История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2021-01-29 | 99 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Если пойти естественным путем и проследить становление челове- ка как социального существа, то мы должны констатировать, что он изначально формировался как социальное животное, следовательно,
формировался под влиянием двух доминирующих начал: сохране- ния вида и сохранения индивида – при доминировании инстинк- тов сохранения вида.
Анри Бергсон (1859–1941)
Мы склонны встать на точку зрения A. Бepгсона (1994), который по- казал, что, наделив человека умом, природа внесла дисбаланс в гар- монию инстинктов индивидуального и видового сохранения. Ум всегда эгоистичен, ум посоветует вначале стать эгоистом. И именно в эту сторону пойдет умное существо, если его ничто не остановит. Ум изобретает орудия труда, благодаря уму человек осваивает их из- готовление и учится применять. Ум усиливает возможности человека в борьбе за существование, обеспечивает прогресс обществу. Но ум одновременно угрожает разорвать в некоторых пунктах сплоченность общества; и если общество должно сохраниться, то необходимо, что- бы в этих пунктах существовал противовес уму, точнее, его индивид- ной ориентации. В качестве такого противовеса природа противопо- ставила общественную мораль, воплощенную в обычае и религии.
В определенной мере обычай занял место инстинкта, это соци- альный инстинкт общества. Инстинктивная мораль определяет по- ведение человека в его интересах и интересах сообщества.
Принимая требования сообщества, индивид заимствует у не- го свою безопасность и жизнеспособность. Инстинктивная мораль разрешает одновременно задачи индивида и социального самосо- хранения. На начальных этапах развития человеческого сообщества мораль исчерпывается обычаем. В основе моральных обязанностей лежат общественные требования близкого для индивида сообщест- ва – «закрытого» общества. Социальный инстинкт, а вместе с ним и социальная обязанность характерны для закрытого общества. Мораль закрытого сообщества распространяется только на своих членов.
|
Мораль включает в себя, как уже отмечалось, обязанность, но она включает в себя и определенное эмоциональное состояние, обуслов- ливающее принятие морального требования, сопровождающее его выполнение или невыполнение. Возникнув как реакция на эгоис- тичность ума, мораль не выполняется автоматически. Следование обычаю, традициям, норме всегда связано с напряжением сил, так как всегда выступает как борьба социального требования и лич- ностного интереса.
Вырастая из интересов сообщества, совокупность моральных требований характеризуется взаимосвязью, системностью. Поэтому противоречие личного интереса и одной из моральных обязаннос- тей вызывает системную реакцию. Это противоречие переживается как личностный конфликт с обществом в целом. Подобная реакция резко усиливает действенность каждого из моральных требований.
И все же ум постоянно вступает в конфликт с социальностью человека. Ум в своих следствиях может завести человека как угодно далеко, в том числе в следствиях негативных.
В стремлении обезопасить общество и повысить моральную си- лу запрета последний воплощается в образе. Переход морального за- прета в образ (божества) осуществляется в процессе мифотворчест- ва. В процессе воображения зарождается мифотворчество и на этой основе осуществляется переход морального запрета в божественный образ. Индивид останавливается в стремлении нарушить обычай ре- лигиозным страхом наказания, которому он будет подвергнут один. Первоначальный обычай – это вся мораль, а поскольку религия за- прещает от него уклоняться, мораль совпадает по значимости с пер- вобытной религией.
|
Таким образом, первобытная религия, совпадающая по значи- мости с моралью, выступает как мера предосторожности против
опасности, которой подвергается общество, как только индивид начинает думать только о себе. Здесь мы находим и ответ на часто возникающий вопрос: «Почему в религии такое огромное место за- нимает страх наказания, причем не только в первобытной, но и в со- временных мировых религиях?». В религиозном страхе наказания сокрыта охранительная функция религии по отношению к безопас- ности общества.
Соблюдение или нарушение моральных запросов, обычаев и норм, связанных с табу, религиозным запретом, оказывает огромное эмо- циональное воздействие на субъекта.
Человек, прежде всего, должен жить. Организация его психики порождается необходимостью сохранения и развития индивидуаль- ной и социальной жизни. Поэтому мышление человека одновременно индивидуально и социально. Социальное детерминируется моралью. Можно сказать, что мышление человека индивидуально и мораль- но. То же самое можно сказать и о других познавательных функ- циях.
Теперь поставим вопрос: «Когда можно говорить о появлении духовности как качества личности?».
Очевидно, истоки духовности необходимо искать в факте соци- альной сущности человека, в противопоставлении и единстве об- щественного и личного интересов. Именно в этой борьбе возника- ют понятия морального добра и зла.
Социальность человека проявляется, прежде всего, в совместной деятельности, частным, но очень важным аспектом которой высту- пает борьба. В противоборстве с другими закрытыми обществами (в военном противоборстве) требуется сплоченность, дисциплини- рованность, единство воли, взаимоподдержка.
Социальная сплоченность продиктована необходимостью защи- щаться от других. И общество высоко оценивает социальную сплочен- ность и качества, ее обеспечивающие. Ум человека, с одной стороны, ведет к изобретению новых орудий борьбы (оружия), совершенству- ет военное искусство, но, с другой стороны, в минуты критической опасности выдает решения к индивидуальному спасению. Именно в этой области начинают проявляться социальная норма и обычай, реализующие поведение человека. Именно в этой области общест- во создает культ героя и культ военного божества, покровительст- вующего войне. Общество культивирует такие черты, как смелость, бойцовское мастерство, жертвенность. Разум, действие которого на-
|
правлено на спасение индивида, побеждается нравственными качест- вами, способствующими сохранению общества. Смелость, героизм, жертвенность и культ героя становятся ареной глубоких внутренних переживаний всех членов общества и каждого в отдельности. Воен- ный подвиг, особенно если он сопряжен с жертвенностью во имя других, обусловлен борьбой инстинкта и морали, эмоций и разума. Поступок для других есть выражение морального добра, есть побе- да душевных сил, проявление духа.
Победа подчиняющего разум морального добра, сопряженная с жертвенностью, сопровождается глубоким эмоциональным по- трясением, мобилизацией всех сил организма. Это состояние вну- тренней борьбы морального добра или зла и разума, сопровождаю- щееся эмоциональным переживанием.
Единичный человек духовен, пока следует морали. Единичный человек духовен, если для него общественно значимое стало лич- ностно значимым. Единичный человек духовен, когда он в состоя- нии раскаяться, если использовал другого человека в качестве средст- ва для достижения своей цели, если он не утверждается в качестве единичного в ущерб всеобщему (общественному).
Таким образом, мы видим, что человек характеризуется духов- ностью уже в доисторические времена.
Рассмотрим теперь процесс порождения духовности и нравст- венных качеств со стороны любви. В животном мире сохранение вида обеспечивается на основе инстинктивного полового поведе- ния, биологического влечения. Половое поведение включает в себя отбор партнера по качествам, важным для сохранения вида. Этот отбор осуществляется в ходе конкуренции партнеров. Отличитель- ной чертой человека является сексуальность. Половые отношения осуществляются не в целях продолжения рода, а ради сексуально- го удовольствия. Сексуальность резко усложняет отношения в чело- веческом сообществе. Появляется борьба за сексуального партнера, которая рискует дестабилизировать первобытное общество. И тогда половые отношения начинает регулировать мораль, в большинстве случаев оформленная в форме табу.
|
Таким образом, половые отношения, регулируемые инстинктом, переходят в сексуальные, регулируемые моралью и религией. Борь- ба сексуальных влечений и общественной морали порождает глубо- кие душевные переживания, кипение страсти. В закрытом обществе, среди своих, эта страсть, с одной стороны, способствует развитию
социально-одобряемого поведения, с другой стороны, она порожда- ет чувство зависти и мести. В сексуальном влечении возникает свет- лая и темная духовность.
Как и в случае героической борьбы, сексуальное поведение опре- деляется общественной моралью и первобытной религией, но если в первом случае главную роль играет жертвенность и культ героя, то во втором случае – влечение и табу.
Ум стремится оформить сексуальные влечения в формы, не всту- пающие в конфликт с обществом. Одной из таких форм является ро- мантическая любовь, порождающая жертвенность в любви, желание жить для другого, жить в другом, стремление к подвигу во имя лю- бимой. На этом этапе развития любовь порождает духовность лич- ности, влияющую на все поведение.
Любовь является одним из сильнейших источников духовнос- ти человека. Любовь переводит отношения между людьми в область чувств, где разум отступает на второй план. Романтическая лю- бовь порождает пыл, порыв и экстаз, она ведет к обожанию возлюб- ленного, превращаясь в мистическое, сверхъестественное чувство. Но чем сильнее страсть, тем глубже может стать падение. В любви формируются ревность, месть, разочарование. Любовь сама дикту- ет моральную норму, в любви духовность порождает мораль – мо- раль любви: светлую и темную. И хотя инстинкт и ум присутству- ют в любви, но не они здесь «правят бал». В любви человек выходит за рамки закрытого общества.
Ум обеспечивает прогресс общества, делает жизнь более незави- симой от природы. Прогресс в области науки, техники и технологии формирует достаток общества. Вместе с достатком изменяется мораль общества. Она все более начинает превращаться в светскую мораль. Религия перестает выступать в роли инструмента, усиливающего требования обычая. На смену обычаю приходит право, оформля- ющее наиболее важные социальные нормы. Религия перестает вы- полнять защитную функцию против эгоизма ума.
Первобытная мораль, соединенная с религией, начинает разви- ваться в двух направлениях: морали светской и морали веры, каж- дая из которых порождает свою духовность, а точнее, развивает свою часть в единой морали.
В соответствии с двумя направлениями развития морали форми- руется духовность светская и духовность веры. Между ними нет не- проходимой границы. Но если раньше они объединялись, выступая
механизмом защиты общества от эгоизма индивида, то теперь они расходятся, чтобы полнее удовлетворять интересы индивида и об- щества. Индивид и общество уже не связаны столь жестко, как рань- ше. Общество может позволить в определенной мере проявляться эгоизму индивида, общество в большей мере индивидуализируется.
|
Одновременно, происходит постепенный переход от закрытого общества к открытому, выход за рамки семьи, нации и государст- ва. Формируется мораль открытого общества, мораль, обращенная ко всему человечеству. Но процесс этот находится только в начале своего развития.
Усиление индивидуализации общества является одним из усло- вий формирования открытого общества*, но индивидуализация ве- дет к эрозии морали общества. Таким образом, переход к открытому обществу ведет к эрозии общественной морали и понижению уров- ня духовности общества.
В светской морали гражданские идеи являются источником пе- реживаний и духовности личности. В качестве таковых выступают идеи свободы, равенства, справедливости, патриотизма и граждан- ского долга. Это идеи, за которые человек готов отдать собственную жизнь. Но для этого идеи должны стать личностно значимыми, об- расти человеческими страстями, наполниться жертвенностью, во- плотиться в поступках. Эти идеи должны быть окрашены чувством любви и ненависти. Эти идеи должны стать непосредственно чувст- венными и душевными, и в таком случае они смогут породить ду- ховность личности. Гражданские идеи тогда становятся источником духовности, когда они принимаются не разумом, а чувствами, когда индивид готов отказаться от своей единичности, чтобы стать все- общим (С. Кьеркегор. «Страх и трепет»). Индивидуалист принимает гражданские идеи разумом, и они не порождают у него духовности.
* Следует осторожно подходить к идее открытого общества. Как показал Н. Трубецкой в работе «Европа и человечество», то, что сегодня пыта- ются вложить в понятие «общечеловеческая цивилизация», есть не что иное как культура, которую в совместной работе выработали роман- ские и германские народы Европы. Европейский космополит ничем не отличается от шовиниста. Европейская культура не есть культура человечества. Вопрос об «общечеловеческой цивилизации» и «обще- человеческих ценностях» еще требует глубокой проработки и осмыс- ления в контексте национальных культур и неевропейских цивилиза- ций (В поисках своего пути. 1994. С. 125–130).
Огромную роль в формировании духовности личности и нравст- венных качеств играет духовная культура: искусство, литература, наука, религиозные верования. Являясь в своих лучших образцах проявлением духа создателя, проникая в тайны человеческих отно- шений, отображая борьбу страстей, реальные жизненные конфлик- ты и пути их разрешения, раскрывающие высоту человеческого ду- ха и низость падения человека, они показывают жизнь в динамике, позволяют проникнуть за внешнюю картину жизни и созерцатель- но прикоснуться к внутренней психической жизни. Но это особая созерцательность, она будит эмоции, заставляет погрузиться в пе- реживаемый контекст, пережить с героями горе и радость. Духов- ная культура представляет собой квазиреальность, которая перево- дит мораль в чувственную форму, создает условия, чтобы она стала личностно значимой. Но это только условия, которые могут помочь преодолеть пропасть между знанием и поведением, определить на- правления свободы выбора личности: идти ли к своей духовности или отдать предпочтение эгоистическому интересу.
Духовная культура, ее переживание (проживание) помогает че- ловеку определиться в поступке, а поступок – путь к личности, путь к добру, к формированию собственной духовности.
Освоение духовной культуры определяет формирование лич- ностных качеств, способствующих проявлению духовности. К ним в первую очередь отнесем совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление (стремление выйти за социальную нор- му), стремление к творчеству, стремление выйти за временные рам- ки бытия. Освоение духовной культуры определяет содержание мо- рального сознания.
* Литературные данные раскрывают и другие функции религии, другие ее истоки. Например, как защитную функцию природы против создан- ного умом представления о смерти, как стремление выйти за времен- ные рамки земной жизни, как стремление уйти от неопределенности, как веру в Бога, подтвержденную фактом воскресения Иисуса Христа. Мы рассматриваем один из источников возникновения религии и ее соотношения с моралью.
полняют охранительную функцию по отношению к безопасности общества. В-четвертых, в основу психики природа заложила функ- циональную организацию, которая позволяет реализовывать различ- ные действия (практические и идеальные). В-пятых, воображение в части, реализующей социальную функцию, выступает как при- родный механизм мифотворчества, перевода морального запрета в образ (Бога). В-шестых, мышление человека, как и другие психи- ческие функции, одновременно индивидуально и морально. В-седь- мых, моральное поведение связано с эмоциональным переживанием.
Созданием «второй природы» человек как бы освобождается от жесткой связи с природой, обеспечивая себя гарантиями от слу- чайностей, от бед и невзгод.
И тогда на первый план выходят вопросы типа: «Что он есть?»,
«Для чего существует?», «В чем его предназначение?»
Осознавая историю, человек осознает и ее преходящий характер. В наиболее яркой форме это, пожалуй, выражено в книге Екклесиа- ста: «Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воз- зовет прошедшее» (Еккл. 3: 15).
Человек осознает свою конечность и свою смертность. И в духов- ном стремлении выйти за границы смертности он стремится утвер- диться в истории культуры. Так же как сам человек в своем бытии равняется на высокие достижения культуры, он тешит себя надеж- дой, что кто-то будет равняться и на него. Что его творческие возмож- ности будут неподвластны времени. Пусть он сам тленен, но нетлен- но его творение. И так он утверждает себя в вечности.
Важнейшим вопросом на пути духовного становления челове- чества является соотношение личностей, осуществляющих духов- ный взлет, и основной массы населения. Увеличиваются ли раз- личия между выдающимися личностями и основным населением, способна ли масса подняться до высот духовной культуры или все большую роль в обществе будут играть социальные нормы, регули- рующие поведение основной массы населения? Каковым должен быть характер обучения в этих условиях? Целесообразно ли созда- вать условия для духовного подъема всех или это должен быть удел избранных? Даже сама постановка вопросов звучит в определенной мере кощунственно. Несомненно пока только одно: чем выше общий духовный уровень, тем более высоки будут вершины, возвышающи- еся над этим уровнем. Хорошим примером является вычислитель- ная техника. Для того чтобы пользоваться компьютером на уровне
средства, не надо знать, как он сделан. Хотя для того, чтобы создать компьютер, необходим прорыв к информационным технологиям.
Карл Ясперс (1883–1969)
В Европе духовная жизнь постоянно перемещалась из страны в стра- ну. Но в целом для Европы характерно, что период с 1500 по 1830 г. знаменуется «большим числом выдающихся личностей, творения- ми непреходящей ценности в области поэзии и изобразительного ис- кусства, глубочайшими религиозными порывами, наконец, откры- тиями в области науки и техники» (Ясперс, 1994, с. 84). Этот период можно назвать периодом духовного становления Европы.
Вместе с тем следует отметать, что не только Западная, но и Вос- точная Европа внесла вклад в духовное возрождение. Высоким про- рывом в духовной жизни явилось и развитие идей гуманизма и со- циальной справедливости. Россия при всех издержках реализации этих идей, несомненно, оказала глубокое влияние на обществен- ную и политическую мысль Запада, на реальную жизнь широких слоев населения.
Духовность времени заключается в совокупности идей, произве- дений, образов, которые создаются выдающимися творцами, но ко- торые доступны каждому, кто способен слышать и понимать. Ве-
личие русского духа проявилось в том, что были созданы творения непреходящей ценности во всех областях: в поэзии, в изобразитель- ном искусстве, науке.
Духовность начинается с возникновения языка, определяюще- го выход из животного царства (Шадриков, 2017).
Все, что человек познает, находит отражение в языке. Владе- ние языком, и притом не каким-либо человеческим языком вооб- ще, а языком культуры, является условием высшего мироосознания, действительного знания об истории и природе во взаимосвязи, в ко- торые включено осмысление собственного бытия человека (Шпенг- лер, 1993, с. 204).
Язык вмещает в себя все познание, все духовные достижения, но вмещает в себя в застывшей форме, личностно не соотнесен- ной, эмоционально не насыщенной. Работая с языком, раскрывая смысл понятий, мы овладеваем и культурой. Но овладение культу- рой еще не есть воспитание духовности в человеке и развитие твор- ческих способностей. Можно многое знать, но не уметь творить, все знать, но не быть духовным человеком. Духовным знание становит- ся, когда оно превращается в личностно значимое.
Глава 3
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!