Диагностика индивидуальных качеств, определяющих совесть — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Диагностика индивидуальных качеств, определяющих совесть

2021-01-29 90
Диагностика индивидуальных качеств, определяющих совесть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основываясь на предложенной модели совести (3.3.6), как интраин- дивидуальной структуре нравственных качеств, отражающих абсо- лютные нравственные ценности человека, мы предприняли попыт-


ку провести диагностику данных качества (Лабуть, Шадриков, 2018). При этом мы далеки от утверждения, что данный подход позволит го- ворить о совести конкретного человека. Но это путь, по которому мы можем продвигаться, разрабатывая проблему диагностики совести.

Испытуемым предлагалось выразить свое мнение о трех ситуа- циях: в первой части испытуемым предлагалось оценить предлагае- мые утверждения по шести балльной шкале; во второй части – опи- сать идеального человека по 25 качествам; в третьей части – выбрать вариант действий (поступков) в десяти ситуациях (кейсах).

Ответы на предлагаемые утверждения позволили оценить инди- видуальные данные по пяти показателям: добродетельности, любви к ближнему, рефлексивности, эмпатии, свободе воли. С учетом то- го, что методика позволяла набрать максимально 180 баллов, можно рассчитать индивидуальные показатели представленности нравст- венных качеств, определяющих совесть по формуле (аналогичной расчету IQ):

 

ИПВНК – индивидуальный показатель представленности нравст- венных качеств; числитель – сумма баллов, набранных респонден- том по всем пяти индикаторам; знаменатель – максимальный балл по всем пяти показателям равен 180 баллам по данной методике.

Важно отметить, что выполнение второй части методики требо- вало обращения к памяти респондента и к представленности в па- мяти нравственных качеств.

Результаты данной части исследования показали, во-первых, что нравственные качества в портрете идеального человека занима- ют в среднем 40%; во-вторых, выполнение данной части встретило затруднение у значительной части респондентов, что было отмече- но в их отзывах о тесте.

Отметим еще раз, что диагностика отдельных качеств, отне- сенных нами к абсолютным ценностям, еще не позволяет дать от- вет о совести конкретного человека, но дает материал к размышле- нию на данную тему.


Глава 4

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА НАРОДА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ

ДУХОВНОСТИ

В
ажнейшим моментом воспитания в любом возрасте являет- ся приобщение к духу и культуре своего народа. Для нашей многонациональной страны это особенно важная и слож-

ная проблема. В конечном счете эта проблема заключается в пра- вильном понимании соотношения национального и общечело- веческого.

«Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и уми- рает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает, по-сво- ему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему говорит, де- кламирует и ораторствует, по-своему наблюдает, созерцает и создает живопись; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует, по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует… Он по-своему возносится и падает духом; по-своему организуется. У каждого иное чувство права и справедливости; иной характер; иная дисциплина; иное представление о нравственном идеале; иная по- литическая мечта; иной государственный инстинкт… Чувство люб- ви к родине уходит корнями в глубину человеческой бессознатель- ности, в жилище инстинкта и страстей», – писал В. О. Ключевский (1987, с. 212). В основе национального и духовного лежит особый ду- ховный путь. Быть патриотом, любить Родину – значит не просто любить национальный характер своего народа, но именно духов- ность его национального характера и в то же время национальный характер его духа.

Для того чтобы быть патриотом, любить Родину и слиться с нею чувством, волею и жизнью, необходимо ощутить духовную жизнь народа и творчески укрепить себя в силах и средствах этой послед-


 

 

Василий Осипович Ключевский (1841–1911)

 

ней, т. е., например, принять русский язык, русскую историю, рус- ское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозерцание и т. д. как свои собственные. (То же самое можно сказать и о любом другом народе.) Только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может раскрыть для се- бя общечеловеческие ценности. Только пробудившись и окрепнув в национальной духовности, он сможет найти доступ к создани- ям чужого национального духа. Только настоящий патриот не спо- собен презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Он любит и чтит в них духовность их национальной культуры. Каждый народ призван иметь свое са- мобытное, национально-духовное лицо.

Что же мы можем сказать в этом плане о русском народе?

В своих лекциях по русской истории В. О. Ключевский отмечал, что в XI–XII вв. складывается понятие «русская земля». «В этом мож- но видеть коренной факт нашей истории, совершившийся в те века: русская земля, механически сцепленная первыми киевскими князь- ями из разнородных этнографических элементов в одно политичес- кое целое, теперь, теряя эту политическую целостность, впервые на- чала чувствовать себя цельным народным или земским составом.


Последующие поколения вспоминали о Киевской Руси как о колы- бели русской народности» (там же, с. 212).

В этот период ни в одном литературном памятнике мы не встре- чаем выражения «русский народ». «Пробуждающееся чувство народ- ного единства цеплялось еще за территориальные пределы земли, а не за национальные особенности народа. Народ – понятие слиш- ком сложное, заключающее в себе духовно-нравственные призна- ки, еще не дававшиеся тогдашнему сознанию или даже еще не успев- шие достаточно обнаружиться в самом русском населении. Поэтому чувство народного единства пока выражается еще только в идее об- щего отечества» (там же, с. 213).

В XIII–XV вв. путем колонизации в Центральной и Северной Руси сложилось новое племя в составе русского населения, обра- зовалась новая народность – великорусская. Во второй половине XV в. великорусская народность оформляется в политическом пла- не в национальное великорусское государство с Москвой как поли- тическим центром.

Таким образом, мы можем констатировать, что основные нацио- нальные характеристики русского народа формировались в период XII–XV вв. Вместе с тем необходимо отметить, что они формирова- лись не на пустом месте, а наследовали многие черты племен и на- родов, из которых образовалась великорусская народность. В после- дующие века характер русского народа также нельзя рассматривать в музейно-этнографическом варианте, как застывший. Он развивал- ся, наполнялся конкретным нравственно-духовным содержанием, приобретал ярко выраженное национальное своеобразие.

Так в чем же заключается своеобразие русского народа, каковы его причины и есть ли оно? Вокруг этой проблемы много спекуля- тивных рассуждений. Часто действительные (сущностные) черты русского народа игнорируются или замалчиваются, но зато припи- сываются такие, которые меньше всего походят на национальные качества (свойства).

Предвосхищая дальнейшее изложение, позволю выделить неко- торые, на наш взгляд, наиболее существенные факторы, способст- вовавшие формированию русского характера, национальной специ- фичности русского народа:

• особенности исторического становления русского государства;

• природа страны;


• общинное землепользование (общинный уклад жизни);

• русское православие;

• многонациональный характер страны и освоение новых терри- торий.

Рассмотрим выделенные факторы более подробно.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.