Правовое регулирование сотрудничества ДОУ и семьи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Правовое регулирование сотрудничества ДОУ и семьи

2020-06-05 1189
Правовое регулирование сотрудничества ДОУ и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Долгие годы наше государство принимало на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение и развитие детей. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образователь­ного учреждения в соответствии с этой законодатель­но закрепленной тенденцией было ограниченным. В настоящее время основные законы [4; 6; 12] и другие нормативные документы [7; 10; 11] России приведены в соответствие с нормами международного права [1; 2; 3; 5; 8; 9], согласно которым воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.

Приведенный в этом разделе анализ нормативно-пра­вовых документов разного уровня позволит педагогам разграничить роль, права, обязанности, ответственность семьи и ДОУ в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Роль родителей в воспитании ребенка, родительские обязанности и ответственность за их выполнение свя­заны с соблюдением прав ребенка: «расти на попечении и под ответственностью своих родителей» в атмосфере любви, понимания, моральной и материальной обеспе­ченности (Декларация прав ребенка, принцип 6).

Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка, принцип 7; Конвенция о правах ребенка, ст. 18, ч. 1).

В полном соответствии с нормами международного права Конституцией РФ утверждается равная обязан­ность родителей заботиться о детях (ст. 38, ч. 2), а Семей­ный кодекс РФ говорит об обязанности супругов забо­титься не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст. 31, ч. 3).

Родители при этом «несут ответственность за воспитание и раз­витие своих детей» (Семейный кодекс РФ, ст. 63, ч. 1) и должны ре­шать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст. 65, ч. 2).

Декларация прав ребенка (принцип 2), Семейный кодекс РФ (ст. 63, ч. 1) и Закон РФ «Об образовании» (ст. 18, ч. 1) указывают на обязанность родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребенка: фи­зического и психического, духовного и нравственного.

Однако забота о детях и их воспитании — не только обязанность родителей, но и их преимущественное перед другими лицами пра­во (Конституция РФ, ст. 38, ч. 2; Семейный кодекс РФ, ст. 63, ч. 1; Закон РФ «Об образовании», ст. 18.1), которое реализуется ими совмест­но, по взаимному согласию, исходя из принципа равенства между ними (Семейный кодекс РФ, ст. 31, ч. 2).

При наличии разногласий по вопросам воспитания и образова­ния детей родители (или один из них) вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или суд (Семейный кодекс РФ, ст. 65, ч. 2).

Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека «родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей»: общественного или семейного.

Семейный кодекс РФ (ст. 63, ч. 2) и Закон РФ «Об образовании» (ст. 52, ч. 1) утверждают право родителей на выбор формы обучения и образовательного учреждения.

Взаимодействие родителей с образовательным учреждением также связано с реализацией ряда обязанностей и прав всех участников образовательного процесса: родителей и педагогов.

Родители прежде всего обязаны выполнять устав образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании», ст. 52, ч. 3). В Примерном уставе дошкольного образовательного учреждения в РФ в качестве других (помимо выполнения устава) обязанностей родителей пере­числяются:

—соблюдение условий договора между ДОУ и родителями;

—оказание дошкольному учреждению посильной помощи в реализации его уставных задач;

—внесение платы за содержание ребенка в ДОУ в установленном для конкретной семьи размере в определенный срок.

«Примерный договор между дошкольным образовательным уч­реждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, по­сещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации» к указанному списку обязанностей родителей добав­ляет следующие:

—лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не пере­доверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста (или иные условия);

—приводить ребенка в ДОУ в опрятном виде, чистой одежде и обуви (иные требования детского сада с учетом местных, се­зонных условий, а также возрастных, индивидуальных особен­ностей ребенка);

—информировать дошкольное учреждение о предстоящем от­сутствии ребенка, его болезни;

—взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка.

В этом документе также уточняются сведения о том, в реализа­ции каких уставных задач и какую конкретно посильную помощь могут оказать родители.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 52, ч. 1), родите­ли, помимо права «выбирать формы обучения, образовательные учреж­дения», имеют право «защищать законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением». Последние из пе­речисленных прав зафиксированы также в Примерном уставе ДОУ в РФ (п. 4.4) и Примерном договоре между ДОУ и родителями (лица­ми, их замещающими) ребенка, посещающего ДОУ, в РФ (п. 4.1).

Согласно вышеперечисленным документам, участие в управлении образовательным учреждением выражается:

—в наличии у родителей права совещательного голоса на Со­вете педагогов ДОУ;

—в возможности вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе по организации дополнительных (плат­ных) образовательных и медицинских услуг;

—в заслушивании отчетов заведующего ДОУ и педагогов о работе с воспитанниками.

Право родителей на защиту законных прав и интересов ребен­ка в этих документах не раскрывается. По нашему мнению, его реализация связана как с принятием участия в управлении обра­зовательным учреждением, так и с рядом других прав родителей, перечисленных в Примерном уставе ДОУ в РФ (п 4.4, п. 2.11) и Примерном договоре между ДОУ и родителями ребенка, посещаю­щего ДОУ в РФ (п. 4.1):

—выбирать образовательную программу из числа используемых в работе с детьми в ДОУ;

—готовить педагога для работы с ребенком при наличии соот­ветствующих условий в детском саду;

—выбирать виды дополнительных услуг ДОУ;

—присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между дошкольным учреждением и родителями;

—  находиться с ребенком в ДОУ в период его адаптации в течение установленного сторонами количества дней и часов, в определенных сторонами случаях;

—  определять в Договоре между ДОУ и родителями индивидуальный график посещения ребенком дошкольного учреждения.

Родители имеют право ходатайствовать перед ДОУ об отсрочке платежей за содержание ребенка, дополнительные услуги не позднее, чем определенное сторонами количество дней до установленных сроков платы; требовать выполнения Устава ДОУ и Договора между детским садом и родителями ребенка; досрочно расторгать последний при условии предварительного уведомления об этом ДОУ за определенное сторонами количество дней (Примерный устав ДОУ в РФ, п. 4.4; Примерный договор между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ в РФ, пп. 4.7, 4.8, 4.10).

Роль, обязанности и ответственность ДОУ тиры взаимодействии с родителями основываются на признании ст. 10. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому «семье... должны предоставляться... помощь... пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании».

В ст. 18 Конвенции о правах ребенка подтверждается необходимость оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей». Именно с этой целью государства-участники «обеспечивают развитие сети детских учреждений», одновременно реализуя право детей, родители которых работают, «пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми» (Конвенция о правах ребенка, ст. 18, пп. 2 и 3).

Однако оказание такой помощи основано на уважении свободы родителей выбирать не только учрежденные государственными властями образовательные учреждения, но и другие, отвечающие минимуму требований для образования, установленному государством; свободы родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями (Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 13, п. 3).

В РФ в соответствии с международными документами «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений» (Закон РФ «Об образовании», ст. 18, ч. 3).

Еще в 1989 г. Концепцией дошкольного воспитания было опре­делено, что «семья и детский сад связаны формой преемственнос­ти, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей». Общей задачей детского сада и начальной школы в этом документе названо сотрудничество педагога и родителей.

Отражение идей Концепции дошкольного воспитания по вопросу взаимодействия ДОУ и семьи мы находим в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (п. 5), согласно которому одной из основных задач ДОУ является «взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей». Предполага­лось, что «детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране. Это подготовит необходи­мый шаг и для реформы семейного воспитания» [7].

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18, ч. 4) и в Типовом поло­жении о дошкольном образовательном учреждении (п. 39) указа­но, что взаимоотношения между ДОУ и родителями регулируются договором, включающим взаимные права, обязанности и ответствен­ность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, раз­вития, присмотра, ухода иоздоровления детей.

Примерный устав ДОУ в РФ (п. 4.6) определяет сотрудничество с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка как обязан­ность педагога ДОУ.

В Примерном договоре между ДОУ и родителями ребенка в РФ (п. 1.13) подтверждается, что дошкольное учреждение обязуется «оказывать квалифицированную помощь Родителю в воспитании и обучении ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его раз­витии».

Кроме того, этот документ определяет следующие обязанности и права ДОУ при взаимодействии с родителями (табл. 1).

На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 15, ч. 7) «родителям несовершеннолетних воспитанников должна быть обеспечена возмож­ность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса».

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образователь­ном учреждении (п. 37) при приеме детей ДОУ обязано ознакомить родителей с уставом учреждения и другими документами, регламен­тирующими организацию образовательного процесса. С этой целью «в образовательных учреждениях вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием тельных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюде­нием, обеспечением и защитой прав ребенка» (Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 9, ч. 4).

 

Таблица 1

 

Обязанности Права
Устанавливать график посещения ребен­ком ДОУ: дни недели, время пребывания, выходные и праздничные дни (п. 1.9) Предоставлять Родителю отсрочку платежей за содержание ребенка в ДОУ по его ходатайству (п. 3.2)
Определять условия сохранения места за ребенком в случае отпуска и времен­ного отсутствия Родителя по уважи­тельным причинам, а также в летний период и иных случаях (п. 1.10) Вносить предложения по совершен­ствованию воспитания ребенка в семье (п. 3.3)
Разрешать Родителю находиться в группе вместе с ребенком в установ­ленное время (п. 1.11) Расторгнуть настоящий договор дос­рочно при систематическом невы­полнении Родителем своих обяза­тельств, уведомив его об этом за ус­тановленный сторонами срок (п. 3.4)

 

 

Таким образом, знание нормативно-правовых документов между­народного и федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволит педагогу юридически грамотно построить от­ношения с семьей и образовательный процесс в ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.

Условия создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены прежде всего на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных учреждений. Существующий в работе детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанцировании родителей от дошкольного учреждения и принятии ДОУ на себя проблем образования детей, не может обеспечить повы­шение эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семей­ного воспитания, отторжение семьи и, как следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.

Положительный результат может быть достигнут только при рас­смотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательно­го пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотруд­ничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребёнка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его со­здания служат определение и принятие участниками педагогичес­кого процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, ко­торые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достиже­ний психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи обще­ственного воспитания должны быть предметом детального обсуж­дения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необхо­димо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укрепле­нию авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП стано­вится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса. Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессио­нализму педагогов.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.