Формальная дистанция (2 — 3,7—4 м) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Формальная дистанция (2 — 3,7—4 м)

2020-06-05 872
Формальная дистанция (2 — 3,7—4 м) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Партнеры: начальник — подчиненный, деловой партнер.

Ситуации: прием у начальства, деловые переговоры (особенно их начало), визит к чиновнику.

Особенности: эта дистанция характерна для официальных, деловых отношений.

5. Публичная дистанция (более 3,7—4 м)

Партнеры: лектор и аудитория, артист и зрители.

Ситуации: сообщение большой группе людей и отсутствие нужды в непосредственном контакте с ней.

Особенности: в этой зоне общения как такового нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербальной коммуникации. Здесь важна выразительность поз, жестов, интонации и т.д. Эта дистанция позво­ляет воздержаться от общения или обменяться только несколькими словами без риска оказаться нетактичным.

Указанные расстояния представляют собой окружности с субъек­том общения в центре, хотя есть данные о том, что протяженность этих дистанций в разные стороны не равна.

Несмотря на то, что дистанция между людьми устанавливает­ся практически неосознанно, человек всегда реагирует, если ре­альное расстояние не соответствует норме: стремится отойти или приблизиться, меняет мимику, жесты, позу, силу голоса, делает паузы в речи.

Предпочтения родителями (или другими воспитывающими взрос­лыми) определенного расстояния в общении с педагогом зависит от их возраста, пола, особенностей эмоциональной сферы:

—ближе к педагогу стремятся находиться люди пожилого воз­раста;

—отдаленное расстояние предпочитают люди средних лет;

—женщины больше, чем мужчины, склонны к близкому рассто­янию в общении;

—уравновешенный, уверенный в себе человек подойдет к педа­гогу на более близкое расстояние, тогда как беспокойные, не­рвные люди — наоборот.

Находиться на большем расстоянии человек предпочитает от тех, чье положение или полномочия выше, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции.

Психологи С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [22] дают ряд советов, как можно использовать пространство для улучшения взаимоотноше­ний с людьми, которые могут быть полезны при общении педаго­га с родителями воспитанников.

1. Не стоит начинать общение с публичного (более 4 м) рассто­яния. Установить хороший контакт в этом случае почти невозможно, а настроить собеседника против себя очень легко. Улыбка на таком расстоянии — универсальное средство входить в контакт.

2.Первые фразы лучше сказать, подойдя на формальное или социальное расстояние (в зависимости от близости отношений с
собеседником).

Самым главным поделиться с ним лучше именно на личном расстоянии (от 0,5 до 1,2—1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, и собеседник подсознательно настраивается выслушать и помочь. Благодаря короткой дистанции, педагог воспринимается как близкий человек.

3.   Если педагог во время разговора, «подготовив почву», приблизится к собеседнику на одну ступень: например, с социальной дистанции на личную, — то скорее всего этим вызовет расположение к себе и, высказав свою просьбу, добьется цели беседы. Если попытаться перескочить через ступень, то можно получить обратный эффект.

По мнению В.А. Петровского [55], педагогам следует проанали­зировать предпочитаемое ими расстояние в общении с людьми. Сделать это можно, вспомнив случаи из жизни: где, еще будучи ребенком, будущий педагог сидел за партой в школе, был ли этот выбор самостоятельным или хотелось изменить дистанцию до учителя; в первых, средних или последних рядах парт сидел буду­щий педагог в училище, институте (как правило, здесь уже есть возможность выбирать); где предпочитает сидеть на педагогичес­ких советах, других мероприятиях, праздниках в педагогическом коллективе за общим столом. Можно вспомнить много других подобных ситуаций из жизни (поездки в транспорте, стояние в очередях), проанализировать свои чувства и определить наиболее предпочтительную дистанцию в общении с людьми. Можно сделать это и с помощью специального упражнения.

Упражнение «Границы дистанции». Участники разбиваются на пары, которые выполняют упражнение поочередно. Участники первой пары занимают свои места в разных концах помещения, желательно, чтобы расстояние между ними было более 4 м. По сигналу ведущего уча­стники начинают сходиться навстречу друг другу, контактируя с помощью взгляда, обращая внимание на оттенки жестов и мимики партнера, прислушиваясь к своему состоянию, и пытаются опреде­лить оптимальную дистанцию для своего общения.

Можно сделать так, чтобы один участник оставался неподвижным, а другой шел навстречу ему и определял границы дистанции. По­том они могут поменяться ролями.

Упражнение проводится несколько раз с разными партнерами. Затем каждый участник высказывается, насколько комфортно он чувствовал себя во время выполнения упражнения, какова его предпочтительная дистанция общения. Если она меньше или больше средней, не старается ли он «подтянуть» или отдалить партнеров, и какими средствами это делает. Другие участники дают ему обрат­ную связь.

Наряду с персональным пространством существует еще и про­странство группы. Вокруг общающихся людей тоже образуются границы. Однако при расстоянии 1—1,25 м между людьми они уже не воспринимаются как группа, другой человек может свободно вторгнуться в это пространство. Это важно учитывать педагогам при проведении разнообразных групповых форм работы с родителями.

Ориентация и угол общения — расположение партнеров относи­тельно друг друга. Может варьироваться от положения «лицом к лицу» до положения «спиной друг к другу».

Если партнеры по общению — соперники, то люди садятся или встают друг напротив друга. Такое расположение может быть эф­фективно, если предстоит обсуждение, участники которого придер­живаются противоположных точек зрения.

В случае обычной беседы, особенно случайной, преобладает по­зиция «наискосок».

Если мотивы взаимодействия — сотрудничество, то люди стано­вятся или садятся рядом, вполоборота.

Для беседы, связанной с действием, лучшее расположение — на противоположных сторонах, но не напротив друг друга, а слегка по диагонали. При этом есть такая закономерность: если собеседники несимпатичны друг другу, то угол между ними в процессе общения постепенно увеличивается.

Так, А.Ю. Монахова [39] предлагает использовать при взаимодей­ствии с группой родителей ориентации «треугольник» и «круглый стол».

Расположение «треугольником» эффективно при обсуждении вопросов, требующих равного вклада, когда необходимо прийти к общему мнению, организовать диалог. На «вершине треугольника» находится педагог, выполняющий функцию посредника.

Расположение за «круглым столом» используется для обсужде­ния проблем, требующих выражения мнения, организации дискуссии. Роль педагога в таком взаимодействии, как правило, минимальна. Все участники находятся в равном положении. Если участников дискус­сии много, то возможен еще один (внешний) круглый ряд.

К временным характеристикам общения относят скорость, ха­рактер и частоту смены движений, частоту и длину взгляда, темп речи и паузы. Все это было подробно рассмотрено выше. Остановимся только на некоторых существенных моментах.

Как указывает А. Шефлен [33], наибольшее количество инфор­мации друг о друге передается в первые 20 мин общения, в остальное время отношения развиваются и утверждаются.

Как доказала А.В. Шленская [60], что временные особенности невербального взаимодействия способствуют развитию диалоги­ческого общения. Так, одновременное появление у партнеров оди­наковых поз, мимики, взглядов в глаза повышает взаимопонимание. Общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота использования невербальных элементов.

Продуктивность диалога обеспечивается увеличением длитель­ности «зеркальной позы» при одновременном уменьшении часто­ты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики».

В условиях отсутствия «зеркальной позы» положительным для общения оказывается увеличение частоты и длительности взаим­ных взглядов и «зеркальной мимики».

Учитывая значимость временных характеристик невербального общения для развития его диалогичности, педагогу, контактирую­щему с родителями и стремящемуся к сотрудничеству с ними, можно порекомендовать освоить технику «зеркала» — установление соот­ветствия и гармонии с поведением другого человека, которая состоит в следующем.

1.   Подстройка под тон, громкость голоса и темп речи собеседни­ка. Человеку свойственно следовать привычному для него тону, громкости и темпу речи. Но если понаблюдать за собой, можно обнаружить, что тех, кто говорит тихо и медленно, раздражает громкая и быстрая речь собеседника, которая воспринимается как нападе­ние, хотя собеседник и не собирался этого делать.

Педагог, вступая в контакт с родителем, должен подстроиться под его голос так, чтобы он не заметил этого. Поэтому здесь, как и во всяком деле, надо не перестараться: резкая смена педагогом свое­го голоса может восприниматься как насмешка.

Цель педагога — не только подстроится под голос собеседника, но и одновременно слышать содержание. Можно поупражняться, исполь­зуя телевизор или привлекая близкого человека.

2. Подстройка под дыхание собеседника. Для этого педагогу не­обходимо сосредоточиться на верхней линии плеч родителя, разли­чить ее движения вверх и вниз. Когда удастся уловить ритм дыхания партнера, нужно подстроиться под него.

3. Подстройка под ритм движений собеседника. На этом этапе педагог должен заметить какое-нибудь движение, которое повто­ряет родитель, и всякий раз, когда он его повторяет, сопровождать своим движением.

Так как большинство людей не задумывается о своих привыч­ках и движениях, то родитель вряд ли заметит соответствие после­довательности действий педагога своим действиям.

4. Соответствие позе собеседника. Педагог просто отражает позу родителя, подражая ей. Здесь наблюдается тот же эффект: мало кто из собеседников контролирует положение своего тела, а значит и не заметит копирования. Тем не менее, на уровне бессознательного внешнее соответствие партнеров по общению подчеркивает для родителя сходство, смягчает различия, что приводит к усилению взаимопонимания.

Особенно важно продумать использование всех невербальных средств общения: мимики, жестов, позы, взгляда, голоса, простран­ства и временных характеристик при подготовке и проведении различных форм работы с родителями, которым будет посвящен следующий раздел.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.