Главные формы и общие совйства психических элементов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Главные формы и общие совйства психических элементов

2020-08-20 100
Главные формы и общие совйства психических элементов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психические элементы в смысле безусловно простых и неразложимых составных частей психического ряда явлений - порождение анализа и отвлечения (возможно только благодаря тому, что элементы связываются друг с другом в действительности различным образом). Если а связывается в первом случае с  b, с, d, или с   b1, c1, d1, то именно потому, что ни один из элементов b, b1, с, с1... не связаны постоянно с а, мы можем отвлекаться от всех них.

Непосредственный опыт:

1. Объективное содержание опыта

2. Испытывающий субъект

Соответственно, два рода психических элементов:

1. Объективного опыта – элементы ощущений (тон, ощущение тепла, холода)

2. Субъективные – элементы чувства, или простые чувства (чувство, сопровождающее ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла, холода, боли, или чувства, испытываемые нами при виде предметов, которые нам нравятся или не нравятся, чувства при внимании, в момент волевого акта)

Общее свойство ощущ и простых чувств - каждому элементу присущи два определения: качество и интенсивность (простое ощущение, всякое простое чувство имеют определенное качество, но оно всегда дано бывает в различной силе (интенсивности))

· В названиях психических элементов руководствуемся исключительно их качествами: среди ощущений мы различаем голубой, желтый цвет, тепло, холод и т. п., среди чувств — серьезные, веселые, печальные, мрачные чувства и т. д. Различия интенсивности элементов обозначаются одинаковыми обозначениями величины: слабый, сильный, средней силы, очень сильный.

Отличия: наши чувства имеют отношение к единому субъекту, а ощущения — к многообразным объектам.

· Многообразие чистых ощущений распадается на несколько отделенных друг от друга систем, между элементами которых нет никаких отношений по качеству → ощущения, принадлежащие к различным системам, называются диспаратными. Диспаратны тон и цвет, также и ощущения тепла и давления.

· Все простые чувства образуют одно целое связное многообразие. Нет ни одного чувства, отправляясь от которого нельзя было бы через ряд промежуточных ступеней и полосу безразличия дойти до всякого другого чувства. Качественное многообразие простых чувств большое, более значительно, чем многообразие ощущений.

· В пределах многообразия чувств можно различать несколько главных направлений   между контрастами чувства доминирующего характера. Такие главные направления могут быть поэтому передаваемы каждое с помощью двух обозначений, отмечающих эти контрасты, ОДНАКО каждое обозначение следует рассматривать лишь как собирательное выражение, обнимающее множество индивидуально изменчивых чувств

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЧУВСТВ

Отчетливо различнымые формы чувства - удовольствия и неудовольствия.

Смотреть в темном пространстве сперва на блистающий спектрально-чистый красный цвет, а потом на такой же самый голубой цвет - и тот и другой охарактеризую как в высшей степени радостные впечатления, т. е. возбуждающие удовольствия. ОДНАКО чувства, пробуждаемые ими обоими, будут совершенно различны: подходящими названиями для них могут служить выражения: возбуждение и успокоение (высшая же степень подавленность (депрессия)). Эти же чувства, очевидно, обусловливают отчасти и противоположный эмоциональный характер, свойственный высоким и низким тонам, резким и мягким тембрам.

МЕТРОНОМ! Умеренно напрягаясь, прислушиваемся к медленно отбивающему такт метроному.

· В промежутке от одного удара до другого появится и будет становиться все сильнее и сильнее особое состояние - чувство напряжения (соответственно причине, чаще всего вызывающей это чувство).

· Как только ожидаемый удар маятника прозвучал, чувство это разрешается в некоторое противоположное эмоциональное состояние - чувством разрешения.

· Конечно, и то и другое может соединяться с чувством удовольствия-неудовольствия, равно как и с чувствами возбуждения и успокоения; но могут они проявляться и без всякой субъективной заметной примеси.

· Найти еще какие-нибудь другие эмоциональные элементы, специфически отличающиеся от трех выше различенных пар противоположностей, по-видимому, уже нельзя.

Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений

1. Каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга.

2. Каждое из шести основных направлений может сосуществовать с чувствами тех двух измерений, к которым само оно не принадлежит.

3. Направления же одного и того же измерения, разумеется, в каждом данном мгновенном эмоциональном состоянии исключают друг друга.

 

anc - чувства, разложимые на удовольствия и возбуждения, and - чувства, разложимые на удовольствие и успокоение. В пространстве, ограниченном линиями na, nc и ne, будут распределены те чувства, которые

содержат одновременно удовольствие, возбуждение и напряжение.

4. Каждая точка изображает лишь одно мгновенное состояние чувства и что это состояние никогда или почти никогда не держится долее, ОДНАКО реальное чувство всегда входит в состав какого-нибудь течения чувства, в продолжение которого отдельные компоненты могут претерпевать частью непрерывные, частью внезапные изменения.

5. Наглядно ход изменения чувства показали на втором рисунке каждое отдельное измерение эмоциональной непрерывности особо, разъединив символически изображающие их линии. Изменениям в области каждого отдельного измерения будет тогда соответствовать своя особая кривая. Линия абсцисс (х) при ней будет выражать временные величины, а восхождение кривой над линией абсцисс и падение ниже ее будут соответствовать противоположным фазам чувства в пределах одного и того же данного измерения.

СВОЙСТВА ПРОСТЫХ ЧУВСТВ

Простые чувства - самостоятельные существующие чувства, которые хотя и могут вступать в соединение с другими элементами сознания, но сами уже на самостоятельные более простые чувства неразложимы.

Если при анализе чувств находим такую составную часть, которая возможна только как отдельное определение, как один из признаков чувства, а в качестве реального существующего чувства встретиться не может → дело идет уже не о чувстве, а о свойстве чувств, вроде того, как бывает в области ощущений: интенсивность и качество ощущений не есть ощущение, а только его свойство. Оба эти свойства — интенсивность и качество — суть нераздельно друг с другом связанные определения всех простых психических содержаний. Они есть и чувства.

Качественная особенность чувства и отличающая его от всех прочих чувств всегда принадлежит основным эмоциональным формам — к удовольствию или неудовольствию, возбуждению или угнетению, напряжению или разрешению. Она может входить или в одно из этих измерений, или в два, или во все три.

Если мы назовем качество и интенсивность основными свойствами чувства, то качество может быть определено более подробно, потому что всегда занимает известный пункт в каком-нибудь месте эмоциональной непрерывности, построенной по трем измерениям общих основных эмоциональных форм.

В отличие от основных свойств, называем определения чувства по главным его направлениям компонентами эмоционального качества.

Понятие “чувственный тон”  - краткое обозначение тех простых чувств, которые мы более или менее регулярно встречаем в связи с определенными простыми ощущениями.

Как изменяется чувственный тон ощущения при переменах в интенсивности ощущения?

На этот простой вопрос нечего и думать — так невероятно сложны и запутанны условия эмоциональной жизни. ОДНАКО при измерений чувства бросается в глаза сильная связь между интенсивностью ощущений и чувственным тоном (в отдельных случаях эта связь и подвержена значительным колебаниям) → чувства удовольствия и неудовольствия.

Зависимость чувственного тона от интенсивности ощущения на рисунке.

· Абсциссы будут обозначать величины раздражения или соответствующие им абсолютные величины ощущения.

· Положительные ординаты над линией абсцисс означают величины удовольствия, идущие же вниз, отрицательные выражают величины неудовольствия. 

· Тогда кривая удовольствия начнется у порога ощущения бесконечно малыми величинами удовольствия и поднимется затем до максимума, достигаемого при определенной средней силе ощущения (с). От максимума она опять постепенно понижается и в пункте (е) достигает нулевой точки. При дальнейшем же усилении ощущений эта кривая переходит на отрицательную сторону, что указывает на постепенное возрастание величины неудовольствия.

От качества ощущений всегда зависит и особое специфическое для каждого ощущения качество сопровождающего чувственного тона. Особенно, по-видимому, это надо иметь в виду по отношению к чувствам возбуждения и успокоения!!!

· Так, красный цвет — цвет энергической силы. При значительной силе света ему свойственно возбуждающее чувство больше, чем всякому другому цвету. Как известно, кроваво-красный цвет приводит в раздражение животных и дикарей. При слабой силе света чувственный тон красного ослабляется до степени серьезного настроения и чувства достоинства; еще совершеннее и полнее обнаруживается этот оттенок чувства в пурпурном цвете, где красный переходит в цвета, сопровождающиеся спокойным настроением, в фиолетовый или голубой. Наконец, фиолетовый цвет принимает характер мрачной серьезности и беспокойного страстно-жаждущего настроения, соответственно своему родству одновременно с голубым и с красным. Эти же черты отчасти свойственны уже индиго — синему цвету.

· Непосредственная зависимость между качеством ощущения и компонентами возбуждения и успокоения выступает особенно ярко и отчетливо при звуковых и световых впечатлениях. Свойства чувств выражены в этом случае резко, и вместе с тем оттенки их разнообразны. Но исходя из этого наблюдения нельзя не заметить, что зависимость эта существует и в остальных областях ощущений. Например, довольно отчетливо выделяется возбуждающее настроение при впечатлении теплоты и угнетающе — при чувстве холода. На это указывают и метафорические определения цветов — “теплый” цвет, “холодный” цвет.

· Эмпирический закон: если дана какая-нибудь система ощущений и в ней (как и в системе тонов и цветов) наибольшие качественные различия являются крайними точками ряда чистых качеств ощущений, то различия эти обыкновенно соединяются с противоположностью чувственных тонов (представляют собой какие-нибудь модификации основных форм возбуждения и успокоения). Самый характер противоположности, приобретаемый в таких случаях различающимися ощущениями, определён исключительно противоположностью сопровождающих их чувств.

· Если бы холодное и теплое, высокое и глубокое, белое и черное или даже голубое и желтое даны были нам лишь как чистые ощущения и совершенно лишены эмоциональных элементов, то нельзя было бы понять, почему мы должны воспринимать их как противоположности. Конечно, они и тогда означали бы различия, иногда даже и наибольшие. Но противоположностями их делают только сильные связанные с ними эмоциональные противоположности, противоположность чувств.

Напряжение и разрешение: качества ощущений имеют существенное значение и для их возникновения — точно так же, как для возникновения удовольствия и неудовольствия. При этих компонентах чувства определяющую роль играет их временное течение

· Чувства напряжения являются для нас первичными субъективными симптомами тех состояний сознания, которые мы (имея в виду именно эту их субъективную сторону) называем “состояниями внимания”, психическим же следствием их является апперцепция, т. е. “выяснение” какого-нибудь одного содержания сознания при одновременном подавлении прочих.

· Чувства напряжения и разрешения связаны с более центральной частью тех простых процессов сознания, субъективными дополнениями которых являются простые чувства. Прочие компоненты связаны с интенсивностью и качеством содержаний сознания, поэтому и изменяются преимущественно и прежде всего вместе с этими признаками содержаний сознания. Чувства же напряжения и разрешения — составные части апперцепции этих содержаний, части того фактора внимания, который необходимо должен привходить в содержание сознания, чтобы оно было замечено.

· Апперцепция и внимание суть процессы, развивающиеся во времени, они вместе с тем и изменяются в определенной временной последовательности, так как каждое чувство разрешения необходимо предполагает предшествовавшее напряжение, а новое напряжение возникает только на основе предшествовавших разрешений. Поэтому данные компоненты чувства тесней связаны с временным течением процессов сознания, чем прочие

СОЕДИНЕНИЕ ПРОСТЫХ ЧУВСТВ


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.