Правила формулировки вопросов анкеты — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Правила формулировки вопросов анкеты

2020-06-05 846
Правила формулировки вопросов анкеты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдель­ным. Нецелесообразно объединять несколько вопросов в один.

В анкету следует включать наиболее существенные вопросы по изу­чаемой теме, соответствующие программе исследования и его задачам.

Формулировка вопросов должна соответствовать реальному уровню знаний и представлений большинства опрашиваемых. Необходимо из­бегать использования в анкете специальных терминов, сложных понятий, иностранных слов или слов с двойным значением.

Вопросы и варианты ответов к ним должны быть однозначными в понимании и максимально конкретными.

Не следует включать вопросы, которые могут вызвать негативизм или нежелание отвечать на них.

Нецелесообразно задавать слишком длинные вопросы.

Формулировка вопросов должна по возможности исключать стерео­типные ответы: «да», «нет», «не знаю».

В постановке вопросов не нужно употреблять обозначения временных или количественных характеристик, понимание которых носит субъек­тивный характер («часто», «редко», «много», «мало»).

Вопросы не должны иметь внушающего характера, оказывать психо­логическое давление на опрашиваемого (например, «не согласны ли Вы...»).

В вопросе не должна предлагаться оценка нескольких фактов сразу или высказываться мнение о нескольких вещах одновременно, напри­мер: «Как Вы относитесь к дополнительным занятиям с детьми по пла­ванию, иностранному языку, этикету?»

Формулировка вопросов должна быть максимально корректной, нельзя допускать выражений, содержащих оценку изучаемых явлений, напри­мер: «Как Вы относитесь к такому негативному явлению как физичес­кое наказание детей?»

В закрытых вопросах надо указать все возможные варианты ответов, а также предусмотреть варианты ответа: «не знаю», «затрудняюсь отве­тить», «не задумывался».

Каждый вопрос должен быть выдержан в уважительном к респонденту тоне.

Вопросы нужно выделить шрифтом и должно быть достаточно мес­та для ответов на них.

Надежность данных анкеты проверяется двумя путями:

1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц, что помога­ет проверить устойчивость информации;

2) контролем этих данных другими методами.

Беседа — метод прямого или косвенного выявления в живом двустороннем общении с испытуемым сведений о его деятельнос­ти, психических свойствах личности.

Существуют определенные требования к беседе как к методу изучения.

1. Беседа должна носить непринужденный характер. Ее нельзя превращать в опрос, т.е. в получение ответов на задаваемые вопросы.

2. В ходе беседы должен быть установлен личный контакт меж­ду исследователем и исследуемым. Для проведения опроса это не обязательно.

3. Беседа предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемым, чего не допускает опрос, т.е. беседа носит двусторон­ний характер, что дает больше информации по исследуемой проблеме.

Беседа может возникнуть спонтанно (например, по инициативе родителя), однако больший эффект будет иметь специально орга­низованная беседа. Она, так же как и опрос, заранее тщательно продумывается. Исследователь представляет ее в форме проблемы,

подлежащей выяснению, конкретного плана, задач, ключевых воп­росов.

Вместе с тем, в отличие от опроса, беседа - гибкий, оперативно-корректируемый метод. В ходе ее можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты, подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Для проведения беседы важна обстановка доверия между педа­гогом и родителями. Необходимо знать правила установления кон­такта, владеть способами расположения к себе собеседника, умением направлять разговор в нужное русло.

Педагогу важно уметь пользоваться методами пассивного (тишина, «поддакивание», «открывание дверей») и активного, эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого — услышать за словами чувства, испытываемые родителями, и в утвердительной форме назвать их им, тем самым разделять эти чувства с ними. В ходе беседы следует обращать внимание не только на слова собеседни­ка, но и на его интонацию, мимику, жесты. По выражению лица, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии человека, поэтому нужно проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.

В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педаго­га нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способство­вать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.

Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребенка, уметь акцентировать внимание на его положительных свойствах, создавать определенную «педагоги­ческую надежду» у родителей.

К недостаткам беседы как метода изучения можно отнести:

—выяснение мнения, а не действительного отношения к тому или иному объекту;

—возникновение у испытуемого при недостаточном психоло­гическом контакте боязни «потерять лицо», подозрительно­сти, недоверия и, как следствие, стремления уйти от ответов в стереотипные, стандартные высказывания, соответствующие принятым, по его мнению, этическим и иным нормам, а при хорошем отношении к педагогу — бессознательного стремления угодить ему, порадовать ожидаемым ответом;

—отсутствие свободы у исследователя от субъективности, так как в ходе живого общения трудно абстрагироваться от личност­ного отношения к испытуемому, отделить субъективные от­ношения от содержания беседы.

Использование беседы как основного метода изучения семьи требует специального обучения, высокой квалификации и служит отличительным признаком профессиональной деятельности психо­логов. Педагоги используют данный метод как дополнительный.

Применение рассмотренных методов позволяет расширить и углубить представления педагога о семьях своих воспитанников. Однако на этом возможности данных методов не исчерпываются.

Долгие годы в отечественной дошкольной педагогике и психо­логии господствовала тенденция подхода к родителям как к объектам воздействия педагогов: с ними «работали», их «просвещали». Такой подход приводит к тому, что все предлагаемые нововведения рас­сматриваются родителями как нечто внешнее и поэтому отверга­ются и не применяются. Постепенно прежнее отношение к родителям сменяется на новое: как к субъектам, полноправным участникам единого образовательного процесса, которые могут внести в него свой вклад.

Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимодействия с ребенком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей уже не считаются чем-то чуждым и находят отражение в практике семейного воспитания.

Следовательно, можно утверждать, что научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимо­действия с родителями.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.