Характеристика основных форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Характеристика основных форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников

2020-06-05 1059
Характеристика основных форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Родительское собрание

Родительское собрание — форма работы группы людей (родителей), объединенных для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в реализации сразу нескольких функций: организация коллектива родителей, управление воспитательно-образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем.

На собрании педагог может обсудить с родителями итоги воспи­тания, обучения и развития детей за определенный период, поделить­ся с ними результатами своих наблюдений, сообщить о дальнейших планах и стратегии работы с детьми.

Кроме того, родительское собрание — хорошая форма для при­нятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между педагогом и семьей, но и между самими родителями.

Известно, что в силу ряда причин не все родители и не всегда присутствуют на родительских собраниях, поэтому педагогу важ­но создать необходимые условия, чтобы привлечь на собрание как можно большее число семей. К числу таких условий относятся правильная подготовка и проведение собрания.

Как уже говорилось выше, родители должны принимать участие в разработке и отборе тематики собраний. Так соблюдаются прин­ципы активности (следования желаниям родителей), значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы) и оптимальности (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Лучше заранее напомнить родителям о времени и повестке со­брания: вывесить объявление, выдать на руки письменное пригла­шение или позвонить по телефону.

Заранее нужно продумать и подготовить наглядный материал, который будет предшествовать выступлению участников или со­провождать его.

Непосредственно перед собранием необходимо подготовить ме­бель, на которой родителям было бы удобно располагаться, ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их инфор­мацию, продумать кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания, а также обязательно проветрить помещение.

Как правило, родительское собрание состоит из трех частей: вводной, основной и «разное».

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий.

Основная часть собрания может быть разделена на два-три эта­па. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, осве­щающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сооб­щение должны быть коротким, так как к концу рабочего дня ус­тойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное — совме­стными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем. Затем проводится обмен мнениями и идеями, их обсуждение. Далее можно организовать практикум для родителей: описать конкретные ситуации и предложить их решить.

Активизации родителей на этом этапе способствуют следующие приемы [39]: «Мозговой штурм», «Реверсированная мозговая ата­ка, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоци­ации», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Большая меч­та», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперимент», «Инфо-кару-сель», «Развивающаяся кооперация». Данные приемы подробно описаны в приложении 6. Некоторые из перечисленных приемов ак­тивизации могут быть использованы в качестве самостоятельного метода проведения основной части собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

Лекция — форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и в большой аудитории.

При подготовке к встрече с родителями главное внимание педагог обращает на содержательную сторону: написание доклада, оформ­ление выставки и т.п.

Доклад, как правило, состоит из следующих частей.

1. Вступление — указание на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении.

2. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем вызвано выступление с докладом.

3. Основная часть — изложение фактов, событий, положений в логической или хронологической последовательности.

4. Выводы (заключение), если они требуются, в том случае, если цель — убеждение.

5. Рекомендации, если они нужны, — это защита определенного плана действий.

6. Резюме — краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение какого-либо спор­ного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Эта форма общения позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности ро­дителей.

Дискуссия может быть организована по-разному. Например, как «панельная дискуссия» — заседание экспертной группы, состоящей из 4—5 родителей с заранее назначенным лидером, которая обсуждает с остальными участниками встречи намеченную проблему, а затем из­лагает свою позицию. Другая разновидность дискуссии — «симпо­зиум». Это обсуждение, в ходе которого участники выступают с сооб­щениями, раскрывающими их точки зрения. Дискуссия в виде «дебатов» представляет собой фиксированные выступления участников двух противостоящих команд. «Имитация судебного заседания» позволяет выстроить дискуссию по схеме «изложение проблемы — доводы "против" — защита — вердикт».

Результаты дискуссии необходимо зафиксировать в протоколе и ознакомить с ними лиц, которых они касаются. Если же в результате встречи были приняты решения, то необходимо точно установить кто, что, когда и как должен сделать, чтобы эти решения воплотить в жизнь.

Родительская конференция — форма взаимодействия с родителями, позволяющая обобщать, систематизировать и пропагандировать психолого-педагогические знания, полученные родителями в течение длительного периода (1—2 года).

Успешно провести конференцию помогает соблюдение следую­щих условий: наличие определенного запаса знаний у слушателей, изучение опыта семейного воспитания для подготовки выступле­ний, наличие иллюстративного материала.

Тематика конференции обычно определяется содержанием пре­дыдущих занятий с родителями. Например, после цикла собраний и консультаций на тему «Оздоровление детей» может быть проведена конференция «Семейные традиции здорового образа жизни» или «Эмоциональное благополучие как залог здоровья семьи».

В последнее время в литературе появилась трактовка родитель­ской конференции как высшего коллегиального органа самоуправ­ления в ДОУ [51], наделенного правом участвовать в совершенство­вании педагогического процесса учреждения, избирать родительский комитет, заслушивать, обсуждать и утверждать отчеты о деятельности попечительского совета, родительского комитета, педагогического совета и др.

Дошкольные учреждения вправе разрабатывать свои Положения об органах самоуправления в соответствии с законодательством РФ и Уставом ДОУ. В этом случае необходимо создать новую форму обобщения и пропаганды опыта семейного воспитания, которая будет равноценна родительской конференции в прежнем понимании.

В третьей части родительского собрания«разное» — обсужда­ются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендует­ся заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, ко­торые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

Увеличение времени на раздел «разное» происходит часто из-за нарушения воспитателем границ компетентности, когда он пытается принимать решения, входящие в сферу ответственности заведующего, старшего воспитателя, старшей медсестры и др. Если во время со­брания кто-либо из родителей поднимает вопрос, выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на ближайшую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей ком­петенции находится этот вопрос.

В приложении 7 приведены примеры составления планов-кон­спектов родительских собраний.

Педагог, ориентированный на развитие, всегда отслеживает резуль­таты своей работы через обратную связь с родителями. Ее можно организовать с помощью анкетирования.

Например, в начале встречи предложить родителям ответить на вопросы: «Для чего я пришел сюда?» «Что я ожидаю от этого со­брания?» А в конце оценить: «Как и где можно применить полу­ченные знания?» «Каковы были способы взаимодействия педаго­гов и родителей на собрании»? «Какой вопрос вызвал наибольший интерес или остался непонятным?».

Другие варианты оценки родителями результативности собрания предложены в приложении 8.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, пе­речислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопро­сов, зафиксированные в протоколе.

Необходимо начинать и заканчивать родительское собрание вовремя.

При планировании длительности частей собрания следует учи­тывать субъективные и объективные причины ослабления внима­ния слушателей, потому что они могут повлиять на эффективность мероприятия [39].

Объективные причины обусловлены ограниченной устойчивостью внимания человека, зависящей от возраста, профессиональных на­выков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня, осо­бенностями места и условий встречи (духота, холод, шум). Имеет значение естественное утомление внимания (следует помнить о периодах кризиса внимания: первый наступает через 15—20 мин после начала собрания, второй — через 30—35 мин).

Субъективные причины — качество самого выступления, которое может быть неинтересным для данной аудитории, содержащим общедоступные сведения, «готовые истины»; непонятным, перегру­женным информацией; невыразительным по форме изложения из-за тихого голоса докладчика, монотонности или суетливости в из­ложении, грамматических или стилистических ошибок, разрыва смысловых блоков, чтения по листу.

Среди приемов, способствующих удержанию внимания, можно выделить следующие [39]:

—неофициальность;

—прогнозирование (на основе реальных фактов делаются про­гнозы событий); «стимулирование аппетита» — вариант пре­дыдущего приема, суть которого заключается в том, что, исходя из ситуации, выступающий дает прогноз развития негативных тенденций и рисует «мрачную картину» возможного будущего, а затем указывает пути, позволяющие избежать этого;

—сопоставление всех «за» и «против»;

—апелляция к авторитету;

—драматизация, юмор;

—динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос);

—наглядность;

—прямое обращение к аудитории, диалог с ней;

—использование неожиданной информации;

—провокация (на короткое время провоцируется несогласие с излагаемой информацией, чтобы подготовить слушателей к конструктивным выводам);

—создание эффекта присутствия: слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит выступающий.

После проведения встречи с родителями необходимо проанали­зировать ее ход и итоги, ответив на вопросы.

1.Соответствовала ли тема собрания интересам и потребностям большинства родителей?

2.Какова была психологическая и педагогическая цель встречи?

Например, психологической целью встречи могут быть установ­ление доверительного сотрудничества с родителями, мотивирование их на совместное исследование и решение проблемы, укрепление веры в своих детей. Примеры педагогической цели — ознакомление родителей с закономерностями развития ребенка в дошкольном возрасте, методами и приемами воспитания, обучения и развития детей.

3.    Были ли созданы оптимальные для проведения встречи условия?

Расстановка мебели и соответствие ее росту родителей, освеще­ние, проветривание, подготовка демонстрационного и раздаточно­го материала и др.

4.Выполнила ли вводная часть встречи свои функции?

Организация родителей; создание атмосферы доброжелательности и доверия; концентрация их внимания, мотивация на совместное решение проблем.

5.Была ли в основной части собрания новая, полезная по содер­жанию и интересная по форме изложения информация?

6.Какой стиль общения с родителями преобладал во время встречи? Был ли он одинаковым на протяжении всего времени или нет? Носило ли общение с родителями диалогический характер или свелось к монологу выступающих?

7.Какие методы активизации родителей использовались? Были ли они эффективны, если нет, то почему?

8.Наблюдалось ли во время встречи стремление родителей про­анализировать и оценить свой собственный опыт в воспитании ребенка?

9.Удалось ли сделать обсуждение вопросов в разделе «разное» плодотворным? Если нет, то почему?

10.Был ли соблюден регламент отдельных частей собрания? Если нет, то почему?

11.Получили ли родители удовлетворение от проведенной встречи? Это можно оценить по результатам проведенного в конце встречи анкетирования родителей, см. приложение 8.

 

Беседа

Педагогическая беседа с родителями — наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.

Цели беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может уделить им необхо­димого внимания (или не готов ответить на вопросы), он догова­ривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к от­кровенности.

Если инициатор беседы — педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возни­кающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.

1.    Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто, а другие практически не общаются.

2.    Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3.    Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4.    Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитив­ную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, не связанные с развитием и здоровьем детей.

5.    Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны пре­обладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замеча­ния, жалобы родителя.

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жа­лоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы таким образом совме­стными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагоги­ческих средств с объективной оценкой их положительных и отри­цательных эффектов при их использовании в сложившейся ситу­ации.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

 

Тематические консультации

Воспитание детей вызывает у родителей множество вопросов. Чем большим авторитетом пользуются педагоги детского сада, тем ак­тивнее и охотнее они обращаются к ним с вопросами. Иногда пе­дагог сам видит необходимость провести консультацию по той или иной теме. В других случаях актуальность тематического консуль­тирования может быть продиктована спецификой группы (коррекционное направление работы) или возрастными потребностями детей (частые простудные заболевания в раннем возрасте, подготовка к школе в подготовительной группе детского сада).

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и диф­ференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необ­ходимости) и групповыми (проводятся 2—3 раза в год). Продолжи­тельность консультации может составлять 30—40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседнев­ных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношени­ями родителей и детей, беседами с разными членами семьи (прило­жение 9).

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспек ты воспитания и обучения их ребенка, а с другой — получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, пре­доставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педа­гог несет персональную ответственность за сохранение конфиден­циальности полученных сведений. Эта ответственность может быть закреплена следующим специальным документом, содержание ко­торого должно быть доведено до родителей.

Обязательства по защите конфиденциальности информации [28]

1.Сбор информации о семье ограничивается рамками сведений, действительно необходимых и существенных для успешного раз­вития ребенка.

2.Родители являются основными источниками информации о себе.

3.Родителям и другим лицам запрещается знакомиться с доку­ментацией, непосредственно не касающейся их собственных детей.

4.Доступ к документации о ребенке и его семье открыт только для педагога и отдельных специалистов (для проведения консультаций).

5.Педагог обязан информировать родителей о тех сведениях, которыми он хотел бы поделиться со своими коллегами или дру­гими специалистами.

Консультации должны отвечать ряду требований.

1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.

2. Рекомендации и советы педагога должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особен­ности ребенка.

3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, расширять их педагогические знания.

4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.

5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы вос­питания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного раз­говора в другое время, когда педагог, подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.

6. Прежде чем что-то посоветовать родителям, необходимо поста­раться тщательно изучить вопрос: почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога, то кон­сультацию должен провести соответствующий специалист.

 

Формой проведения консультаций может стать практикум, на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т.п.

Для более полного удовлетворения интереса родителей к конк­ретным вопросам воспитания детей можно при подготовке к кон­сультациям использовать специально изготовленный ящик, в ко­торый родители опускают записки с текстом вопроса. Воспитатели собирают их, группируют по темам, определяют консультанта. С использованием этого же ящика может проходить и заочное кон­сультирование. В этом случае ответы на вопросы педагог помеща­ет на стенде.

После проведения групповой консультации ее текст в виде крат­ких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.

Устная информация иногда плохо воспринимается или быстро стирается из памяти, в связи с тем, что ведущим каналом получе­ния необходимых сведений у родителя может быть не аудиальный, а визуальный канал. Поэтому наряду со словесной информацией необходимо использовать письменные сообщения: записки, дневники, информационные листки и др.

 

Записки

Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, стар­шие братья или сестры, близкие знакомые семьи. Педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. Подавляющее большинство родителей хотели бы знать об успехах своего ребенка, быть в курсе текущих событий в группе. Однако в этих случаях воспитателю помогут короткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях детей или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению членов семей и педагога. Они особенно важны, если педагог ведет на занятиях какую-то коррекционную работу с ребенком, и эта работа является частью совместной программы действий детского сада и семьи. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, специальный ящик и др.) [26].

 

Дневники

По мере развития взаимодействия с семьей большую роль начи­нают играть дневники, которые передаются от воспитателя к роди­телю и обратно. Это очень эффективная форма работы, особенно, если родители ограничены во времени, а у ребенка есть какие-то жало­бы или проблемы. В таких случаях дневник обеспечит постоянное общение, известит родителей или педагогов об изменениях.

Дневник может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения ребенком совместно с родителем. В дневнике фикси­руются поставленные задачи воспитания и обучения и анализируется результативность работы. С его помощью родители вовлекаются в педагогический процесс детского сада, обеспечивается обратная связь.

Периодичность заполнения дневника устанавливается на осно­вании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомен­дуется заполнять его не реже одного раза в неделю [26].

 

Информационный листок

Информационный листок — еще одна эффективная форма, позво­ляющая сделать работу педагогов открытой для семей воспитанников.

В отличие от записок и дневников, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

Информационный листок должен быть коротким и легко чита­емым. Гораздо эффективнее посылать часто короткие сообщения, чем редко — длинные.

Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь; рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в груп­пе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Информационный листок должен быть постоянного формата, выходить регулярно. Хорошо, если его текст будет содержать кон­кретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности).

Информационный листок может распространяться среди роди­телей или помещаться на информационном стенде [26].

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.