Дифференциация и типология читателей; проблемы теории и практики. Психолого-педагогические аспекты дифференциации пользователей библиотек. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Дифференциация и типология читателей; проблемы теории и практики. Психолого-педагогические аспекты дифференциации пользователей библиотек.

2020-07-07 1416
Дифференциация и типология читателей; проблемы теории и практики. Психолого-педагогические аспекты дифференциации пользователей библиотек. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективность библиотечного обслуживания во многом определяется организацией работы с отдельными категориями читателей. Впервые попытка дифференциации читателей была осуществлена Н. А. Рубакиным в работе «Этюды о русской читательской публике» (1895 г.), где нашла отражение характеристика чтения различных слоев общества. Выделяя группы по социально-демографическим признакам, Н. А. Рубакин охарактеризовал чтение читателей «из народа» и «привилегированных классов».

Стремление к выявлению определенных типов читателей непосредственно связано с необходимостью осмысления психологических особенностей восприятия литературы разными читательскими категориями. Особенное развитие получило учение о типах читателей художественной литературы. В 1930 году И. Е. Рыскиным была разработана типология читателей художественной литературы, рассматривающая в качестве ведущего критерия этапы развития читательской культуры. Выделяя типы читателей, автор исходил из того, что читатель фиксирует как основное в художественном произведении, анализирует ли его

Автор более поздней типологии читателей по признаку культуры чтения – С. А. Трубников, среди основных признаков читательских типов назвал степень развитости художественного вкуса. Это позволило ему выделить такие читательские группы как читатели с неопределившимся вкусом; с односторонней направленностью интересов и неразвитостью других сторон вкуса; с односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон вкуса; с разносторонними интересами и относительно неразвитыми сторонами литературно-художественного вкуса и др.

Известный психолог Л. И. Беляева выдвинула в качестве ведущего признака типологии читателей психологию восприятия литературно-художественного произведения. Основными типологическими признаками читателей она определила мотивы чтения, установки, стимуляторы, критерии оценки, последствия чтения. Среди выделенных ею типов – читатели, отличающиеся целостностью восприятия произведения; читатели, воспринимающие «слой фактов»; читатели с рассудочным, познавательным восприятием; читатели с преобладанием эмоционального восприятия и с поверхностным восприятием всех компонентов. 

 Значительный интерес представляет типология читателей, предложенная сотрудниками РНБ М. А. Губановой и О. С. Либовой. Большой опыт работы в области изучения чтения позволил им назвать следующие типы читателей художественной литературы: романтический тип чтения; информационно-прагматический тип; интеллектуальный тип; эстетический или «литературный» тип.

Традиционно активно используется дифференциация читателей по возрастам – дети, молодежь, взрослые, в т. ч. – по более узким возрастным периодам. В зависимости от конкретных целей исследования, от необходимости реализации определенных практических задач применяются и более формальные, но действенные в определенной ситуации, признаки классификации читателей – профессиональные, образовательные, гендерные, социальные (например, «столичные» читатели и читатели провинции), территориальные (городские и сельские читатели) и др. В целом анализ разных вариантов типологии читателей позволяет заключить, что они относительно условны. Сгруппировать читательскую аудиторию «вообще» и в библиотеке, в частности, по множеству признаков сложно. Библиотекарю необходимо хорошо знать индивидуальные читательские интересы, потребности и мотивы чтения.

Современная читательская ситуация формирует необходимость изучения и типологизации вновь выделенных в библиотеках категорий читателей – социально незащищенных слоев населения (инвалидов, мигрантов, пожилых), молодых матерей, предпринимателей и др.

 

Библиографический список

1. Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. – М.: изд-во ФАИР. – 2006. – 251 с.

2. Беляева, Л. И. К вопросу о типологии читателей / Л. И. Беляева // Проблемы социологии и психологии чтения. – М., 1975. – С. 143 – 161.

3. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание: учеб. – метод. пособие / В. А. Бородина. – М.: Либерия, 2004. – 168 с.

Руссак З. В.

16. Библиотечное общение:

 психолого-педагогические и этические аспекты.

Библиотечное общение привлекает значительное внимание специалистов библиотечного дела – как практиков, так и ученых-исследователей. Среди последних – М. Я. Дворкина, С. А. Езова, Н. В. Клименкова. Библиотечное общение представляет собой сложное явление. Исследователи выделяют три его модификации: между библиотекарями, между библиотекарем и читателями, между самими читателями. Центральной проблемой учения о библиотечном общении является исследование общения библиотекаря и читателей. В этом процессе складываются «субъект-субъектные» взаимоотношения, ориентированные на обмен информацией и совместные действия, например, общение в ходе проведения массового мероприятия.

В условиях библиотеки общение библиотекаря и читателя проявляется на разных уровнях: библиотекарь общается с одним читателем, с какой-либо читательской группой, аудиторией какого-либо массового мероприятия.

В библиотечном общении выделяются два взаимопроникающих аспекта: психологический и этический. Исследователи психологического аспекта общения рассматривают вопросы его характера, роли эмоций в его протекании, психолого-педагогического такта в общении, возможностей преодоления конфликтов и барьеров в общении, роли личностных качеств библиотекаря и читателя в процессе библиотечного общения, их восприятия друг другом.

 Библиотечное общение происходит с помощью определенных средств, которые классифицируются как вербальные и невербальные. Языковое общение относится к числу вербальных. При преимущественном вербальном общении читателя и библиотекаря, большое значение имеют жесты, мимика, поза, действия и др. В библиотечном общении присутствуют и предметные средства общения – книги, выставки, информационные издания, рекламные материалы.

Значительную роль в библиотечном общении играют эмоции, которые определяются психофизиологическими характеристиками человека. Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности. Повышенная эмоциональность человека может привести к барьерам в общении, и если они не будут ликвидированы, то и к конфликтам. Барьеры классифицируются по трем направлениям: барьеры, которые связаны с ошибками в восприятии партнеров; барьеры, связанные с неумением организовать общение; барьеры, связанные с неумением выбрать формы общения.

Исследователи выделяют объект и субъект библиотечного конфликта. Объектом конфликта со стороны читателя может быть право на профессиональное обслуживание, доброжелательное отношение; со стороны библиотекаря – право на знание и соблюдение читателями правил пользования библиотекой, на уважительное отношение к библиотекарю. Предметом конфликта является внутреннее психологическое состояние, как читателя, так и библиотекаря. Основными причинами конфликтов являются некомпетентность библиотекаря или читателя, неумение организовать и провести общение (профессионально-психологическая некомпетентность). Ликвидировать конфликт должен библиотекарь. Его важнейшими качествами должны быть коммуникабельность, уравновешенность, чувство юмора, личное обаяние. Профессионализм библиотекарей определяется Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря, принятым в 1999 г. Российской библиотечной ассоциацией. Документ впервые определил взаимоотношение библиотекаря и власти, библиотекаря и пользователя, взаимоотношение библиотекарей между собой. Соотнесение кодекса профессиональной этики Российского библиотекаря с кодексами профессиональной этики, принятыми в других странах, показывает, что по основным параметрам эти документы аналогичны. Сегодня РБА инициировала разработку новой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря. 

 

Библиографический список

1. Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие / Г. А. Алтухова. – М.: Профиздат, 2000. – 103 с.

2. Библиотекарь и читатель: проблемы общения: метод. пособие. – СПб., 1993. – 163 с.

3. Езова, С. А. Грани библиотечного общения: учеб. метод. пособие / С. А. Езова. – М.: Профиздат, 2002. – 157 с.

Руссак З. В.

17. Организация и методы обслуживания различных категорий читателей в условиях библиотек разного типа: содержание, методика, учет социальных и   психолого-педагогических особенностей пользователей.

Функционирование библиотек разных типов и видов основано на их приоритетном выполнении той или иной библиотечной функции, что напрямую связано с особенностями содержания фондов, категориями пользователей, использованием разных форм и методов их обслуживания. Универсальные библиотеки (научные, общедоступные публичные), как правило, в своей деятельности соответствуют широкому спектру информационных потребностей и запросов разных категорий пользователей как по профессионально-производственным параметрам, так и личностно-групповым. Соответственно, в их деятельности максимально используется весь репертуар форм библиотечно-библиографического обслуживания (наглядные, устные, комплексные и др.) по самым различным тематическим направлениям.

С учетом типологических особенностей библиотек, универсальные научные библиотеки преимущественно связывают свою работу с содействием научно-исследовательской, производственной и учебной деятельности пользователей, что провоцирует их склонность к формам работы, характерным для специальных библиотек (ИРИ, ДОР и т. п.).

Универсальные общедоступные библиотеки, исходя из своей приближенности к более повседневным информационным потребностям пользователей, ставят перед собой задачи по привлечению к чтению, установлению контактов с пользователями, организации межличностного общения в стенах библиотеки, по рекламированию услуг и возможностей предоставления информации и т. п. Для библиотек этого вида в большей степени характеры массовые формы обслуживания (диалоговые – интервью-беседа, встреча-диалог, вечер-портрет и др.; игровые – «Огоньки», посиделки, КВН и др.; рекламно-информационные – премьеры книги, дни информации, бенефисы читателей и др.).

Деятельность специальных библиотек (учебных, отраслевых) направлена на обслуживание профессиональных потребностей научных работников, специалистов различных сфер деятельности и управления. Виды и формы подобного библиотечно-библиографического обслуживания носят выраженный тематический и целевой характер, как правило, основаны на знании степени профессиональной квалификации и точности профессиональных интересов пользователей.

 Специфика обслуживания непрофессиональных (самообразовательных, любительских, семейно-бытовых, развлекательных и др.) потребностей читателей выражается в активном привлечении самих пользователей в эту деятельность. Формы работы в этом случае (клубы по интересам, любительские объединения и др.) предполагают активность читателей и как организаторов, и как действующих лиц. Начиная с конца 1980-х гг. широкое развитие получила практика создания библиотек семейного чтения, выполняющих важную роль в межличностной социализации читателей разных возрастов, организации чтения членов семей.

Библиотечное обслуживание людей, имеющих психофизиологические и физические ограничения жизнедеятельности, основано на учете их психолого-педагогических особенностей. В частности, широко используются методы библиотерапии, индивидуальной работы, книгоношество.

В практике российских библиотек традиционно дифференцированно развивается обслуживание детей, молодежи. В этом случае методика обслуживания строится на знании возрастной педагогики, психологии, учете факторов интеллектуального развития молодого читателя, его читательского опыта. Как правило, в деятельности именно детских и юношеских библиотек широко используется координация с другими учреждениями, занимающимися проблемами этих категорий населения.

Особенности библиотечного обслуживания в условиях информатизации и технической модернизации заключаются как в активном использовании технических средств как способе доведения информации до пользователя и в расширении спектра библиотечных услуг, так и в создании комфортной среды для организации библиотечного обслуживания.

Библиографический список

1. Дворкина, М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность / М. Я. Дворкина. – М.: МГУКИ, 1999. – 45 с.

2. Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции / А. Е. Шапошников. – М.: Оптимист, 1992. – 210 с.

Руссак З. В.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.