Написание опорных конспектов. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Написание опорных конспектов.

2020-10-20 158
Написание опорных конспектов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

по дисциплине ОП.08. Общая и неорганическая химия

для специальности33.02.01 Фармация

2019 г.

Методические  рекомендации по организации  внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОП.08.Общая и неорганическая химия

составлены на основе рабочей программы дисциплины ОП.08.Общая и неорганическая химия

 

 

«РАССМОТРЕНО» Цикловой методической комиссией общепрофессиональных дисциплин Протокол № 1от « » сентября 2020г. Председатель ЦМК _____________ Козлукова Т.В.     «ОДОБРЕНО» Методическим советом колледжа Протокол № _ от «__» _____2019 г. Председатель Методического совета __________Мальшина Т.Н.

 

Составитель:

Мальшина Т.Н., преподаватель БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

 

СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   4
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 6
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ)   8
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ   9
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ   25
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ   53
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   54

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12.05.2014 №501 «Об утвержении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация»». Уставом БПОУ ВО «Борисоглебсемедколледж», в кото­рых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов (далее СРС).

Образовательное учреждение при формировании программы подготовки специалистов среднего звена «обязано обеспе­чить эффективную самостоятельную работу обучающихся в соче­тании с совершенствованием управления ею со стороны препода­вателей.

Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – развития их познавательной активности.

Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

 -углубление и расширение теоретических знаний;

 -формирование умений использовать справочную документацию,

-специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;

 -развитие познавательных способностей и активности обучающихся;

 -формирование самостоятельности мышления;

 -развитие исследовательских умений.

Объем СРС определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО). СРС является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам колледжа.

При определении содержания СРС учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.

Для организации СРС необходимы следующие условия:

 -готовность обучающихся к самостоятельному труду;

 -мотив к получению знаний;

-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

 -система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

 -консультационная помощь.

Формы СРС определяются содержанием дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.

Самостоятельная работа обучающихся при изучении дисциплины «Общая и неорганическая химия» включает следующие виды самостоятельной деятельности:

для освоения умениями:

-решение задач и упражнений по образцу;

-анализ результатов исследований, выполненных в практической работе (опыте);

для овладения знаниями:

-чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

-составление плана текста;

-конспектирование текста;

-выписки из текста;

-работа со словарями и справочниками;

-работа с конспектом лекции;

-работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

-составление терминологического глоссария по теме;

-подготовка сообщении.

Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся соответствует виду работы и оговаривается в задании.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Самостоятельная работа – это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В более полном и точном смысле самостоятельная работа – это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им. Самостоятельная работа реализуется:

• Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на уроках теоретического и практического циклов, практических занятиях.

• В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

• В библиотеке, дома, в образовательном учреждении при выполнении студентами учебных и творческих задач.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Рассматривая вопросы самостоятельной работы, имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

Для того чтобы данные цели и задачи СРС не были абстрактными, необходимо донести до сознания студентов, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).

В связи с этим студентам необходимо напомнить правила по планированию и реализации самостоятельной учебной деятельности:

•Прежде чем выполнить любое дело, чётко сформулируйте цель предстоящей деятельности.

•Подумайте и до конца осознайте, почему вы будете это делать, для чего это нужно.

•Оцените и проанализируйте возможные пути достижения цели. Постарайтесь учесть все варианты.

•Выберите наилучший вариант, взвесив все условия.

•Наметьте промежуточные этапы предстоящей работы, определите время выполнения каждого этапа.

•Во время реализации плана постоянно контролируйте себя и свою деятельность. Корректируйте работу с учётом получаемых результатов, т. е. осуществляйте и используйте обратную связь.

 

•По окончании работы проанализируйте её результаты, оцените степень их совпадения с поставленной целью. Учтите сделанные ошибки, чтобы их избежать в будущем.

При выполнении заданий самостоятельной работы студентам предстоит:

• самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости)

• сбор и изучение информации;

• анализ, систематизация и трансформация информации; отображение информации в необходимой форме; консультация у преподавателя;

• коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);

• оформление работы;

• поиск способа подачи выполненного задания;

• представление работы на оценку преподавателя или группы (при необходимости).

По итогам самостоятельной работы студенты должны:

• развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;

• научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;

• познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска. На протяжении всей самостоятельной работы студентов должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий студентов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ (ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ)

№ п/п Основные виды заданий Затраты времени на единицу задания (часы)
1 Подготовка сообщений (конспектирование) 1
2 Составление опорной схемы 1
3 Выполнение тестовых заданий 1
4 Решение химических задач 1
5 Составление уравнений химических реакций 1
6 Упражнения 1
7 Оформление таблицы 1

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание 1.

Способы конспектирования.

Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Задание 2.

Работа с таблицей.

Цель работы:

-научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме таблицы и оформлять отчет.

Методические рекомендации по составлению таблиц:

- запишите название таблицы

-подготовьте необходимую литературу

-внимательно прочитайте текст

-заполните таблицу

Отчет:

- оформить учебный материал в виде таблицы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».

Форма отчета для работы с таблицей:

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы.

Отчет должен иметь следующую структуру:

1.Титульный лист.

2.Лист (листы) с таблицей

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование

Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.

Критерии оценки

1.Соответствие представленной в таблице информации заданной теме

2. Лаконичность и четкость изложения материала в таблице

3. Правильность оформления

Оценка

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично».

                                     Составление схем.   

Цель работы:

- научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в виде схемы и оформлять отчет согласно требованиям.

Форма отчета для составления схемы:

-найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Содержание материала оформляется в виде схемы.                                

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование.

Критерии оценки:

1.Соответствие представленной в схеме информации заданной теме.

2. Читаемость, логичность, лаконичность схемы.

3.Правильность оформления.

Оценка:

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8-9 баллов «отлично».

 

Задание 3.

Решение химических задач.

Цель работы:

- формирование навыков решения химических задач

Общие требования к решению задач:

1. Внимательно проанализируйте условие задачи, установите величины, которые требуется определить в задаче.

2. Сделайте краткую запись условия, переведя численные значения величин, данных в условии в систему СИ, и укажите единицы их измерения.

3. Сформулируйте все упрощающие предположения, которые необходимы для решения задачи.

4. При необходимости напишите уравнение реакции.

5. Запишите формулы определения необходимой величины, подставить знания в формулу.

6. Проверьте полученное решение на соответствие размерности.

7. Проведите вычисления и оцените разумность полученного числового ответа.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование.

Критерии оценки:

1. Правильно записано условие и формулы, по которым будут проводятся расчеты (3 балла).

2. Правильно записано уравнение реакций, если требуется(1 балл).

3. Правильно сделаны расчеты(3 балла).

 

Задание 4.

Подготовка сообщений.

Информационное сообщение – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на лекции, семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Цель задания:

- углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;

- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;

- развитие познавательных способностей, ответственности.

Содержание задания:

- чтение указанной литературы;

- написание сообщений;

- подготовка устного сообщения на данную тему.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию

Основные требования к результатам работы:

в сообщении должны быть освещены следующие моменты

- сущность понятий темы;

- необходимость и важность изучения темы для будущей профессии;

- оформление сообщения на бумажном или электронном носителе.

Критерии оценки:

• актуальность темы - 1 балл;

• соответствие содержания теме - 1 балл;

• глубина проработки материала - 1 балл;

• грамотность и полнота использования источников - 1 балл;

• наличие элементов наглядности - 1 балл.

Максимальное количество баллов: 5. Оценка выставляется по количеству набранных баллов.

Форма контроля:

- проверка наличия сообщений у каждого студента, устный опрос нескольких человек или собеседование.

 

Задание 5.

Задание 6.

Упражнения

      1. По классификаций неорганических веществ и их названию.

Существует множество неорганических веществ, которые подразделяются на классы. Для того чтобы правильно классифицировать предложенные соединения, необходимо иметь представление об особенностях строения каждой группы веществ, которых всего четыре. Это оксиды, кислоты, основания и соли.

Инструкция:

1. Кислоты. Сюда относятся сложные соединения, которые состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Атомы водорода в формуле находятся на первом месте, причем их может быть различное количество. Исходя из этого, кислоты, в свою очередь, подразделяются на одноосновные:
HCl - хлороводородная кислота (соляная); HNO3 - азотная кислота.
Двухосновные: H2SO4 - серная кислота; H2S - сероводородная кислота.
Трехосновные: H3PO4 - ортофосфорная кислота; H3ВO3 - борная кислота.

2. Основания. Это сложные вещества, которые состоят из атомов металлов и гидроксильных групп. Количество последних определяется по валентности металла. Основания могут быть растворимыми в воде:
КOН - гидроксид калия; Ca(OН)2 - гидроксид кальция;
и нерастворимыми: Zn(OН)2 - гидроксид цинка; Al(OН)3 - гидроксид алюминия.

3. К классу оксидов относятся сложные вещества, которые состоят только из двух химических элементов, одним из которых будет являться кислород, стоящий в формуле на втором месте. Оксиды имеют собственную классификацию. В основные оксиды входят вещества, которые соответствуют основаниям. В составе химической формулы они имеют атомы металлов: ВaO - оксид бария; К2O - оксид калия; Li2O - оксид лития.
К кислотным можно отнести оксиды, которым соответствуют кислоты. В их формулу входят атомы неметаллов. SO3 - оксид серы (VI); SO2 - оксид серы (IV); СO2 - оксид углерода (IV); Р2O5 - оксид фосфора (V).
К амфотерным относятся оксиды, в состав которых входят переходные элементы, такие как цинк, алюминий, бериллий и др.: BeO - оксид бериллия;
ZnO - оксид цинка; Al2O3 - оксид алюминия.

4. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. На первом месте в их формулах стоят металлы.
КCl - хлорид калия; CaSO4 - сульфат кальция; Al(NO3)3 - нитрат алюминия;
Ba3(PO4)2 - ортофосфат бария.

Цель задания:

- углубление и расширение знаний по предложенной теме;

- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента.

Критерии оценки:

1. Правильное определение класс неорганического вещества(4 балла).

2. Правильное название неорганического вещества(4 балла).

Оценка:

4-5 баллов «удовлетворительно»

6-7 баллов «хорошо»

8 баллов «отлично».

 

      2. Упражнения по написанию уравнений гидролиза солей.

Алгоритм составления уравнений гидролиза:

1. Учитывая, что гидролизу подвергаются только растворимые соли, определим по таблице растворимости растворимость соли в воде.

2.Составим уравнение диссоциации соли: NH4Cl → NH4+ + Cl.

3. Определим природу соли (соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием, гидролизу не подвергаются): соль NH4Cl образована слабым основанием NH4OH и сильной кислотой HCl.

4. Проведем анализ, какой из ионов соли с ионами воды образует слабый электролит (выучить ряды сильных и слабых электролитов); учитывая, что катион соли взаимодействует с анионом ОН воды, анион соли – с катионом Н+ воды:

Ион NH4+ соответствует слабому электролиту – основанию NH4OH;

Ион Cl- соответствует сильному электролиту – кислоте HCl.

5. Сделаем вывод, какой из ионов соли подвергается гидролизу:

NH4+ − ион, образующий слабый электролит, следовательно, он и подвергается гидролизу.

6. Установим число ступеней гидролиза соли (заряд иона, подвергающегося гидролизу, указывает на число ступеней гидролиза соли) − у иона NH4+ заряд иона равен единице, следовательно, соль подвергается гидролизу в одну ступень.

7. Составим краткое ионное уравнение первой ступени гидролиза соли, учитывая обратимость процесса гидролиза:

NH4+ + HOH ↔ NH4OH + H+.

8. Определим среду и рН раствора соли. Если в кратком ионном уравнении образуется ион Н+ − среда раствора кислая, рН < 7; если образуется ион ОН − среда раствора щелочная, рН > 7.

9. Составим полное ионное уравнение гидролиза соли. Подставим в краткое ионное уравнение противоположно заряженный ион (противоион) иону NH4+. В соли NH4Cl противоионом является хлорид-ион Cl: NH4+ + Cl + HOH ↔ NH4OH + H+ + Cl.

10. Составим молекулярное уравнение, объединяя противоионы в левой и правой частях схемы в молекулы:

NH4Cl + HOH ↔ NH4OH + HCl.

11. Установим продукты гидролиза соли. Конечными продуктами гидролиза соли являются кислота и основание (или амфотерный гидроксид). Так, продуктами гидролиза соли NH4Cl являются основание – гидроксид аммония NH4ОН и хлороводородная (соляная) кислота НСl.
     Цель задания:

- углубление и расширение знаний по предложенной теме;

- формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Срок выполнения:

- подготовить к следующему теоретическому занятию.

Форма контроля:

- проверка наличия выполненного задания у каждого студента.

Критерии оценки:

1. Правильное определение типа гидролиза(1 балл).

2. Правильное написание уравнения диссоциации неорганического вещества(1 балл).

3. Правильное определение силы электролита(1 балл).

4. Правильно написание краткого уравнения гидролиза(3 балла).

5. Правильное определение рН раствора соли(1 балл).

6. Правильное написание полного ионного уравнения гидролиза(3 балла).

Оценка:

5-6 баллов «удовлетворительно»

7-8 баллов «хорошо»

9-10 баллов «отлично».     

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема №1. Предметы и задачи химии. Основные понятия и законы химии.

Уметь: углубить и расширить знания по предложенной теме; формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу.

Знать: русских ученых в развитие общей и неорганической химии, знаменательные открытия.

Задание: подготовить сообщение на тему «Вклад русских ученых в развитие неорганической химии».

 

Задание:

1. Подготовка сообщений на тему «Физический смысл квантовых чисел».

2. Составление опорных схем электронных конфигураций химических элементов.

 

Задание:

1. Подготовка сообщений на тему «Донорно-акцепторный механизм образования химической связи».

2. Выполнение тестовых заданий.

 

Вариант 1

1. Формулы веществ с ионной и ковалентной неполярной связью входят в пару:

 а) СаО, РСl5

 б) NaCl, СН4

 в) СO2, Н2

 г) KBr, S8.

2. Водородная связь образуется между молекулами:

 а) фтороводорода

 б) метана

 в) кремниевой кислоты

 г) водорода.

3. Все вещества с ионной связью:

 а) летучие

 б) легкоплавкие

 в) тугоплавкие

 г) не растворимы в воде.

4. Ковалентные связи обычно образуются:

 а) за счет перехода электронов от одного атома к другому

 б) за счет взаимного притяжения ядер атомов

 в) за счет перекрывания атомных орбиталей и образования общих электронных пар.

5. Какая пара указанных элементов при химическом взаимодействии имеет максимальную тенденцию образовать соединении с ионной связью:

 а) Сu и Cl

 б) Са и Cl

 в) Li и Cl.

6. В ряду молекул HCl - HBr - Hl полярность ковалентной связи:

 а) усиливается

 б) уменьшается

 в) остается практически неизменной.

Вариант 2

1. Формулы вещества с ионной и ковалентной полярной связью входят в пару:

 а) NaCI, РСl5

 б) H2SO4, Сl2

 в) КОН, O2

 г) Na2O, КВг.

2. Водородная связь образуется между молекулами:

 а) водорода

 б) воды

 в) водорода и кислорода

 г) все ответы верны.

3. Вещества с атомной кристаллической решеткой:

 а) газообразные

 б) жидкие

 в) твердые

 г) могут отвечать всем агрегатным состояниям.

4. К механизмам образования ковалентной связи относятся все, кроме:

 а) радикальный

 б) обменный

 в) донорно – акцепторный.

5. Для какого из перечисленных ниже веществ характерно образование молекулярной решетки:

 а) лед

 б) поваренная соль

 в) металлическая медь.

6. В ряду молекул LiF - BeF2 - BF3 - CF4 - NF3 - OF2 - F2:

 а) ионный характер связи усиливается

 б) ковалентный характер связи усиливается

 в) ковалентный характер связи ослабевает.

Вариант 3

1. Формулы веществ с ковалентной полярной и ионной связью входят в пару:

 а) Сl2, КВr

 б) H2SO4, КОН

 в) LiH, O2

 г) СO2, Н2O.

2. Водородная связь не образуется между молекулами:

 а) воды

 б) аммиака

 в) метана

 г) фтороводорода.

 

3. Свойство, характерное для веществ с металлической кристаллической решеткой:

 а) пластичность

 б) электропроводность

 в) теплопроводность

 г) все ответы верны.

4. Для какого из перечисленных ниже веществ характерно образование ионной кристаллической решетки:

 а) иодид цезия

 б) графит

 в) нафталин.

5. Для какого из перечисленных ниже веществ характерно образование атомной решетки:

 а) нитрат аммония

 б) алмаз

 в) йод.

6. Ковалентные связи обычно образуются:

 а) между атомами двух неметаллов

 б) между атомами типичного металла и типичного неметалла

 в) между атомами в молекулах только газообразных веществ.

 

Задание:

1. Составление опорной схемы зависимости, с учетом Периодического закона Д.И. Менделеева, металлических и неметаллических свойств; радиуса атома; электроотрицательности; кислотный и основный характер оксидов и гидроксидов; окислительные и восстановительные свойства.

2. Упражнения на изменение свойства в периодах и группах периодической системы Д.И. Менделеева.

1. С ростом заряда ядра атомов кислотные свойства оксидов в ряду

N2O5 --> P2O5 --> As2O5 --> Sb2O5

1) ослабевают 2) усиливаются 3) не изменяются 4) изменяются периодически

2. В порядке возрастания неметаллических свойств элементы расположены в ряду:

1) O,N,C,B 2) Cl,S,P,Si 3) C,Si,Ge,Sn 4) B,C,O,F

3. В порядке усиления металлических свойств элементы расположены в ряду:

1) А1,Са,К 2) Ca.Ga.Fe 3) K,Al,Mg 4) Li,Be,Mg

4. В каком ряду элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?

1) Si,P, S.C1 2) O,S,Se,Te 3) At,I,Br,Cl 4) Mg,Al,Si, P

5. Какой элемент образует газообразное водородное соединен соответствующее общей формуле RH2?

1) бор 2) калий 3) сера 4) хром

6. В главных подгруппах периодической системы восстановительная способность атомов химических элементов растет с

1) уменьшением радиуса атомов 2) увеличением числа энергетических уровней в атомах

3) уменьшением числа протонов в ядрах атомов 4) увеличением числа валентных электронов

7. В какой группе периодической системы находится элемент Э, входящий в состав кислоты НЭО4?

1) IV 2) V 3) VI 4) VII

8. В ряду оксидов SiO2 - Р2О5 - SO2 - Cl2O7 кислотные свойства

1) возрастают 2) убывают    

3) не изменяются 4) сначала уменьшаются, потом увеличиваются

9. В каком ряду простые вещества расположены в порядке усиления металлических свойств?

1) Mg, Ca, Ва 2) Na, Mg, A1 3) K,Ca,Fe 4) Sc, Ca, Mg

10. По периоду слева направо уменьшается(-ются)

1) атомный радиус элементов 2) число валентных электронов в атомах

3) электроотрицательность элементов 4) кислотные свойства гидроксидов

11. В порядке увеличения электроотрицательности химические элементы расположены в раду:

1) С, N, О 2) Si.Al.Mg 3) Mg,Ca, Ва 4) Р, S, Si

12. Химический элемент расположен в IV периоде, IA группе. Распределению электронов в атоме этого элемента соответствует ряд чисел:

1) 2,8,8,2 2) 2, 8, 18, 1 3) 2, 8, 8, 1 4) 2,8, 18,2.

 

 

        

    

Задания:

1.Подготовка сообщение на тему «Применение солей в фармации».

2. Составление уравнений химических реакций.

Ca → Ca O → Ca(OH)₂ → Ca CO₃ → Ca (HCO₃)₂ → CO₂

NaCl → Na₂CO₃ → NaHCO₃ → NaCl → NaOH

Cu → Cu(NO₃)₂ → CuO → CuSO₄ → Cu → Cu(OH)₂

Na₂CO₃ → Na₂SO₄ → NaCl → NaNO₃ → NaCl

FeS₂ → Fe(OH)₃ → Fe₂(SO₄)₃ → FeCl₃ → Fe₂O₃

3. Составление опорной схемы генетической связи неорганических веществ.

Задание:

1. Оформление таблицы классификации дисперсных систем.

2. Подготовка сообщений на тему «Классификация дисперсных систем по характеру межмолекулярного взаимодействия».

 

Задание:

1. Оформление таблицы основных расчетных формул выражения концентрации раствора.

2. Решение задач.

1) В емкость, содержащую 5 литров 15%-раствора соли, влили семь литров воды. Определите процентную концентрацию вещества в новом растворе.

2) Сколько по массе меди необходимо добавить к куску бронзы, имеющему массу 8 килограммов, содержащему 13 процентов чистого металла, чтобы увеличить процентное содержание меди до 25 %.

3) Определите объем (при нормальных условиях) газа, который был собран после введения 0,3 моль чистого алюминия в 160 миллилитрах теплого 20% раствора едкого калия (1,19 г/мл).

4) К 100 граммам 10%-раствора хлорида аммония прилили 100 г 10%-раствора нитрата серебра. Определите массу (в граммах) осадка.

5) Из 134,4 литров (при нормальных условиях) оксида серы (4) приготовили раствор. К нему прилили 1,5 литра 25%-раствора едкого натра (1,28 г/мл). Определите массу получившейся соли.

3. Подготовка сообщении на тему «Сравнительная характеристика истинного и коллоидного растворов».

 

Задание:

1. Оформление таблицы по теме «Типы гидролиза».

2. Составление уравнений гидролизных процессов.

1) Сравните реакцию среды в растворах солей, не проводя вычислений: а) Na2SO4; б) Na2SO3; в) Na2CO3.

2) Напишите уравнение гидролиза соли (NH4)2SO4, укажите реакцию среды в растворе.

3) Написать ступенчатые уравнения реакций гидролиза хлорида алюминия.

 

Задание:

1. Решение задач:

1) Вычислить температурный коэффициент скорости некоторых реакций, если при повышении температуры: а) от 10 до 50 °С скорость реакции увеличилась в 16 раз; б) от 50 до 100 ° С скорость реакции увеличилась в 1200 раз. Ответ: а) 2; б) в 4,13раза.

2) Температурный коэффициент скорости некоторой реакции равен 1,5. Во сколько раз увеличится скорость данной реакции при повышении температуры на 30 °С? Ответ: в 3,4 раза.

3) При повышении температуры на 10° С скорость некоторой реакции увеличилась в 2 раза, Во сколько раз увеличится скорость этой же реакции при повышении температуры на 50 и на 20°С? Ответ: 1) в 32 раза; 2) в 4 раза.

4) На сколько градусов нужно повысить температуру, чтобы скорость реакции увеличилась в 81 раз, если температурный коэффициент скорости равен 3? Ответ: на 40° С.

2. Подготовка сообщений на тему «Закон сохранения масс».

 

 

Задание:

1. Упражнения по смещению химического равновесия.

1) Как будут влиять увеличение давления и повышение температуры на смешение равновесия в системе:

СО2 +С = 2СО – Q.

2) В какую сторону сместится равновесие обратимой реакции при увеличении: а) концентрации хлорида олова(II), б) хлорида олова (IV)?

SnCI +2FеCI3 = SnCI4 +2FеCI2.

3) В какую сторону сместится равновесие 

СО (газ) + Н2О (пар) = СО2(газ) + Н2(газ)+Q

а) при уменьшении концентрации воды;

б) при увеличении температуры;

в) при уменьшении давления.

4) Объясните, почему в системе Н2(газ)+ 12(газ) = 2НI (газ) изменение давления не смешает равновесия.

5) Напишите выражение константы равновесия для процесса:

Fe (тв.) + H2О(nap) = FeО(тв.) +Н2(газ)

Изменится ли состояние равновесия:

а) при увеличении в системе концентрации железа;

б) при изменении давления.

       2. Тестовые задания

1.В системе

CO2(г)+ C(тв)= 2CO(г) +Q

смещение химического равновесия вправо произойдёт при

1) использовании катализатора

2) повышении температуры

3) уменьшении концентрации исходных веществ

4) увеличении давления.

2. В системе

N2(г)+ O2(г)=2NO(г) -Q

химическое равновесие не смещается при

1) повышении температуры

2) увеличении концентрации NO

3) увеличении концентрации O2

4) повышении давления

3. На скорость химической реакции

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu

не оказывает влияния увеличение

1) температуры

2) давления

3) концентрации раствора CuCl2

4) площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ

4.В какой системе изменение давления не приведёт к смещению химического

равновесия?

1) CO(г) + Cl2(г) = COCl2(г)

2) 2CO(г) + O2(г) = 2CO2(г)

3) H2(г) + I2(г) =2HI(г)

4) N2(г) + 3H2(г) =2NH3(г)

5. Для увеличения скорости химической реакции

2AgNO3(тв) = 2Ag(тв) + O2(г) + 2NO2(г)

необходимо

1) повысить температуру

2) понизить давление в системе

3) повысить давление в системе

4) понизить температуру

6. При увеличении давления повышается скорость реакции между

1) Fe и H2SO4 (р-р)

2) Zn и HCl (p-p)

3) NH3 и O2

4) BaCl2 (p-p) и H2SO4 (p-p)

7. Для увеличения скорости химической реакции

2AgNO3(тв) = 2Ag(тв) + O2(г) + 2NO2(г)

необходимо

1) повысить давление в системе

2) понизить давление в системе

3) понизить температуру

4) повысить температуру

8. При увеличении давления повышается скорость реакции между

1) BaCl2 (p-p) и H2SO4 (p-p)

2) Zn и HCl (p-p)

3) NH3 и O2

4) Fe и H2SO4 (р-р)

9. C наименьшей скоростью при комнатной температуре взаимодействуют

1) Cu и О2

2) CaCO3 и HCl (р-р)

3) Fe и HCl (p-p)

4) NaOH (p-p) и HCl (p-p)

 

Тема № 21. Галогены.

Уметь: приводить примеры использование галогенов в медицине.

Знать: химические свойства галогенов.

Задание: подготовить сообщение на тему «Применение галогенов в медицине».

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Оценка «5» ставится тогда, когда:

• обучающийся свободно применяет знания на практике;

• не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;

• обучающийся выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;

• обучающийся усваивает весь объем программного материала;

• материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.

Оценка «4» ставится тогда когда:

• обучающийся знает весь изу


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.342 с.