Функциональные проявления духовности — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Функциональные проявления духовности

2021-01-29 103
Функциональные проявления духовности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ показывает, что духовные качества могут проявляться в сле- дующих отношениях:

– мотивируют деятельность;

– определяют цель и результат деятельности и, следовательно, че- рез результат, который выступает как системообразующий фак- тор, влияют на качественные параметры психологической функ- циональной системы деятельности;

– влияют на эмоциональное отношение к деятельности;


– являются условием принятия деятельности субъектом;

– обеспечивают понимание;

– лежат в основе личностного смысла;

– в отдельных случаях через эмоции выступают как суперинтел- лектуальные качества.

Для дальнейшего рассмотрения функционального проявления ду- ховных способностей остановимся на трех положениях.

Первые два сформулированы еще Уильямом Джемсом (1901, с. 114):

– Худшее, что может сделать психолог, – это начать истолковывать природу личных сознаний, лишив их индивидуальной ценности.

– Мы нимало не объясняем природы мысли, устанавливая зависи- мость между физическим и психическим… Нужно проработать нескольким поколениям психологов, чтобы установить с над- лежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных.

Третье положение:

– Ребенок в отличие от животного рождается с незавершенным формированием функциональных систем психической деятель- ности. Становление головного мозга как функциональной систе- мы осуществляется прижизненно под влиянием внешней куль- турной среды. И можно сказать, что функциональные системы мозга изначально формируются как окультуренные.

Сопоставляя эти три положения, мы можем отметить, что способ- ности человека являются свойством окультуренных функциональ- ных систем; что они не исчерпываются свойствами самой системы; что решающим моментом в их развитии является их детерминиро- ванность индивидуальными ценностями. Именно индивидуальные ценности и будут определять качественную специфику способнос- тей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа личностных созна- ний. Духовные способности определяются и регулируются духов- ными ценностями.

В свете сказанного духовные способности определяются, прежде всего, внутренним характером душевных состояний и чувством ак- тивности в стремлении к активности в определенном направлении.


Духовные способности проявляются в создании произведений искусства, в которых осмысливается сущность и предназначение че- ловека, его отношения в обществе и семье, происходит осмысление социальной и духовной личности, своего «я» и «себя как личности».

Духовные способности определяют стремление к духовному про- грессу – умственному, нравственному и духовному в узком смысле слова. В духовных способностях используются умственные способ- ности в их единстве, консолидированные и направляемые духов- ными ценностями.

Духовные способности – это сплав интеллектуальных способ- ностей и духовного состояния. Невозможно понять духовные спо- собности, не обращаясь к понятию духовного состояния.

 

 

Отто Вейнингер (1990–1903)

 

Но, помимо деятельности, есть сложнейшая сфера познания – че- ловек и его отношения. И требуются особые способности, чтобы по- нять человека. Но что значит понять человека? Это значит познать его духовный мир. Каков же путь этого познания? Для того чтобы понять человека, надо иметь с ним какое-либо сходство, необхо- димо быть таким же, как он, иметь сходство с его духовным миром. Как отмечает О. Вейнингер, «понять человека – значит быть этим че- ловеком и вместе с тем быть самим собою» (Вейнингер, 1992, с. 111).


Чем большее число людей вмещает человек в свое понимание, тем бо- гаче его духовный мир.

Здесь уместно поставить вопрос: может быть, человек лучше все- го понимает себя и через познание себя он должен идти к познанию других? Интересный ответ дает на это О. Вейнингер: «Ни один че- ловек не в состоянии самого себя понять; для этого субъект позна- ния должен одновременно фигурировать в качестве объекта, иными словами, человек должен был бы выйти из рамок своего собствен- ного духовного мира. Это также невозможно, как невозможно объ- яснить универсальность. Для объяснения универсальности следует найти точку, лежащую вне пределов ее, а это противоречит универ- сальности. Если бы кому-нибудь выпало на долю постичь себя, тот мог бы понять всю вселенную» (там же). Человек может понять се- бя только через другого человека. Эта мысль в яркой форме пред- ставлена у К. Маркса, который писал, что «человек сначала смотрит, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (Маркс, Энгельс, 1960, с. 62). В процессе обще- ния люди познают и оценивают друг друга.

Важнейшим личностным качеством, позволяющим проникнуть в духовный мир другого человека, является эмпатия (от гр. ἐμπάθεια – сопереживание). Различают эмоциональную, когнитивную и преди- кативную формы эмпатии. Психологические исследования показа- ли, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта.

Высшей формой проявления духовных способностей выступает гениальность. Духовные способности представлены, прежде всего, в творчестве философов, художников, музыкантов, поэтов, скульпто- ров и великих творцов религиозных догм. Но духовные способнос- ти не менее важны и в деятельности конструктора и ученого. Духов- ная сущность творца позволяет ему вступить в интимные духовные отношения не только с другими людьми, но и с природой, с каж- дой вещью, увидеть ее в сравнении с другими вещами, в целостном взаимодействии природы и человека. Гениальность является мерой не только чувственной восприимчивости (как способности), но и ду- ховной восприимчивости. Это позволяет более точно отразить вещь, ее значение и место среди других вещей и явлений.

Можно сказать, что гений универсален, он проявляется в раз- личных областях в виде конкретного таланта.


Ввиду своей универсальности человек с духовными способнос- тями обращает внимание на такие стороны воспринимаемого мира, к которым обыкновенный человек никогда не обратится. Для духов- но богатого человека все значимо, все находит чувственный отклик. Но именно необычный взгляд на действительность и раскрывает ее для духовного человека в новых ракурсах, проявляется в неожидан- ных выводах и творениях.

Духовность проявляется в том, что действительность познается не только рационально, но и эмоционально, через переживания, по- этому можно сказать, что духовные способности – это способности определенного духовного состояния.

Именно эмоция находится у истоков великих творений искусст- ва, литературы, науки и цивилизации в целом. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, а волю – к упорству. Но главное, как отме- чает А. Бергсон, «существуют эмоции, порождающие мысль; и из- обретение, хотя оно и принадлежит к явлениям интеллектуального порядка, может иметь своей составляющей сферу чувств… Эмоция – это потрясение души» (Бергсон, 1994).

В этом случае эмоция по отношению к последующим умст- венным состояниям выступает как причина, а не как следствие. Эта эмоция может порождать новые идеи. Она суперинтеллекту- альна.

В предыстории человечества ум и мораль существовали в единстве, как единое целое, – ум и мораль, содержащиеся друг в друге. И если углубиться в историю, то мы обнаружим мораль, более близкую к уму, и ум, более близкий к морали, чем у современного человека. Ум оформлял моральное требование. Мораль руководила сообщест- вом людей и поведением индивида внутри сообщества.

Постепенно это единство было разорвано. Наметились две ли- нии развития – морали и ума. Но и сегодня действие ума опутано и контролируемо моралью, а в морали проступают действия рассудка В духовном состоянии эти две линии снова объединяются, и на пер- вое место снова выходят эмоция и мораль, а ум их оформляет; реше- ние, идею находят мораль и эмоция, а оформляет ум. В этом случае появляется реальная возможность выйти за рамки рационального поиска и появления новых идей.

Мораль проявляется не только в конкретных решениях, но, что, может быть, более важно, определяет направление поиска, в том чис- ле и в области науки и техники.


Оба механизма (мораль и ум), которые вначале прослеживались друг в друге, должны были разойтись, чтобы вырасти. Но и сейчас в каждом из них представлен другой, имеется связь с другим.

Выше мы отметили, что действие ума контролируется моралью. Опираясь на данные глубинной психологии, можно сказать, что мо- раль в целом контролирует деятельность подсознания. Но, если учесть, что духовность включает в себя моральную норму, эмоцию и ум, то можно сделать предположение, что духовность объединя- ет сознание и подсознание, духовность снижает контроль сознания над подсознанием, так как духовность предполагает принятие мора- ли как личностно значимой, мораль спускается в подсознание и ста- новится ведущим побуждением.

Объединение сознания и подсознания через духовность и дает интеллектуального порыва, позволяет достичь личности необычай- ной проницательности, выйти на вершину творчества.

Сознание не контролирует подсознания, а работает вместе с ним как единый психический механизм во взаимодействии и взаимосо- действии. Огромный потенциал подсознания (информационный и по- будительный) включается в деятельность сознания. Такое единство выступает как суперинтеллектуальная деятельность.

Духовные ценности определяют конкретную точку зрения на вещь, выделяя ее качества, важные со стороны духовных цен- ностей. Духовный взгляд на мир обусловливает духовную картину ми- ра. Мир предстает как совокупность взаимосвязанных ценностей, соотнесенных с духовными ценностями индивида. Если для рацио- нального мышления важна утилитарная, практическая, объектив- ная значимость, то для духовного – важна этическая, нравственная значимость, определяемая в системе духовных координат личности.

Что же будут представлять собой духовные способности?

Как мы уже отмечали, ум присутствует в каждой психической функции. Одновременно мы показали, что мышление морально. Сле- довательно, каждая психическая функция интеллектуальна и мо- ральна. В той мере, в какой в конкретной психической функции бу- дет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будет духовна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае человек по-другому видит, другое запоминает и вспоминает, прини- мает другие решения. Он воспринимает, представляет, мыслит, пе- реживает, но по-другому, через призму духовности. Это другое ви- дение позволяет проникнуть в сущность явления.


 

 

Карина Вячеславовна Макарова

 

Определенный интерес в рассматриваемом аспекте представляют результаты исследований по влиянию музыки на психофизиологи- ческое состояние субъекта восприятия. Исследование было прове- дено К. В. Макаровой (2006) на группе детей младшего школьного возраста (9–10 лет) в количестве 11 человек. Прослушивание произ- ведения А. Вивальди «Времена года. Зима» проходило в течение 3,5 минут. Эксперименты показали, что прослушивание музыки влия- ет на активацию коры головного мозга, при этом активация наблю- далась как в правом, так и в левом полушариях. Испытуемые с удо- вольствием слушали музыку.

В следующей серии экспериментов (118 человек, 52 мальчика и 66 девочек) было проведено изучение влияния музыки на выпол- нение тестового задания, связанного с пониманием текста. Резуль- таты исследования показывают, что в условиях предварительного прослушивания музыки усиливается образование смысловых свя- зей и повышается качество понимания, статистически значимо уве- личивается число правильных ответов (продуктивность мышле-


ния). Наблюдалось повышение частоты использования операций: ассоциаций, абстрагирования, схематизации; понижение частоты использования операций: планирования, классификации. Можно предположить, что музыка через изменение психофизиологическо- го состояния влияет на продуктивность мышления.

В исследовании Т. Н. Соболевой (2009, 2012) убедительно по- казано, как мотивация проявляется в одаренности, в структуре способностей, реализующей одаренность к конкретной деятель- ности. В качестве модели была выбрана деятельность железнодо- рожного машиниста. Выборка состояла из 18 квалифицирован- ных работников, разделенных по выраженности мотивации на две группы – с высокой и низкой мотивацией. Различия в показателях мотивации были статистически значимые на уровне p<0,01. В обеих группах тестировались следующие способности: произвольная ко- ординация движения тела (общие и специальные), сенсомоторная реакция, переключение внимания, устойчивость внимания, техни- ческое мышление, операции мышления идентификации и структу- рирования, понимание, моделирование, программирование, про- гнозирование, аргументирование, доказательства, опровержения, умозаключения. Данные профессионально важные качества бы- ли определены на основе психологического анализа деятельнос- ти машиниста. Экспериментальные данные показали, что в группе машинистов с мотивацией на успех по ряду способностей пока- затели были выше по сравнению с группой с низкой мотивацией на успех.

Исследование структуры корреляционных плеяд способностей в группах с разной мерой мотивации на успех показало, что группы значимо различались по общему числу связей (178 и 92 соответст- венно), индексу когерентности способностей (337 и 167). При вы- сокой мотивации возрастает статистически значимое число связей в корреляционных плеядах и индекс когерентности. На рисунке 5 приведены в качестве иллюстрации корреляционные плеяды спо- собностей для группы с высокой и низкой мотивации на уровне p<0,01.

Приведенные данные статистически значимо показывают, что мо- тивация является одним из механизмов, определяющих взаимо- действие способностей, реализующих деятельность. Это проявляет- ся в числе способностей, вовлекаемых в деятельность и в характере связей между ними.


 

 

 

Рис. 5. Ранговая структура профессиональных способностей в подгруп- пах, различающихся высокой и низкой мотивационной направлен- ностью на успех (р£0,01).

Сплошные линии – положительные взаимосвязи между способ- ностями. Пунктирные линии – отрицательные взаимосвязи между спо- собностями. Широкие стрелочки, отведенные от способностей, ука- зывают на наличие связей показателей способностей с показателями продуктивности деятельности. Темный фон кружка указывает, что эта способность является базовой. Цифра над каждым кружком означает ранг способности.

ОСПКДТ КФР – общая способность произвольной координа- ции движений тела (качество функции равновесия); ССПКДТ ЛСС – специальная способность произвольной координации движений тела (линейная средняя скорость); СПОН – способности понимания; ССТ ошибки – способности структурирования (количество ошибок); ССТ ск. уклад. – способности структурирования (скорость укладки); ССТ ск. захвата – способности структурирования (скорость захвата); СПРГЗР – способности прогнозирования; СОПРО – способности опровержения; СМОД – способности моделирования; ССР предупр. – способности сенсомоторной реакции в условиях с предупреждением; ССР экстр. – способности сенсомоторной реакции в экстремальных условиях; ССР слож. дв. р. – способности сенсомоторной реакции (сложные движе- ния рукой); СТМ ТП – способности технического мышления (техни-


ческое понимание); СТМ РиПТО – способности технического мыш- ления (реконструкция и преобразование технических образов); СИД ошибки – способности идентификации (количество ошибок); СИД ск. захвата – способности идентификации (скорость захвата); СИД ск. уклад. – способности идентификации (скорость укладки); СУМОЗ – спо- собности умозаключения; СУВ – способности устойчивости внимания; СУВ мотивац. – способности устойчивости внимания с повышенной мотивацией; СПРГ – способности программирования; САРГ – спо- собности аргументирования; СПВ – способности переключения вни- мания; СДОК – способности доказательства.

Показатели продуктивности регламентированных требований дея- тельности малой степени свободы (РТД МСС): ПрП – продолжитель- ность поездки; СОУД РТД МСС – субъективная оценка управляющих действий под влиянием регламентированных требований деятельнос- ти малой степени свободы; ВУСН – время устранения ситуации не- исправности; СОУД РТД ВСС – субъективная оценка управляющих действий под влиянием регламентированных требований деятельнос- ти высокой степени свободы.

 

 

Борис Михайлович Теплов (1896–1965)

Важность духовного компонента в музыкальной одаренности убе- дительно показал Б. М. Теплов (1985, с. 42–209). Разбирая понятие музыкальной одаренности, он подчеркивал, что «музыкальная ода- ренность не сводится к одной только музыкальности» (там же, с. 43).


На примере личности Н. А. Римского-Корсакова он показал, что му- зыкальную одаренность во-многом определяют личностные качества, среди которых он выделил силу, богатство и инициативность вооб- ражения, богатство зрительных образов, связь слухового воображе- ния со зрительным, любовь к природе и наблюдательность, умение эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концен- трировать на нем все свои душевные силы, психологическое состо- яние, которое можно назвать вдохновением, внимание, творческую волю и дисциплинированность (там же, с. 43–50).

Обобщая анализ музыкальной одаренности, Б. М. Теплов писал:

«Значительным музыкантом может быть человек с большим духовным – интеллектуальным и эмоциональным – содержанием» (там же, с. 51).

Музыкальную одаренность Теплов рассматривал не как простую сумму способностей, а как новое качество. Он неоднократно подчер- кивал, что проблема одаренности это, прежде всего, проблема ка- чественная, а не количественная. Анализ конкретной одаренности должен идти по пути вычленения отдельных способностей, реализу- ющих деятельность, и установление взаимоотношений между ними.

Итак, решающим моментом в развитии способностей является их детерминированность индивидуальными ценностями. Именно ин- дивидуальные ценности и будут определять качественную специ- фику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа лич- ностных сознаний.

Духовные способности – это способности понять, оценить и из- образить других людей в своем творчестве, это интегральное прояв- ление интеллекта и духовности личности. В своем высшем проявле- нии духовные способности характеризуют гения.

Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что ду- ховность не находится в прямой связи со способностями и интел- лектом. Духовным может быть и человек со средними способностя- ми, а бездуховным может быть талант.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.