Постоянный информационный стенд — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Постоянный информационный стенд

2020-06-05 628
Постоянный информационный стенд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если в детском саду нет общего информационного стенда (ви­зитной карточки, паспорта ДОУ), где указывались бы сведения об администрации ДОУ, вышестоящих организациях, направлениях деятельности учреждения, достижениях коллектива и графике ра­боты сотрудников с детьми и родителями, эта информация долж­на быть отражена на информационном стенде группы. Его содер­жание может быть следующим [26].

1.Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники). Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п. Список необходи­мой одежды для детей по сезону.

2.Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы. (Возможно использование вопросно-ответной формы построения текста.)

3.План мероприятий для родителей на месяц.

4.Режим дня.

5.Расписание занятий (организованные занятия, совместная де­ятельность, дополнительные образовательные услуги).

6.Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей. Фамилии, имена, отчества всех специалистов, их профес­сиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов.

7.Правила внутреннего распорядка для родителей, которые оп­ределяются Уставом и особенностями работы ДОУ (наличием спе­циализированных групп, реализацией парциальных программ, пре­доставлением дополнительных образовательных услуг).

8.Ежедневный отчет о жизни группы, его цель — дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня. Это нужно для того, чтобы они могли поговорить с ребенком об этих событиях; сохра­нить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой дома.

О каждом режимном моменте нужна точная информация, в том числе: под какую музыку дети засыпают и пробуждаются; комп­лекс упражнений утренней гимнастики, проводимых в течение недели; тема и краткое содержание каждого занятия, с указанием того, что конкретно дети узнали или сделали, чем занимались на прогулке, что читали, какой фильм смотрели.

В отдельных случаях уместно краткое, в одно-два предложения обоснование того, почему были проведены то или иное занятие, экскурсия. Объем описания каждого дня — одна страница, написанная разборчивым почерком, но лучше напечатанная на компьютере. Сокращения в тексте не допускаются.

 

Доска объявлений

На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей, распорядок дня. Если доска обновляется редко или плохо оформляется, на нее перестанут обращать внимание, но чтобы этого не произошло, нужно придерживаться определенных правил [26]:

—информацию нужно располагать на уровне глаз взрослого;

—содержание доски объявлений необходимо обновлять, хотя бы частично, не реже одного раза в неделю;

—информация должна быть краткой;

—индивидуальные послания родителям должны быть в форме благодарности за участие в жизни ДОУ.

Информационная корзина

Вовлечение родителей в образовательный процесс включает по­иск новых путей взаимосвязи между различными службами и связей этих служб с ними. Для этого используется информационная кор­зина — тетрадь, содержащая таблицу с разделами по количеству служб (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Название службы

Дата Сообщение ФИО обратившегося      

 

Раздел сообщений, предназначенных административно-хозяй­ственной службе, содержит вопросы родителей об условиях воспита­тельно-образовательного процесса, его обеспечении, пожелания о получении информации. Это могут быть вопросы их участия в финансировании ДОУ, организации питания детей, пожелания от­носительно кадрового обеспечения и др.

В разделе сообщений для методической службы родители могут обратиться с просьбами и задать вопросы о содержании, методах и приемах организации педагогического процесса. Например, выразить пожелание об обучении детей чтению, иностранным языкам.

Раздел сообщений, адресованных службе психологии и коррекционной педагогики, предоставляет возможность задать вопросы по проблемам, возникающим в ходе развития детей, подать заявку на получение консультации у специалиста: как преодолеть вредные привычки и страхи у детей (сосание пальцев, боязнь темноты), создать дома условия для охраны зрения, как вести себя с ребенком при возникновении первых признаков заикания.

При заполнении раздела, отведенного для сообщений медицинской службе, родители делают пометки о текущем состоянии здоровья ребенка и задают вопросы медперсоналу.

На основании этих записей соответствующие службы смогут откорректировать свою работу [28].

 

Газета

Газета может издаваться усилиями редакционной коллегии дет­ского сада или отдельной группой и посвящаться наиболее слож­ным проблемам развития детей (формирование характера, развитие речи, интеллекта и др.) [26].

В первом случае она адресуется родителям всех воспитанников и рассматривает широкий круг проблем воспитания и обучения детей. Во втором — посвящается проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания, которое может иметь вид стенной газеты или газетного листа.

Сначала нужно разработать макет газеты — перечень постоянных рубрик: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно го­ворим», «Играем и учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома» и т.п.

Например, рубрика «Праздники и игры дома» может знакомить родителей с простыми, но интересными, а главное, полезными иг­рами для детей, способами организации детских праздников. В нее могут входить описание игр, способствующих развитию речи, сен­сорных, мыслительных способностей детей. В рамках этой рубрики могут быть подрубрики: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада».

Другой вариант выпуска газеты — подчиненность одной теме. Например:

в младшей группе: «С мамой играть веселей», «Как одеться, чтобы не перегреться?», «Какие игрушки нам нужны?», «По­чему я кусаюсь?»;

в средней группе: «Зачем языку делать зарядку?», «Почему сначала звуки, а потом буквы?», «Как руки язычку помогают?», «Почему с ребенком нужно долго разговаривать?»;

в старшей группе: «Речевая среда — это что?», «С чего начи­нать, обучение грамоте?», «Зачем столько знать о звуках?», «Зачем ребенку нужны правила?»;

в подготовительной группе: «Могу, но не хочу: как воспиты­вать у ребенка желание читать?» «Литература для будущих пер­воклассников», «Я взрослый».

В конце каждой публикации родителям можно предложить «до­машнее задание», выполнив которое, они могли бы увидеть проблемы своего ребенка и осознанно ему помочь. Результаты совместной деятельности родителей и детей могут стать частью или итогом проекта, над которым работает группа, и обязательно должны быть отмечены воспитателем.

Примерная тематика «домашних заданий» детям и родителям: изготовление поделок из бумаги; выставка рисунков к смешным стихам на праздник юмора; выставка рисунков смешных героев; сочинение рифм и стихов; создание книг «Рисунки-сказки»; конкурс сказок, сочиненных детьми и родителями; рассказ в газету «Как я провел лето»; выставка поделок «Герои любимых книг Чуковского»; письма Дедушке Морозу; составление путеводителя по любимым уголкам малой родины (города, села); выставка «Если бы я был художником»; проект «Бумажный город»; изготовление альбома «Семья».

Для удобства родителей задания можно заранее написать на небольших листах бумаги и поместить в специальную коробку.

 

Тематические выставки

Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми. Их тематика обычно отражает направления ра­боты дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы. Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сада, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.

На тематической выставке представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекоменду­емых родителям для занятий с ребенком дома.

 

Тематические папки

Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и пап­ки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются реко­мендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, ин­тересным для родителей, красиво оформленным.

Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в папку-«раскладушку», которая размещается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.

Изготовление таких папок — кропотливая работа, осложняется тем, что текст должен быть напечатан или написан четким, разбор­чивым почерком. Изготовленные папки используются педагогами долго, теряя при этом презентабельный вид и актуальность. Чтобы избежать этого, текст сообщения можно помещать в прозрачные конверты (мультифоры, файлы), закрепленные на папке.

Еще один способ решения подобных проблем — размещение материалов в мультифорах (файлах) тематических папок-скорос­шивателей. В этом случае, во-первых, происходит накопление инфор­мации; во-вторых, нужный материал можно вынимать и при необ­ходимости использовать; в-третьих, текст может представлять со­бой ксерокопию, вырезку из печатного издания.

Расширению представлений родителей о жизни ребенка в дет­ском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способству­ют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи.

Визиты в группу

Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Однако, многие из них из-за незнания того, что и как им можно делать в группе, боязни совер­шить ошибку, неуверенности в том, что педагог действительно нуждается в их помощи, чувствуют себя в детском саду скованно. В то же время и воспитатель, не привыкший к присутствию в группе «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать определенный дискомфорт.

Тем не менее, посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они боль­ше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное пред­ставление о работе педагога и начинают испытывать к нему боль­шее уважение. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Воспитатель при поддержке роди­телей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнает, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело помога­ют в воспитании и обучении. Поэтому педагогу следует поощрять семьи к активному участию в воспитательном процессе и созда­вать для этого необходимые условия. На первых порах можно пред­ложить родителям посмотреть кассету с видеозаписью одного из эпизодов жизни детей в группе, а затем обсудить с родителями их впечатления. Сначала они могут приходить в группу, чтобы просто понаблюдать за своим ребенком. Для этого педагог заранее размещает в группе несколько дополнительных стульев так, чтобы они не мешали занятиям. Целесообразно использовать специальные листы, на которых родители отмечают время, когда они планируют прийти в детский сад.

Впоследствии родители смогут оказать воспитателю на заняти­ях реальную помощь. Конечно, трудно ожидать, что пришедшие помочь мамы и папы будут точно знать, что им делать. Поэтому педагог обговаривает их роль заранее или передает краткую пись­менную памятку. В любом случае важно подчеркнуть, что доброволь­ные помощники всегда могут обратиться к воспитателю, чтобы спросить, как поступить в той или иной ситуации.

 

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1— 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной догово­ренности могут побывать в дошкольном учреждении.

Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначен­ного времени и включает в себя продумывание программы меро­приятия. Она может состоять из показа открытых занятий с деть­ми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников. В программу также могут вхо­дить посещения родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.

Необходимо заранее решить, кто встретит родителей, как они распределятся по группам.

Эту форму работы можно сочетать с проведением групповых собраний родителей (кроме младших групп).

 

 

Посещение семьи

Посещение воспитанников на дому — одна из важных форм работы с родителями. Принято посещать семьи дважды в год.

Цель первого посещения семьи — выяснение условий семейно­го воспитания. Если оно предшествует приходу ребенка в детский сад, его цель — облегчение процесса адаптации к ДОУ. В этом случае воспитателю следует заранее поближе узнать ребенка, его привычки, характер, контактность, интересы, любимые занятия, условия прове­дения режимных моментов. Воспитатели, работающие в одной группе, могут вместе посетить в начале года все семьи воспитанников или поделить их между собой, в зависимости от графика прихода ребенка в детский сад (при постепенной комплектации группы).

Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи: коррекция выявленных особеннос­тей поведения ребенка, установление единых требований к его воспитанию в семье и ДОУ и т.д.

Важнейшие условия успешности посещения семьи — педагоги­ческий такт, доброжелательность. Однако следует помнить, что визит педагога может вызвать неприятие у ее членов, если будет носить характер ревизии. Поэтому во время посещения недопустим поуча­ющий тон, даже если родители недостаточно компетентны в воспи­тании. Задача педагога — установление доверительно-деловых от­ношений с семьей, а для этого необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров.

Правила посещения

1.Необходимо выбрать удобное для семьи и педагога время, договориться о цели прихода и длительности пребывания педаго­га в доме (примерно 15—30 мин).

2.Объяснить заранее цель посещения, чтобы устранить ненужное напряжение во взаимоотношениях с родителями.

3.Для установления доверительных отношений беседу лучше начинать с положительных моментов, а не с жалоб: отметить при­влекательную внешность ребенка, его способности, общительность и т.д. Педагог должен продемонстрировать свое умение принять ребенка как данность.

4.Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, если только это не честная похвала или форма поощрения. Особенно это касается повторных посещений семьи, связанных часто с решением проблем воспитания.

5.Нужно запланировать время на общение с ребенком.

6.Соблюдая педагогический такт, воспитатель, посещая семью, не должен во время беседы делать записи. После визита нужно зафик­сировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.

Посещение семьи может принести пользу и родителям и воспи­тателю. Родители получают представление о том, как воспитатель общается с их ребенком. В свою очередь, воспитатель знакомится с атмосферой дома воспитанника, где тот проводит большую часть времени.

Находясь в семье, общаясь с ребенком и родителями, педагог может получить информацию, которая затем будет внесена в План изучения семьи (см. приложение 1).

 

Заключение

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в целях повыше­ния качества этого процесса должно подвергаться периодической оценке, имеющей двусторонний характер.

К признакам, по которым воспитатели ДОУ могут судить о ка­честве организации своего взаимодействия с родителями воспитан­ников, можно отнести:

—понимание педагогом ведущей роли семьи в воспитании ре­бенка и своей роли как помощника родителей;

—организация работы с родителями на основе нормативно-пра­вовых документов разного уровня;

—владение способами налаживания взаимодействия с членами семей воспитанников на каждом из этапов установления до­верительно-деловых контактов с ними;

—достижение единства педагогов и родителей в определении цели и задач, требований, методов и приемов воспитания ребенка;

—определение цели, задач, форм и содержания взаимодействия с семьей на основе изучения их потребностей и интересов, осо­бенностей семей воспитанников, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год;

—технологичность планирования взаимодействия с родителями;

—соответствие количества, формы и содержания мероприятий целям и задачам работы с родителями;

—разнообразие используемых форм и методов работы с семь­ями воспитанников;

—владение педагогом технологией убеждающего воздействия на родителей;

—умение использовать невербальные средства общения в работе с родителями;

—систематическое повышение педагогом ДОУ своей общеоб­разовательной, предметной, методической и психолого-педа­гогической компетентности, позволяющей быть авторитетным в работе с родителями, качественно организовать взаимодей­ствие с ними.

Данные оценки педагогами ДОУ взаимодействия с родителями необходимо сопоставлять с информацией о степени их удовлетво­ренности взаимодействием с педагогами ДОУ (приложение 10). Это поможет преодолеть субъективность в оценке педагогами ДОУ сотрудничества с родителями, сделает целеполагание последующей работы с семьями еще более диагностичным, что повысит качество взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых.

 

Приложения

Приложение 1

План изучения семьи

Общие сведения о ребенке.

Фамилия, имя ребенка__________________________Пол_____________

Дата рождения___________    Дата заполнения_______________________ 

Общие сведения о родителях.

Мать (ФИО)___________________________________________________

Возраст_____________   Образование______________________________ 

Место работы__________________________________________________           

Увлечения, интересы____________________________________________        

Отец (ФИО)___________________________________________________

Возраст____________ Образование_______________________________

Место работы__________________________________________________       

Увлечения, интересы____________________________________________        


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.