атрибутом добродетельных людей. Проявляется совесть в поступках. Следует также отметить, что совесть, соображение, рассудительность и ум, по Аристотелю, даны человеку от природы и проявляются эти ка- чества у человека с возрастом. Эти качества он относил к способнос- тям. «И если никто не бывает мудр от природы, – писал он, – то со- весть, соображение и ум (люди) имеют от природы» (там же, с. 171). При этом проявляются они в определенном возрасте. Нравствен- ные же добродетели рождаются привычкой и при соответствующем упражнении «приобрести их для нас естественно, а благодаря при- учению мы в них совершенствуемся» (там же, с. 64).

Таким образом, мы можем констатировать, что уже Аристотель рассматривал категорию духовных способностей, которые высту- пали как добродетели человека. Развитие добродетелей обусловле- но созреванием природных данных и приобретением нравственных устоев. Важнейшим признаком добродетельного поступка Аристо- тель считал эмоциональное отношение к нему деятеля: не является добродетельным тот, кто не радуется прекрасным поступкам.

Значительное внимание совести уделяется в христианской дог- матике. В тексте Библии в Новом Завете мы встречаемся с поня- тием «совесть» 25 раз. Совесть рассматривается как внутренний судья, оценивающий законность и нравственность поведения (от Ио- анна 8: 9), как внутренний нравственный ориентир, по которо- му человек должен жить, и этим ориентиром является Бог (Дея- ние 23: 1); как силу, защищающую от внешнего зла (1 Петра 3: 16); как свидетельство правильности, честности мыслей (к Римлянам 2: 15; 9: 1); как фактор, определяющий поведение (к Римлянам 13: 5); как нравственные критерии истинности знаний (1 Коринфянам 8: 7, 10); как внутренний ориентир оценки своего поведения (1 Ко-

ринфянам 10: 29); как источник оценки истины (2 Коринфянам 4: 2); как кладезь, хранящий таинство веры (1 Тимофею 3: 9); как показа-


тель чистоты человека (к Титу 1: 15); как источник честного поведения (к Евреям 13: 18).

Таким образом, мы видим, что поведение верующего челове- ка определяют христианские нравственные ценности, которые ба- зируются на вере. Эти ценности являются абсолютными, составля- ют духовную первооснову внутреннего мира человека. Отступление от этих ценностей воспринимается как грех. Совесть выступает как осознание отступления от абсолютных нравственных ценностей, связанных с Богом, с его заповедями, как нарушение религиозных предписаний, правил, в силу этого как предосудительный посту- пок, затрагивающий ценностную самооценку. Совесть, основанная на вере, имеет онтологическую сущность, так как она связана с осо- знанием своих сущностных качеств и необходимостью их сохране- ния. Совесть верующего – это не знание нравственных категорий, которыми необходимо руководствоваться в поведении, совесть ве- рующего – это сам верующий в своей нравственной христианской сущности.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.