Каковы бы ни были мои настроения, привязанности и страсти, все они создаются и вызываются теми телесными изменениями, которые мы обычно называем их выражением или следствием. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Каковы бы ни были мои настроения, привязанности и страсти, все они создаются и вызываются теми телесными изменениями, которые мы обычно называем их выражением или следствием.

2020-08-20 89
Каковы бы ни были мои настроения, привязанности и страсти, все они создаются и вызываются теми телесными изменениями, которые мы обычно называем их выражением или следствием. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоция представляет собой переживание рефлекторных процессов, которые вызываются "объектом", процессов, возникающих в результате врожденной приспособленности нервной системы к этому объекту, мы немедленно наталкиваемся на такое возражение: у цивилизованного человека большая эмоций вызывает вещь, врожденную адаптацию к которым предполагать было бы нелепо. Стыд, оскорбления (страх, желание, меланхолия, сожаление...) часто условны и меняются в зависимости от социального окружения.

Здесь может показаться, что идеи стыда, желания, сожаления и т. д. должны сначала связаться с условными объектами воспитанием и ассоциациями и только затем могут последовать телесные изменения, а не наоборот. Почему же этого не может быть во всех случаях?

· Когда некоторая способность оказалась закрепленной у животного благодаря ее полезности при наличии определенных факторов среды, она может оказаться полезной и при наличии других факторов, которые первоначально не имели никакого отношения ни к ее появлению, ни к ее закреплению

· В нервной системе появилась способность разряжаться => самые разные и непредвиденные воздействия могут спускать курок и вызывать соответствующие изменения. Пусть и среди этих вещей есть условности, созданные человеком, не имеет никакого психологического значения.

Имеются ли доказательства тому, что восприятие действительно способно вызвать многочисленные телесные изменения путем непосредственного физического влияния на организм, предшествующего возникновению эмоции или эмоционального образа?

· Слушая стихотворение, драму или героическую повесть, мы часто бываем удивлены неожиданной дрожи, как бы волной пробегающей по телу, учащенному сердцебиению, появлению слез. Когда слушаем музыку...

· В темном лесу внезапно видим движущийся силуэт - у нас замирает сердце и мгновенно задерживается дыхание еще до того, как появляется представление об опасности. Если друг подходит близко к краю пропасти, нам “делается нехорошо”, и мы отступаем шаг назад, хотя хорошо понимаем, что он в безопасности и у нас нет отчетливой мысли о его падении

· Сам Джеймс семи-восьмилетним мальчиком упал в обморок, присутствуя при кровопускании лошади. Кровь была в ведре, оттуда торчала палка, и он мешал ее и смотрел, как она капает с палки, не испытывая ничего, кроме детского любопытства. Вдруг в глазах у него потемнело, в ушах послышался шум, больше он ничего не помнит. Раньше он никогда не слышал о том, что вид крови может вызвать обморок или тошноту. Отвращения или ожидания какой-либо другой опасности он также практически не испытывал и даже в том нежном возрасте, как он хорошо помнит, не мог не удивиться тому, как простое физическое присутствие ведра темно-красной жидкости смогло оказать такое потрясающее действие на организм

· Два острых стальных ножа, режущих друг друга под прямым углом → нервная организация на пределе. Основание и содержание эмоции здесь полностью исчерпываются бессмысленной телесной реакцией, которую непосредственно вызывают лезвия. Эмоция и появляется и исчезает одновременно с тем, что называют ее последствиями или проявлениями

 

Телесные проявления составляют все основания эмоции, весь её субстрат и инвентарь. Тогда любое произвольное возбуждение проявлений некоторой эмоции вызовет и саму эмоцию ( однако это не для всех эмоций, т.к. многие проявления от органов, которыми мы не управляем):

· Бегство - усиливает паническое чувство страха. Можно усилить печаль или страх, дав волю их внешним проявлениям (спазм при плаче вызывает ещё больший следующий спам, пока не наступает истощение и передышка). В ярости же мы доводим себя до высшей точки возбуждения благодаря ряду вспышек ее выражения

· СОВЕТЫ! Подавите внешние проявления страсти, и она умрет. Сосчитайте до десяти, прежде чем дать волю своему гневу, и он покажется вам нелепым. Свист для поддержания бодрости—не просто метафора.

· Сидим целый день с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом - охватит меланхолия. Расправим морщины на лбу, выпрямим корпус, заговорим в мажорном тоне - сердце должно быть поистине ледяным, если оно постепенно не оттает

· Тут вроде не должно быть исключений. Каждый акт восприятия - к некоторому нервному возбуждению. Если будет нормальное выражение эмоции, оно скоро пройдет, и наступит естественное успокоение (разозлился - выговорись). Но если нормальный выход почему-то заблокирован (сдержал слёзы), нервные сигналы могут при определенных обстоятельствах пойти по другим путям, вызывая другие и худшие следствия. Так, мстительные планы могут заместить взрыв негодования; внутреннее пламя может испепелить тело того, кто удерживается от слез, или он может, по словам Данте, окаменеть изнутри; в таких случаях слезы или бурное проявление чувств могут принести благоприятное облегчение

1. Немотивированный страх, ярость, меланхолия, тщеславие - нервные механизмы становятся настолько “подвижны” в направлении какой-нибудь одной эмоции, что почти каждый раздражитель, даже самый неподходящий, вызывает их смещение в этом направлении и, как следствие, комплекс переживаний, составляющих данную эмоцию.

· Человек не может норм вздохнуть, если его сердце трепещет, если боль в обл. желудка (“прекордиальное беспокойство”), если он очень хочет съёжиться. Если все это неожиданно происходит с человеком, он будет переживать это сочетание как эмоцию ужаса, он станет жертвой того, что известно под названием “смертельного страха” (происходит в области сердца и дыхательного аппарата, что его главные усилия во время приступов направлены на то, чтобы установить контроль над дыханием и замедлить сердцебиение, и что в момент, когда ему удается глубоко вздохнуть и выпрямиться, ужас, ipso facto, исчезает)

2. Немотивированная апатия, сохраняющаяся несмотря на самые веские объяснения ее необоснованности - одна из пациенток Браше и эмоциональная нечувствительность:

· Страдания, никаких человеческих чувств, нет способности радоваться и чувствовать, горечь в ласках детей, что-то ужасное стоит между ней и радостями жизни. Ощущения как быотделены и уже не могут доставить никакого чувства (пустота в передней части головы, понижение чувствительности всего тела). Ледяные стены вокруг или оболочки из каучука, через которые в замкнутое пространство чувств не может проникнуть ни одно впечатление

Восторг, любовь, честолюбие, возмущение и гордость, рассматриваемые как переживания, растут на той же почве, что и самые примитивные телесные ощущения удовольствия и боли.

 

"Стандартные" эмоции и те внутренние переживания, которые с первого взгляда кажутся лишенными телесных проявлений:

· Моральные, интеллектуальные и эстетические переживания

· Сочетания звуков, цветов, линий, логических выводов, телеологических построений доставляют нам удовольствие, которое не имеет ничего общего с какой-либо деятельностью органов вне мозга

· Гербартерианцы - классификация переживаний по форме, которую составляли идеи (геометрическое построение может быть таким же “прелестным”, а акт правосудия таким же “аккуратным”, как мелодия или рисунок, хотя красота и аккуратность кажутся во втором случае связанными исключительно с ощущением, а в первом—не имеющим к ощущению никакого отношения)

· Есть чисто церебральные формы удовольствия или неудовольствия, явно отличающиеся своим происхождением от так называемых “стандартных” эмоций

· В действительности интеллектуальное чувство едва ли когда-либо существует само по себе (тело, как показывает тщательная интроспекция, резонирует на воздействия значительно тоньше, чем обычно предполагают). БЕЗ: " смеёмся из-за изящества некоторого технического приспособления, дрожим, понимая справедливость акта правосудия, чувствуем зуд, слыша совершенную музыку" наше психическое состояние приближается к суждению о правильности более чем к чему-либо еще (скорее сознание истины - когнитивный акт).

· Однако в тех случаях, когда большой опыт в отношении определенного класса явлений притупляет к ним эмоциональную чувствительность и в то же время обостряет вкус и способность к суждению, мы имеем чистую интеллектуальную эмоцию. Сухость, бледность, как у критиков, телесный резонатор остается безголосым ("Ничто в этом меня не шокирует" - Шопен)

· Во всяком искусстве, во всякой науке есть обостренное восприятие того, верно или не верно некоторое отношение, и есть эмоциональная вспышка (для мастеров) и возбуждение (телесные проявления, которые едва беспокоят), следующие за ним.

Кора состоит из центров для восприятия изменений, происходящих в каждом отдельном органе чувств: на каждом участке кожи, в каждой мышце, в каждом суставе, в каждом сосуде, и что больше в ней ничего нет —иметь вполне удобная модель для помещения в ней эмоционального процесса.

Объект → орган чувств → соответствующий корковый центр или этот центр возбуждается каким-либо иным путем → идея этого объекта   И Нервные импульсы, мгновенно распространяясь по соответствующим каналам, меняют состояние мышц, кожи, сосудов ТО Изменения, воспринимаемые, как и сам объект, многочисленными специфическими участками коры, соединяются с ними в сознании и превращают его из просто воспринимаемого объекта в эмоционально переживаемый объект.

Существование обыкновенного рефлекторного кольца и корковых центров!

 

СПИНОЗА БЕНЕДИКТ

В центре внимания - призванное преодолеть картезианский дуализм мышления и притяжения учение о субстанции, понимаемой как единственное, вечное и бесконечное начало, как “порождающая природа”, исчерпывающая все сущее и являющееся “причиной самой себя”. Бесконечное же разнообразие отдельных вещей рассматривается Спинозой как совокупность модусов, или частных и единичных проявлений этой единой и единственно существующей субстанции.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.