Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
- откликаться и называть свое имя;
- откликаться на свою фамилию;
- узнавать себя в зеркале, на фотографии; - показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове уши, волосы;
- самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей постели, класть и брать вещи из своего шкафчика и т. п.).
- реагировать на название своего имени, фамилии;
- узнавать себя в зеркале, на фотографии; - показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове уши, волосы;
- самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей постели, класть и брать вещи из своего шкафчика и т. п.).
- использовать указательный жест;
- проявлять манд реакции
«Я и другие»
- узнавать свою маму среди других людей (если нет матери - взрослого, ее заменяющего);
- формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться); - наблюдать за действиями другого ребенка;
- эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
- фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
- указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников
- проявлять поведение слушателя (реагировать на собственные слова и слова взрослых);
- проявлять тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (держать за руку, обнимать, целоваться);
- фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя
(с постепенным увеличением времени фиксации взгляда);
- использовать указательный жест и показывать на близких взрослых и сверстников;
- проявлять манд, такт и интравербальные реакции;
- проявлять требуемое поведение
«Я и окружающий мир»
- проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметами действиям с ними; - демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
- фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
- выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
- испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);
- эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки;
Пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки.
- проявлять манд, такт и интравербальные реакции;
- фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
- выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
- отличать игрушки по качеству материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий и т.д.);
- реагировать на музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки (с учетом специфики сенсорного восприятия).
Пользоваться невербальными или альтернативными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
- визуально сопоставлять идентичные предметы;
- обладать навыками мелкой моторики для самостоятельного, либо с подсказкой выполения задания
По окончании 2 этапа обучения дети могут
- высказывать свои потребности в активной фразовой речи;
- называть свое имя, фамилию, возраст;
- показывать и называть основные части тела и лица;
- знать, что делает человек данной профессии (воспитатель, врач);
- определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;
- адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.
- высказывать свои потребности в активной фразовой речи «Я хочу…» «Дай мне…» или используя альтенатинвные способы коммуникации (карточки PECS, жестовую речь);
- называть или обозначать с помощью карточек свое имя, фамилию, возраст;
- показывать и называть основные части тела и лица;
- называть (в том числе с помощью карточек PECS) профессии (врач, ваоспитатель);
- определять на элементарном уровне особенности деятельности детей и специфику их одежды в зависимости от времени года;
- адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, дома, используя накопленный практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира;
- проявлять навыки самостоятельной игры
По окончании 3 этапа обучения дети могут:
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов;
- называть всех членов своей семьи, знать их имена;
- находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);
- называть имя друга или подруги;
- рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец;
- иметь представления о повседневном труде взрослых;
- адекватно вести себя в процессе выполнения режимных моментов.
- отвечать на вопрос «Что ты хочешь?» или использовать при ответе карточки.
- проявлять манд, такт и интравербальные реакции;
- пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов (с применением альтернативных способов коммуникации);
- находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);
- узнавать членов своей семьи, называть их имена (в том числе с помощью карточек PECS);
- узнавать имя друга или подруги;
- называть (в том числе с помощью карточек PECS) профессии в сочетании с деятельностью (врач – лечит, повар –готовит пищу, шофер – водит машину, продавец – продает, строитель строит, строит, музыкант – играет, художник- рисует и т.д.);
- проявлять поведение слушателя;
- использовать предметы, распространенные в естетственной для ребенка среде;
- - проявлять навыки самостоятельной игры, основанной на причинно-следственной связи;
- проявлять требуемое поведение в социальных ситуациях и в процессе выполенния режимных моментов;
- устанавливать зрительный контакт со сверстниками
По окончании 4 этапа обучения дети могут:
- называть всех членов своей семьи, знать их имена;
- находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);
- называть имя друга или подруги;
- рассказывать о содержании деятельности людей следующих профессий: врач, повар, шофер, продавец; - иметь представления о повседневном труде взрослых;
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- пользоваться в повседневном общении фразовой речью.
- называть всех членов своей семьи, знать их имена;
- находить на фотографии близкого человека (выбор из пяти);
- называть имя друга или подруги, или указывать на них;
- находиться в обществе других детей без подсказок взрослых;
- имитировать поведение своих сверстников, расширять и обощать имитативный репертуар;
- устанавливать зрительный контакт со сверстниками;
- выражать свои мысли и свое состояние с помощью простых предложений: «Я хочу…», «Я устал», «У меня болит»
II. Речевое развитие
По окончании 1 этапа обучения дети могут:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и произносить звуки без подсказки;
- расширять репертуар эхо-реакций;
- проявлять поведение слушателя;
- произносить звуки без подсказок
- увеличивать частоту произнесения звуков
- повторять звуки и целые слова;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям
- увеличивать интенсивность вокализаций с появлением в них слов;
-произнесить полные слов во время вокальной игры с соответствующей интонацией и ритмом
По окончании 2 этапа обучения дети могут:
- высказывать свои потребности в активной фразовой речи;
- узнавать и описывать действия персонажей по картинкам;
- строить фразу, состоящую из двух-трех слов;
- рассказывать разученные детские стихи, поговорки, считалочки;
- понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;
- отвечать на вопросы, касающиеся жизни в группе, наблюдений в природе, и задавать свои собственные;
- отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;
- узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами.
- просить о предметах, когда желаемый предмет отсутствует4
- проявлять разнообразие репертуара просьб;
- приобретать новые манд-навыки;
- называть предметы в ответ на вопросы: «Что это?», «Кто это?»;
- иметь репертуар существительных и обобщение такт-реакций для стимулов «существительных»
- наличие репертуара глаголов;
- узнавать персонаже и называть их действия по картинкам;
- строить фразу, состоящую из двух-трех слов;
- рассказывать разученные короткие детские стихи, поговорки, считалочки;
- отвечать на вопросы, характеризующие действия главных персонажей сказок «Три медведя», «Кто сказал «мяу»?»;
- узнавать среди других книгу со знакомыми сказками, стихами
По окончании 3 этапа обучения дети могут:
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов;
- употреблять в речи названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед;
- использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
- строить фразы по картинке, состоящие из трех-четырех слов;
- понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения, и отвечать на поставленные вопросы;
- понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;
- рассказывать наизусть 2-3 стихотворения, петь песенку, поддерживать беседу по знакомой сказке;
- проявлять элементы планирующей речи в игровой деятельности.
- в репертуаре ребенка есть такт реакции, сотоящие из двух слов глагол+существительное или существиетльное +глагол,
- пользоваться в повседневном общении фразами из трех-четырех слов;
- понимать значение предлогов и выполнять инструкцию, включающую предлоги на, под, в;
- употреблять в речи названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- строить фразы по картинке, состоящие из двух-трех слов;
- называть знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;
- выполнять двухкомпонетные интсрукции формата глагол+существительное, например «Покажи мне, где мальчик спит?» или «Качай качели»;
- правильно указывать на названный объект в книжке, на сюжетной картинке или в ествественной среде;
По окончании 4 этапа обучения дети могут:
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- пользоваться в повседневном общении фразовой речью;
- употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- понимать и использовать в активной речи предлоги (в, на, под, за, перед, около, у, из, между);
- использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе;
- использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени;
- строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех-четырех предложений;
- читать наизусть 2-3 разученных стихотворения;
- отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей;
- знать 1-2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку; планировать в речи свои ближайшие действия.
- произносить понятно для взрослых слова, когда взрослые не видят предмет, называемы йребенком;
- увеличивать словарный запас до 1000 слов (существительных, глаголов, прилагательных т.д.);
- использовать фразовую речь из четырех-и более слов
- рассказывать наизусть стихотворение, петь песню
- употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- вежливо попросить прекратить нежелательное действие или неприятный стимул, обращаться с просьбами, используя прилагательные, предлоги или наречия;
- дает указания, инструкции того ка что-либо сделавть или как участвоватьв какой-либо деятельнсоти
- обращаться к дургим людям с просьбой прислушаться к собственному интравербальному поведению; «Послушай меня…», «Я тебе скажу…», «Вот что случилось…»
- называть цвет, форму, функцию предметов при условии, что предметы представдляются и воспросы задаются в случайном порядке;
- использовать в речи разные предлоги «в», «из», «над», «под»;
- называть 4 различных имени прилагательных (например, большой, маленький, длинный, которткий, узхкий, широкий) и 4 наречия (например, быстро, медленно, тихо, мягко);
- спонтанно обращаться к свертсникам