Игры–упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Игры–упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы

2020-07-07 122
Игры–упражнения на развитие эмоционально-чувственной сферы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка – это одна из главных задач экологического просвещения. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой и гармонией окружающего мира, формирование у них чувства симпатии и уважения ко всем живым существам на земле. Кроме того, эмоционально-чувственное восприятие мира, конечно же, способствует и укреплению фундамента знаний о природе.

Джозеф Корнелл писал, что «каждая игра – это рупор, через который говорит природа: иногда – языком ученого, иногда – языком художника или философа». Виды деятельности с «языком художника и философа» дают детям возможность насладиться богатством ощущений (зрительных, осязательных, обонятельных и слуховых), которые дарит им окружающий мир, а также стимулируют фантазию и творческое самовыражение.

 

Знакомство с деревом

Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием.

Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

   

Звуки

В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интересней, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест листьев, журчание воды.

 

Схваченная тень

Выберите для проведения этого занятия солнечный день. Объясните детям, что вы познакомите их еще с одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней.

Приведите детей на поляну и предложите им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрируйте им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги помещается так, чтобы на него падала тень объекта, а затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена.     

Пусть учащиеся покажут друг другу зарисовки теней. Объясните, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его.

Примечание: Будет лучше, если вы поможете детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги.

Природные духи

Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа живых существ.

В качестве примера можете дать такой запах:

почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли.

Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и выбора своих запахов.

Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.

Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру, рецепт духов «Отрада крота»:

корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва

Дерево слов

Предложите детям написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие дерево. Это могут быть как поэтические сравнения, так и вполне прозаические описания функций отдельных частей дерева: поощряйте детей давать самые разные определения. Можно предложить детям подобрать слова, относящиеся к отдельным частям дерева, и написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и цвета: зеленые листочки - для кроны («величественная», «антенна для улавливания света», «могучая», «дающая приют птицам», «имеющая генетически определенное строение» и т.д.); имитация фрагментов коры - для ствола («шершавый», «несгибаемый»; «ежегодно добавляющий одно кольцо» и т.д.); узкие полоски причудливой формы -  для корней («таинственные», «прячущиеся», «добывающие воду» и т. д.). Соберите листки и разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, - у вас получится замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформления учебного помещения.

 

«Фотоаппарат» Дети распределяются по парам. Один из двух – фотограф, другой – фотоаппарат.

Фотоаппарат закрывает глаза и открывает их ненадолго, лишь, когда командует фотограф. "Фотограф" ведет свой "фотоаппарат", глаза которого закрыты, в поисках красивых и интересных видов. Когда "фото­граф" находит то, что ему понравится, он направляет объектив (т.е. голову) "фотоаппарата" на объект съемки. Затем "фотограф" нажимает затвор (дергает за ухо) и "фотоаппарат" открывает глаза.

  Каждому фотографу необходимо сделать по 5 (или меньше) фотографий (красивый пейзаж, цветочек, жучок и т.п.). Затем фотоаппарат должен рассказать, описать увиденные картинки, либо нарисовать одну из них, либо найти это место с этим видом.

С детьми старшего возраста можно обсудить впечатления и ощущения при коротком «фотовзгляде».

Вывод: когда человек с закрытыми глазами ненадолго открывает их, он смотрит на представившейся ему вид более впечатлительно.

«Найди свой предмет»

Цель: развитие у детей тактильных ощущений.

Материалы: в зависимости от вариантов можно использовать различные предметы, собранные по дороге: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. Если это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.

Ход игры. Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.

 

 «Каждой твари по паре» - игра показывает, как животные находят друг друга по звуку.

1-й вариант: Материалы: коробочки из-под спичек, фотопленки, а также из-под киндер-сюрпризов и т.д.; крупа, семечки, орешки, кнопки и т.д.

Ход игры. Необходимо иметь несколько пар коробочек, в которые кладутся предметы или крупа одинакового количества и размера. Например, в паре коробочек лежат 5 горошин, в другой паре – 10 рисовых крупинок и т.д.Все коробочки раздаются играющим, которые не знают, что в них находится. По звуку в коробочке играющие находят своего партнера.

2 вариант:

Возможно использовать одинаковые предметы, издающие одинаковый звук. У игроков завязаны глаза.

 

«Неприродная тропа»

Выберите тропу длиной 10 - 15 м и расположите в непосредственной близости от нее предметы искусственного происхождения (10-15 штук). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электрические лампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.

Дети проходят по тропе по одиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите, сколько было замечено, и скажите, что их было на самом деле больше. Предложите детям пройти тропу еще раз. Закончите игру обсуждением того, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем предложите детям поискать мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).

 

 «Гусеница»

Приведите детей в уединенное место. Завяжите им глаза и выстройте в линию, напоминающую гусеницу: каждый ребенок кладет руки на плечи впереди стоящего. Скажите детям, что пока вы будете вести их по тропе, они должны прислушиваться, принюхиваться, стараться почувствовать и запомнить все, что их окружает. Делайте остановки в таких интересных местах, как чаща деревьев («прислушайтесь к звукам!»), огромный валун («потрогайте эту поверхность!»), цветущий кустарник («вдохните этот аромат!»). Чтобы еще больше разнообразить путь, время от времени сходите с тропы, следуйте по высохшему руслу ручья или выходите на солнечные лесные поляны.

Когда вы пройдете достаточно большой путь, предложите детям снять повязки и попытаться найти дорогу к исходной точке. В некоторых случаях можно предложить детям сначала начертить план или карту обратного пути и той местности, по которой он проходит. Это поможет им перевести в изображение те звуки, запахи и осязательные ощущения, которые сопровождали их путь с завязанными глазами. Примечание: Трудно управлять «гусеницей», состоящей более чем из 6 чел.

“Внуки Карла Линнея”

Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения. Ориентировочное время: 20 минут.     Материалы и подготовка: бумага и ручки.    Процедура. Участники придумывают видовые названия животным и растениям, то есть добавляют прилагательные к названию природного объекта, чтобы само название вызывало у людей положительные эмоции, чтобы растение или животное с таким названием людям “трудно было обидеть”. (Как примеры уже существующие: “благородный олень”, “плакучая ива” и т.д.) Можно использовать элементы ролевой игры: “Представьте, что Вы - Карл Линней...” или “Вы были в экспедиции и нашли новых животных и растения, не известные науке, их надо назвать...”        Примечание. В качестве примера можно привести видовые названия, которые давали участники тренинга: “уж молочный”; “заяц беззащитный”; “косуля нежная”; “паук трудолюбивый”; “чертополох рыцарский”; “еж игривый”; “ландыш хрупкий”; “паучок романтичный”; “мышь-хохотушка”; “жаба деликатная”; “пырей стойкий”; “крот усталый”; “одуванчик радостный”; “ворона сообразительная”, “таракан перламутровый” и т.д.

 

“Обними дерево” *

       Основные цели: развитие способности сопереживать живому существу, развитие идентификации, стимулирование воображения.

       Ориентировочное время: 20 минут.

       Процедура. Участники окружают дерево, держась за руки. Сжимают круг, прижимаются к дереву, крепко его обнимают, изо всех сил стараются поднять дерево. - У кого больше сил, у нас или у дерева? - Откуда оно берёт эти силы?

       Теперь можно нежно обнять дерево и потереться о него щекой. - У дерева есть мягкие участки? Закрыть глаза и погладить кору. Понюхать дерево. - Можно ли различать деревья на ощупь с закрытыми глазами?    Участникам предлагается изобразить разные деревья с помощью своего тела, показать, как они растут из маленького семени. Дереву нужно дать описательное имя, как это было принято у индейцев (например, “добрая тётушка, спасающая нас от жары под своей кроной”). Прижавшись к дереву ухом, можно послушать его сокровенную тайну, а затем рассказать свою.        В кругу можно обменяться сообщениями о том, что кому рассказало дерево. - Что можем сделать мы для этого дерева?

Уходя - поблагодарить дерево и попрощаться с ним.

“Что у нас общего?”

Основные цели: коррекция отношения участников к “неприятным” животным, идентификация, формирование этики отношения ко всем живым существам.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: бланки с таблицами для всех участников.

Процедура. Участникам предлагается заполнить табл., отметив в каждой клеточке “да” или “нет”.

Кто умеет плавать под водой может про- спать всю зиму   может заболеть   умеет прыгать   ест кон феты   умеет летать   ходит в школу живет в нашем доме   умеет ползать   хочет жить
Гадюка                    
Жаба                    
Крыса                    
Мышь                    
Таракан                    
Лягушка                    
Пиявка                    
Комар                    
Паук                    
Червяк                    
Улитка                    
Блоха                    
Летучая мышь                    
Моль                    
Навозный жук                    
Я сам(а)                    

Затем предлагается ответить на вопросы.

1. Что общего оказалось у тебя со всеми животными?

2. Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?

3. Чему из этого ты еще можешь научиться?

4. С кем из животных у тебя оказалось больше всего общего?

5. А что такого делаешь ты, что не делает никто из животных?

6. У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?

Примечание. В таблицу включены животные, которые по итогам специальных опросов населения оказались “самыми неприятными”, их место в таблице соответствует полученному “рейтингу”.

 

 

Чистописание”

       Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, усиление значимости отношения к природе, стимулирование воображения.

       Ориентировочное время: 20 минут.

       Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры.

       Процедура. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой - маленький, пушистый - скользкий, хищный - “мирный”) и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом “надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза”. Упражнение заканчивается обсуждением.

 Основные принципы проведения игр

                           (В.А. Ясвин «Мир Природы в мире Игр)

 

       Наиболее важными принципами организации игрового процесса я считаю безоценочность и приоритет процесса выполнения любого задания над его формальным результатом.

       Принцип безоценочности действий и личности участников предусматривает избегание каких бы то ни было оценочных суждений ведущего об участниках и участников друг о друге.

       Принцип приоритета процесса деятельности над ее формальным результатом оказывается крайне непривычным для участников. Он тесно связан с принципом безоценочности. В игре вообще не существует понятий “правильно” - “неправильно”, “справился” - “не справился” и т. п. Здесь важно, что участник, выполняя упражнение, пережил соответствующие ощущения, прошел свой путь развития. Этот результат не может быть никем оценен со стороны.

       Принцип активности участников заключается в их вовлечении в проигрывание ситуаций, выполнение упражнений, структурированное наблюдение за поведением других.

Эффективность данного принципа подтверждается экспериментальными психологическими данными: человек усваивает 10% того, что слышит; 50% - того, что видит; 70% - того, что проговаривает; 90% - того, что делает сам.

       Принцип исследовательской творческой позиции участников заключается в “открытии” участниками для себя тех или иных закономерностей, а также собственных особенностей, свойств, возможностей и творческих ресурсов.

       Игровая среда - это творческая среда, в которой постоянно возникают проблемы, требующие от каждого участника нестандартного разрешения.

       Принцип осознания поведения заключается в переводе импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма обратной связи, получаемой каждым участником от других членов группы.

       Принцип партнерского общения заключается в том, что в межличностном общении участников постоянно учитываются интересы, чувства, переживания каждого члена игровой группы.

           

Комплексная реализация данных принципов создает особые возможности для личностного саморазвития всех участников игрового процесса. УДАЧИ ВАМ!

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.