Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и информационного облуживания пользователей. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и информационного облуживания пользователей.

2020-07-07 191
Зарубежный опыт библиотечно-библиографического и информационного облуживания пользователей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Библиотеки за рубежом являются информационными и исследовательскими учреждениями, выполняющими досуговую функцию, организующими межличностное общение, просветительскую деятельность, выступающие центрами помощи социально незащищенным слоям населения. В библиотечной практике активно реализуются социальные программы (например, «Чтение и читательская активность подростков», «Семейное чтение», «Образ библиотеки в общественном и профессиональном сознании»), ведется активное обслуживание детей, большое внимание уделяется формированию информационной культуры, изучению чтения.

В Америке социологические исследования библиотечного читателя начались только в середине ХХ века, при том, что вопрос об их  необходимости ставился Американской библиотечной ассоциацией значительно раньше. Сегодня подобная практика достаточно характерна для американских библиотек. Активно изучение чтения проводится европейскими библиотеками. Наиболее развита эта деятельность в Германии, Франции, Великобритании, в Скандинавских странах, в Италии. Зарубежные исследования носят, как правило, прикладной, прагматический характер, имеют практическую цель – улучшение обслуживания пользователей.

Деятельность зарубежных библиотек ориентирована на поддержку чтения разных категорий читателей. Формы работы разнообразны. Для активизации чтения создаются «читательские товарищества», библиотеки и книжные магазины координируют деятельность по созданию книжных клубов. Своеобразный опыт по поддержке чтения имеют многие страны. В частности, в Канаде библиотеки участвуют в реализации в государственной программы «Радость чтения» и «Летний читательский клуб» для лиц, пользующихся Интернетом.

Библиотеками многих стран в качестве помощников активно используются волонтеры. Американская библиотечная ассоциация организует программу народного просвещения, которая направлена на разъяснение населению роли библиотеки в ХХI веке. Активно развивается программа «буккроссинг», когда книга специально оставляется в парках, магазинах, транспорте, и каждый может ее взять. Регистрация таких книг на специальном сайте позволяет проследить путь ее движения от читателя к читателю. Эта программа получила активное движение в России.

Деятельность библиотек зарубежных стран направлена на формирование информационной культуры пользователей. Использование компьютера в библиотечном обслуживании вызвало появление нового понятия – «информационная грамотность личности», включающего компьютерную грамотность, цифровую грамотность, вербальную грамотность, визуальную компетентность. Работа по формированию грамотности распространяется на все категории пользователей. Например, по программе «105 услуг» услуги оказываются людям, находящимся в больницах, тюрьмах, домах престарелых. Большое внимание уделяется дистанционному обслуживанию, особенно через Интернет.

Библиографический список

1. Обслуживание взрослых публичными библиотеками США: в 2 ч. – М., 1995. – 380 с.

2. Варганова, Г. В. Читающая Финляндия / Г. В. Варганова // Библиотековедение. – 2006. – № 1. – С. 12 – 17.

3. Мотульский, Р. С. В стране цветущей сакуры / Р. С. Мотульский // Библиотека. – 2008. – № 1. – С. 69.

Руссак З. В.

19. Лингвистические средства библиотечно-информационной деятельности: общие требования, виды и назначение.

Язык как играет важнейшую роль в жизни человека. Естественный язык понимается как средоточие всех универсальных свойств всех конкретных этнических языков; представление о едином человеческом языке. В то же самое время человечеству невозможно обойтись и без искусственных языков. Одними из которых являются информационно-поисковые языки (ИПЯ). ИПЯ – формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов, с целью последующего хранения и поиска. Причинами появления ИПЯ явились «недостатки» естественного языка при решении задач информационного поиска: избыточность, многозначность, наличие синонимии и т. д. ИПЯ, специально разработанный для информационного поиска, лишен недостатков естественного языка и лучше приспособлен для этих целей. При создании учитываются требования, отвечают его задаче – полноте и точности поиска; однозначность – каждая запись на ИПЯ должна иметь только один смысл; явное выражение полезных при поиске семантических (смысловых) отношений между словами и т. д.

Семантическое богатство ИПЯ зависит от структуры и взаимоотношений лексических единиц (ЛЕ), составляющих лексику, словарный состав ИПЯ. ЛЕ ИПЯ – это обозначение отдельного понятия, принятое в нем. ЛЕ каждого языка называют по разному: в классификационных языках – это индексы, в языке предметных рубрик – рубрики, в дескрипторных языках – дексрипторы и т. д.

Основой лингвистических средств (ЛС) или лингвистического обеспечения (ЛО) библиотечно-информационных технологий являются информационно-поисковые языки (ИПЯ).

ЛС – это комплекс средств для формирования, обработки, хранения и поиска информации, а также средств и методов их создания, ведения, использования и контроля. Состав и структура ЛС зависят от того, в какой области библиотечно-информационной дея­тельности они используются. Можно выделить несколько функций  ЛС: подготовка библиографических баз данных (ББД): обработка, ввод информации, формирование БД; подготовка информационных изданий; преобразование данных и информационных массивов.

Задача лингвистических средств — обеспечить не только быстрый, но и эффективный поиск, предоставляющий максимально полную информацию по запросу пользователя. В состав ЛС библиотечно-информационных технологий входят как тра­диционные ИПЯ – классификационный (ББК, УДК и др,), язык предметных рубрик, язык предметных рубрик, так и не традиционные — язык ключевых слов, дескрипторные языки, объективно-признаковый ИПЯ и др.

В библиотечно-информационных технологиях использует большое количество ИПЯ: классификационные языки, язык предметных рубрик, язык ключевых слов, дескрипторные языки, язык библиографического описания и т. д., каждый из которых решает свои задачи.

Использование нескольких ИПЯ объясняется, с одной стороны, тем, что каждый из них выполняет свою функцию в информационной поисковой системе (ИПС), а с другой стороны, тем, что не существует идеального еди­ного ИПЯ, выполняющего одновременно все функции лингвистических средств и обеспечивающего все информационные задачи. Ка­ждый ИПЯ предназначен для удовлетворения определенных информацион­ных нужд и поисковых задач.

 Остановимся на одном из самых распространенном сегодня, и в то же самое время, достаточно противоречивом ИПЯ, используемом в библиотечно-информационных технологиях – языке предметных рубрик ЯПР. Он используется как способ реализации алфавитно-предметной (иерархической) классификации. Структура ЯПР достаточно сложна, ода включает в себя: алфавит и лексику (ЛЕ). ЯПР активно используется в АПУ к карточным каталогам и в качестве ПР в ЭК. Сложности использования ЯПР в автоматизированном режиме, связаны прежде всего с тем, что отсутствует единый словарь предметных рубрик, что приводит к использованию различных терминов, синонимов, что снижает поисковые возможности ЭК.

Библиографический список

1. Зупарова Л. Б. Аналитико-синтетическая переработка информации: учеб. пособие / Л. Б, Зупарова, Т. А. Зайцева. – М.: ФАИР, 2007. – 400 с.

2. Справочник библиотекаря / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкин. – 3-е изд., перераб и доп. – СПб.: Профессия, 2006. – 496 с.

3. ГОСТ 7.74-96. Информационно-поисковые языки. Термины и определения // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук, О. В. Зусьман. – СПб,: Профессия, 2005. – С.291 – 316.

4. Лавренева О. А. Информационно-поисковый язык (ИПЯ) / О. А. Лавренева // Библ. Энциклопедия / Рос. Гос. б-ка. – М.: Пашков дом, 2007. – С. 426.

Лаврова К. Б.

20.Педагогические компетентности преподавателя библиотечно-библиографических дисциплин.

Компетенция, как понятие пришло из англоязычной образовательной терминологии, а в научный оборот вошло в начале 70-х годов XX века. Слово «компетентный» происходит от латинского слова, отражающий личностную характеристику человека, его подготовленность в определенной области деятельности. Понятие «компетенция» обозначает правовую сторону специалиста, круг его полномочий, в конечном счете, круг обязанностей.

С педагогических позиций подготовка специалиста должна основываться на овладении соответствующими компетенциями, по преимуществу носящие практический характер и являющиеся базовыми компетенциями.

 Деятельность педагога многогранна. В связи с переходом к информационной цивилизации, усложнением технологий, компьютеризацией, специалист нуждается в непрерывном образовании, вынужден переучиваться, повышать свой профессиональный уровень. Поэтому компетентность специалиста должна носить динамичный характер. Педагогическая деятельность связана с овладением познавательными, информационно-коммуникативными, исследовательскими, личностными, социокультурными, управленческими, профессиональными компетенциями..

Познавательные компетенции носят уровневый характер, зависят от степени владения методами познания. В гносеологии выделяют теоретический и эмпирический уровень познания. Теоретический уровень познавательных компетенций включает философские, общенаучные и частно-научные принципы и методы познавательной деятельности, что связано с обобщением, абстрагированием. Эмпирический уровень отражает конкретность познавательной деятельности и связан с наблюдением, экспериментированием.

Познавательные компетенции специалиста проявляются в ценностных ориентациях как терминальных (ценностях - целях), так и инструментальных (ценностях - средствах) ценностях. Умение выбрать нужные ценности, чтобы оптимально удовлетворить познавательные потребностей личности или социума, говорит о компетентности педагога.

Деятельность педагога требует от его социокультурных компетенций. Познавательная компетентность в этой сфере связана с эрудицией специалиста, с владением системой понятий, категорий, пониманием закономерностей и принципов. Содержательная сторона социокультурных компетенций специалиста включает информационно-коммуникативные компетенции, связанные с пониманием себя и других людей, с присвоением и включением в структуру личности системы ценностей-понятий социокультурного характера.

Интеллектуальные компетенции педагога выступают как комплекс интеллектуально-практических умении (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и умозаключение, обобщение и конкретизация, абстрагирование), творческим мышлением.

Содержательно-интеллектуальные компетенции личности включают в себя операционные компетенции, которые рассматриваются как комплекс навыков, необходимых специалисту для выполнения профессиональной деятельности.

Информационно-коммуникативные компетенции. В современных условиях развития цивилизации, информация выступает как ценность. С помощью новейших средств коммуникации постоянно обновляется и быстро доводится до потребителя, тем самым управление процессами делается эффективным. Сама информация представляет собой знание, находящееся в состоянии функционирования. Включает в себя содержательный и ценностный аспекты. Содержательной стороной образования является культура. Информационная компетентность непосредственно связана с информационной культурой.

К особенностям формирования информационной компетентности педагога следует отнести: формирование информационного банка данных, насыщенность информационного пространства конкретными фактами.

Информационная компетентность неразрывно связана с коммуникативной компетентностью. Их органическая взаимосвязь обеспечивает эффективность подготовки специалиста к управленческой деятельности.

Коммуникация выступает, прежде всего, как общение людей в процессе совместной деятельности. Коммуникативные компетенции отражают адекватность выбора средств для оперативной передачи информации. К особенностям формирования коммуникативных компетенций педагога следует отнести:

· социокультурную направленность коммуникативной деятельности специалиста; установление контактов на межличностном н групповом уровнях;

· передачу информации с целью изменения позиции участников коммуникативного процесса; принятие управленческих решений, их оценку;

· установление многоканальных информационно-коммуника­тивных связей.

Исследовательские компетенции и их сущность. Для непрерывного совершенствования своей профессиональной компетентности, педагог должен инновационно, исследовательски подходить к своей и деятельности коллектива обучающихся. Исследовательские компетенции включают в себя; методологическую и методическую подготовку педагога к исследованию профессиональных проблем; творческий подход к исполнению своих профессиональных обязанностей, владение способами диагностирования и организации управленческой деятельности специалиста, умение выявить проблемы в совершенствовании профессиональной подготовки и деятельности, выбрать адекватные средства их разрешения.

Важно увидеть проблему, сформулировать ее сущность, выбрать альтернативные способы ее решения, новаторски подойти к управлению процессом, дать всесторонний анализ результатов деятельности, своевременно провести коррекцию самого процесса.

Личностные компетенции педагога. Ни одна профессиональная деятельность не могут обойтись без личностных компетенций. Профессионально-личностные компетенции выступают как личностное качество специалиста, как результат образования и самообразования, проявляющийся в различных формах. К личностным компетенциям относятся; образовательные, коммуникативные, персептивные, интерактивные, статусные компетенции. Следовательно, можно выделить несколько блоков личностных компетенций специалиста, включая интеллектуальный, эмоциональный, волевой, действенно-практический, нравственно-психологический. Блок этических компетенций личности специалиста, отражающий его социокультурную сущность, включающий этические нормы экологического, социокультурного характера. Блок компетенций, связанных с ценностными ориентациями, к которым относятся ценности человеческой жизни, культуры, науки, производ­ства, религии, истории своего народа, историческая судьба Родины. Блок компетенций гражданственности, включая владение правовой стороной быть гражданином России, с вытекающими отсюда всеми последствиями. Блок компетенций самосовершенствования, включая развитие креативной, мотивационной, рефлексивной, оценочной сфер личности, как специалиста .

Социокультурные компетенции специалиста. Социокультурные компетентности выступают ядром профессионализм. К социокультурным ценностям (компетенциям) относят: правовую компетентность, компетентность в нравственных нормах отношений; ориентация специалиста в социокультурных ценностях; культуру межличностного общения; эрудированность специалиста в области социального развития общества, культуры, экономики, политики; коммуникабельность, умение установить контакты, использовать различные коммуникативные средства; профессиональную деликатность, проявляющуюся в такте, культуре общения; эмоциональную устойчивость и толерантность; умение принимать решения и брать на себя ответственность за ка­чество их выполнения и последствия; свободную ориентацию в социокультурных ценностях соответствующего социума и профессиональной деятельности.

«Профессиональное мастерство», как понятие носит обобщенный характер. Большинство ученых его понимают как высший уровень профессиональной подготовленности специалиста, ядром которой являются компетенции.

 К профессиональным компетенциям следует отнести: собственно профессиональную деятельность. Наличие профессиональной компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, что характеризует становление личности как специалиста с социальной направленностью и профессиональной индивидуальностью.

Ключевые компетенции представляют собой ценность. Ценностные ориентации выступаю как фактор формирования профессионально-управленческих компетенций специалиста.

К профессиональным компетентностям специалиста относятся базовые компетенциина уровне методологической подготовленности специалиста,компетентности на уровне общенаучной подготовленности,компетентности на уровне профессионально-теоретической подготовленности специалиста.

 

Библиографический список

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / Андреев А. Л. // Педагогика. 2005. - № 4.- С. 19-27

2.  Дуранов, М. Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект) / М. Е. Дуранов. – ЧГАКИ; Челябинск, 2006. – С. 136-150

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Владос, 2004. – 126 с.

Ваганова М. Ю.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.