Формируются в ходе деятельности , направленной на удовлетворение потребностей. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Формируются в ходе деятельности , направленной на удовлетворение потребностей.

2020-08-20 102
Формируются в ходе деятельности , направленной на удовлетворение потребностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭМОЦИИ

1. А.Н. ЛЕОНТЬЕВ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

2. С.Л. РУБИНШТЕЙН: ЭМОЦИИ

3. СПИНОЗА: О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ПРИРОДЕ АФФЕКТОВ

4. СТЕНЛИ ШАХТЕР И ДЖЕРОМ Э. ЗИНГЕР: КОГНИТИВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

5.У. ДЖЕЙМС: ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИЯ?

6. В. ВУНДТ: ПСИХОЛОГИЯ ДУШЕВНЫХ ВОЛНЕНИЙ

7. П.В. СИМОНОВ: ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИИ

8. П.К. АНОХИН: ЭМОЦИИ

9. ЖАН-ПОЛЬ САРТР: ОЧЕРК ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

А.Н. ЛЕОНТЬЕВ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Эмоции - функции внутренней регуляции деятельности

· Отражают смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта (их значение для него)

· Играют роль ориентирующих субъективных сигналов

Простейшие эмоции - органические, двигательные и секреторные изменения - врожденные реакции

В ходе развития утрачивается инстинктивная основа эмоций, они приобретают сложно обусловленный хар-р, дифференцируются => много видов эмоциональных процессов: социальн, интеллектуальн, эстетическ

Особенности (преодолели биологизаторство и интеллектуалистические взгляды!):

· С 1с стороны: Даже низшие эмоции - продукты общественно-исторического развития, результат трансформации инстинктивных, биологических форм

· С другой стороны: Формируются новые виды эмоций (о эмоционально выразительных, мимических и пантомимических движениях)

· Имеют сигнальный и социальных хар-р (также о эмоционально выразительных, мимических и пантомимических движениях) => культурные различия в мимике и эмоциональных жестах

· НЕ рудиментарные явления психики, а продукт развития, участвуют в регуляции деятельности (в т.ч. познавательной)

· В ходе своего развития дифференцируются, образуя различные виды (отличаюся психологическими особенностями и закономерностями протекания)

· АФФЕКТЫ, ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА

АФФЕКТЫ

Сильные и отно­сительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Хар-р меняется в зависимости от воспитания и самовоспитания.

Вызываются в результате:

· Факторов, затрагивающих поддержа­ние физического существования, связанных с биологическими потребностями и инстинктами

· Во время складывающихся социальных отношений (оценки и санкции)

Особенности:

· Возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию, т.е. по Клапереду сдвинуты к концу события

· Регулирующая фун-я - образование аффективных следов («аффективные комплексы»), которые имеют тенденцию к навязчивости и торможению:

o Ассоциативные эксперименты Юнга: относительно да­лекие по смыслу эмоциогенные слова-раздражители вызывают по ассоциации элемен­ты аффективного комплекса

o Вызывание (актуализация) элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ни­ми двигательных реакций (А.Р. Лурия) метод сопряжённых моторных реакций + изменения КГР, сосудов -> принцип действия детектора лжи

· Аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания (психоаналит)

· Повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта. Аккумуляция может разрядится в бурное неуправляемое аффективное поведение - "аффективный взрыв" => предложены в воспитательных и терапевтических целях различные методы изживания аффектов, их «канализации»

СОБСТВЕННО ЭМОЦИИ

· Более длительные состояния, чем аффекты, иногда слабо проявляются во внешнем поведении.

· Ситуационный хар-р - выражают оценочное личностное отношение к возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ситуац (т.е. идеаторный хар-р - способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях)

· Обобщение и коммуникация - эмоции формируются также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении о другими людьми и, в частности, передаваемых средства­ми искусства (Б.М. Теплов)

· Их выражение - социально формирующееся, исторически изменчивого "соц языка" (док-во - своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей)

· Иное отношение к личности и сознанию:

o Эмоции воспринимаются субъектом как состояния, происходящие «во мне», иногда они возникают как реакция на аффект (появление эмоции боязни появления аффекта страха или эмоции, вызываемой пережитым аффектом, например, аффектом острого гнева) + эстетические эмоции - развитие смысловой сферы личности

o Аффекты воспринимаются субъектом как состояния моего «я»

ЧУВСТВА

· Условное и менее общепринятое выделение как особого подкласса эмоциональных процессов

· Отчетливо выраженный предметный характер в рез специфического обобщения эмоций. Обобщение связано с представлением или идеей о некотором объекте — конкрет­ном или обобщенном, отвлеченном (чувство любви к челове­ку, к родине, чувство ненависти к врагу). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмо­циональных отношений, своеобразных "эмоциональных констант"

· Несовпадение чувств и эмоций => амбивалентность (внутренне присущая особенность эмоций). Несовпадение устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся ситуацию (глубоко любимый человек может в определенной си­туации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева)

· Чувства образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и идеалам. Уровни связаны с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, образующими содержание нравственного сознания человека. Высшие человеческие чувства - важную роль играют социальные институции (социальная символика, поддерживающая их устойчивость (например, знамя), некоторые социальные обряды и церемониальные акты (П.Жане))

· Имею положительное развитие, при этом, имея собственные предпосылки, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания

С.Л. РУБИНШТЕЙН: ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ И ПОТРЕБНОСТИ

Переживание отношения человека к окружающему со­ставляет сферу чувств, или эмоций
Человек как субъект практической и теоретической деятельности:                      

=>

Чувство - отношение человека к миру (к тому, что он испытывает и делает) в форме непосредственного переживания

Отличительные признаки эмоций:

· Выражают состояние субъекта и его отношение к объекту, а не содержание объекта (в случае восприятия)

· Отличаются полярностью - обладают положит или отрицат знаком (удовольствие-неудовольствие, веселье- грусть, радость-печаль). Часто оба полюса образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается со жгучей ненавистью. Существенные качества, характеризующие полюса - приятное и неприятное

·
В результате ин­дивид «настраивается» для соответствующего действия или противо­действия
Помимо приятного и неприятного также сказываются противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности (по Вундту). Так, наряду с возбужденной радо­стью (радостью-восторгом, ликованием) существует радость покой­ная (растроганная радость, радость-умиление) и напряженная радость, исполненная устремленности (радость страстной надежды и тре­петного ожидания) + существует напряженная грусть, тревожная, возбужденная грусть, близкая к отчаянию, и тихая грусть — меланхолия (чувствуются разрядка и ус­покоенность)

Определяет функцию и природу эмоции связь, взаимоотношение между:

Соотношение опосредованно психическими процессами: простой рецепцией, восприятием, сознательного предвосхищения результатов хода со­бытий или действий. Поэтому эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный хар-р в зависим от того, находится ли действие (индивида) и воздействие (которому индивид подвергается) в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, установкам.

 

Отношение индивида к потребностям и к ходу деятельности (протекающей в силу всей совокупности объективных обстоятельств) в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.

 

Взаимоотношения эмоции и потребности может провялятся двояко, так как потребность двойственна по своей природе. Потребность (испытываемая индивидом нужда в чём-то) означает активно-пассивное отношение человека к миру:

· Зависимость от индивида от чего-то

· Стремление индивида к чему-то

 

 

Удовлетворение/неудовлетв потребности, которая сама не проявилась в форме чувства, а испытывалась, например, в элементарной форме органических ощущений:

1. Может породить эмоциональное состояние удовольствия —неудо­вольствия, радости—печали и т. п.

2. Однако сама потребность может испытываться как чувство, так что и чувство выступает в качестве проявления потребности. Чувство к определённому предмету формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаём зависимость удовлетворения потребности от этого предмета, испытывая испытываем зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое нам причиняет предмет. У нас формируется по отношению к предмету то или иное чувство. Таким образом, эмоция выступает в качестве проявления потребности, выражает её активную сторону

Также эмоция включает в себя стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, желание всегда более или менее эмоционально.

Истоки воли и эмоции (аффекты, страсти) - в потребности. Мы осознаём предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание. Предмет явно "нетотрывен" от чувства.

Эмоции:

ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею
Связь определяется соотношением: положительным/отрицательным результатом действия к потребности:

 

Результат действия в соответствии/нет с актуальной потребностью (соотношения между ходом действия и его исход­ными побуждениями, целью и результатом действия) → ход деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием

Нейтральные участки в действии: когда выполняются операции, не имеющие самостоятельного значения, личность эмоциональна нейтральна.

Критические точки - определяется благоприятный / неблагоприятный для субъекта результат (человек более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек)

                   →         →          →         →                       ֎                          →         →          →         →

            Нарастает напряжение(в +/- чувстве)     (реальная/ воображаемая)     Разрядка после прохождения (в +/- чувстве)

Любое событие, любой результат собственной деятель­ности человека в соотношении с различными его мотивами или целями может приобрести «амбивалентное» (одновременно и положитель­ное, и отрицательное) значение:

· Чем более внутренне противоречивый, конфликтный хар-р принимает протекание действия и ход событий, тем более возбужденный характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Одновременный конфликт, последовательный контраст - резкий переход от положительного эмоционального состояния к отрицательному и наоборот

· Чем бо­лее гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более спокой­ный характер носит чувство, тем меньше в нем остроты и возбужде­ния.

Удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрядка, возбужде­ние и успокоение - наиболее общие качества, ко­торые характеризуют многообразные эмоции. Внутренние по­буждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отно­шениями индивида к окружающему его миру.

1 реальная эмоция ≠ изолирован­но взятой, «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности или эффек­тивности

Эмоция - единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания + «волевые» моменты влечения, стремления. В конкретной целостности это побуждения, мотивы деятельности

Эмоции - единство ВНУТРИ САМИХ ЭМОЦИЙ:

· Эмоционального, или аффективно­го

· Интеллектуального

Выделение ЭМОЦИОНАЛЬНОГО:

· Регулирует детерминируемую иными моментами деятель­ность человека

· Делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему «шлюзов», ко­торые в эмоциональных состояниях устанавливаются на ту или иную высоту

· Обуслов­ливает тонус, темпы деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень (приспособляя, адаптируя и рецепторные, познаватель­ные, моторные, действенные, волевые функции)

· Обусловливает по преиму­ ществу динамическую сторону или аспект деятельности (однако не нужно так говорить обо всей эмоции (так делает нехороший К. Левин), ведь роль чувства и эмо­ций несводима к динамике, потому что и сами они несводимы к одному лишь изолированно взятому эмоциональному моменту)

В эмоции взаимосвязаны динамический момент и момент направленности. Динамические изменения в эмоциональных процес­сах обычно носят направленный характер.

Повышение восприимчивости и интенсивности действия носит более или менее избирательный характер (в определенном эмоциональ­ном состоянии, охваченный определенным чувством, человек стано­вится более чувствителен к одним побуждениям и менее — к другим).

 

 

Динамическое значение двояко:

1. Эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической деятельности. Особенно Кеннон говорил об этом при исследовании эмоциональное возбуждения при яросте и страхе - мобилизующая фукнкция

2. Эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией поведения, могут снижать, тормозить энергию психической деятельности; они возникают при дезоргани­зации и порождают срыв (Клапаред, Кантор)

Эмоцио­нальные процессы могут и повысить эффективность деятельности, и дезорганизовать ее.

Иногда это зависит от интенсивности процесса:

· Положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения

Иногда один из двух противоположных эффектов прямо обусловлен другим. По­вышая активность в одном направлении, эмоция тем самым нару­шает или дезорганизует активность в другом:

· Остро подымающееся в человеке чувство гнева, способное мобилизовать его силы на борьбу с врагом и в этом направлении оказать благоприятный эффект, может в то же время дезорганизовать умственную деятельность, направленную на разрешение каких-либо теоретических задач

ЭКСПЕРИМЕНТ МАРАНЬОНА

Его результаты были впоследствии воспроизведены Кантрилом и Хантом, Лэндисом и Хантом.

210 испытуемым делался укол адреналином. Затем их просили пронаблюдать над собой. При этом испытуемые знали, что им делают укол (скорее всего даже знали, что адреналиновый).

· 75% испытуемых описали просто физиологические симптомы без каких бы то ни было эмоциональных оттенков

· 29% реагировали определённо эмоционально

· Последняя группа: описывали свои чувства в манере, которую Мараньон обозначил как «холодные» или «как если бы» эмоции («Я чувствую себя так, как если бы я был испуган»). Это вид эмоционально "deja vu" (испытуемые ни испуганы, ни счастливы, но чувствуют себя так, «как если бы» были испуганы или счастливы)

В незначительных случаях: отчёт об истинных эмоциональных переживаниях. И то Мараньон предлагал человеку вспомнить о чём-то достаточно сильно аффективно окрашенном, однако не настолько сильно, чтобы вызвать эмоцию в нормальном состоянии (мы разговаривали с испытуемыми до укола об их больных детях или умерших родителях, и испытуемые беседовали на эти темы спокойно). Но эти же темы позднее (в состоянии адреналинового возбуждения) оказывались достаточными, чтобы вызвать эмоцию (испытуемый в ситуации "аффективной угрозы" - не было пояснено, что это).

Стремясь вызвать у испытуемых неподдельную эмоциональную реакцию, вынужден был снабдить этих испытуемых адекватной интерпретацией. Т.е. у них был паттерн растормаживания симпатической нервной системы, общий для всех сильных эмоциональных состояний, у них было удовлетворительное объяснение того, почему они так себя чувствуют. Возможно, именно поэтому так мало испытуемых Мараньона отчитывались о возникновении эмоционального переживания.

Предположения

Но если ЕСТЬ физиологическое объяснение, но НЕТ удовлетворительного объяснения (тайным образом ввести испытуемому адреналин или дать выпить какое-либо симпатомиметическое лекарство (например, эфедрин), не сообщая о действии этого препарата):

· + осознавание: сильное сердцебиение, тремор, приток крови к лицу и др. -> растормаживание симпатич НС

· -: он совершенно не будет знать, почему он так себя чувствует

Поэтому такое состояние приведет к актуализации «потребности в оценке», т.е. индивид будет находиться под гнетом необходимости понять и как-то обозначить свои телесные ощущения. Он воспользуется знанием о ситуации, в которой находится в данный момент.

ПРИМЕР: красивая женщина => решаем, что влюблены в неё или хотим секса; если спорим с женой => можем воспылать яростью и ненавистью. Т.е. в любом случае мы исходим из нашего основного предположения, что эмоциональные состояния суть результат взаимодействия подобных когнитивных процессов и состояния физиологической активации

1. + физиологическое возбуждение, но - обозначение этого состояния => описываем свои чувства с опорой на доступные его познанию явления. Когнитивные факты - детерминанты эмоциональных состояний -> в зависимости от ситуации обозначаем одно и то же физиологическое состояние разными эмоциями

2. + физиологическое возбуждение, + обозначение этого состояния - «Я чувствую себя так потому, что только что получил инъекцию адреналина», не будут возникать "потребности в оценке" не будем склонны искать альтернативных объяснений в окружающей ситуации.

3. + обозначение этого состояния, но - физиологическое возбуждение - индивид может полностью осознавать, что он в большой опасности, но по какой-либо причине (например, в результате лекарственного или хирургического воздействия) на физиологическом уровне останется спокоен - будет ли эмоция "страха"? - не будет (см. функцию физиолог и когнитив). Индивид будет реагировать эмоционально или описывать свои переживания как эмоции только в том случае, если он находится в состоянии физиологического возбуждения.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Требуется:

1. Экспериментальное управление состоянием физиологического возбуждения

2. Контроль за наличием у субъекта удовлетворительного или подходящего объяснения своего телесного состояния

3. Создание таких ситуаций, которые дадут испытуемому возможность найти объяснение того, что с ним происходит

1. Экспериментальное управление состоянием физиологического возбуждения

Для 1 и 2 - эксперимент проводился под видом исследования влияния витаминной добавки, названной «Супроксином», на зрение. В зависимости от экспериментального условия испытуемый получал одну из двух форм «супроксина» — эпинефрин (адреналин) или плацебо (физиологический раствор 0.5 кубич см). После адреналина - возрастает систолическое кровяное давление, несколько увеличивается частота сердечных сокращений, приток крови к коже уменьшается, в то время как приток крови к мускулатуре и мозгу усиливается, возрастает концентрация в крови сахара и молочной кислоты, слегка увеличивается частота дыхания. СЕРДЦЕБИЕНИЕ, ДРОЖЬ, ИОГДА УЧАЩАЕТСЯ ДЫХАНИЕ. После инъекций - 3-5 мин, длятся эффекты от 10 мин до часа (в основном 15-20 мин).

2. Управление удовлетворительностью или подходящего объяснения своего телесного состояния

"Удовлетворительное объяснение" - наличие надежного и недвусмысленного объяснения своего телесного состояния.

· Врач объясняет что вследствие инъекции тот почувствует сердцебиение, дрожь и т.п

· Или же испытуемый, получивший информацию только о том, что инъекция не повлечет за собой побочных эффектов, не будет иметь удовлетворительного объяснения своего состояния

 

 

Переменная «удовлетворительности объяснения» в 3х пробах:

· Информированность об эпинефрине (Эпи/Инф). После согласия на инъекцию говорили о побочных эффектах (дрожь, сердечко колотиться, покраснение), длительность эффекта (15-20 мин). "Укол совершенно безболезнен и безвреден", и повторял уже приведенное описание симптомов, которые могли возникнуть вследствие инъекции. Таким образом, в данном условии испытуемые имели полностью удовлетворительное объяснение своего телесного состояния. Всматривание в себя, самопроверка, м.б. лёгкое беспокойство.

· Отсутствие информации об эпинефрине (Эпи/Наив). После согласия ничего не говорили о побочных эффектах. Врач, делая испытуемому укол, говорила ему, что это безболезненно, безвредно и не вызовет побочных эффектов. Итак, в этом случае процедура эксперимента не предполагала объяснения телесного состояния испытуемого.

· Дезинформация об эпинефрине (Эпи/Дезинф). Говорят об онемении ног, зуде и головной боли - дезинформация. Не предоставлялось удовлетворительного объяснения его телесных ощущений. Это условие было введено в качестве контрольного. Может также настраивать на самонаблюдение.

· Вводится плацебо. После согласия ничего не говорили о побочных эффектах. Врач, делая испытуемому укол, говорила ему, что это безболезненно, безвредно и не вызовет побочных эффектов.

3. Организация процесса познания, вызвавшего эмоцию

Знакомство с ситуацией => обозначение чувств "ярлыками", служащими для различения эмоций. Вызывались ЭЙФОРИЯ И ГНЕВ. Внимание уделяется социальным детерминантам эмоциональных состояний (оценивание собственных чувств в сравнении с окружающими).

СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ: "подсадная утка" - помощником экспериментатора, обученным в одной части условий изображать эйфорию, а в другой — гнев.

· ЭЙФОРИЯ. После введения просят подождать 20 минут вместе с помощником (якобы другим испытуемым). После 20 минут - зрительные тесты. Комната при этом в явном беспорядке (экспериментатор извиняется за это, просят взять бумагу для набросков, ластик и карандаш самим). Далее помощник отпускает ряд стандартных комментариев, чтобы растопить лед, и приступает к своим номерам. Он пытается рисовать рыбку, ругает бумагу, играет в баскетбол комками из бумаги (крича 2 очка), делает броски в прыжке, комментирует себя, предлагает испытуемому сделать то же самое, делает бумажные самолётики, пускает их (в т.ч. и в испытуемого), рассказывает о своём удовольствие от происходящего, стреляет скатанными из бумаги шариками из резинки, строит башню из папок и обстреливает её, крутит пару обручей с чёрной лентой, садиться нога на стол. Все последовательность действий была стандартной, но зависела от испытуемого, его подключения к этому хаосу. Если испытуемый сам начинал какую-то бессмыслицу и хотел, чтобы помощник экспериментатора к нему присоединился, последний именно так и поступал. И, разумеется, он отвечал на все реплики испытуемого. УЧАСТВОВАЛИ ВСЕ 3 УСЛОВИЯ + плацебо

 

· ГНЕВ. Просили подождать 20 мин, в течение этого время давали опросчик. Помощник всё время ругался. Сначала несильно, а потом сильно: например, что нужно было предупредить их об уколах. Опросник, 5 стр, начинался с невинных общих вопросов, однако затем вопросы становились все более личными и оскорбительными. Сначала помощнику не нравился объём заданий, затем он не мог вспомнить блюда, которые ел на завтрак, затем про какой-то звон, потом про годовой доход отца (это его уже возмутило), затем про то, что моется ли он или нет, использует ли кто-то психологическую помощь (ответы ни к кому не принимались) - тут он вычёркивает вопрос, затем про половые отношения, после чего утка уходит. Там ещё были вопросы про половые связи матери с кем-то, помимо отца. УЧАСТВОВАЛИ 2 (без Эпи/Дезинф) УСЛОВИЯ + плацебо

7 условий позволили (эйфория: Эпи/Инф, Эпи/Наив, Эпи/Дезинф, плацебо; гнев: Эпи/Инф, Эпи/Наив, плацебо):

1. Оценить влияние «удовлетворительности объяснения» на возникновение эмоции

2. Подойти к оценке влияния симпатической активации на возникновение эмоции

Показатели

1. Наблюдение через стекло Гезелла («полуприватным» показателем настроения, поскольку, как считал испытуемый, его эмоциональное поведение мог наблюдать только еще один человек)

2. Данные самоотчета, в котором, посредством целого ряда шкал, испытуемый описывал свое настроение в каждый конкретный момент. Такой показатель может быть сочтен «публичным» индикатором настроения, открытым и экспериментатору, и его помощникам

Наблюдения

ЭЙФОРИЯ. По всем 14 пунктам (я их все записал кратко) экспериментатор вёл протокол, где поведение фиксировалось по категориям:

1. «Присоединяется к деятельности». Испытуемый включался в действия помощника, делал или пускал самолетики, бросал бумажные мячики в корзину, крутил обруч и т.п

2. «Начинает новую деятельность». испытуемый сам затевал новые типы действий, отличные от действий помощника экспериментатора. Например, один испытуемый распахнул окно и, смеясь, бросал бумажные мячики в прохожих; другой вспрыгнул на стол и стал крутить обручи на ноге и на шее.

3. и 4. - Игнорирует помощника экспериментатора или просто смотрит на него»

Достоверность отнесения к категориям осуществлялась наблюдателями (88% совпадений)

ГНЕВ. Также вёлся протокол по категориям:

1. "Соглашается". Например, на комментарий относительно вопроса о «доходах отца» испытуемый отзывается: «Я тоже не люблю такие личные вопросы».

2. "Не соглашается"

3. "Нейтрален"

4. "Сам выдает комментарии по поводу опросника". соответствующие или противоречащие комментариям помощника экспериментатора». В данном случае испытуемый действует независимо от помощника экспериментатора.

5. "Наблюдает"

6. "Игнорирует"

Самоотчёты о настроении и физическом состоянии

Возвращался экспериментатор, измерял пульс и просил оценить рад факторов, касающихся испытуемых (голод, усталость, а также настроение: радость или раздражение). Опросник содержал некоторое число отвлекающих вопросов о голоде, утомлении и т.п., а также вопросы, имеющие более непосредственное отношение к эксперименту: о раздражении/ раздосадовании и насколько довольны/счастливы.

Также вопросы для измерения эффектов эпинефрина: чувствовали ли сердцебиение/тремор

В дополнение к указанным шкалам - 2 опросника с открытыми вопросами, которые затрагивали другие возможные телесные и эмоциональные ощущения во время эксперимента. Окончательной мерой телесного состояния был пульс, измерявшийся врачом или экспериментатором дважды: непосредственно перед уколом и сразу же после сеанса с «подсадной уткой».

После заполнения опрсоников экспериментатор говорил, что это был пранк и подробно отвечал на вопросы испытуемых, призывая к соблюдению секретности. Затем испытуемые заполняли очередной опросник, касавшийся их переживаний, если таковые имели место, предварительных знаний либо возникших подозрений о процедуре эксперимента. 11 человек оказались очень подозрительны в отношении эксперимента, поэтому их данные не анализировали.

А вообще испытуемые - молодые мужчины, студенты Миннесотского университета, посещавшие курс введения в психологию

Результаты

ВЛИЯНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ:

· ЭЙФОРИЯ. Данные самоотчётов:

o В условии Эпи/Дезинф суммарный показатель оценки ими своего состояния как эйфорического почти вдвое превышал (!) значение соответствующего показателя для условия Эпи/Инф. Таким образом, различия между Инф испытуемыми и испытуемыми в прочих условиях было различие в «удовлетворительности объяснения», а не действии артефактов, таких, как склонность к интроспекции и самопроверка

o Испытуемые были более восприимчивы к настроению помощника экспериментатора и, следовательно, испытывали эйфорию в большей степени тогда, когда у них не было объяснения собственного телесного состояния, чем когда такое объяснение у них было. Средние значения по условиям Эпи/Наив и Эпи/Дезинф значимо выше, чем среднее по условию Эпи/Инф

o Интересно отметить, что испытуемые, участвовавшие в условии Эпи/Дезинф, испытывали эйфорию в несколько большей степени, чем испытуемые, принимавшие участие в условии Эпи/Наив. Результат за счет различий в «удовлетворительности объяснения». Эпи/Наив не имел никакого объяснения, поэтому он, возможно, находил его сам — вне зависимости от поведения помощника экспериментатора. Скорее всего, он решал, что его самочувствие — результат инъекции. Тогда испытуемый будет менее восприимчив к действиям помощника экспериментатора.

o В условии Эпи/Дезинф он будет менее предрасположен к случайному обнаружению такого объяснения, чем в условии Эпи/Наив, поскольку в условии Эпи/Дезинф и экспериментатор, и врач описывают ему последствия инъекции, совершенно не соответствующие тому, что он чувствовал на самом деле. Действие подобной инструкции, вероятно, состояло как раз в том, что испытуемому становилось труднее самостоятельно обнаружить вышеуказанное альтернативное объяснение.

Поведение: Эпи/Дезинф - испытуемые вели себя несколько более эйфорично, чем испытуемые в условии Эпи/Наив, которые, в свою очередь, вели себя более эйфорично, чем испытуемые в условии Эпи/Инф. Результаты подтверждают, что в том случае, если у испытуемого нет другого объяснения своего телесного состояния, он перенимает эйфорическое состояние помощника экспериментатора.

· ГНЕВ. В условии Эпи/Наив будут гневливее, чем испытуемые в условии Эпи/Инф. Предоставление испытуемому удовлетворительного объяснения его телесного состояния снижает тенденцию интерпретировать как гневное состояние под влиянием наблюдаемого поведения помощника экспериментатора.

ПОПРАВОЧКА: В условиях Эпи/Наив и Эпи/Дезинф испытуемые отвечая на открытые вопросы, четко приписывали свое физическое состояние действию инъекции, например: «Это от укола меня трясет». Таких испытуемых обозначили как "самоинформированных". Воздействие эпинефрина в этом случае не вполне ясно, поскольку экспериментальная процедура укола предоставляет испытуемым альтернативную интерпретацию. Когда этот артефакт принят в расчет, состояние физиологического возбуждения — необходимый компонент эмоционального переживания. После исключения самоинформированных испытуемых данные внутренне согласованы и указывают на большую эмоциональность испытуемых, получавших эпинефрин, по сравнению с испытуемыми, получавшими плацебо.

Общее соотношение:

Эйфория: Эпи/Дезинф ³ Эпи/Наив > Эпи/Инф = Плацебо
Гнев: Эпи/Наив > Эпи/Инф = Плацебо

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Ну всё отлично, поддерживаются все положения:

1. Индивид, оказавшийся в состоянии физиологического возбуждения и не обладающий его объяснением (ситуация 1), будет склонен обозначить это состояние, опираясь на доступные его познанию явления. Поэтому, манипулируя когнитивными процессами индивида в указанном состоянии, мы можем заставить его чувства развиваться в любом из множества возможных направлений (испытуемые легко вошли в состояния эйфории и гнева).

2. Находясь в состоянии физиологического возбуждения и обладая полностью удовлетворительным объяснением этого состояния (ситуация 2), не будет интерпретировать его иными возможными способами. Действительно, Эпи/Инф оказались относительно устойчивы к любым попыткам повлиять на их интерпретацию. В условиях, провоцирующих гнев, такие испытуемые не отчитывались о гневе и не демонстрировали его; в условиях, вызывающих эйфорию, эти испытуемые отчитывались о гораздо менее счастливом настроении, нежели испытуемые с точно таким же телесным состоянием, но не имеющие адекватного знания о том, почему у них такое самочувствие

3. Наличии одной и той же информации индивид будет реагировать эмоционально только в том случае, если он испытывает состояние физиологического возбуждения (ситуация 3). Однако выводы тут предварительны (вычитаются экспериментальные артефакты: наверное, склонность к интроспекции и самопроверка, "самоифнормирование").

Эксперименты на крысах от Зингера под конец

Для сравнения действий эпинефрина и плацебо.

В условии, индуцирующем страх посредством одновременного предъявления громкого звонка, звука сирены и яркой вспышки света, крысы, которым был введен эпинефрин, были гораздо больше напуганы (писались, какались и дрожали больше), чем крысы, которым вводилось плацебо. В контрольном условии (без вызванного страха) различий между группами с плацебо и эпинефрином не наблюдалось, и ни одна из групп не выказала проявлений страха.

ИТАК

Если вызывать у людей состояние симпатической активации, которому не дается немедленного удовлетворительного объяснения, они легко могут входить в состояния эйфории, гнева и веселья. Изменение интенсивности симпатической активации ведет к изменению интенсивности эмоциональных состояний как у крыс, так и у человека.

В большинстве исследований физиологических характеристик, позволяющих различать эмоциональные состояния, взятые в совокупности, не выявлено различий между разнообразными эмоциональными состояниями. Однако возможно, что эмоциональные состояния на самом деле могут характеризоваться общим высоким уровнем симпатической активации при нескольких различиях в физиологическом состоянии для разных эмоций, если такие различия вообще существуют (просто много исследований имеют тенденцию рассматривать результаты как обязанные своим существованием неполноте научного знания или неадекватности исследовательских методов, но есть и крутые, но их мало и на них никто не обращает внимания). Поэтому это исследование из статьи не исключает возможности физиологических различий между эмоциональными состояниями.

Вводя испытуемых в одно и то же состояние симпатической активации, вызванное эпинефрином, они могли, управляя когнитивными факторами, ввести их в диаметрально противоположные состояния эйфории и гнева. Поэтому, скорее всего, когнитивные факторы — главные детерминанты выбора эмоциональных «ярлыков», которыми мы обозначаем обычные состояния физиологического


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.