Общие свойства связанных с представлениями чувств — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие свойства связанных с представлениями чувств

2020-08-20 111
Общие свойства связанных с представлениями чувств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ощущения с сопровождением представлений И связанный всегда с ощущениями субъективный элемент душевной жизни — чувство — свойствен нам исключительно в форме сложных образований более или менее запутанного состава в виде:

· Непосредственные соединения между одновременно возникающими простыми чувствами ЭТО СЛОЖНЫЕ ЧУВСТВА

· Состав требует известного, более или менее длительного промежутка времени, и тогда в зависимости от тех или иных условий его течения во времени будет называться или аффектами, или волевыми актами

Ощущения и простые чувства - объективные и субъективные элементы одного и того же состояния сознания, в действительности - всюду нераздельно единое. Тогда мы должны признать взаимную связь также и между представлениями и относящимися к ним чувствами, тем более что чувства всегда являются суммированными чувствами, аналогично тому, как представления оказываются продуктом слияния слияния ощущений, на которые они и могут быть разложены (чувства – из нескольких чувств, представления – продукт слияния ощущений).

Принцип единства душевного состояния: под его влиянием варьирующие эмоциональные элементы могут подавлять прочие составные части того же суммированного чувства и таким образом оказывать господствующее влияние на все состояние чувства, если этому благоприятствуют также еще и условия, лежащие вне самого представления.

Несоответствие между представлением и связанным с ним чувством: при некоторых обстоятельствах связанное с представлением чувство может достигнуть такой интенсивности, которая не стоит ни в каком отношении к интенсивности элементов ощущения и апперцепции или к ясности представления (наверное, перевешивает ощущение)

· ОБРАТНУЮ СТОРОНУ этого несоответствия в положительном смысле представляют те явления, которые соответствуют приближению чувств к точке безразличия постоянной их величины.

Двоякая форма разлада между представлением и чувством - они достигают восприятия не одновременно, а во временной последовательности; ИЛИ чувство предшествует объективному представлению, с которым оно связано, ИЛИ ОБЪЕКТИВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ ЧУВСТВУ.

· Предшествующего во времени чувственного тона очень часто связывается с перевесом эмоциональных элементов в комплексе представлений; между тем предшествование объективного содержания представления во всех случаях наблюдается тогда, когда чувственный тон представления оказывается слабым, приближающимся к порогу безразличия

· Различия, которое наблюдается между чувственными представлениями, возникающими под влиянием внешних раздражений, и между представлениями, воспроизведенными памятью

o При непосредственных чувственных представлениях: объективные впечатления → элементы чувства (“представление — чувство”). Подтверждается самонаблюдением, опытами с ассоциациями! Сперва воспринимается представление в смысле его объективного содержания и только вслед за ним, нередко по истечении вполне заметного промежутка времени, выступает в сознании чувственный тон его. ОСОБЕННО КОГДА ЧУВСТВЕННЫЙ ТОН СЛАБЫЙ ил когда он делается равным нулю. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: при слабых раздражениях чувства вставляют по самое не могу, т.к. апперцепция чувственного тона данного представления, идёт впереди апперцепции самого представления. Впечатления, особенно из области чувства осязания, обоняния и вкуса, если взять их в слабой степени, то в этом случае они возбудят все же общее неприятное настроение (вызывают ясное чувство неудовольствия), несмотря на то что объективное содержание их представлений совершенно не достигнет апперцепции вследствие сосредоточения внимания на других впечатлениях. Т.е. последовательность справедлива при возбуждениях ощущений и чувств умеренной силы

o При воспроизведенных представлениях: элементы чувства → объективные впечатления (чувство – представление). Тоже из опытов с ассоциациями! При слове “суждение” сначала появлялось неопределенное, но живое радостное чувство и лишь затем вслед за ним выступало общее представление известной логической теории суждения, одобряемой наблюдателем, которое и являлось для этого чувства мотивирующим содержанием представления. Или в другом случае, наблюдатель при слове “бездна” ясно замечал у себя прежде всего чувство эстетического неудовольствия, а вслед за этим у него возникло как образ воспоминания представление недавно виденной неудачной картины, на которой была изображена бездна, и т. д.

Чувство - реакция центральных функций сознания, т. е. апперцепции, на отдельные переживания в сфере сознания. Средняя величина возбудимости чувств – субъективная реакция с апперцепцией представления настолько близко, что оба акта во времени сливаются для нас в один.

Для апперцепции объективного содержания представления, оно сначала должно быть перцепировано (т.е. вступить в сознание). При сильно окрашенных представлениях или при необычной возбудимости чувств объективные элементы комплекса могут не успеть апперцироваться, в то время как апперцированная реакция на него уже произойдет совершенно явственно. Вслед за этим могут явиться задерживающие моменты, которые мимолетно или длительно помешают апперцепции самого представления, и тогда возникнут те многоразличные явления, которые мы видим при некоторых беспричинных настроениях, при неопределенных воспоминаниях, при припоминании ускользающего из памяти и т.п.

АФФЕКТЫ

· Составляются из чувств

· При известных условиях переходят в волевые процессы

· От обыкновенных чувств аффекты отличаются тем, что соединяют сменяющиеся чувства в одно, а также обыкновенно еще и большей силой чувств.

· Сильные чувства и аффекты так тесно связаны между собой: каждое значительное усиление чувства ведет к аффекту. Может быть, что аффект, вызванный интенсивным возбуждением чувств, переходит в более слабые чувства: такие аффекты отличающиеся сравнительно небольшой силой составляющих их чувств, обыкновенно называют настроениями

· Это формы течения чувств, которые связаны с изменениями в течении и соединениях представлений, причем эти изменения благодаря связанным с ними чувствам, в свою очередь, усиливают аффекты. Более сильное чувство ведет к аффекту, причем первоначальное чувство переходит в другое, и течение этих чувств благодаря тесной связи между субъективным и объективным содержанием нашего сознания связано с соответствующим течением представлений

· Качества аффекта неизменны при любом содержании → аффект не имеет собственной качественной окраски, окраска принадлежит чувствам, которые составляют содержание аффекта. Сильные аффекты, в особенности в начальной стадии, субъективно очень похожи между собой. Испуг, удивление, сильная радость, гнев сходны в том, что все представления исчезают, кроме того одного, которое является носителем чувства и совершенно заполняет всю душу. При дальнейшем развитии отдельные составные части выступают яснее: после первой задержки происходит наплыв множества представлений, которые находятся в связи с впечатлением, вызывавшим аффект, или же в сознании могут утвердиться те представления, которые с самого начала вызвали аффект. Аффекты, сопровождающиеся наплывом представлений, обыкновенно встречаются при радостном возбуждении сознания.

Словесные обозначения аффектов имеют смысл родовых понятий, каждое из которых обнимает значительное число отдельных душевных волнений, отмеченных известными общими признаками (а не какие-то индивид процессы). Такие аффекты, как радость, надежда, печаль, гнев и т. д., не только сопровождаются в каждом отдельном случае своеобразными представлениями, но состав чувств и характер течения чувств также могут принимать в каждом отдельном случае самые различные формы. Словесные обозначения обнимают известные типичные формы течения чувств родственного содержания.

За основание для различения форм течения аффектов берём прилив и отлив чувств → две противоположные основные формы аффектов: “возбуждающие” и “угнетающие”

На оси абсцисс откладываем время, а на оси ординат — интенсивность чувств. Возбуждающую, или стеническую, изображаем положительной кривой, т. е. кривой, проходящей над абсциссой. Угнетающую или астеническую форму — отрицательной кривой, т. е. кривой, проходящей под абсциссой.

Каждая из двух противоположных основных форм будет иметь два существенно различных типа форм течения. А и В изображают два типа стенической формы: типы астенической формы были бы совершенно подобны, с той только разницей, что кривая находилась бы ниже абсцисс.

1. Тип быстро возрастающего и медленно спадающего. Тип А, а также и подобный ему отрицательный тип соответствуют всем аффектам. Происходят от внезапного восприятия извне: самая обыкновенная форма аффекта, особенно аффектов восприятия, которые возникают, например, при виде какого-нибудь предмета или при получении известия. Сюда же следует отнести и гнев и испуг, причем первый возбуждающего, а второй угнетающего характера.

2. Медленно возрастающего и сравнительно быстро спадающего аффекта. Тип В соответствует аффектам, похожим на настроения, которые вырастают понемногу из внутренних мотивов, особенно из размышлений с сопровождающими их чувствами. Эти аффекты — удовольствия, надежда, или при отрицательной кривой — забота, горе, печаль.

3. Возобновляющийся тип. Если аффект длится более продолжительное время, то эти простые формы течения осложняются, так что получается не одно связное движение вверх и вниз, а возобновляющееся несколько раз или даже перемещающееся движение аффекта. Кривая С.

4. Возобновляющийся, колеблющийся между двумя противоположными настроениями. Переходящие от возбуждения к угнетению и обратно, принадлежащие к типу D, бывают основаны или на причинах, специально вызывающих аффекты, или же на особенном расположении души. Если аффект вызывается восприятием извне, то колеблющаяся форма может быть вызвана впечатлениями, которые сначала производят сравнительно безразличные аффекты, которые, однако, легко могут развиться и в одну и в другую сторону. Например, при переходе ожидания в надежду, страх или заботу.

Задача - разобрать типическое течение определенной формы аффекта, разложив его по трем главным факторам чувства. В настоящее время, когда только лишь приступили к анализу чувств, не только о полном, но даже и о приблизительном исполнении этой задачи не может быть и речи.

· Чертежи, изображающие течение двух аффектов: одного — удовольствия, а другого — неудовольствия. Выбираем особенно типический случай аффекта “радости”, вызванного внезапными, но не длительными впечатлениями, и параллельно течение аффекта “гнева”, вызванного также внезапным впечатлением (рис. 5 и 6).

 

 

ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности. Такой процесс может иметь двоякий исход:

1. Аффект уступает место обычному, более или менее изменчивому и сравнительно лишенному аффективной окраски течению чувств — такие душевные волнения, замирающие без какого-нибудь окончательного результата, образуют класс подлинных аффектов.

2. Аффект завершается тем, что состав представления и чувства внезапно изменяется, и это ведет к непосредственному прекращению аффекта. Такие изменения общего состояния представлений и чувств, подготовляемые каким-нибудь аффектом и мгновенно прекращающие его, мы называем волевыми действиями. Аффект сам по себе вместе с этим проистекающим из него конечным действием есть волевой процесс.

Волевой процесс примыкает, следовательно, к аффекту =  тому как аффект — к чувству: как процесс, стоящий на более высокой ступени. Волевое действие – одна определенную часть этого процесса, именно ту стадию, которая составляет характерное отличие от его аффекта.

Примитивные волевые процессы:возникают под влиянием чувств неудовлетворения, чувства неудовлетворения вызывают различные внешние двигательные реакции, в результате внешних двигательных реакций появляются контрастирующие чувства удовольствия, как их следствие.

· Схватывание пищи для утоления голода, борьба с врагом для удовлетворения чувства мести — таковы первичные волевые процессы подобного рода.

· Аффекты, возникающие из физических чувств, а также и более распространенные социальные аффекты, например любовь, ненависть, гнев, месть, являются, таким образом, первичными источниками воли, общими человеку с животными.

· Волевой процесс отличается здесь от аффекта тем, кто к аффекту непосредственно примыкает внешнее действие, вызывающее своими результатами чувства, которые благодаря контрасту по отношению к чувствам, входящим в состав аффекта, приостанавливают самый аффект

Нет такого чувства и такого аффекта, которые не подготовляли бы так или иначе какое-нибудь волевое действие или по крайней мере не могли бы принимать участия в таком подготовлении их.

· Даже сравнительно безразличные, чувства содержат в себе стремление или противодействие, направленное иногда на поддержание или устранение душевного состояния данного момента.

Волевой процесс представляет собой форму душевных волнений, которая:

1. Предполагает в качестве своих элементов наличность чувств и аффектов

2. Является высшей ступенью развития чувств и аффектов. Хотя в отдельных случаях и встречаются чувства, которые не объединяются в какие-либо аффекты, и аффекты, которые не заканчиваются какими-нибудь волевыми действиями, однако в общей связи психических процессов эти три ступени взаимно обусловливают друг друга, образуя взаимно связанные члены одного и того же процесса, который достигает высшей ступени своего развития в форме волевого процесса. Чувство может быть рассматриваемо как начало волевого действия с тем же правом, как и, наоборот, воля может рассматриваться как сложный процесс чувства, а аффект — как переходная ступень между тем и другим.

В аффекте, завершающемся каким-нибудь волевым действием, отдельные чувства, входящие в состав его, имеют обыкновенно различное значение и смысл

· Некоторые из этих чувств вместе со связанными с ними представлениями выделяются из числа прочих как предпочтительно подготовляющие волевой акт. Волевые мотивы - связи представления и чувства, непосредственно подготовляющие по нашему субъективному восприятию какое-нибудь действие.

· Всякий мотив расчленяется, в свою очередь, на

o Элемент представления можно назвать основанием (вид добычи)

o Элемент чувств можно назвать побудительной причиной воли (неприятное чувство голода или родовая ненависть, вызываемая видом добычи)

· Когда хищное животное схватывает свою добычу, то основанием служит вид добычи, а побудительной причиной может быть неприятное чувство голода или родовая ненависть, вызываемая видом добычи. Основанием преступного убийства могут быть присвоение чужих денег, устранение врага и т. п., а побудительными причинами — чувство недостатка, ненависть, месть, зависть и т. п.

1. Простейший случай волевого процесса: когда в каком-нибудь аффекте отдельное чувство с сопровождающим его представлением получает значение мотива и завершает процесс соответствующим ему внешним движением. Такие волевые процессы, определяемые одним мотивом, можно назвать простыми волевыми процессами. Движения, которыми они заканчиваются, называются также импульсивными действиями.

2. В каком-нибудь аффекте несколько чувств и представлений стремятся вызвать внешнее действие и если эти элементы аффекта, получившие значение мотивов, влекут одновременно к различным внешним окончательным действиям, отчасти родственным друг другу, отчасти противоположным - из простого волевого действия получается сложное. В отличие от простых волевых действий или импульсивных мы будем называть этот сложный волевой акт произвольным действием. Здесь решающий мотив постепенно выделяется из нескольких мотивов, различных и противодействующих друг другу, существующих наряду друг с другом. Когда борьба таких противодействующих мотивов предшествует действию (процесс выбора) и отчетливо воспринимается нами, мы называем произвольное действие специально актом выбора, а предваряющий его процесс — процессом выбора.

Начальная стадия волевого процесса не отличается от обычного течения аффекта, а конечные стадии отличаются от аффекта вполне характерными свойствами

· Конечные стадии отмечены сопутствующими чувствами, встречающимися только в волевых процессах и поэтому справедливо причисляемыми к специфическим своеобразным элементам воли. Такие чувства: чувства простого и обдуманного решения, причем последнее отличается от первого лишь своей большей интенсивностью. Такие чувства относятся к разряду чувств возбуждения и разрешения и сочетаются в зависимости от тех или иных обстоятельств с удовольствием или неудовольствием. Сравнительно большая сила чувства обдуманного решения объясняется, вероятно, его контрастом по отношению к предшествующему чувству сомнения, сопровождающему колебания между различными мотивами.

Переход простых волевых действий в сложные сопровождается целым рядом дальнейших изменений, имеющих большое значение для развития воли.

1. Первое из этих изменений состоит в том, что аффекты, которыми вводятся волевые процессы, все более и более слабеют в своей интенсивности вследствие противодействия различных чувств, взаимно задерживающих друг друга.

2. В конце концов волевые действия проистекают как будто из такого чувства, которое, по-видимому, совершенно лишено каких-либо элементов аффекта. Конечно, при этом никогда не может быть речи о безусловном отсутствии аффекта. Для того чтобы тот или иной мотив, выступающий в процессе обычного течения чувства, мог вызвать простое или обдуманное решение, он должен быть всегда связан до известной степени с каким-нибудь аффективным возбуждением. Но возбуждение может быть фактически настолько слабо и преходяще, что оно ускользает от нашего внимания. Это ослабление аффектов вызывается главным образом теми связями психических процессов, которые мы относим к области интеллектуального развития.

 

 

П.В. СИМОНОВ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИИ

Подход к проблеме эмоций – системное павловское направление в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга. Он ни только “физиологический”, ни только “психологический”, ни тем более “кибернетический”. Здесь мы можем и анализировать явления, относимых к психологии эмоций, и изучать мозговые механизмы эмоциональных реакций человека и животных.

Факторы, связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций:

1. Присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. Павлов писал, что отделить физиологическое соматическое от психического (переживая эмоций голода, полового влечения, гнева…) в безуслов сложнейших рефлексах (инстинктах) странно.

2. Также многообразие человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже “сложнейших”, даже жизненно важных) безусловных рефлексов → Павлов открыл ключевой механизм, благодаря которому в процесс условно-рефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

· Чувства в двух основных категориях — положительной и отрицательной (и в их огромной градации интенсивностей) - это нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа. Процессы установки стереотипа, завершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его - субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного”

· Павловскую идею несовпадения (рассогласования) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмоций.

· Опыты Павлова → под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов. Образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, которая зависит от

o сложности системы раздражителей

o индивидуальности и состояния животного

А ТЕПЕРЬ К ФУНКЦИЯМ ЭМОЦИЙ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.