Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-06-05 | 2665 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г.
А23 Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (01).
ISBN 978-5-9949-0145-8
Методическое пособие раскрывает правовые и психолого-педагогические основы взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников. Авторы предлагают технологии планирования и организации различных форм работы с родителями, основанные на изучении семьи, для установления контактов с родителями с целью эффективного взаимодействия с ними.
Пособие адресовано педагогам ДОУ и всем специалистам в области дошкольного образования. Книга будет полезна студентам дошкольных отделений педагогических вузов и колледжей.
УДК 373
ББК 74.1
ISBN 978-5-9949-0145-8 © ООО «ТЦ Сфера» 2009
Введение
Семейное воспитание детей дошкольного возраста в сравнении с общественным имеет более долгую историю. Его появление обусловлено социально-экономическими причинами и осознанием обществом необходимости социального воспитания ребенка — будущего гражданина. Однако отношение к дошкольному воспитанию на протяжении многих лет было и остается неоднозначным, поскольку аксиомой стало положение о ведущей роли семьи в воспитании ребенка.
По свидетельству ученых, дети раннего возраста из всех возможных влияний более всего подвержены воздействию членов семьи. С первых месяцев жизни малыш становится объектом внимания, но важно не только обеспечение его потребностей в пище, воде, тепле, но и общение с родителями. Ожидая появления малыша на свет, родители с пристрастием относятся к выбору имени для него, продумывают ход его жизни, обращают к нему свои надежды. Появившегося на свет младенца близкие люди окружают заботой, любовью, что приводит к возникновению активности малыша, предваряющей одно из главных личностных образований — феномена «Я — сам». Тем не менее, ребенку дошкольного возраста сложно самостоятельно войти в социальную жизнь, так как он не способен на равных со взрослыми трудиться, обеспечивать себя. И здесь «спасает» ребенка семья, постепенно приобщая его к социальной жизни путем поэтапного расширения кругозора и опыта.
|
Семья дифференцирована по возрастному, половому, профессиональному составу. Это позволяет через психологический механизм подкрепления заложить у ребенка определенные нормы поведения, как общие для взаимодействия со всеми людьми, так и связанные с возрастом, полом, профессией другого человека. Дифференциация семьи создает возможности для более разнообразной идентификации, т.е. отождествления себя с разными членами семьи. Например, девочка усваивает образцы поведения мамы, но хочет, как папа, стать врачом.
Воспитатели, а потом и учителя, меняются, оставляя больший или меньший след в душе детей, а семья остается всегда и более глубоко воздействует на ребенка. Воспитание в семье отличается большей эмоциональностью. Все, что происходит между родителями и детьми, в основе своей имеет чувство любви. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.
Среди проблем современных семей можно выделить:
—безответственный подход к планированию семьи, рождение нежеланных детей;
—большая забота родителей о заработке, обеспечивающем физическое выживание, чем о воспитании детей;
—снижение количества времени, уделяемого родителями общению с ребенком, преобладание в общении наставлений, запретов, упреков, окриков, которые либо подавляют его инициативу, либо вызывают протестное поведение;
|
—изменения в структуре семьи (отец перестает быть главой семьи; дети живут с одним родителем, не имеют братьев и сестер; бабушки и дедушки живут отдельно или дистанцируются от внуков; молодые родители не хотят перенимать опыт воспитания детей от старшего поколения);
—отсутствие готовности быть родителем и специальных социальных институтов, которые ее формируют.
Ошибаясь в деле воспитания, взрослые наносят урон своим детям, а ошибки, совершаемые родителями, к сожалению, не всегда поправимы. Поэтому во всех развитых странах давно поняли необходимость сочетания семейного и общественного воспитания. Безусловно, что и родитель может воспитать определенные качества личности, дать знания, сформировать умения, навыки. Однако без владения методикой воспитания и обучения, полагаясь только на интуицию, достижение главной цели — всестороннего развития личности ребенка — будет проходить, во-первых, методом проб и ошибок, с большими затратами как со стороны взрослого, так и ребенка, а во-вторых, с возможным формированием негативных черт в личности ребенка. Учитывая это, большинство родителей во всем мире сегодня прибегают к помощи воспитателей-профессионалов, не жалея на это средств из семейного бюджета. И это не случайно, так как воспитание в дошкольном образовательном учреждении имеет существенные преимущества.
Одно из наиболее важных — медико-педагогический аспект посещения ребенком детского сада. В ДОУ четко соблюдается режим дня, организуется правильное питание детей. Забота об их здоровье и физическом воспитании, требующая последовательности и регулярности, специального оборудования, тоже под силу только специалисту. Все чаще детям требуется квалифицированное вмешательство психолога, логопеда, физиотерапевта, специалиста по ЛФК.
Такую помощь также могут оказать детские сады, причем в большинстве случаев бесплатно.
Приводя ребенка в детский сад, родитель приобретает возможность повысить свою компетентность: специалисты всегда посоветуют, какие книги почитать, какие выставки и спектакли посетить, как организовать досуг ребенка. В детском саду, как правило, есть библиотеки для родителей и детей, видео- и аудиотеки, игротеки.
|
Дети, посещающие ДОУ, быстрее приобретают навыки самообслуживания. В ходе ведущего вида деятельности дошкольников — игры — они приобретают ценный опыт общения: учатся слушать и слышать другого, договариваться, распределять роли, делиться игрушками, уступать, заботиться, помогать. Именно в детском саду с помощью воспитателя зарождается взрослое умение встать на позицию другого, сопереживать ему.
Ребенок не может быть ограничен только миром семьи, иначе в последующем возникнут трудности вхождения в любую новую социальную среду. Поэтому и семья, и детский сад должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущества и недостатки каждого и возможности взаимной компенсации. А начать этот процесс должны педагоги ДОУ как профессионалы своего дела.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников прежде всего основана на знании правовых основ регулирования этого процесса, который разворачивается в едином образовательном пространстве.
Понятие «единое образовательное пространство» стало общеупотребительным, однако педагогу необходимо уточнить для себя, каковы его основные признаки, одновременно являющиеся и условиями его создания. Чтобы выполнить эти условия и совместно с родителями создать единое образовательное пространство, педагог должен быть компетентен в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, налаживания взаимодействия с ними, планирования и организации различных форм сотрудничества с членами семей воспитанников, обладать развитыми прогностическими, коммуникативными и проектировочными умениями. Эти знания и умения не даются педагогу изначально, а постепенно формируются и совершенствуются в процессе получения образования, работы по специальности, повышения своей квалификации в системе дополнительного профессионального образования или путем самообразования.
Данное пособие будет полезно тем, кто только осваивает азы профессии педагога, и тем, кто совершенствуется в ней и заинтересован в сотрудничестве с родителями.
|
Основы взаимодействия ДОУ и семьи
Основы изучения семьи
Создание единого образовательного пространства, включающего педагогов и родителей как его равноправных составляющих, возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи. Однако семья является достаточно закрытым воспитательным институтом, неохотно раскрывающим стороннему наблюдателю особенности своей жизнедеятельности и взаимоотношений. Она никогда не открывается другим людям полностью, а лишь настолько, насколько это может создать положительное
представление о ней.
Педагогу, проводящему исследование, необходимо заручиться согласием семьи. Затем, планируя и осуществляя такое изучение, нужно решить проблему: как, с одной стороны, учесть неповторимость каждой семьи — общекультурный и образовательный уровни ее членов, нравственно-психологические установки, жизненный опыт, а с другой — не нарушить хрупкие границы вторжения в семью, законодательно определенные правом человека на неприкосновенность его личной жизни.
В решении этой сложной проблемы педагогу может помочь План изучения семьи (приложение 1), позволяющий провести исследование семьи последовательно, системно, потратив при этом минимум времени и ограничив весь объем поступающей о семье информации той ее частью, которая необходима для планирования, организации и проведения различных форм работы с родителями.
Составление плана может происходить постепенно по мере накопления сведений о семье. Однако он не должен стать бланком, заполненным раз и навсегда. В нем нужно оперативно отражать любые изменения в жизни семьи.
Методы изучения семьи
Реализация Плана изучения семьи происходит с помощью различных способов, позволяющих собирать, анализировать, обобщать данные, характеризующие семью, исследовать многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания [32].
Изучение семьи требует использования совокупности методов — наблюдения, эксперимента, тестов, опроса, беседы. К основным методам исследования в педагогике и психологии относят наблюдение и эксперимент. При изучении семьи наиболее распространен метод
наблюдения.
Наблюдение — целенаправленное, специальным образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта [31].
Организация наблюдения за семьей предполагает обязательное планирование, которое включает следующие этапы.
Определение цели и задач наблюдения, например, достижение целиизучения особенностей общения взрослого с ребенком может происходить путем реализации задач исследования эмоционального отношения взрослого к ребенку, оценочной деятельности, требований, вопросов к детям. В свою очередь, каждая из этих задач на какой-то промежуток времени может стать самостоятельной целью, достижение которой потребует выдвижения промежуточных задач. Например, изучение оценочного отношения взрослого к ребенку потребует исследования систематичности, дифференцированности, объективности, мотивированности и многого другого в оценке родителями своего ребенка.
|
Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения. За ребенком и родителями, их личностными качествами и особенностями взаимоотношений можно наблюдать в детском саду (во время занятия или игры ребенка со сверстниками, взаимодействия родителей с ребенком в утренние и вечерние часы) и при посещении семьи. В неформальной обстановке праздников, развлечений, экскурсий, походов детей и родителей можно наблюдать их новые черты, которые до этого не
были доступны.
Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации. Таким способом служит так называемое «включенное наблюдение», позволяющее увидеть те особенности жизни семьи и взаимоотношений в ней, которые при внешнем наблюдении, наблюдении со стороны нередко бывают скрыты. Осуществить включенное наблюдение позволяют специально создаваемые педагогом ситуации совместного труда, досуга родителей с детьми.
Выбор способов регистрации наблюдаемого, например, подробная запись поступков и слов с последующим их анализом не всегда приемлема по ряду причин. Во-первых, наблюдатель просто не в состоянии записать все происходящее и невольно выделяет те элементы, которые субъективно считает наиболее важными и при этом игнорирует другие. Во-вторых, записывание происходящего исключает основное достоинство наблюдения — незнание объектом того, что за ним наблюдают. Использование для записей магнитофона, диктофона или видеокамеры преодолевает первый недостаток рукописных записей, т.е. техника беспристрастно фиксирует все, и к таким записям можно обратиться многократно. Но второй недостаток — неестественность проявлений наблюдаемого объекта в случае обнаружения наблюдения — сохраняется. Выходом может стать организация наблюдения несколькими педагогами, ведение ими независимых записей и последующее их сравнение, а также разработка параметров наблюдаемого поведения и способов
их фиксации.
Обработка и интерпретация полученной информации может носитьколичественный или качественный характер. Количественная обработка представляет собой подсчет регистрируемых при наблюдении фактов. Например, можно подсчитать, как часто родитель обращается к ребенку по имени. Качественная обработка может состоять либо в выявлении взаимосвязи между наблюдаемыми фактами, представлении их в виде какой-нибудь структуры, либо в выделении фаз (стадий) в развитии наблюдаемого явления. Примером первой разновидности качественной обработки может быть установление связи между несогласованностью воспитательных воздействий родителей и нарушением ребенком норм и правил поведения. Примером второй разновидности качественной обработки служит выделение в процессе длительного наблюдения изменений в организации совместных форм деятельности в семье: от изоляции ребенка от семейных дел и забот к эпизодическому привлечению к ним, и далее к посильному периодическому участию в делах семьи.
Интерпретация — придание исследователем определенного значения полученным данным. Подобно тому, как в русском языке есть многозначные слова, так и в наблюдении один и тот же результат можно объяснить по-разному. Как уже говорилось, наблюдение, к сожалению, несвободно от субъективной позиции наблюдателя, который обладает не только определенной квалификацией, опытом, но и установками и стереотипами.
Интерпретация полученных в ходе наблюдения данных связана с подтверждением или опровержением выдвинутой гипотезы — предположительного ответа на вопрос о причинах тех или иных событий, о факторах, определяющих специфику обнаруженных явлений. Например, педагог мог предположить, что агрессивность ребенка в отношении сверстников проистекает из родительское установки на то, что агрессия — лучший способ защиты. Подтвердить или опровергнуть это предположение только на основании данных наблюдения за ребенком в течение дня невозможно. Поэтому педагог может использовать данные, полученные в ходе наблюдения за общением родителей и ребенка во время прихода и ухода из детского сада, посещения семьи, анкетирования родителей. Если в результате педагог выясняет, что члены семьи воспитанника не придерживаются такой точки зрения, то выдвигается новая гипотеза: агрессивность ребенка в отношении сверстников вызвана чрезмерной суровостью наказаний в семье. Новая гипотеза снова проверяется разными методами. Так происходит до тех пор, пока полученные данные не подтвердят выдвинутое предположение, что становится основой для принятия педагогом решения о направлении взаимодействия с этой семьей.
Таким образом, определение цели и задач наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения, выбор способа наблюдения и регистрации наблюдаемого, обработка и интерпретация полученной информации — необходимые этапы планирования исследования, помогающие в его осуществлении.
Разновидность наблюдения — самонаблюдение, предполагающее изучение психики на основе наблюдения за собственными психическими проявлениями. Однако высокий уровень развития абстрактно-логического мышления и способность к рефлексии, необходимые для самонаблюдения, ограничивают возможности применения этого метода.
Самонаблюдение может вестись взрослыми членами семьи в свободной форме в виде дневника, в котором подробно описаны особенности личности ребенка, взаимоотношения между взрослыми членами семьи, характеризуется общение взрослых с ребенком.
Воспитывающим взрослым можно предложить написать совместно или раздельно тематическое сочинение, например, на тему «Мой ребенок» или «Моя семья».
Для облегчения самонаблюдения педагог может задавать наводящие вопросы, например, такие [31]:
— Как Вы считаете, как Вас воспринимает сын (дочь)?
— Считаете ли Вы, что понимаете своего ребенка?
— ЧтоВы чувствуете, когда ребенок не выполняет Ваших требований?
— Какие темы являются запретными для обсуждения с детьми в Вашей семье?
— Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время?
— Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
Эти разновидности самонаблюдения, с одной стороны, позволяют педагогу получить ценную информацию, недоступную внешнему наблюдателю, с другой — стимулируют обращение родителей к своему опыту воспитания и, возможно, в последующем пересмотр позиций, на которых он основан.
Если вернуться к определению наблюдения как организованного восприятия исследуемого объекта, то со всей очевидностью в качестве этого объекта может выступать не только деятельность, но и ее продукт. Поэтому понятным становится мнение ряда исследователей относительно метода анализа продуктов деятельности как разновидности наблюдения.
В процессе анализа продуктов деятельности исследователь имеет дело не с самим ребенком, а с сюжетом игры, постройкой из кубиков, рисунком, рассказом. При этом он анализирует процесс изготовления продукта этой деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, речевой) и благодаря этому обнаруживает особенности личности и межличностных отношений испытуемого.
Учитывая, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, игры с семейным сюжетом для наблюдательного педагога могут дать много информации о семье. У одинаковых по сюжету игр в семью может быть совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих детей, другая — постоянно собираться в гости и краситься, третья — вечно стирать и гладить, четвертая — заниматься со своими «детьми» и читать им книжки. Необходимо учесть, что отражение ребенком в игре роли воспитывающего взрослого может быть утрированным, но тем не менее общие тенденции следует принять в расчет.
Интерпретация продуктов детской деятельности во многом носит проективный характер и требует специальных навыков, о чем будет сказано далее в разделе о проективных тестах. Однако метод анализа продуктов детской деятельности отличается от проективных тестов тем, что в первом случае получаемый продукт — результат свободной самостоятельной деятельности детей, а в проективных тестах ребенок создает продукт по заданию исследователя.
Второй из основных методов исследования — эксперимент.
Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо факт. Его в отличие от наблюдения трудно организовать так, чтобы исследуемый не знал об этом. Эксперимент требует относительно полного контроля экспериментатора, а значит «прозрачности» жизни семьи, необходимости для ее членов все время контролировать себя. Следовательно, организация эксперимента в рамках семьи может привести к тому, что в течение достаточно длительного времени будут нарушены ее естественная жизнедеятельность и сложившиеся в ней взаимоотношения. Поэтому применение данного метода в изучении семьи ограничено.
Эксперимент может быть организован в том случае, когда исследовательская работа, проводимая ДОУ, нуждается в поддержке и помощи со стороны родителей и продолжении ее в условиях семьи, но при этом экспериментальная работа не должна идти вразрез с ее интересами.
К вспомогательным методам исследования в психологии и педагогике относятся: тест, беседа, опрос и др.
Тест — краткое, стандартизированное, обычно ограниченное по времени испытание, во время проведения которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя: отвечает на вопросы (тест-опросник) или решает практическую задачу (тест-задание).
В результате исследователь получает данные о выраженности у испытуемого психических свойств или состояний (психологические тесты) или о его знаниях, умениях, навыках (тесты достижений). Стандартизированность тестирования — наличие четкой процедуры сбора и обработки первичной информации — позволяет сравнивать данные по большим массивам испытуемых и устанавливать межиндивидуальные различия.
Несомненное достоинство тестов — их применимость к людям разного возраста, различных культур, имеющим разный уровень образования, разные профессии, неодинаковый жизненный опыт. Это позволяет использовать тесты в работе с родителями.
Однако несмотря на кажущуюся простоту тестирования, применение этого метода заключает в себе ряд трудностей и опасностей.
1.Интерпретация полученных в ходе тестирования данных требует от исследователя знания и учета истории создания теста, теории, на которую он опирается, сферы традиционного применения.
2.Любой психологический тест отражает теоретические взгляды его автора, и, следовательно, ограничен в понимании психического свойства или состояния, для изучения которого он предназначен.
3.Использование тестов осложнено возникновением привыкания к нему (испытуемые выполняют его механически), изменчивостью и непостоянством результатов (испытуемые могут специально изменять ответы). Такие эффекты могут быть вызваны следующим:
—изменением внутренних условий (физического самочувствия, настроения) или внешних обстоятельств (обстановка, инструкция, поведение исследователя);
—однообразием и монотонностью работы при выполнении длинных тестов, что приводит к утомлению;
—неоднократным использованием какого-либо теста через малые промежутки времени;
—знанием испытуемым того, как устроен тест и каким образом будут оцениваться его результаты.
4. Тест должен быть обязательно адаптирован к стране, культуре, возрасту испытуемых.
Широкомасштабная публикация всевозможных тестов с ключами, к сожалению, создает впечатление их доступности. Однако качество подобной продукции весьма низкое: литературные источники содержат устаревшие варианты тестов, искаженные опросники и рисунки тестовых ситуаций, некомпетентную интерпретацию.
Использование тестов требует от исследователя особых гуманистических установок, выполнения норм профессиональной этики. Родители и ребенок не должны быть объектами бесцеремонного исследования, их нельзя пугать внезапными проверками (в переводе с английского test — проба, проверка, испытание). Нельзя тестировать детей без согласия родителей, знакомить с результатами тестирования людей, не имеющих непосредственного отношения к воспитанию и обучению ребенка, а родители должны быть особым образом подготовлены к сообщению его результатов.
Учитывая вышеперечисленные характеристики тестов, каждый педагог ДОУ должен оценить уровень своей компетентности в вопросе тестирования. Как правило, этот уровень не так высок, поэтому применение тестов, в том числе в работе с родителями, — прерогатива психолога, получившего базовое психологическое образование.
В нашей стране, чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи в большинстве случаев используют три наиболее известных теста: «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса; переходный опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера. Эти тесты применяются как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.
Обычные тесты-опросники и тесты-задания неприменимы в тех случаях, когда испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать наличие у себя каких-либо психологических свойств или состояний, например, мотивов поведения, отрицательных качества личности. В этих случаях применяют проективные тесты.
В переводе с латинского projectio означает «бросание вперед», что дало название механизму проекции — неосознанному перенесению на других людей своих потребностей, отношений, качеств.
В данной разновидности тестов исследуемому предлагается реагировать на неопределенную ситуацию, тем самым исследователь получает информацию о личностных особенностях ребенка или его родителей, отношениях между взрослыми и детско-родительских отношениях.
Проективный характер носят следующие задания.
1.Детский тест апперцепции (CAT) (Л. Беллак, С. Беллак).
2.Методика рисуночной фрустрации (С. Розенцвейг).
3.Тест-фильм (Р. Жиль).
4.Методика «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад).
5.Кинетический рисунок семьи (КРС) (Р. Берне, С. Кауфман), который может быть модифицирован в методику «Семья, которую я хочу».
6.Тест «Сказки» (Л. Дюсс), который может быть модифицирован в «Сказку про волшебную семью» (И. Годикова).
7.Тест словесных ассоциаций может быть проведен под видом игры «Думаем вслух».
Проективные тесты часто более информативны, чем обычные тесты-опросники и тесты-задания именно за счет большей свободы в интерпретации первых. Получение с их помощью точной и глубокой информации о семье возможно только квалифицированными психологами.
Педагоги при участии психолога в организации исследования и интерпретации также могут использовать задания, имеющие проективный характер [32].
Методика выяснения особенностей взаимоотношений в семье А.Д. Кошелевой состоит в обмене ролями играющих в семью взрослого и ребенка: педагог берет на себя роль ребенка, а ребенок — роль мамы (или другого воспитывающего взрослого). По ходу игры «ребенок» (педагог) обращается к ребенку в роли «мамы» с просьбами: разрешить заниматься каким-то делом, почитать книжку, поиграть с ним и т.д., т.е. предлагаются ситуации, близкие каждодневному опыту ребенка, неоднократно воспроизводящиеся в жизни. Дошкольник, выполняя роль, невольно воспроизводит свой жизненный опыт и типичные реакции своих родителей. Например, «ребенок» (педагог): «Мама, поиграй со мной!» — «Мама» (ребенок): «Играй сама! Мне некогда!»
Игра «Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить» используется с целью выявления эмоциональных реакций взрослых членов семьи на поступки ребенка.
Для проведения игры необходимы два контура лица человека (хмурое и улыбающееся) и набор сюжетных картинок, отражающих разные жизненные события (мальчик разбил чашку, упал в лужу, бьет малыша, чистит свои ботинки, держит в руках розу, дергает кошку за хвост; девочка вытирает пыль, поливает растения, убирает постель, помогает маме нести сумку, ест конфеты из пакета, спрятавшись в укромное место, стоит перед дверью квартиры с котенком на руках и др.).
Ребенку предлагается рассмотреть картинки, представить себя их героем, а затем разложить следующим образом: если маме (папе, бабушке) поступок понравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, а если огорчит — к хмурому.
Анализ выполнения задания дает основание судить об отношении взрослых к ребенку (бывают семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка), о согласованности в домашнем воспитании (у разных членов семьи одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению реакции), о ценностях семьи (что именно радует и печалит взрослых).
Методика комментирования картинок состоит в описании («Что нарисовано?») и озвучивании («Что сказал(а) папа (мама)?») по очереди предъявляемых ребенку картинок, изображающих обычные семейные сцены (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; мальчик помогает маме мыть посуду, входит папа и т.п.). Дошкольник рассказывает о картинке, исходя из своего личного опыта, наделяя персонажей своими переживаниями, заботами. В уста взрослых членов семьи он вкладывает те слова, которые слышит от своих родителей в сходной ситуации. Например, слова папы, заставшего сына за мытьем посуды: «Заканчивай скорее и приходи играть в шашки! Ничего интереснее не придумал! Ты что — девочка? Марш из кухни!»
Оказывается, что не во всех семьях проснувшемуся утром ребенку желают доброго утра, говорят ласковые слова. Значительно чаще дети слышат: «Быстро вставай, а то я опять на работу из-за тебя опоздаю!»
Методика завершения рассказа предполагает, что ребенок вместе с педагогом сочиняет рассказ о мальчике (девочке). При этом педагог задает начало рассказа: «Мама ушла в магазин, а Лиза осталась дома с младшим братом. Братишка стал капризничать, и Лиза решила нарисовать ему картинку. Она взяла краски, лист бумаги, поставила банку с водой и начала рисовать. Она очень старалась, а братишка с интересом следил, как Лиза рисовала зайку с морковкой. Он нечаянно толкнул банку, и мутная вода разлилась по столу. Лиза расстроилась, но в это время пришла мама». Конец рассказа придумывает ребенок, в зависимости от того, как реагировала его собственная мама в подобной ситуации.
У некоторых детей мама успокоила их: «Ничего страшного! С кем такое не случается! Сейчас все приведем в порядок. Главное, что Лиза хорошо заботилась о брате». Концовки рассказов других детей были грустными: «Мама наказала Лизу за то, что она неряха!»
Методика неоконченных предложений отличается тем, что взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я начну предложение (фразу), а ты закончишь». Например: «Когда я прошу купить мне мороженое, папа...» «Если я упаду или ударюсь, то мама...» «Если я плохо мою руки, то мама...» «Если у мамы болит голова, то мы с папой...» «Мама хвалит меня, если я.…» «Бабушка огорчается, когда я.…».
Помните! Данные, полученные с помощью проективных методик, обязательно должны уточняться другими методами.
Опрос — метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
В тех случаях, когда важно вести наблюдение за поведением и реакциями родителя, отвечающего на вопросы, используют устный опрос. Он позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки и больших затрат времени на проведение исследования.
Письменный опрос (опросник, опросный лист, вопросник, анкета) позволяет охватить исследованием большее количество родителей, но невозможность контролирования исследователем процесса заполнения анкеты приводит к несамостоятельности ответов родителей, влиянию со стороны окружения, искажению данных из-за недопонимания, невнимательности анкетируемых. Этот недостаток можно преодолеть, если провести опрос в форме интервью, т.е. опрос по анкете, но заполняемый интервьюером, а не опрашиваемым.
Результаты заочно проводимых письменных опросов труднее собирать. Однако перечисленные трудности не могут перевесить удельный вес достоинств метода опроса: его сравнительной экономичности, хорошей формализуемости результатов, минимума влияния исследователя на опрашиваемого, применимости к различным сторонам жизни людей.
Опрос может быть анонимным и персонифицированным. Данные, полученные от анонимного респондента, как правило, более искренни. Но поскольку цель изучения семьи педагогами ДОУ — возможность применения полученных сведений в последующем для индивидуализации работы с родителями, предпочтительнее проведение персонифицированных опросов, хотя ответы на вопросы при этом могут быть не совсем правдивыми.
Например, родители, часто прибегающие к физическому наказанию детей, вряд ли выберут соответствующий ответ в анкете; они, вероятнее всего, подчеркнут ответ «никогда не прибегаем к физическим наказаниям» или остановятся на ответе «иногда прибегаем к физическим наказаниям».
Анкета обычно посвящена определенной теме и состоит из трех частей: обращение к респонденту (человеку, отвечающему на вопросы), паспортичка и основная часть (вопросы и ответы).
1. В обращении к респонденту:
—указывается цель проводимого исследования;
—высказывается просьба принять участие, ответив на предложенные вопросы. Респондент должен почувствовать, что с ним советуются, тогда он будет отвечать откровенно;
—излагаются основные правила заполнения анкеты (выбор одного или нескольких вариантов ответа, подчеркивание выбранного ответа или выделение его каким-либо знаком, возможность написать свой ответ);
—заканчивается заверением в анонимности (по необходимости) и благодарностью за участие в анкетировании.
2.В паспортичке указываются вопросы о социально-демографических данных респондента: возраст, пол, образование, должность; по необходимости возраст и пол ребенка.
3.В основной части излагаются вопросы по изучаемой теме и варианты ответов к ним, что в дальнейшем облегчает обработку полученных данных.
Вопросы могут быть:
—закрытые (предусматривают не менее пяти вариантов ответов, среди которых респондент может выбрать ответ, наиболее согласующийся с его мнением);
—полузакрытые (помимо ответов предполагается изложение личного мнения респондента, например «Ваше мнение, укажите»);
—открытые (опрашиваемый высказывает свое мнение).
Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть предоставлено достаточно места.
Основная часть начинается с общих вопросов, выясняющих информированность или интерес к проблеме, о которой идет речь.
—Что, на Ваш взгляд, означает быть здоровым?
—Какого ребенка, на Ваш взгляд, можно назвать здоровым?
—Интересует ли Вас информация о сохранении, укреплении и формировании здоровья Вашего ребенка?
—Интересует ли Вас информация о сохранении, укреплении и формировании Вашего здоровья?
Далее следуют простые вопросы, касающиеся событий и фактов.
—Как часто болеет Ваш ребенок?
—Какие закаливающие процедуры Вы проводите?
Затем идут более сложные вопросы о мнениях и оценках.
— Какие профилактические мероприятия, по Вашему мнению, дают больший эффект?
— Как вы относитесь к нетрадиционным методам закаливания?
Еще более сложными являются вопросы, требующие выбора решений или ответа в свободной форме.
—Выберите из перечня оздоровительных мероприятий те, которые будут полезны Вашему ребенку: фито-, ароматерапия, ЛФК, массаж, бассейн, сауна, гидромассаж, соляная пещера, посещение тренажерного зала.
—Вопросы из какой области знаний о здоровье Вас больше всего интересуют?
Завершить анкету можно снова относительно простыми вопросами. Например, попросить родителей указать свой возраст, пол, образование, если этого не было сделано в начале анкеты.
Число вопросов должно быть не менее 7—10, но не более 20—25. Пример анкеты приведен в приложении 2.
В образце анкеты для родителей, представленной в приложении 3, вопросы 1—3 направлены на выяснение информированности и интереса к проблеме, 4—6 — событий и фактов, 7—9 — мнений и оценок, 10—11 — на выбор решений, 12—13 — на получение ответов в свободной форме. Кроме того, обр
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!