Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-10-20 | 193 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ся» («си»), и называет слово целиком.)
А — ся ло — си
Ва — ся кара — си
Лю — ся ры — си
Ду — ся гу — си
Мару — ся о — си
Оле — ся
3. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [С′].
Се-се-се, се-се-се — сено в сени носим все.
Сё-сё-сё, сё-сё-сё — сносим сено всё-всё.
4. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [С′].
ВЕСЕЛЬЕ
Сима с Сеней
Сели на сене,
На лесенку сели
Вася с Олесей.
Пели все вместе
Весёлые песни.
А напоследок
Только для Сени
Сима всё пела
Песню про сени.
— Я пою сейчас для Сени:
«Ах вы сени мои, сени...»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[С′]
1. Произнеси слова парами.
касса — Ася сом — сёмга
масса — Вася осы — оси
сад — сядь носы — носи
гусак — гусята бусы — гуси
усатый — десятый посадки — поросятки
2. Выучи четверостишие. Чётко произноси звуки [С]—[С'].
Синий-синий василёк,
Он синее неба.
Спелый-спелый колосок,
Он вкуснее хлеба.
3. Выучи потешки. Чётко произноси звуки [С]—[С′].
Выловили семь сельдей
Слава и Евсей.
Сеня едет на покос
Сено запасти для коз.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКОВ [З]—[З']
1. Говорим вместе.
(Ребёнок произносит первый слог «за» («зо», «зу», «зе»), взрослый заканчивает слово, затем ребёнок называет слово целиком.)
Ребёнок | Взрослый | Ребёнок |
за — | кат | закат- |
за — | бор | забор |
за — | ря | заря |
за — | вод | завод |
за — | пал | запал |
за — | ноза | заноза |
за — | гар | загар |
за — | нос | занос |
за — | бег | забег |
за — | вал | завал |
зо — | ри | зори |
зо — | на | зона |
Зо — | я | Зоя |
зо — | нтик | зонтик |
зо — | лото | золото |
Зо — | лушка | Золушка |
зу — | бы | зубы |
зу — | бры | зубры |
зу — | раб | Зураб |
зу — | батка | зубатка |
зу — | било | зубило |
зу — | бочистка | зубочистка |
зе — | мли | земли |
зе — | рно | зерно |
зе — | бра | зебра |
зе — | лень | зелень |
зе — | ркало | зеркало |
|
А теперь найди картинки, названия которых начинаются на звук [З].
2. Ответь на вопросы. Помни о звуках [З], [З'].
1) У какого дерева белый ствол? (У берёзы.)
2) Как называют детёнышей козы? (Козлята.)
3) Какую книгу Буратино обменял на билет в кукольный театр? (Азбуку.)
4) Из чего делают поп-корн? (Из кукурузы.)
5) Из чего делают муку? (Из зерна.)
6) Кто из животных имеет окраску в чёрно-белую полоску? (Зебра.)
7) Когда бывают морозы? (Зимой.)
8) Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.)
Закончи слово.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закапает, добавляя «цы», и называет слово целиком.)
Взрослый | Ребёнок | Ребёнок |
огур — | цы | огурцы |
пев — | цы | певцы |
хлеб — | цы | хлебцы |
кон — | цы | концы |
сквор — | цы | скворцы |
лиси — | цы | лисицы |
куни — | цы | куницы |
зай — | цы | зайцы |
гусени — | цы | гусеницы |
мельни — | цы | мельницы |
бубен — | цы | бубенцы |
ули — | цы | улицы |
продав — | цы | продавцы |
пугови — | цы | пуговицы |
лукови — | цы | луковицы |
рукави — | цы | рукавицы |
кури — | цы | курицы |
колод — | цы | колодцы |
4. Ответь на вопросы. Помни о звуке [Ц].
1) Кто появляется из куриного яйца? (Цыплёнок.)
2) Какая птица питается лягушками? (Цапля.)
3) Где показывают дрессированных зверей? (В цирке.)
4) Как зовут маму у волчат? (Волчица.)
5) Как зовут маму у львят? (Львица.)
6) Как зовут маму у тигрят? (Тигрица.)
7) Как зовут маму у медвежат? (Медведица.)
8) Как зовут маму у верблюжат? (Верблюдица.)
9) Кто работает в кузнице? (Кузнец.)
10) Кто возвращается к нам весной из теплых стран? (Птицы.)
|
5. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ц].
Ца-ца-ца — крутится мельница.
Цо-цо-цо — светится кольцо.
Цы-цы-цы — скворцы — певцы.
Це-це-це — царица во дворце.
6. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Ц].
КУЗНЕЦ
Ац-ац, ец-ец
Кузьма — кузнец молодец!
Ац-ац, ец-ец
И подкован жеребец!
Целый день наш жеребец
Бегал в поле меж овец.
Жеребец — удалец,
А Кузьма — молодец.
СИНИЦА
Птица-синица
За окном резвится:
Кружится, садится,
В окошко стучится.
Ей хлебца я вынес
И сальца немного.
Но сердится мама:
— Не стой у порога.
ОСЕНЬ-КРАСАВИЦА
Осень-красавица
Всем нам нравится.
Цветными нарядами
Осень славится.
Славится осень
Цветами, грибами,
Цветною капустою и огурцами.
В ЦИРКЕ
Наверное, мне это снится:
На мотоцикле медведица мчится,
Зайцы бьют в бубенцы,
Ослицу ведут под уздцы,
А на ослице верхом лисица,
За ними гордо гарцует куница.
Скажите, мне все это снится?
Хожу уже я в первый класс.
Но в цирк попал я первый раз.
Задание. Назови зверей, в названии которых встречается звук [Ц].
СТРАНИЦЫ ДЛЯ СЕСТРИЦЫ
Целый вечер развлекал
Я свою сестрицу,
Целый вечер я листал
Страницу за страницей.
— Посмотри, сестрица,
На этой странице —
Конь резвится.
На этой странице —
Крадётся лисица.
На этой странице —
Метелица злится.
На этой странице —
Кружится жар-птица.
На этой странице —
Львица, волчица...
— Устал я, сестрица,
Давай спать ложиться.
7. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ц].
Из колодца две девицы
Носят вёдрами водицу.
Во дворце у царя и царицы
Красуются жар-птицы.
Сестрица-ученица не ленится учиться.
Птица-синица в певицы не годится.
Дифференциация звуков [С]-[Ц], [С]-[З], [С']-[З']
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ц]
1. Произнеси слова парами.
сок — цок сыр — цирк
свет — цвет сухари — цунами
судаки — цукаты лисы — птицы
сабля — цапля бас — бац
2. Ответь на вопросы.
1) Кто живёт в скворечнике? (Скворец.)
2) Кто поедает листья на деревьях? (Гусеницы.)
3) Где в театре выступают артисты? (На сцене.)
4) Что нужно, чтобы забраться на крышу? (Лестница.)
5) У какой птицы жёлто-зелёная грудка? (У синицы.)
6) Что освещает землю днём? (Солнце.)
|
3. Составь слово из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
си, ли, ца — лисица ли, ос, ца — ослица
ни, суп, ца — супница ни, стра, ца — страница
ни, рее, цы— ресницы ни, си, ца — синица
4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С], [С] и [Ц].
На сцене лисица собак не боится.
Не построена ещё лестница, чтоб дотянуться до месяца.
Спелая пшеница на солнце колосится.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]-[З], [С']-[З']
1. Произнеси слова по парам.
сайка — зайка Сима — зима
сойка — Зойка сила — Зина
росы — розы семя — зелень
коса — коза сёла — озёра
лиса — Лиза семья — земля
суп — зуб посёлок — позёмка
2. «Много — один». Следи за чётким произношением звуков [С] и [З].
(Взрослый произносит существительное во множественном числе, а ребёнок в единственном числе, затем наоборот.)
арбузы арбуз [С] газы газ [С]
рассказы рассказ [С] глаза глаз [С]
морозы мороз [С] тазы таз [С]
3. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С] и [З].
Роса легла на розы.
Роса блестит, как слёзы.
Судак в садке, сом на песке,
Сазаны в тазу, всех домой отвезу.
Глаза у Лизоньки, как у лисоньки.
Выучи стихотворение.
Я ЛЮБЛЮ ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ
Я люблю зелёный цвет.
В зелёный цвет весь мир одет.
Зелёный лес за тем прудом,
Зелёная трава кругом.
Зелёные кузнечики-певцы,
Жуки, стрекозы, гусеницы.
В пруду зелёные лягушки,
Зелёные летают мушки,
Зелёный цвет моей панамы,
Зелёные глаза у мамы.
Автоматизация произношения
Шипящих звуков
[Ш], [Ж], [Ч]
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш]
1. Произнеси чётко звук [Ш] в слогах и словах.
ша, ша — шапка, шаг аш, аш — наш, гараж
шо, шо — шок, шов ош, ош — грош, хорош
шу, шу — шуба, шум уш, уш — душ, муж
ши, ши — шина, шип ыш, ыш — мышь, камыш
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ша», и называет слово целиком.)
|
Взрослый | Ребёнок | Ребёнок |
гру — | ша | груша |
кры — | ша | крыша |
ча — | ша | чаша |
ка — | ша | каша |
поро — | ша | пороша |
лу — | ша | Луша |
горбу — | ша | горбуша |
афи — | ша | афиша |
зам — | ша | замша |
лап — | ша | лапша |
3. Назови детей ласково. Следи за чётким произношением звука [Ш].
(Взрослый называет имя, ребёнок подбирает его ласкательный вариант с «ушк» или «юшк».)
Ваня — Ванюшка Паша — Павлушка
Таня — Танюшка Надя — Надюшка
Катя — Катюшка Алена — Аленушка
Витя — Витюшка Оля — Олюшка
4. Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребенок заканчивает, добавляя «шка», и называет слово целиком).
Взрослый Ребёнок Ребёнок
поду — шка подушка
лягу — шка лягушка
су — шка сушка
пу — шка пушка
ватру — шка ватрушка
му — шка мушка
куку — шка кукушка
игру — шка игрушка
ми — шка мишка
весну — шка веснушка
Задание. А теперь сам придумай слова, которые заканчиваются на «шка».
Составь слово из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
ши, ма, на — машина
ка, кош — кошка
баш, ру, ка — рубашка
ки, шиш — шишки
шик, ков — ковшик
шин, кув — кувшин
ка, шап — шапка
та, каш, ны — каштаны
ма, шах, ты — шахматы
лы, ма, ши — малыши
куш, ку, ка — кукушка
буш, ба, ка — бабушка
гуш, ля, ка — лягушка
6. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ш].
Ши-ши-ши — шумят камыши.
Ша-ша-ша — камыши для шалаша.
Ше-ше-ше — Миша с Пашей в шалаше.
Шо-шо-шо — в шалаше хорошо.
Аш-аш-аш — дайте карандаш.
Ыш-ыш-ыш — его погрызла мышь.
Аша-аша-аша — то не мышь, а Паша.
Аш-аш-аш — дайте новый карандаш.
7. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [Ш].
ЛОВКИЕ МЫШКИ
В тишине слышны шаги,
Вышли мышки-малыши.
Пошушукались немножко,
Посидели на окошке,
Плошку с кашей нашли,
Мышеловку обошли,
Обманули кошку ловко:
— Мы умней тебя, плутовка!
Что им кошки, мышеловки,
Наши мышки очень ловки!
УШКИ
Ушки есть у мальчиков,
Ушки есть у девочек,
Ушки есть у зайчиков,
Ушки есть у белочек,
А еще есть ушки
У нашей подушки.
Кладите, девчушки,
Подушки под ушки.
Задание. Скажи, где находится звук [Ш] в словах «ушки» и «подушка» (в начале, в середине или в конце слова).
НАША БАБУШКА
Испекла нам бабушка
Пышные оладушки.
Наташе с Антошкой —
Пирожки с картошкой,
Любушке — шанежки,
Ванюшке — ватрушки,
А кошке Машке
Дала простоквашки.
Задание. Назови клички животных, в которых есть звук [Ш].
|
ЛЯГУШКИ
Две лягушки, две квакушки
Ловят мушек на опушке.
Ловят мушек не спеша:
— Ах! Погода хороша!
Лягушат к себе зовут,
Лягушата тут как тут
И с мамашами: «Ква-ква», —
Ловят мушек до утра.
КАМЫШИ
— Кыш, кыш, кыш, — шумит камыш.
Притаилась мама-мышь:
— Не шумите, камыши,
Испугались малыши.
Разбежались кто куда,
Вот несчастье, вот беда!
ДУШ
Новый душ купили мы,
Уж помоюсь от души!
— Ш-ш-ш, — шипит вода из душа, —
— Вымыл шею, вымой уши!
ШОКОЛАД
Шоколад, шоколад.
Это настоящий клад!
Вот шоколадный мишка,
Рядом с мишкой шишка,
Грибок на ножке
В шоколадной крошке,
Петушок с гребешком
В шоколаде густом,
Шоколадные орешки
Для Наташки-сладкоежки.
В гости бабушка пришла,
Нам гостинцы принесла.
8. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произноси звук [Ш].
Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.
Паша Маше шапкой машет.
Шашки у Пашки, шишки у Мишки.
Поймали на мормышку, не ёршика, а мышку.
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя «чка», и называет слово целиком).
Взрослый Ребёнок Ребёнок
бо — | чка | бочка |
та — | чка | тачка |
но — | чка | ночка |
пе — | чка | печка |
ре — | чка | речка |
то — | чка | точка |
по — | чка | почка |
ту — | чка | тучка |
ко — | чка | кочка |
ка — | чка | качка |
ру — | чка | ручка |
се — | чка | сечка |
3. Подскажи слово со звуком [Ч].
Но зато на стадион
Проходил бесплатно он.
Пропускали дядю Степу,
Думали, что... (чемпион).
С. Михалков
— Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою... (ключевой),
Я почищу вас... (песочком),
Окачу вас... (кипяточком).
К. Чуковский
Мой весёлый звонкий... (мяч),
Ты куда пустился... (вскачь)?
С. Маршак
— Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И поила я вас, и кормила я вас,
Не покиньте меня в мой последний... (час)!
К. Чуковский
Дело было вечером,
Делать было... (нечего).
С. Михалков
4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Ч].
СОН
Сон приходит по ночам,
И кочует по домам.
Ванечку укачал,
Внучке сказку рассказал,
Кота на печку уложил
И свечку потушил.
ВНУЧКА-ПОЧЕМУЧКА
Внучка-почемучка
Тянет к небу ручки:
— Почему на небе тучки?
—Почему щенок у Жучки?
— Почему мы ночью спим?
— Почему чеснок едим?
— Почему часы стучат?
— Рыбки почему молчат?
Отвечайте, что к чему
На сто тысяч «почему».
ГРИБОЧКИ
На кочке, в лесочке
Выросли грибочки:
Подберезовички,
Подосиновички,
А лисички и маслята —
В перелесочке, ребята.
* * *
«Ночка, кочка, бочка», —
Пишет наша дочка.
Я скажу вам лично,
Пишет на «отлично».
* * *
Золотые одуванчики
Любят девочки и мальчики.
Ванечки, Танечки, Колечки, Олечки
Веночки плетут, песенки поют.
5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ч].
На крючке червячок — ловись плотвичка, судачок.
У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Щ]
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Щ].
ща, | ща | — гуща, роща |
що, | що | — щётка, ещё |
щу, | щу | — щука, ищу |
щи, | щи | — щит, щи |
ще, | ще | — щепка, щербет |
ащ, | ащ | — плащ |
ощ, | ощ | — хвощ, мощь |
ущ, | ущ | — плющ |
ищ, | ищ | — товарищ |
ещ, | ещ | — лещ, вещь |
2. Закончи предложение. Помни о звуке [Щ]. (Взрослый читает предложение, а ребёнок добавляет последнее слово.)
В озере водятся зубастые... (щуки).
Из капусты варят вкусные... (щи).
У нашей собаки родились... (щенки).
В огороде растут разные... (овощи).
В дождливую погоду надевают... (плащ).
3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [Щ].
КОТИЩЕ
Вот так котище!
Щёлкой глазищи,
Длинные когтищи,
Острые зубищи.
Щенок из ящика ни шагу —
С таким котом
Не будет сладу.
ЯЩЕРИЦА
В щель ящика с утра
Залезла ящерица без труда.
А ящик клещами открыли,
Хвост ящерице прищемили,
Но ящерица хитра —
Хвост оставила и ушла.
4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Щ].
Лещ плещется, хвощ хлещется.
Щуки и лещи не для щей, а для ухи.
У наших щеночков щетинка на щечках.
Щавель в роще поищу, щи из щавеля сварю.
В чаще чаще рыщет волчище.
Дифференциация свистящих
И шипящих звуков
[С]-[Ш], [Ц]-[Ч], [С]-[Ч],
[С]-[Щ]
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ш]
1. Замени в слове звук [Ш] на звук [С], назови слово, которое получилось.
(Взрослый называет слово, а ребёнок заменяет звуки и произносит полученное слово.)
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
мишка — миска мышь — мыс
уши — усы ваш — вас
кашка — каска наш — нас
шутки — сутки крыша — крыса
башня — басня кыш-кыш — кыс-кыс
2. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ш].
Язык книзу са-са-са —
Сани, сало, колбаса.
Язык кверху ша-ша-ша —
Шайба, шахматы, лапша.
Язык книзу ас-ас-ас —
Квас, Донбасс и ананас.
Язык кверху аш-аш-аш —
Марш, шалаш и карандаш.
3. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звуков [С] и [Ш].
ВЕСНУШКИ
Солнышко веснушки
Сашке подарило
На носик и на ушки,
Чтоб красиво было.
ПРО САШКУ
Смешинка Сашке в рот попала,
Смешинка Сашку щекотала.
Сашка шутит шутки
Уже шестые сутки.
Но вдруг смешинка убежала,
И Сашке тут же скучно стало.
4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [С] и [Ш].
Суши сушки для несушки,
Шесть несушек склевали шесть сушек.
Сушит мишка косолапый
Шерсть свою косматой лапой.
У Сашки шашки, сушки у Наташки.
Сосны вдоль шоссе стоят,
Шишки на ветвях висят.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ц]—[Ч]
Произнеси слова парами.
палец — пальчик кольцо — колечко
цветок — цветочек крыльцо — крылечко
птица — птичка заяц — зайчик
овца — овечка огурец — огурчик
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя «ца», называет слово целиком).
Взрослый | Ребёнок | Ребёнок |
учени — | ца, | ученица |
горчи — | ца, | горчица |
черепи — | ца, | черепица |
отлични — | ца | отличница |
учительни — | ца | учительница |
птични — | ца | птичница |
летчи — | ца | летчица |
участии — | ца | участница |
Повтори слова парами.
сайка | — чайка | нос — | ночь |
садок | — часок | лес — | меч |
судак | — чудак | кросс | — прочь |
сумка | — чумка | вкус - | - луч |
сок — | чок | погас | — богач |
село — | - челнок | класс | — плач |
2. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ч].
В чистом поле чибисам раздолье.
Часы стучали и стучали,
Час за часом отбивали.
В городе Сочи тёмные ночи,
Чёрное море синее очень.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ
[С]-[Щ]
Повтори слова парами.
лес — лещ вес — вещь
класс — плащ плюс — плющ
сели — щели соки — щеки
росы — рощи писать — пищат
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя «щий», и называет слово целиком.)
Взрослый | Ребёнок | Ребёнок |
блестя — | щий | блестящий |
вися — | щий | висящий |
сверкаю — | щий | сверкающий |
отстаю — | щий | отстающий |
свистя — | щий | свистящий |
несу — | щий | несущий |
спя — | щий | спящий |
стоя — | щий | стоящий |
Задание. Придумай предложение с одним из этих слов.
3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звуков [С] и [Щ].
В ОТПУСК
Новенький, блестящий,
Самый настоящий
Самолёт идёт на взлёт.
Нас он к морю унесёт.
Счастлив Санька,
Счастлив я,
Счастлива семья моя!
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя звук [Л], и называет слово целиком).
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
по — л пол вокза — л вокзал
сто — л стол уко — л укол
ко — л кол сигна — л сигнал
ма — л мал дяте — л дятел
сту — л стул го — л гол
за — л зал футбо — л футбол
пена — л пенал ба — л бал
Составь слова из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
па, ла — лапа точ, лас, ка — ласточка
па, лам — лампа ло, ко, дец — колодец
на, лу — луна ды, лан, ши — ландыши
лы, сто — столы ло, мо, ко — молоко
па, ло, та — лопата лав, бу, ка — булавка
4. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Л].
Ла-ла-ла, ла-ла-ла — Лу-лу-лу, лу-лу-лу —
Ласточка гнездо свила. Что за гул на лугу?
Ло-ло-ло, ло-ло-ло — Лы-лы-лы, лы-лы-лы —
Ласточке в гнезде тепло. Гудят над лугом две пчелы.
5. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Л].
ИГОЛКА МАЛЫШКА-ГЛУПЫШКА
Миколка с Николкой Малышка-глупышка
Искали иголку, Сосала ледышку,
На полу, на полке, Маму слушать не хотела,
Нет нигде иголки. Потому и заболела.
БЕЛАЯ ЛУНА
Белая луна по небу плыла,
Плыла луна сквозь облака.
Белая луна белым светом залила
Луга и леса, улочки и дома.
СЛОНЁНОК
Слониха слонёнка
На Нил водила,
Водой поила,
Купаться учила:
— Подними, слонёнок мой,
Хобот свой над головой,
Воду лей, не жалей,
Ну, малыш, давай смелей.
БЕЛАЯ АКУЛА
Белая акула велика, сильна,
Белая акула в бухту заплыла,
У Белой акулы белый живот,
Белая акула в глубине живет.
ДОЖДИК
Дождик лил, лил, лил,
Колос пил, пил, пил.
Вот стоит он золотистый,
Наливной и шелковистый.
* * *
Галчата у галки Ежевику Вика ела,
Галдели, галдели, А малиновка запела:
Галчата галдели, Вику-вику, вику-вику —
Кушать хотели. Съела Вика ежевику.
6. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [ Л ].
Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.
У Бэлы была балалайка
И белая-белая лайка.
УПРАЖНЕНИЯ
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ли» («лю») и называет слово целиком.)
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
е — ли ели ве — лю велю
пе — ли пели по — лю полю
спа — ли спали пи — лю пилю
иска — ли искали ко — лю колю
пек — ли пекли ме — лю мелю
сиде — ли сидели со — лю солю
дума — ли думали хва — лю хвалю
виде — ли видели люб — лю люблю
Задание. Придумай предложения с некоторыми из этих слов.
Составь слова из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
па, ли — липа ней, ли, ка — линейка
то, ле — лето ля, на, по — поляна
са, ли — лиса ле, ко, со — колесо
ля, зем — земля мо, са, лёт — самолёт
лют, са — салют ты, мо, лёк — мотылёк
ле, по — поле лит, у, ка — улитка
УПРАЖНЕНИЯ
Говорим вместе.
(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ра»(«ры»), называет слово целиком.)
Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок
го — | ра гора | ку — | ры куры |
но — | ра нора | вет — | ры ветры |
ды— | ра дыра | кома — | ры комары |
по — | ра пора | дво — | ры дворы |
жа | ра жара | тиг — | ры тигры |
иг — | ра игра | што — | ры шторы |
вёд — | ра вёдра | помидо — | ры помидоры |
выд — | ра выдра | мухомо — | ры мухоморы |
Составь слова из слогов.
(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)
бор, за — забор зи, кор, на — корзина
ка, ру — рука ке, ра, та — ракета
за, ро — роза ра, ка, си — караси
тер, ка — катер баш, ру, ка — рубашка
та, пар — парта ран, ка, даш — карандаш
ман, кар — карман ра, ба, бан — барабан
4. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Р].
Ра-ра-ра, ра-ра-ра —
радуется детвора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро —
Прокатились мы в метро.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
У детей в руках шары.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру —
Шары держите на ветру.
Ар-ар-ар, ар-ар-ар —
Улетел мой красный шар.
Ор-ор-ор, ор-ор-ор —
Шар летит через забор.
Ур-ур-ур, ур-ур-ур —
Зацепился шар за шнур.
Ар-ар-ар, ар-ар-ар —
Будет новый красный шар.
5. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Р].
ВОРОНА
Ворона каркает с утра:
— Кар! Кар! Какая красота!
Красным красна рябина —
Прекрасная картина!
Задание. Рассмотри картинки. Назови птиц, в названии которых встречается звук [Р].
У ЕГОРА И ФЕДОРЫ
У Егора и Федоры
В огороде помидоры,
Огурцы, редис, укроп,
И петрушка, и чеснок.
Вот прекрасный урожай!
Приходи и собирай!
НА РЫБАЛКУ
Рано-рано поутру
Разбудили детвору.
На рыбалку мы идём,
Рыбы много принесём.
Вернулись вечерком
С полным садком.
У Тарасика — три карасика,
У Максима — четыре налима,
У Петра — два ерша.
Уха будет хороша!
ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
За компьютером сижу,
Фотографии смотрю:
Это в цирке акробат
Растянулся на шпагат.
Это — Рома, старший брат,
Ест на юге виноград.
Это — папа, у него
Крабов целое ведро.
Это я и мама в море.
Вижу все на мониторе!
КРАБ
Карабкался, карабкался
Краб к морю не спеша.
Карабкались по гравию
За ним три малыша.
И вдруг волна игривая
Водой их облила,
А краба и панаму
В море унесла.
СОРОКОНОЖКИ
У сороконожек — сорок ножек.
Бегут сороконожки
По сырой дорожке
— Ах! Промокли ножки! —
Кричат сороконожки.
Жаль, что нет у сороконожек
Сорока сапожек.
ЖИРАФ
Высок, грациозен жираф,
Он гордо шагает, как граф.
В ярком пятнистом наряде
Красуется, как на параде.
Задание. Рассмотри картинки. Назови животных, в названии которых встречается звук [Р].
МАРМЕЛАДНАЯ ПЛАНЕТА
Верю, существует где-то
Мармеладная планета.
Там из мармелада горы,
Мармеладные просторы,
Там мармеладные сады
И мармеладные пруды.
Вот бы нам туда забраться,
Мармеладом объедаться!
* * *
В огороде — помидоры,
За забором — мухоморы.
Помидоры соберём,
Мухоморы уберём.
Па́ром ходит пароход, Радуга-дуга,
Па́ром возит паровоз, Радуй нас всегда
В бане тоже нужен пар, Яркими цветами,
А ещё хороший жар. Тёплыми дождями.
6. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произнеси звук [Р].
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Рома Маше нарвал ромашек.
На ярмарке Торговый Яр продавал товар Макар.
Загорелся светофор, и мы проехали во двор.
УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
ЗВУКА [Р']
1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Р'].
ри, ри — рис, рисунок
ре, ре — репа, речь
ря, ря — ряд, наряд
рё, рё — берёза, рёв
рю, рю— варю, говорю
Много—один».
(Взрослый называет существительное во множественном числе, а ребёнок — в единственном.)
фонари — фонарь календари — календарь
буквари — букварь звери — зверь
снегири — снегирь пузыри — пузырь
двери — дверь
3. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Р'].
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — Рю-рю-рю, рю-рю-рю
Рис, ириска, снегири. Говорю и говорю.
Ри-ри-ри, ри-ри-ри — Ря-ря-ря, ря-ря-ря —
Рита, снова повтори. Повторяю я не зря.
4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Р'].
АНДРЮША РИСУЕТ
Андрюша рисует
Речку и море,
Ребят на горе,
Петуха на заборе,
Берёзку, рябинку...
Рисует весь день,
Ему рисовать совершенно не лень.
РЕБЯТА-БОБРЯТА
Ребята-бобрята
Резвились в реке,
Ныряли на дно,
Перегрызли бревно,
Хвостом рисовали
Кресты на песке,
Потом задремали,
Лежа в воде
ЧИРИК — ПРИВЕТ
— Чирик, чирик, — чирикает
Во дворике семья,
— Чирик, чирик, — приветствует
Папу-воробья.
— Чирик — привет!
Привет — чирик!
Я к ним давно уже привык.
КАЛЕНДАРЬ
Я повесил календарь.
Посмотрите: вот январь.
Календарь перевернул,
И декабрь вернул.
Верьте, верьте, верьте мне,
Декабрь снова на дворе.
5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Р'].
Карина ест каринку, Марина — мандаринку.
В сиреневой сирени резвятся свиристели.
В деревне деревья древнее деревни.
Варя варит варенье и повторяет стихотворенье.
На хорька напала хворь, то ли грипп, то ли корь.
Ирина, Карина, Марина пьют сок из мандарина.
Дифференциация звуков [Л]-[Р], [Л']-[Р']
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Л]-[Р], [Л']-[Р']
1. Произнеси слова парами.
лак — рак игла — игра
зола — кора полка — порка
лама — рама плут — пруд
лов — ров баллон — барон
ложь — рожь укол — укор
ложки — рожки вал — ва
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!