Подберём слова с противоположным значением. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Подберём слова с противоположным значением.

2020-10-20 193
Подберём слова с противоположным значением. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя слог «ся» («си»), и называет слово це­ликом.)

А — ся                        ло — си

Ва — ся                      кара — си

Лю — ся                     ры — си

Ду — ся                      гу — си

Мару — ся                 о — си
Оле — ся

3. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [С′].

Се-се-се, се-се-се — сено в сени носим все.

Сё-сё-сё, сё-сё-сё — сносим сено всё-всё.

4. Выучи стихотворение. Следи за чётким произноше­нием звука [С′].

ВЕСЕЛЬЕ

Сима с Сеней

Сели на сене,

На лесенку сели

Вася с Олесей.

Пели все вместе

Весёлые песни.

А напоследок

Только для Сени

Сима всё пела

Песню про сени.

— Я пою сейчас для Сени:

«Ах вы сени мои, сени...»

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[С′]

1. Произнеси слова парами.

касса — Ася           сом — сёмга

масса — Вася         осы — оси

сад — сядь              носы — носи

гусак — гусята       бусы — гуси

усатый — десятый посадки — поросятки

2. Выучи четверостишие. Чётко произноси звуки [С]—[С'].

Синий-синий василёк,

Он синее неба.

 Спелый-спелый колосок,

Он вкуснее хлеба.

3. Выучи потешки. Чётко произноси звуки [С]—[С′].

Выловили семь сельдей

Слава и Евсей.

Сеня едет на покос

Сено запасти для коз.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКОВ [З]—[З']

1. Говорим вместе.

(Ребёнок произносит первый слог «за» («зо», «зу», «зе»), взрослый заканчивает слово, затем ребёнок на­зывает слово целиком.)

 

Ребёнок Взрослый Ребёнок
за — кат закат-
за — бор забор
за — ря заря
за — вод завод
за — пал запал
за — ноза заноза
за — гар загар
за — нос занос
за — бег забег
за — вал завал
зо — ри зори
зо — на зона
Зо — я Зоя
зо — нтик зонтик
зо — лото золото
Зо — лушка Золушка
зу — бы зубы
зу — бры зубры
зу — раб Зураб
зу — батка зубатка
зу — било зубило
зу — бочистка зубочистка
зе — мли земли
зе — рно зерно
зе — бра зебра
зе — лень зелень
зе — ркало зеркало

 

А теперь найди картинки, названия которых начи­наются на звук [З].

2. Ответь на вопросы. Помни о звуках [З], [З'].

1) У какого дерева белый ствол? (У берёзы.)

2) Как называют детёнышей козы? (Козлята.)

3) Какую книгу Буратино обменял на билет в ку­кольный театр? (Азбуку.)

4) Из чего делают поп-корн? (Из кукурузы.)

5) Из чего делают муку? (Из зерна.)

6) Кто из животных имеет окраску в чёрно-белую полоску? (Зебра.)

7) Когда бывают морозы? (Зимой.)

8) Как называется планета, на которой мы жи­вём? (Земля.)

Закончи слово.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закап­ает, добавляя «цы», и называет слово целиком.)

 

Взрослый Ребёнок Ребёнок
огур — цы огурцы
пев — цы певцы
хлеб — цы хлебцы
кон — цы концы
сквор — цы скворцы
лиси — цы лисицы
куни — цы куницы
зай — цы зайцы
гусени — цы гусеницы
мельни — цы мельницы
бубен — цы бубенцы
ули — цы улицы
продав — цы продавцы
пугови — цы пуговицы
лукови — цы луковицы
рукави — цы рукавицы
кури — цы курицы
колод — цы колодцы

4. Ответь на вопросы. Помни о звуке [Ц].

1) Кто появляется из куриного яйца? (Цыплёнок.)

2) Какая птица питается лягушками? (Цапля.)

3) Где показывают дрессированных зверей? (В цирке.)

4) Как зовут маму у волчат? (Волчица.)

5) Как зовут маму у львят? (Львица.)

6) Как зовут маму у тигрят? (Тигрица.)

7) Как зовут маму у медвежат? (Медведица.)

8) Как зовут маму у верблюжат? (Верблюдица.)

9) Кто работает в кузнице? (Кузнец.)

10) Кто возвращается к нам весной из теплых стран? (Птицы.)

5. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ц].

Ца-ца-ца — крутится мельница.

Цо-цо-цо — светится кольцо.

Цы-цы-цы — скворцы — певцы.

Це-це-це — царица во дворце.

6. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звука [Ц].

КУЗНЕЦ

Ац-ац, ец-ец

Кузьма — кузнец молодец!

Ац-ац, ец-ец

И подкован жеребец!

Целый день наш жеребец

Бегал в поле меж овец.

Жеребец — удалец,

А Кузьма — молодец.

 

СИНИЦА

Птица-синица

За окном резвится:

Кружится, садится,

В окошко стучится.

Ей хлебца я вынес

И сальца немного.

 Но сердится мама:

 — Не стой у порога.

 

ОСЕНЬ-КРАСАВИЦА

Осень-красавица

Всем нам нравится.

Цветными нарядами

Осень славится.

Славится осень

Цветами, грибами,

Цветною капустою и огурцами.

 

В ЦИРКЕ

Наверное, мне это снится:

На мотоцикле медведица мчится,

Зайцы бьют в бубенцы,

Ослицу ведут под уздцы,

А на ослице верхом лисица,

 За ними гордо гарцует куница.

Скажите, мне все это снится?

Хожу уже я в первый класс.

Но в цирк попал я первый раз.

Задание. Назови зверей, в названии которых встре­чается звук [Ц].

 

 

СТРАНИЦЫ ДЛЯ СЕСТРИЦЫ

Целый вечер развлекал

Я свою сестрицу,

Целый вечер я листал

Страницу за страницей.

— Посмотри, сестрица,

На этой странице —

Конь резвится.

На этой странице —

Крадётся лисица.

На этой странице —

Метелица злится.

На этой странице —

Кружится жар-птица.

На этой странице —

Львица, волчица...

— Устал я, сестрица,

Давай спать ложиться.

7. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ц].

Из колодца две девицы

Носят вёдрами водицу.

 

Во дворце у царя и царицы

Красуются жар-птицы.

 

Сестрица-ученица не ленится учиться.

 

Птица-синица в певицы не годится.

Дифференциация звуков [С]-[Ц], [С]-[З], [С']-[З']

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ц]

1. Произнеси слова парами.

сок — цок                  сыр — цирк

свет — цвет                сухари — цунами

судаки — цукаты       лисы — птицы

сабля — цапля           бас — бац

2. Ответь на вопросы.

1) Кто живёт в скворечнике? (Скворец.)

2) Кто поедает листья на деревьях? (Гусеницы.)

3) Где в театре выступают артисты? (На сцене.)

4) Что нужно, чтобы забраться на крышу? (Лест­ница.)

5) У какой птицы жёлто-зелёная грудка? (У си­ницы.)

6) Что освещает землю днём? (Солнце.)

3. Составь слово из слогов.

(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)

си, ли, ца — лисица      ли, ос, ца — ослица

ни, суп, ца — супница ни, стра, ца — страница

ни, рее, цы— ресницы ни, си, ца — синица

4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С], [С] и [Ц].

На сцене лисица собак не боится.

Не построена ещё лестница, чтоб дотянуться до месяца.

Спелая пшеница на солнце колосится.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]-[З], [С']-[З']

1. Произнеси слова по парам.

сайка — зайка             Сима — зима

сойка — Зойка            сила — Зина

росы — розы              семя — зелень

коса — коза                сёла — озёра

лиса — Лиза               семья — земля

суп — зуб                    посёлок — позёмка

2. «Много — один». Следи за чётким произношением звуков [С] и [З].

(Взрослый произносит существительное во множественном числе, а ребёнок в единственном числе, затем наоборот.)

арбузы        арбуз [С]                  газы                газ [С]

рассказы рассказ [С]               глаза               глаз [С]

морозы       мороз [С]                 тазы                таз [С]

3. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С] и [З].

Роса легла на розы.

Роса блестит, как слёзы.

 

Судак в садке, сом на песке,

Сазаны в тазу, всех домой отвезу.

 

Глаза у Лизоньки, как у лисоньки.

Выучи стихотворение.

Я ЛЮБЛЮ ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ

Я люблю зелёный цвет.

В зелёный цвет весь мир одет.

Зелёный лес за тем прудом,

Зелёная трава кругом.

Зелёные кузнечики-певцы,

Жуки, стрекозы, гусеницы.

В пруду зелёные лягушки,

Зелёные летают мушки,

Зелёный цвет моей панамы,

Зелёные глаза у мамы.

Автоматизация произношения

Шипящих звуков

[Ш], [Ж], [Ч]

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш]

1. Произнеси чётко звук [Ш] в слогах и словах.

ша, ша — шапка, шаг аш, аш — наш, гараж

шо, шо — шок, шов   ош, ош — грош, хорош

шу, шу — шуба, шум уш, уш — душ, муж

ши, ши — шина, шип ыш, ыш — мышь, камыш

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя слог «ша», и называет слово целиком.)

 

Взрослый Ребёнок Ребёнок
гру — ша груша
кры — ша крыша
ча — ша чаша
ка — ша каша
поро — ша пороша
лу — ша Луша
горбу — ша горбуша
афи — ша афиша
зам — ша замша
лап — ша лапша

3. Назови детей ласково. Следи за чётким произноше­нием звука [Ш].

(Взрослый называет имя, ребёнок подбирает его лас­кательный вариант с «ушк» или «юшк».)

Ваня — Ванюшка       Паша — Павлушка

Таня — Танюшка       Надя — Надюшка

Катя — Катюшка      Алена — Аленушка

Витя — Витюшка      Оля — Олюшка

4. Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребенок за­канчивает, добавляя «шка», и называет слово целиком).

Взрослый             Ребёнок    Ребёнок

поду —          шка          подушка

лягу —           шка          лягушка

су —              шка          сушка

пу —              шка          пушка

ватру —         шка          ватрушка

му —              шка          мушка

куку —          шка          кукушка

игру —          шка          игрушка

ми —              шка          мишка

весну —         шка          веснушка

Задание. А теперь сам придумай слова, которые за­канчиваются на «шка».

Составь слово из слогов.

(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)

ши, ма, на — машина

ка, кош — кошка

баш, ру, ка — рубашка

ки, шиш — шишки

шик, ков — ковшик

шин, кув — кувшин

ка, шап — шапка

та, каш, ны — каштаны

ма, шах, ты — шахматы

лы, ма, ши — малыши

  куш, ку, ка — кукушка

буш, ба, ка — бабушка

гуш, ля, ка — лягушка

6. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ш].

Ши-ши-ши — шумят камыши.

Ша-ша-ша — камыши для шалаша.

Ше-ше-ше — Миша с Пашей в шалаше.

Шо-шо-шо — в шалаше хорошо.

Аш-аш-аш — дайте карандаш.

Ыш-ыш-ыш — его погрызла мышь.

Аша-аша-аша — то не мышь, а Паша.

 Аш-аш-аш — дайте новый карандаш.

7. Выучи стихотворение. Следи за чётким произноше­нием звука [Ш].

ЛОВКИЕ МЫШКИ

В тишине слышны шаги,

Вышли мышки-малыши.

Пошушукались немножко,

Посидели на окошке,

Плошку с кашей нашли,

Мышеловку обошли,

Обманули кошку ловко:

— Мы умней тебя, плутовка!

Что им кошки, мышеловки,

Наши мышки очень ловки!

УШКИ

 

Ушки есть у мальчиков,

Ушки есть у девочек,

Ушки есть у зайчиков,

Ушки есть у белочек,

А еще есть ушки

У нашей подушки.

Кладите, девчушки,

Подушки под ушки.

 

Задание. Скажи, где находится звук [Ш] в словах «ушки» и «подушка» (в начале, в середине или в конце слова).

 

НАША БАБУШКА

Испекла нам бабушка

Пышные оладушки.

Наташе с Антошкой —

Пирожки с картошкой,

Любушке — шанежки,

Ванюшке — ватрушки,

А кошке Машке

Дала простоквашки.

Задание. Назови клички животных, в которых есть звук [Ш].

ЛЯГУШКИ

Две лягушки, две квакушки

Ловят мушек на опушке.

Ловят мушек не спеша:

— Ах! Погода хороша!

Лягушат к себе зовут,

Лягушата тут как тут

И с мамашами: «Ква-ква», —

Ловят мушек до утра.

КАМЫШИ

— Кыш, кыш, кыш, — шумит камыш.

 Притаилась мама-мышь:

— Не шумите, камыши,

Испугались малыши.

Разбежались кто куда,

Вот несчастье, вот беда!

 

ДУШ

Новый душ купили мы,

Уж помоюсь от души!

— Ш-ш-ш, — шипит вода из душа, —

— Вымыл шею, вымой уши!

 

ШОКОЛАД

Шоколад, шоколад.

Это настоящий клад!

Вот шоколадный мишка,

Рядом с мишкой шишка,

Грибок на ножке

В шоколадной крошке,

Петушок с гребешком

В шоколаде густом,

Шоколадные орешки

Для Наташки-сладкоежки.

В гости бабушка пришла,

Нам гостинцы принесла.

8. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произноси звук [Ш].

Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.

 

Паша Маше шапкой машет.

Шашки у Пашки, шишки у Мишки.

 

Поймали на мормышку, не ёршика, а мышку.

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя «чка», и называет слово целиком).

Взрослый Ребёнок        Ребёнок

 

бо — чка бочка
та — чка тачка
но — чка ночка
пе — чка печка
ре — чка речка
то — чка точка
по — чка почка
ту — чка тучка
ко — чка кочка
ка — чка качка
ру — чка ручка
се — чка сечка

3. Подскажи слово со звуком [Ч].

Но зато на стадион

Проходил бесплатно он.

Пропускали дядю Степу,

Думали, что... (чемпион).

С. Михалков

— Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

 Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою... (ключевой),

Я почищу вас... (песочком),

Окачу вас... (кипяточком).

К. Чуковский

Мой весёлый звонкий... (мяч),

Ты куда пустился... (вскачь)?

С. Маршак

 

— Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И поила я вас, и кормила я вас,

Не покиньте меня в мой последний... (час)!

К. Чуковский

 

Дело было вечером,

Делать было... (нечего).

С. Михалков

4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звука [Ч].

СОН

Сон приходит по ночам,

 И кочует по домам.

Ванечку укачал,

Внучке сказку рассказал,

Кота на печку уложил

И свечку потушил.

ВНУЧКА-ПОЧЕМУЧКА

Внучка-почемучка

Тянет к небу ручки:

— Почему на небе тучки?

—Почему щенок у Жучки?

— Почему мы ночью спим?

— Почему чеснок едим?

— Почему часы стучат?

— Рыбки почему молчат?

Отвечайте, что к чему

На сто тысяч «почему».

 

ГРИБОЧКИ

На кочке, в лесочке

Выросли грибочки:

Подберезовички,

Подосиновички,

А лисички и маслята —

В перелесочке, ребята.

* * *

«Ночка, кочка, бочка», —

Пишет наша дочка.

 Я скажу вам лично,

Пишет на «отлично».

* * *

Золотые одуванчики

Любят девочки и мальчики.

Ванечки, Танечки, Колечки, Олечки

Веночки плетут, песенки поют.

 

5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ч].

На крючке червячок — ловись плотвичка, судачок.

 

У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ

ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Щ]

1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Щ].

 

ща, ща гуща, роща
що, що — щётка, ещё
щу, щу щука, ищу
щи, щи щит, щи
ще, ще — щепка, щербет
ащ, ащ плащ
ощ, ощ — хвощ, мощь
ущ, ущ плющ
ищ, ищ товарищ
ещ, ещ — лещ, вещь

2. Закончи предложение. Помни о звуке [Щ]. (Взрослый читает предложение, а ребёнок добавляет последнее слово.)

В озере водятся зубастые... (щуки).

  Из капусты варят вкусные... (щи).

У нашей собаки родились... (щенки).

В огороде растут разные... (овощи).

В дождливую погоду надевают... (плащ).

3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произноше­нием звука [Щ].

КОТИЩЕ

Вот так котище!

Щёлкой глазищи,

Длинные когтищи,

Острые зубищи.

Щенок из ящика ни шагу —

С таким котом

Не будет сладу.

ЯЩЕРИЦА

В щель ящика с утра

Залезла ящерица без труда.

А ящик клещами открыли,

Хвост ящерице прищемили,

Но ящерица хитра —

Хвост оставила и ушла.

4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Щ].

Лещ плещется, хвощ хлещется.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

У наших щеночков щетинка на щечках.

Щавель в роще поищу, щи из щавеля сварю.

В чаще чаще рыщет волчище.

 

Дифференциация свистящих

И шипящих звуков

[С]-[Ш], [Ц]-[Ч], [С]-[Ч],

[С]-[Щ]

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ш]

1. Замени в слове звук [Ш] на звук [С], назови слово, которое получилось.

(Взрослый называет слово, а ребёнок заменяет звуки и произносит полученное слово.)

Взрослый Ребёнок    Взрослый Ребёнок

мишка — миска        мышь —   мыс

уши —   усы            ваш —      вас

кашка — каска         наш —      нас

шутки — сутки        крыша —   крыса

башня — басня         кыш-кыш — кыс-кыс

2. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ш].

Язык книзу са-са-са —

Сани, сало, колбаса.

Язык кверху ша-ша-ша —

Шайба, шахматы, лапша.

 

Язык книзу ас-ас-ас —

 Квас, Донбасс и ананас.

Язык кверху аш-аш-аш —

Марш, шалаш и карандаш.

 

3. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звуков [С] и [Ш].

ВЕСНУШКИ

Солнышко веснушки

 Сашке подарило

На носик и на ушки,

Чтоб красиво было.

 

ПРО САШКУ

Смешинка Сашке в рот попала,

Смешинка Сашку щекотала.

Сашка шутит шутки

Уже шестые сутки.

Но вдруг смешинка убежала,

И Сашке тут же скучно стало.

4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [С] и [Ш].

Суши сушки для несушки,

 

Шесть несушек склевали шесть сушек.

 

Сушит мишка косолапый

Шерсть свою косматой лапой.

 

У Сашки шашки, сушки у Наташки.

 

Сосны вдоль шоссе стоят,

Шишки на ветвях висят.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ц]—[Ч]

Произнеси слова парами.

палец — пальчик        кольцо — колечко

цветок — цветочек      крыльцо — крылечко

птица — птичка           заяц — зайчик

овца — овечка             огурец — огурчик

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя «ца», называет слово целиком).

 

Взрослый Ребёнок Ребёнок
учени — ца, ученица
горчи — ца, горчица
черепи — ца, черепица
отлични — ца отличница
учительни —   ца учительница
птични — ца птичница
летчи — ца летчица
участии — ца участница

Повтори слова парами.

сайка — чайка нос — ночь
садок — часок лес — меч
судак — чудак кросс — прочь
сумка — чумка вкус - - луч
сок — чок погас — богач
село — - челнок класс — плач

2. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ч].

В чистом поле чибисам раздолье.

 

Часы стучали и стучали,

Час за часом отбивали.

 

В городе Сочи тёмные ночи,

Чёрное море синее очень.

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

[С]-[Щ]

Повтори слова парами.

лес — лещ                  вес — вещь

класс — плащ            плюс — плющ

сели — щели              соки — щеки

росы — рощи            писать — пищат

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя «щий», и называет слово целиком.)

 

Взрослый Ребёнок Ребёнок
блестя — щий блестящий
вися — щий висящий
сверкаю — щий сверкающий
отстаю — щий отстающий
свистя — щий свистящий
несу — щий несущий
спя — щий спящий
стоя — щий стоящий

Задание. Придумай предложение с одним из этих слов.

3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произноше­нием звуков [С] и [Щ].

В ОТПУСК

Новенький, блестящий,

Самый настоящий

Самолёт идёт на взлёт.

Нас он к морю унесёт.

Счастлив Санька,

Счастлив я,

Счастлива семья моя!

 

 

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя звук [Л], и называет слово целиком).

Взрослый Ребёнок   Взрослый Ребёнок

по —       л пол      вокза —  л вокзал

сто —     л стол    уко —     л укол

ко —       л кол      сигна —  л сигнал

ма —      л мал      дяте —    л дятел

сту —     л стул    го —       л гол

за —       л зал       футбо — л футбол

пена —   л пенал   ба —       л бал

Составь слова из слогов.

(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)

па, ла — лапа            точ, лас, ка — ласточка

па, лам — лампа       ло, ко, дец — колодец

на, лу — луна            ды, лан, ши — ландыши

лы, сто — столы     ло, мо, ко — молоко

па, ло, та — лопата лав, бу, ка — булавка

4. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Л].

Ла-ла-ла, ла-ла-ла — Лу-лу-лу, лу-лу-лу —

Ласточка гнездо свила. Что за гул на лугу?

Ло-ло-ло, ло-ло-ло — Лы-лы-лы, лы-лы-лы —

Ласточке в гнезде тепло. Гудят над лугом две пчелы.

5. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звука [Л].

ИГОЛКА                                 МАЛЫШКА-ГЛУПЫШКА

Миколка с Николкой                        Малышка-глупышка

Искали иголку,                                 Сосала ледышку,

На полу, на полке,                            Маму слушать не хотела,

Нет нигде иголки.                             Потому и заболела.

БЕЛАЯ ЛУНА

Белая луна по небу плыла,

Плыла луна сквозь облака.

 Белая луна белым светом залила

Луга и леса, улочки и дома.

 

СЛОНЁНОК

Слониха слонёнка

На Нил водила,

Водой поила,

Купаться учила:

— Подними, слонёнок мой,

Хобот свой над головой,

Воду лей, не жалей,

Ну, малыш, давай смелей.

 

БЕЛАЯ АКУЛА

Белая акула велика, сильна,

Белая акула в бухту заплыла,

У Белой акулы белый живот,

Белая акула в глубине живет.

 

ДОЖДИК

Дождик лил, лил, лил,

Колос пил, пил, пил.

Вот стоит он золотистый,

Наливной и шелковистый.

* * *

Галчата у галки  Ежевику Вика ела,

Галдели, галдели, А малиновка запела:

Галчата галдели, Вику-вику, вику-вику —

Кушать хотели.  Съела Вика ежевику.

 

6. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [ Л ].

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

 

У Бэлы была балалайка

И белая-белая лайка.

УПРАЖНЕНИЯ

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закан­чивает, добавляя слог «ли» («лю») и называет слово целиком.)

Взрослый Ребёнок  Взрослый Ребёнок

е —        ли ели       ве —       лю велю

пе —      ли пели     по —      лю полю

спа —    ли спали   пи —      лю пилю

иска —  ли искали ко —       лю колю

пек —    ли пекли   ме —      лю мелю

сиде —  ли сидели со —       лю солю

дума — ли думали хва —     лю хвалю

виде —  ли видели люб —    лю люблю

Задание. Придумай предложения с некоторыми из этих слов.

Составь слова из слогов.

(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)

Взрослый Ребёнок Взрослый   Ребёнок
па, ли —  липа           ней, ли, ка — линейка

то, ле —   лето      ля, на, по — поляна

са, ли —   лиса       ле, ко, со — колесо

ля, зем — земля      мо, са, лёт — самолёт

лют, са — салют   ты, мо, лёк — мотылёк

ле, по —   поле       лит, у, ка — улитка

УПРАЖНЕНИЯ

Говорим вместе.

(Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчи­вает, добавляя слог «ра»(«ры»), называет слово целиком.)

Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок

 

го — ра гора ку — ры куры
но — ра нора вет — ры ветры
ды— ра дыра кома — ры комары
по — ра пора дво — ры дворы
жа ра жара тиг — ры тигры
иг — ра игра што — ры шторы
вёд — ра вёдра помидо — ры помидоры
выд — ра выдра мухомо — ры мухоморы

Составь слова из слогов.

(Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.)

бор, за — забор   зи, кор, на — корзина

ка, ру — рука       ке, ра, та — ракета

за, ро — роза       ра, ка, си — караси

тер, ка — катер   баш, ру, ка — рубашка

та, пар — парта ран, ка, даш — карандаш

ман, кар — карман ра, ба, бан — барабан

4. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Р].

Ра-ра-ра, ра-ра-ра —

радуется детвора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро —

Прокатились мы в метро.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

У детей в руках шары.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру —

Шары держите на ветру.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар —

Улетел мой красный шар.

Ор-ор-ор, ор-ор-ор —

Шар летит через забор.

Ур-ур-ур, ур-ур-ур —

Зацепился шар за шнур.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар —

Будет новый красный шар.

5. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Р].

ВОРОНА

Ворона каркает с утра:

— Кар! Кар! Какая красота!

 Красным красна рябина —

Прекрасная картина!

Задание. Рассмотри картинки. Назови птиц, в названии которых встре­чается звук [Р].

У ЕГОРА И ФЕДОРЫ

У Егора и Федоры

 В огороде помидоры,

 Огурцы, редис, укроп,

И петрушка, и чеснок.

Вот прекрасный урожай!

Приходи и собирай!

НА РЫБАЛКУ

Рано-рано поутру

Разбудили детвору.

На рыбалку мы идём,

Рыбы много принесём.

Вернулись вечерком

С полным садком.

У Тарасика — три карасика,

У Максима — четыре налима,

У Петра — два ерша.

Уха будет хороша!

 

ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

За компьютером сижу,

Фотографии смотрю:

Это в цирке акробат

Растянулся на шпагат.

Это — Рома, старший брат,

Ест на юге виноград.

Это — папа, у него

Крабов целое ведро.

Это я и мама в море.

Вижу все на мониторе!

КРАБ

Карабкался, карабкался

Краб к морю не спеша.

Карабкались по гравию

За ним три малыша.

 И вдруг волна игривая

Водой их облила,

А краба и панаму

В море унесла.

 

СОРОКОНОЖКИ

У сороконожек — сорок ножек.

Бегут сороконожки

По сырой дорожке

— Ах! Промокли ножки! —

Кричат сороконожки.

Жаль, что нет у сороконожек

Сорока сапожек.

ЖИРАФ

Высок, грациозен жираф,

Он гордо шагает, как граф.

 В ярком пятнистом наряде

Красуется, как на параде.

Задание. Рассмотри картинки. Назови животных, в названии которых встречается звук [Р].

МАРМЕЛАДНАЯ ПЛАНЕТА

Верю, существует где-то

Мармеладная планета.

Там из мармелада горы,

Мармеладные просторы,

Там мармеладные сады

И мармеладные пруды.

Вот бы нам туда забраться,

Мармеладом объедаться!

* * *

В огороде — помидоры,

За забором — мухоморы.

Помидоры соберём,

Мухоморы уберём.

 

Па́ром ходит пароход,   Радуга-дуга,

Па́ром возит паровоз,    Радуй нас всегда

В бане тоже нужен пар, Яркими цветами,

А ещё хороший жар.     Тёплыми дождями.

6. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произнеси звук [Р].

Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.

Рома Маше нарвал ромашек.

На ярмарке Торговый Яр продавал товар Макар.

Загорелся светофор, и мы проехали во двор.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

ЗВУКА [Р']

 

1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Р'].

ри, ри — рис, рисунок

ре, ре — репа, речь

ря, ря — ряд, наряд

рё, рё — берёза, рёв

рю, рю— варю, говорю

Много—один».

(Взрослый называет существительное во множест­венном числе, а ребёнок — в единственном.)

фонари — фонарь        календари — календарь

буквари — букварь      звери — зверь

снегири — снегирь       пузыри — пузырь

двери — дверь

3. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Р'].

Ри-ри-ри, ри-ри-ри —       Рю-рю-рю, рю-рю-рю

Рис, ириска, снегири.         Говорю и говорю.

Ри-ри-ри, ри-ри-ри —                  Ря-ря-ря, ря-ря-ря —
Рита, снова повтори.         Повторяю я не зря.

4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произноше­нием звука [Р'].

АНДРЮША РИСУЕТ

Андрюша рисует

Речку и море,

Ребят на горе,

Петуха на заборе,

Берёзку, рябинку...

Рисует весь день,

Ему рисовать совершенно не лень.

РЕБЯТА-БОБРЯТА

Ребята-бобрята

 Резвились в реке,

Ныряли на дно,

Перегрызли бревно,

 Хвостом рисовали

Кресты на песке,

Потом задремали,

Лежа в воде

 

ЧИРИК — ПРИВЕТ

— Чирик, чирик, — чирикает

Во дворике семья,

— Чирик, чирик, — приветствует

Папу-воробья.

— Чирик — привет!

Привет — чирик!

Я к ним давно уже привык.

 

КАЛЕНДАРЬ

Я повесил календарь.

Посмотрите: вот январь.

Календарь перевернул,

И декабрь вернул.

Верьте, верьте, верьте мне,

Декабрь снова на дворе.

5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Р'].

Карина ест каринку, Марина — мандаринку.

В сиреневой сирени резвятся свиристели.

В деревне деревья древнее деревни.

Варя варит варенье и повторяет стихотворенье.

На хорька напала хворь, то ли грипп, то ли корь.

Ирина, Карина, Марина пьют сок из мандарина.

 

Дифференциация звуков [Л]-[Р], [Л']-[Р']

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Л]-[Р], [Л']-[Р']

1. Произнеси слова парами.

лак — рак                   игла — игра

зола — кора               полка — порка

лама — рама              плут — пруд

лов — ров                  баллон — барон

ложь — рожь              укол — укор

ложки — рожки          вал — ва


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.573 с.