Вместе с тем, возникая в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются побуждениями к деятельности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вместе с тем, возникая в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются побуждениями к деятельности

2020-08-20 103
Вместе с тем, возникая в деятельности, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, являются побуждениями к деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У животных есть только органические потребности, однако одно и то же явление для них может иметь различное (или противоположное!!!) значение в силу многообразия органических потребностей (удовлтв одно, ущерб другому).

У человека иерархия различных потребностей, интересов, установок. Одно и то же действие или явление в соот­ношении с различными потребностями может приобрести различное и даже противоположное  эмоциональное значение (+/-) → про­тиворечивость, раздвоенность человеческих чувств, их амбивалентность

Сдвиги в эмоциональной сфере (в связи со сдвигами в направленности личности чувство, которое вызывает то или иное явление, более или менее внезапно переходит в свою проти­ воположность)

Чувства человека не определимы соотноше­нием с изолированно взятыми потребностями, а обусловлены отно­ шением к личности в целом

Определяясь соотношением (1) хода действий, в которые вовлечен индивид, и (2) потребностей, чувства человека отражают строение его личности, выявляя ее направленность, ее уста­новки (что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит)

ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею
Связь определяется соотношением: положительным/отрицательным результатом действия к потребности:

 

Результат действия в соответствии/нет с актуальной потребностью (соотношения между ходом действия и его исход­ными побуждениями, целью и результатом действия) → ход деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием

Нейтральные участки в действии: когда выполняются операции, не имеющие самостоятельного значения, личность эмоциональна нейтральна.

Критические точки - определяется благоприятный / неблагоприятный для субъекта результат (человек более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек)

                   →         →          →         →                       ֎                          →         →          →         →

            Нарастает напряжение(в +/- чувстве)     (реальная/ воображаемая)     Разрядка после прохождения (в +/- чувстве)

Любое событие, любой результат собственной деятель­ности человека в соотношении с различными его мотивами или целями может приобрести «амбивалентное» (одновременно и положитель­ное, и отрицательное) значение:

· Чем более внутренне противоречивый, конфликтный хар-р принимает протекание действия и ход событий, тем более возбужденный характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Одновременный конфликт, последовательный контраст - резкий переход от положительного эмоционального состояния к отрицательному и наоборот

· Чем бо­лее гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более спокой­ный характер носит чувство, тем меньше в нем остроты и возбужде­ния.

Удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрядка, возбужде­ние и успокоение - наиболее общие качества, ко­торые характеризуют многообразные эмоции. Внутренние по­буждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отно­шениями индивида к окружающему его миру.

1 реальная эмоция ≠ изолирован­но взятой, «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности или эффек­тивности

Эмоция - единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания + «волевые» моменты влечения, стремления. В конкретной целостности это побуждения, мотивы деятельности

Эмоции - единство ВНУТРИ САМИХ ЭМОЦИЙ:

· Эмоционального, или аффективно­го

· Интеллектуального

Выделение ЭМОЦИОНАЛЬНОГО:

· Регулирует детерминируемую иными моментами деятель­ность человека

· Делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему «шлюзов», ко­торые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту

· Обуслов­ливает тонус, темпы деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень (приспособляя, адаптируя и рецепторные, познаватель­ные, моторные, действенные, волевые функции)

· Обусловливает по преиму­ ществу динамическую сторону или аспект деятельности (однако не нужно так говорить обо всей эмоции (так делает нехороший К. Левин), ведь роль чувства и эмо­ций несводима к динамике, потому что и сами они несводимы к одному лишь изолированно взятому эмоциональному моменту)

В эмоции взаимосвязаны динамический момент и момент направленности. Динамические изменения в эмоциональных процес­сах обычно носят направленный характер.

Повышение восприимчивости и интенсивности действия носит более или менее избирательный характер (в определенном эмоциональ­ном состоянии, охваченный определенным чувством, человек стано­вится более чувствителен к одним побуждениям и менее — к другим).

 

 

Динамическое значение двояко:

1. Эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической деятельности. Особенно Кеннон говорил об этом при исследовании эмоциональное возбуждения при яросте и страхе - мобилизующая фукнкция

2. Эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией поведения, могут снижать, тормозить энергию психической деятельности; они возникают при дезоргани­зации и порождают срыв (Клапаред, Кантор)

Эмоцио­нальные процессы могут и повысить эффективность деятельности, и дезорганизовать ее.

Иногда это зависит от интенсивности процесса:

· Положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения

Иногда один из двух противоположных эффектов прямо обусловлен другим. По­вышая активность в одном направлении, эмоция тем самым нару­шает или дезорганизует активность в другом:

· Остро подымающееся в человеке чувство гнева, способное мобилизовать его силы на борьбу с врагом и в этом направлении оказать благоприятный эффект, может в то же время дезорганизовать умственную деятельность, направленную на разрешение каких-либо теоретических задач


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.