Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-06-05 | 846 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным. Нецелесообразно объединять несколько вопросов в один.
В анкету следует включать наиболее существенные вопросы по изучаемой теме, соответствующие программе исследования и его задачам.
Формулировка вопросов должна соответствовать реальному уровню знаний и представлений большинства опрашиваемых. Необходимо избегать использования в анкете специальных терминов, сложных понятий, иностранных слов или слов с двойным значением.
Вопросы и варианты ответов к ним должны быть однозначными в понимании и максимально конкретными.
Не следует включать вопросы, которые могут вызвать негативизм или нежелание отвечать на них.
Нецелесообразно задавать слишком длинные вопросы.
Формулировка вопросов должна по возможности исключать стереотипные ответы: «да», «нет», «не знаю».
В постановке вопросов не нужно употреблять обозначения временных или количественных характеристик, понимание которых носит субъективный характер («часто», «редко», «много», «мало»).
Вопросы не должны иметь внушающего характера, оказывать психологическое давление на опрашиваемого (например, «не согласны ли Вы...»).
В вопросе не должна предлагаться оценка нескольких фактов сразу или высказываться мнение о нескольких вещах одновременно, например: «Как Вы относитесь к дополнительным занятиям с детьми по плаванию, иностранному языку, этикету?»
Формулировка вопросов должна быть максимально корректной, нельзя допускать выражений, содержащих оценку изучаемых явлений, например: «Как Вы относитесь к такому негативному явлению как физическое наказание детей?»
В закрытых вопросах надо указать все возможные варианты ответов, а также предусмотреть варианты ответа: «не знаю», «затрудняюсь ответить», «не задумывался».
|
Каждый вопрос должен быть выдержан в уважительном к респонденту тоне.
Вопросы нужно выделить шрифтом и должно быть достаточно места для ответов на них.
Надежность данных анкеты проверяется двумя путями:
1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц, что помогает проверить устойчивость информации;
2) контролем этих данных другими методами.
Беседа — метод прямого или косвенного выявления в живом двустороннем общении с испытуемым сведений о его деятельности, психических свойствах личности.
Существуют определенные требования к беседе как к методу изучения.
1. Беседа должна носить непринужденный характер. Ее нельзя превращать в опрос, т.е. в получение ответов на задаваемые вопросы.
2. В ходе беседы должен быть установлен личный контакт между исследователем и исследуемым. Для проведения опроса это не обязательно.
3. Беседа предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемым, чего не допускает опрос, т.е. беседа носит двусторонний характер, что дает больше информации по исследуемой проблеме.
Беседа может возникнуть спонтанно (например, по инициативе родителя), однако больший эффект будет иметь специально организованная беседа. Она, так же как и опрос, заранее тщательно продумывается. Исследователь представляет ее в форме проблемы,
подлежащей выяснению, конкретного плана, задач, ключевых вопросов.
Вместе с тем, в отличие от опроса, беседа - гибкий, оперативно-корректируемый метод. В ходе ее можно получить необходимые сведения о таких моментах домашнего воспитания, которые для постороннего взгляда скрыты, подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.
Для проведения беседы важна обстановка доверия между педагогом и родителями. Необходимо знать правила установления контакта, владеть способами расположения к себе собеседника, умением направлять разговор в нужное русло.
|
Педагогу важно уметь пользоваться методами пассивного (тишина, «поддакивание», «открывание дверей») и активного, эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого — услышать за словами чувства, испытываемые родителями, и в утвердительной форме назвать их им, тем самым разделять эти чувства с ними. В ходе беседы следует обращать внимание не только на слова собеседника, но и на его интонацию, мимику, жесты. По выражению лица, изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии человека, поэтому нужно проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.
В процессе беседы родители должны чувствовать, что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы.
Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребенка, уметь акцентировать внимание на его положительных свойствах, создавать определенную «педагогическую надежду» у родителей.
К недостаткам беседы как метода изучения можно отнести:
—выяснение мнения, а не действительного отношения к тому или иному объекту;
—возникновение у испытуемого при недостаточном психологическом контакте боязни «потерять лицо», подозрительности, недоверия и, как следствие, стремления уйти от ответов в стереотипные, стандартные высказывания, соответствующие принятым, по его мнению, этическим и иным нормам, а при хорошем отношении к педагогу — бессознательного стремления угодить ему, порадовать ожидаемым ответом;
—отсутствие свободы у исследователя от субъективности, так как в ходе живого общения трудно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому, отделить субъективные отношения от содержания беседы.
Использование беседы как основного метода изучения семьи требует специального обучения, высокой квалификации и служит отличительным признаком профессиональной деятельности психологов. Педагоги используют данный метод как дополнительный.
Применение рассмотренных методов позволяет расширить и углубить представления педагога о семьях своих воспитанников. Однако на этом возможности данных методов не исчерпываются.
|
Долгие годы в отечественной дошкольной педагогике и психологии господствовала тенденция подхода к родителям как к объектам воздействия педагогов: с ними «работали», их «просвещали». Такой подход приводит к тому, что все предлагаемые нововведения рассматриваются родителями как нечто внешнее и поэтому отвергаются и не применяются. Постепенно прежнее отношение к родителям сменяется на новое: как к субъектам, полноправным участникам единого образовательного процесса, которые могут внести в него свой вклад.
Использование разнообразных методов изучения семьи ставит родителей перед необходимостью осознать свои взаимоотношения с близкими, сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы взаимодействия с ребенком. Происходящие в ходе изучения изменения педагогической позиции родителей уже не считаются чем-то чуждым и находят отражение в практике семейного воспитания.
Следовательно, можно утверждать, что научные методы изучения семьи одновременно являются и методами практического взаимодействия с родителями.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!