Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-10-20 | 91 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями, является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
К концу XX столетия во многих развитых странах мира (США, Германия, Нидерланды, Швеция, Великобритания, Италия и др.) выбрали ведущей стратегией образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – интегрированное образование, которое предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Однако выделение «особых» классов и групп часто ведет к исключению этих детей из социальной жизни школы и детского сада и создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от интеграции был сделан переход к инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с ОВЗ и детей с нормальным развитием.
В образовательном учреждении, практикующем инклюзивное образование для всех детей, главным показателем качества образования является участие и равенство в сообществах.
Дакарская рамочная концепция действий и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании (2000 г.) предлагают наиболее полный современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015 году. В данном документе отмечается, что инклюзивно ориентированные образовательные учреждения – это «самый эффективный метод борьбы с дискриминацией в образовании, инструмент построения по-настоящему инклюзивного общества и предоставления образования для всех детей…».
|
При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь группы (класса).
Введение в детских садах инклюзивного образования позволяет решить проблему прав ребенка с особыми образовательными потребностями на образование и развитие его возможностей.
В настоящее время в г. Ульяновске насчитывается 19 дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и детей с ранним детским аутизмом (РДА) и расстройствами аутистического спектра (РАС), а вот дошкольных учреждений инклюзивного типа единицы.
Зачастую дети дошкольного возраста с РАС находятся на надомном или семейном обучении, хотя для таких детей в силу специфики нарушения развития – неумение взаимодействовать с другими – важно быть среди сверстников.
Практикуемое в настоящее время индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с аутизмом, более того, дефицит социальных впечатлений, ограниченные контакты привычной домашней обстановкой способствует их вторичной аутизации. Поэтому первостепенной задачей специалистов дошкольного учреждения становится деятельность, направленная на адаптацию детей с РАС в образовательном учреждении, их социализации и формированию у них учебных навыков.
Организация инклюзивной практики имеет свои особенности, так как системы обучения и воспитания, образовательного учреждения подстраиваются под индивидуальные образовательные потребности ребёнка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные, образовательные формы и методы обучения и воспитания. Внедрение инклюзивного образования позволяет обеспечить и максимально возможное «включение» аутичных детей в дошкольную жизнь.
|
Для решения данной проблемы на уровне дошкольного образования нужны такие образовательные учреждения, в которых будет создана система организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и аутизмом.
В целях реализации прав ребенка с аутизмом на образование, создания условий для его успешной социализации в Ульяновской области развивается система включения детей с аутизмом в массовые детские сады общеразвивающего типа с группами комбинированной направленности.
Эффективная реализация задач развития инклюзивной модели в дошкольном образовании и включения особого ребёнка с РАС в инклюзивную среду дошкольного образовательного учреждения невозможна без системы организации образовательного процесса и специализированного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Носителями опыта такого сопровождения обладают детские дошкольные образовательные учреждения с группами комбинированной направленности.
Анализ проблемы инклюзивного образования детей с РАС показал, что его становление и развитие в области дошкольного образования Ульяновского региона архиважно в связи с увеличением количества детей с РАС.
Одним из направлений решения данной проблемы становится организация в дошкольной образовательной организации условий воспитания и образования детей с РАС, разработка адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с РАС, разработка нормативно-правового, научно-методического, материально-технического, кадрового обеспечения образовательного процесса.
Анализ проблемы организации условий для образования детей с РАС в детском саду позволил выявить следующие противоречия между:
- потребностью реализации права ребенка с аутизмом дошкольного возраста в инклюзивном образовании и отсутствием дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего типа, готовых к реализации инклюзивной формы образования;
- необходимостью реализации психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в ДОУ, реализующих инклюзивное образование, и недостаточностью профессионального кадрового обеспечения специалистами, владеющими педагогическими и психологическими методами, технологиями образования детей с РАС;
|
- между возросшей потребностью дошкольных образовательных учреждений в создании универсальной доступной среды и отсутствием опыта ее создания и сопровождения ребенка с аутизмом в ДОУ;
- между требованиями ФГОС ДО в отношении реализации АООП и отсутствием конкретизированных требований к разработке адаптированной общеобразовательной программы для детей с РАС дошкольного возраста.
Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы позволит организовать специальные условия для реализации образовательного процесса детей с аутизмом в условиях деятельности детского сада.
В соответствии с выше обозначенным, выявление особенностей организации условий воспитания и образования детей с РАС в детском саду позволит эффективно реализовать психолого-педагогическое сопровождение таких детей в общеобразовательной организации.
Целевой, содержательный и организационный разделы АООП образования детей с РАС учитывают моделирование организации условий воспитания и образования детей с РАС в детском саду, прогнозирование результатов освоения воспитанниками с РАС образовательной программы, научно-методическое обеспечение образовательного процесса с учетом особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, коррекционной направленности Программы, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников с РАС.
Отличительной частью разработанной дошкольной организацией данной АООП дошкольного образования детей с РАС является:
- ФГОС ДО в отличие от ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ не включают методических рекомендаций по разработке адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с РАС, поэтому в основе содержания программы используются рекомендуемые программы коррекционного образования детей;
- в содержании Программы дано описание и учитываются особенности развития детей с РАС со смешанными нарушениями развития, такими как расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи.
|
Программа составлена на основе разработанной в МБДОУ № 209 Основной образовательной программы МБДОУ № 209 и используемой в МБДОУ примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
За основу коррекционного блока включены дополнительные программы: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», (автор: Н.В. Нищева).
Паспорт Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с РАС
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 209 г. Ульяновска
Наименование образовательной организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 209 г. Ульяновска |
Адрес образовательной организации | 432067 г. Ульяновск, ул. Бульвар Фестивальный, д.11 |
Контакты | Тел. 8(8422) 54-03-68, Факс 8(8422) 54-38-02 e-mail: [email protected] [email protected] сайт: http://dou209.ru/ |
Разработчики Программы | Заведующий Рябовол Марина Владимировна Зам.заведующего по УВР Соколова Елена Валерьевна |
Базовая основа для разработки Программы | Программа составлена на основе разработанной в МБДОУ № 209 Основной образовательной программы МБДОУ № 209 и используемой в МБДОУ примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. За основу коррекционного блока включены дополнительные программы: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», (автор: Н.В. Нищева) |
Направленность (ориентация) Программы | Адаптированная образовательная программа МБДОУ № 209 направлена на оказание помощи детям с ОВЗ и детям с РАС в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление детям с ОВЗ и детям с РАС равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении с группами комбинированной направленности. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. |
Особенности разработки Программы | Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с расстройствами аутистического спектра (РАС) спроектирована с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), на основании основной образовательной Программы МБДОУ № 209, утвержденной на Педагогическом Совете 31.08.2017 года (протокол № 1). Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Учтены концептуальные положения используемой в МБДОУ примерной Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика») и парциальных Программ Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». |
Программа направлена | - на создание развивающей образовательной среды, которая представлена системой условий социализации и индивидуализации детей; - на создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. |
В Программе учитываются | индивидуальные потребности ребенка с РАС, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. |
Основные цели Программы | - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования детей с РАС; - включение детей с РАС в образовательную среду ОУ и среду сверстников; - сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования. - формирование основ базовой культуры, всестороннее развитие физических, интеллектуальных, нравственных, психических, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей с РАС дошкольного возраста; - квалифицированная коррекция недостатков психофизического развития, а также профилактика вторичных нарушений у детей с РАС; - создание условий для развития ребенка с РАС, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - повышение социального статуса дошкольного образования детей с РАС. |
Приоритетные задачи Программы | - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - коррекция нарушений речевого и психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья через комплекс медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и коррекционных мероприятий, формирование коммуникативных навыков, усвоение элементов грамоты, что в дальнейшем обеспечивает психологическую готовность к школе и способствует преемственности со следующей ступенью системы общего образования; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечение развития личности детей с РАС дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
Отражение в Программе взаимодействия с семьей | Педагоги выстраивают образовательный процесс совместно с родителями воспитанников с целью обеспечения эффективности образовательной и коррекционно-развивающей работы. Предусмотрены разные формы сотрудничества: анкетирование, родительские собрания, консультации, размещение информации об образовательной деятельности на сайте МБДОУ, совместная реализация познавательных и творческих проектов, мастер-классы, участие в праздниках, досуговой деятельности, в выставках и других мероприятиях. |
Отражение в Программе сетевого взаимодействия | В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в непрерывном обновлении знаний, поэтому имеется необходимость создания системы активного включения каждого педагога в методическую деятельность. С этой целью учреждением организовано сетевое взаимодействие, которое позволяет педагогам дошкольных учреждений взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии. |
Отражение в Программе материально-технического обеспечения | В содержании представлено описание материально-технического обеспечения, оснащение образовательного процесса и развивающая среда, отвечающая всем требованиям СанПиН. В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс, решать задачи воспитания и развития детей с учетом основных направлений деятельности учреждения. Представлены также режимы дня на тёплый и холодный периоды, организация жизнедеятельности детей в детском саду. |
Отражение критериев и показателей реализации Программы | Критерии и показатели эффективности реализации программы представлены в диагностическими картами для оценки уровня познавательного и речевого развития детей с ОВЗ дошкольного возраста. Авторы карт – педагоги и специалисты МБДОУ № 209, которыми они были составлены и внедрены в практику работы. Диагностические карты могут быть использованы в коррекционной работе дошкольных учреждений. |
Ресурсные возможности реализации Программы | Для успешного функционирования АООП для детей с РАС необходим учёт всех ресурсных возможностей учреждения, направленных на её реализацию: финансово-экономических, материально-технических, информационно-коммуникационных. Реализация Программы обеспечивает государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования, развитие личности ребёнка дошкольного возраста в различных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, творческой, двигательной) с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. |
|
Целевой раздел
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) дошкольного образования детей с РАС спроектирована с учетом следующих нормативно-правовых документов и локальных актов:
· Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями;
· Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи орт 20 ноября 1989 года. – ООН 1990.
· Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года № 61/106;
· Закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
· Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ» от 17.10.2013 № 1155;
· Приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
· Письма Минобрнауки РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект;
· Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
· Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ред. от 10 марта 2009г. № 216);
· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. № 28564);
· Устава МБДОУ д/с № 209.;
· Концепцией МБДОУ д/с № 209 психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с расстройствами аутистического спектра.
Кроме того, учтены концептуальные положения разработанной в МБДОУ № 209 Основной образовательной программы МБДОУ № 209, утвержденной на Педагогическом Совете 28.08.2016 года (протокол № 1 от 28 августа 2016 года), используемой в МБДОУ примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (Раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика»), а также парциальных программ Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.
Содержание АООП (далее – Программа) для детей с РАС включает целевой, содержательный, организационный раздел.
В целевом разделе представлены:
- цели и задачи реализации Программы;
- основные принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые характеристики особенностей развития детей с ОВЗ и РАС;
- планируемые результаты освоения воспитанниками АООП, в том числе и в части, формируемой участниками образовательных отношений (парциальные программы);
- нормативно-правой раздел;
- условия реализации образовательной программы с учетом доступной среды.
Содержательный раздел включает описание:
- образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями на основе используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию Программы;
- форм, способов и методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с РАС;
- особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В организационном разделе дано описание:
- материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- организации жизнедеятельности детей, режим дня;
- организации развивающей предметно-пространственной среды;
- кадрового состава реализации Программы.
- сетевого взаимодействия ДОУ с другими образовательными организациями дошкольного, начального общего образования и дополнительного образования, ПМПК, ППМС и реабилитационными центрами, общественными организациями;
- ресурсов детского сада для реализации Программы.
Цели и задачи
Ребенок с ОВЗ, как и все остальные дети, в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.
Цели АООП:
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
- сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
- создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- повышение социального статуса дошкольного образования.
Основные задачи
1. Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.
2. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении основных образовательных областей Программы: физическое развитие, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
3. Оказание помощи детям в овладении навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь
4. Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
5. Развитие навыков связной речи.
6. Обеспечение возможности для осуществления детьми содержательной деятельности в условиях, оптимальных для всестороннего и своевременного психологического развития. Проведение коррекции (исправление и ослабление) негативных тенденций развития.
7. Максимально возможное развитие всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
8. Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
9. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития.
10. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
11. Включение ребенка в образовательное пространство ДОУ.
Основные принципы и подходы
Принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
§ формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) ребенком с ОВЗ как одна из ведущих задач обучения, иначе говоря — ключ к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;
§ учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических новообразований в каждом возрастном периоде;
§ деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
§ единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
§ анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;
§ развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;
§ включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
§ расширение традиционных видов деятельности и обогащение их новым содержанием;
§ формирование и коррекция высших психологических [психических] функций в процессе специальных занятий с детьми;
§ реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
§ стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование для их развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;
§ расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
§ определение базовых достижений ребенка-дошкольника с ОВЗ в каждом возрастном периоде в целях планирования и осуществления коррекционно-развивающего воздействия, направленного на раскрытие его потенциальных возможностей.
Нарушения в общении
В течение второго года жизни большинство детей начинают использовать слова, которые понимают люди, не входящие в состав семьи. Только в случае, когда у ребенка с аутизмом речь развивается не по обычному пути, родители осознают серьезное нарушение. Многие дети с аутизмом осваивают от 5 до 10 (иногда более) одиночных слов (включая слова, обозначающие понятия "сильных стимулов", такие как "больница", "пожарная бригада", "собака" и т.д.), произносят их в течение короткого времени, а затем прекращают их использование.
Это часто является знаком того, что в основном нарушена не речь, а способность ребенка улавливать значение используемого в общении языка: ребенок способен говорить и овладевать некоторыми навыками языка, но повторение слов вне контекста не ведет к действительному прогрессу, и ребенок перестает употреблять эти слова, так как не может понять причину их использования.
Многие дети с аутизмом после этой стадии остаются неговорящими. Небольшое число детей никогда не овладевает разговорным языком. Около половины людей, которым когда-либо был поставлен диагноз аутизма (за исключением синдрома Аспергера), никогда не овладевают ни одним из разговорных языков и в практической деятельности остаются неговорящими.
Другая половина детей после появления у них признаков отставания в развитии речи в течение первых от 2,5 до 4, 5, 6 лет жизни начинает механически повторять то, что слышит от других людей. Здоровые дети при развитии разговорной речи также проходят через стадии эхолалической речи. Однако они применяют «чистую» эхолалию в целях коммуникации. Здоровые дети отличаются от аутичных тем, что у последних эхолалия остается в течение нескольких месяцев и даже лет.
Также часто встречается и палилалия. Это слово используется для описания феномена постоянного повторения слов и предложений (которые часто даже не имеют значения и произносятся шепотом).
Дети с аутизмом часто изменяют личные местоимения, используя «вы» вместо «я», «она» вместо «он», «мы» вместо «ты» и т.д. Это обычно является следствием эхолалии. Мама спрашивает: «Ты голоден?», и ребенок отвечает: «Ты голоден?»; мама затем просит: «Не задавай вопрос, а скажи, что ты голоден». Ребенок осознает, что это предложение временно связывается с чувством голода, и когда он снова захочет кушать, то будет использовать фразу «Ты голоден».
Основным нарушением общения при аутизме (как и в любом виде социальных нарушений) является недостаток взаимности и неспособность в действительности понять значение использования языка в качестве передачи коммуникативной информации («сообщений») от одного человека к другому. В случае, если вы не знаете, что разговорная речь служит для обмена информацией о мнениях, мыслях и чувствах, лучшее, чего вы можете достигнуть, это повторение высказываний, вопросов (только тех, на которые вы знаете, как отвечать) и целых бесед. Действительное понимание разговорного языка становится в значительной степени нарушенным, даже в случае, когда понимание отдельных слов не страдает.
Многие люди с аутизмом отлично понимают отдельные слова (особенно существительные и глаголы, описывающие предметы и действия, которые можно увидеть или услышать в окружающем мире) и в то же время не могут понять те же слова в контексте. Иногда родители говорят, что мы ошибаемся, утверждая, что у ребенка есть речевые нарушения: «Он понимает больше, чем вы в действительности думаете, он все понимает». Это и правда, и неправда: у ребенка может быть отличное механическое запоминание отдельных слов, но он не владеет способностью скомпоновать их вместе, а также понять их в целостном предложении.
Таким образом, ребенок может понимать слово «выходить», и родители верят в то, что он понимает предложение «Давай выйдем погулять!» Каждый раз, когда они используют это предложение, ребенок бежит к двери, четко показывая, что он хочет выйти на улицу. Однако ребенок таким же образом бежит к двери каждый раз, когда слышит такую фразу: «Мы не выйдем сегодня на улицу».
Особенности поведения
Для людей с аутизмом характерно нарушение поведения с первых лет жизни. Это связано с ограниченным воображением, позволяющим демонстрировать только лимитированный репертуар поведения.
Раньше (в ранних работах Каннера) предполагалось, что дети с аутизмом имеют «богатый внутренний мир», способности воображения, иногда превышающие уровень детей с высоко развитым интеллектом. Только в течение последних двух десятилетий ученые начали считать, что люди с аутизмом в значительной степени ограничены в своем воображении. Это не означает, что у них ограничены навыки воображения. Однако даже те, которые демонстрируют наличие воображения, обычно делают это только в очень ограниченной форме (зеленые монстры, капитан Немо, утенок Дональд, герои наиболее известных трагедий Шекспира и т.д.).
Стереотипы и стереотипное поведение. У многих детей с типичной формой аутизма моторные стереотипы развиваются уже на первом году жизни. Моторный стереотип – это повторяющееся движение одной или нескольких частей тела человека. Он может быть похожим на тик, и иногда невозможно отличить его от тика.Тик является (обычно непроизвольным) принудительным, спазматическим, обычно ритмическим сокращением мускула или группы мускулов, которые только частично находятся под волевым контролем.
Наиболее типичные стереотипы, встречающиеся у очень маленьких детей с аутизмом, - это размахивание или вращение рукой, взмахи двумя руками. Одна из рук может держаться с распростертыми пальцами близко к лицу ребенка, напротив одного из глаз. Рука может двигаться назад и вперед, и дети могут смотреть через пальцы, как будто их внимание привлекает световой эффект.
Наиболее распространенными вариантами моторных стереотипов, встречающихся при аутизме, являются следующие: симметричное взмахивание обеими руками или локтями при максимальном сгибе, легкие удары пальцами (одной или обеих рук), раскачивание телом, потряхивание головой или вращение и хлопки различных типов. Стереотипная негибкость («замерзание») всего тела или его части и хождение высоко на носочках в ускоренном темпе тоже являются часто повторяющимися формами поведения при возбуждении или чрезмерной стимуляции.
Некоторые стереотипные формы поведения перерастают в нанесение себе повреждений, путем ударов по лицу, глазам, кусания кистей и т.п. При часто встречающейся сниженной болевой чувствительности у многих людей с аутизмом нанесение себе повреждений становится хроническим.
У одних людей с аутизмом стереотипичные движения появляются в первые годы жизни, у других такой тип поведения проявляется редко, в возрасте до 4 лет. Затем в течение 1-3 лет обнаруживается средняя степень тяжести проявлений стереотипного поведения, позже выраженность поведения такого типа уменьшается. Средняя выраженность стереотипного поведения (оттягивание пальцев, легкие постукивания руками и пальцами) могут оставаться, но могут и не наблюдаться у людей с аутизмом.
У некоторых аутистов имеются различные вербальные стереотипы. Они могут неоднократно повторять определенные звуки, слова или без конца стереотипно задавать один и тот же вопрос.
Многие аутисты живут, придерживаясь строгого распорядка и неменяющихся ритуалов. Они могут 10 раз входить и выходить из ванной комнаты прежде, чем зайти в нее с целью выполнения обычных процедур, или, например, утром несколько раз кружиться вокруг себя прежде, чем согласиться одеться, требовать от мамы перемешать небольшое количество масла в сковороде каждое утро до начала приема обычных для завтрака хлопьев с молоком.
Они не могут вечером лечь в кровать спальни на втором этаже до тех пор, пока мама, папа и оба брата не встанут у окна гостиной первого этажа, или же требуют выйти из дома через окно, а не через парадную дверь.
Через несколько лет могут появиться стереотипные виды интересов, что наиболее явно наблюдается у страдающих синдромом Аспергера, но встречается и при других расстройствах аутистического спектра.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!