Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-01-29 | 90 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основываясь на предложенной модели совести (3.3.6), как интраин- дивидуальной структуре нравственных качеств, отражающих абсо- лютные нравственные ценности человека, мы предприняли попыт-
ку провести диагностику данных качества (Лабуть, Шадриков, 2018). При этом мы далеки от утверждения, что данный подход позволит го- ворить о совести конкретного человека. Но это путь, по которому мы можем продвигаться, разрабатывая проблему диагностики совести.
Испытуемым предлагалось выразить свое мнение о трех ситуа- циях: в первой части испытуемым предлагалось оценить предлагае- мые утверждения по шести балльной шкале; во второй части – опи- сать идеального человека по 25 качествам; в третьей части – выбрать вариант действий (поступков) в десяти ситуациях (кейсах).
Ответы на предлагаемые утверждения позволили оценить инди- видуальные данные по пяти показателям: добродетельности, любви к ближнему, рефлексивности, эмпатии, свободе воли. С учетом то- го, что методика позволяла набрать максимально 180 баллов, можно рассчитать индивидуальные показатели представленности нравст- венных качеств, определяющих совесть по формуле (аналогичной расчету IQ):
ИПВНК – индивидуальный показатель представленности нравст- венных качеств; числитель – сумма баллов, набранных респонден- том по всем пяти индикаторам; знаменатель – максимальный балл по всем пяти показателям равен 180 баллам по данной методике.
Важно отметить, что выполнение второй части методики требо- вало обращения к памяти респондента и к представленности в па- мяти нравственных качеств.
Результаты данной части исследования показали, во-первых, что нравственные качества в портрете идеального человека занима- ют в среднем 40%; во-вторых, выполнение данной части встретило затруднение у значительной части респондентов, что было отмече- но в их отзывах о тесте.
|
Отметим еще раз, что диагностика отдельных качеств, отне- сенных нами к абсолютным ценностям, еще не позволяет дать от- вет о совести конкретного человека, но дает материал к размышле- нию на данную тему.
Глава 4
НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА НАРОДА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
ДУХОВНОСТИ
|
ная проблема. В конечном счете эта проблема заключается в пра- вильном понимании соотношения национального и общечело- веческого.
«Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и уми- рает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает, по-сво- ему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему говорит, де- кламирует и ораторствует, по-своему наблюдает, созерцает и создает живопись; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует, по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует… Он по-своему возносится и падает духом; по-своему организуется. У каждого иное чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале; иная по- литическая мечта; иной государственный инстинкт… Чувство люб- ви к родине уходит корнями в глубину человеческой бессознатель- ности, в жилище инстинкта и страстей», – писал В. О. Ключевский (1987, с. 212). В основе национального и духовного лежит особый ду- ховный путь. Быть патриотом, любить Родину – значит не просто любить национальный характер своего народа, но именно духов- ность его национального характера и в то же время национальный характер его духа.
Для того чтобы быть патриотом, любить Родину и слиться с нею чувством, волею и жизнью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески укрепить себя в силах и средствах этой послед-
|
Василий Осипович Ключевский (1841–1911)
ней, т. е., например, принять русский язык, русскую историю, рус- ское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозерцание и т. д. как свои собственные. (То же самое можно сказать и о любом другом народе.) Только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может раскрыть для се- бя общечеловеческие ценности. Только пробудившись и окрепнув в национальной духовности, он сможет найти доступ к создани- ям чужого национального духа. Только настоящий патриот не спо- собен презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Он любит и чтит в них духовность их национальной культуры. Каждый народ призван иметь свое са- мобытное, национально-духовное лицо.
Что же мы можем сказать в этом плане о русском народе?
В своих лекциях по русской истории В. О. Ключевский отмечал, что в XI–XII вв. складывается понятие «русская земля». «В этом мож- но видеть коренной факт нашей истории, совершившийся в те века: русская земля, механически сцепленная первыми киевскими князь- ями из разнородных этнографических элементов в одно политичес- кое целое, теперь, теряя эту политическую целостность, впервые на- чала чувствовать себя цельным народным или земским составом.
Последующие поколения вспоминали о Киевской Руси как о колы- бели русской народности» (там же, с. 212).
В этот период ни в одном литературном памятнике мы не встре- чаем выражения «русский народ». «Пробуждающееся чувство народ- ного единства цеплялось еще за территориальные пределы земли, а не за национальные особенности народа. Народ – понятие слиш- ком сложное, заключающее в себе духовно-нравственные призна- ки, еще не дававшиеся тогдашнему сознанию или даже еще не успев- шие достаточно обнаружиться в самом русском населении. Поэтому чувство народного единства пока выражается еще только в идее об- щего отечества» (там же, с. 213).
В XIII–XV вв. путем колонизации в Центральной и Северной Руси сложилось новое племя в составе русского населения, обра- зовалась новая народность – великорусская. Во второй половине XV в. великорусская народность оформляется в политическом пла- не в национальное великорусское государство с Москвой как поли- тическим центром.
|
Таким образом, мы можем констатировать, что основные нацио- нальные характеристики русского народа формировались в период XII–XV вв. Вместе с тем необходимо отметить, что они формирова- лись не на пустом месте, а наследовали многие черты племен и на- родов, из которых образовалась великорусская народность. В после- дующие века характер русского народа также нельзя рассматривать в музейно-этнографическом варианте, как застывший. Он развивал- ся, наполнялся конкретным нравственно-духовным содержанием, приобретал ярко выраженное национальное своеобразие.
Так в чем же заключается своеобразие русского народа, каковы его причины и есть ли оно? Вокруг этой проблемы много спекуля- тивных рассуждений. Часто действительные (сущностные) черты русского народа игнорируются или замалчиваются, но зато припи- сываются такие, которые меньше всего походят на национальные качества (свойства).
Предвосхищая дальнейшее изложение, позволю выделить неко- торые, на наш взгляд, наиболее существенные факторы, способст- вовавшие формированию русского характера, национальной специ- фичности русского народа:
• особенности исторического становления русского государства;
• природа страны;
• общинное землепользование (общинный уклад жизни);
• русское православие;
• многонациональный характер страны и освоение новых терри- торий.
Рассмотрим выделенные факторы более подробно.
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!