Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников

2020-06-02 281
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Павличенко П.П.

студентка 4 курса ИПиПТюмГУ

Белозерского района

Новые тенденции в обществе, несомненно, приводят к изменениям в образовании. Эти изменения связаны с развитием науки, техники, экономики. Изменения затрагивают буквально все сферы жизнедеятельности и важнейшая задача школы сегодня мобильно реагировать на эти изменения.

Одной из задач современной школы является «внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс…»

Основным принципом обучения в настоящее время должен стать принцип активности ребенка. Активность – это деятельность, которая характеризуется высокой мотивацией, потребностью в освоении умений и навыков, высокой результативностью. Такая деятельность может быть только результатом последовательных, спланированных педагогических действий.

Школа должна стать центром, позволяющим организовать разнообразную деятельность детей для удовлетворения их познавательных потребностей и развития познавательной активности. Центральное место в развитии познавательной активности детей занимает формирование интереса к учению. Важнейшим средством формирования интереса к учебной деятельности, развития мотивации обучающихся, на мой взгляд, является использование на уроках дидактических игр.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Дидактическая игра может использоваться на всех этапах урока, выполняя различные функции.

Дидактическая игра:

• активизирует мыслительную деятельность учащихся, вызывает у школьников живой интерес и помогает им усвоить учебный материал;

• развивает познавательные процессы у младших школьников, закрепляет их знания, умения и навыки;

• является формой организации коллективной учебной деятельности класса;

• учить детей наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы по тем или иным признакам, производить доступные им анализ и синтез, делать обобщения;

• развивает у младших школьников смекалку, находчивость, сообразительность, формирует произвольность таких психических процессов, как внимание и память;

• стимулирует у детей волевые усилия – организованность, выдержку, умения соблюдать созданные правила, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине – с целью закрепления и систематизации новых понятий. Но на всех этапах игра способствует развитию познавательной активности младших школьников.

Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.

Во время прохождения педагогической практики было выявлено, что познавательная активность обучающихся доверенного мне 4 класса находится на низком и среднем уровне, а самым нелюбимым предметом является «Окружающий мир». Поэтому на всех уроках третьей четверти по предмету «Окружающий мир» мной были проведены дидактические игры. Проведенная в конце практики диагностика показала, что уровень познавательной активности обучающихся значительно повысился, в т.ч. количество детей, проявляющих высокий уровень развития познавательной активности увеличилось на 28,5%,; предмет «Окружающий мир» выбрали как интересный и любимый -50% учеников; качество знаний по предмету за третью четверть составило 65% (по сравнению 50% в первой и во второй четверти).

Для актуализации знаний и повышения интереса к изучению истории на первом уроке при изучении раздела «Страницы истории» мною была проведена игра «Археологи». Очень понравилась детям игра «Знатоки истории», которую я проводила в двух вариантах (с игровым полем и с игральным кубиком с разноцветными гранями). Большой интерес вызвали словесные игры «Реши кроссворд», «Аукцион имен», «Историческая азбука», «Переводчик». Особенно оживленно проходили игры «Историческое лото» и «Историческое домино».

У младших школьников очень часто возникают затруднения при работе с текстом, поэтому мною были проведены игры «Найди ошибку», «Реставрация», «Три предложения».

Предлагаю правила проведения некоторых из названных игр:

Игра «Археологи»

Задачи: вызвать интерес к изучению истории, развивать познавательную активность детей, учить делать выводы, мыслить логически.

Оборудование: лотки с песком, кисточки, глиняные осколки с наклеенными частями слов. Правила игры: Класс делится на команды (2-4 в зависимости от числа обучающихся). Каждая команда получает лоток, в котором под песком находятся глиняные осколки с наклеенными частями слов «Ар-хео-ло-гия», «Ар-ти-факт». Дети кисточками расчищают песок, находят подсказки и отвечают на вопросы. Побеждает та команда, которая быстрее правильно ответит на вопросы.

Вопросы: 1. Как называется наука, изучающая прошлое человечества по находкам, полученным в результате раскопок. (Археология)

2. Как называются предметы, найденные учеными при раскопках древних поселений. (Артифакты).

Игра «Аукцион имен». Задачи: показать связь истории с литературой и искусством, развивать внимание и память, развивать познавательную активность детей.

Правила игры: На аукционе продается отметка «5». Купить её можно, назвав историческое имя, связанное с темой урока. Имена комментируются. Например, Леонардо да Винчи- художник. Христофор Колумб - мореплаватель, открывший Америку и т.д. В момент спада активности участников аукциона учитель бьет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать ещё одно историческое имя.

Игра «Историческая азбука». Задачи: развивать умение использовать ранее полученные знания, развивать познавательную активность детей, учить делать выводы, мыслить логически. Правила игры: Класс делится на команды. Задается одна или несколько букв алфавита, например «П» и «Т». Учащимся необходимо написать список «Что оставило нам Новое время?». Побеждает та команда, которая за отведенное время (3-5 мин) написала больше слов.

Игра «Знатоки истории» (второй вариант). Задачи: проверить усвоение знаний, развивать познавательную активность детей, учить делать выводы, мыслить логически. Оборудование: игровые кубики со сторонами разного цвета, разноцветные карточки с вопросами.

Правила игры: Класс делится на команды по 4 человека. На столе стопками лежат разноцветные карточки с вопросами. Игрок бросает кубик. Сосед справа берет карточку того цвета, который выпал на кубике и зачитывает вопрос игроку. Если игрок дает правильный ответ, то получает жетон. Время игры можно ограничить количеством вопросов (по 3 каждому игроку) или количеством минут (5-7 минут).

Игра «Найди ошибку». Задачи: продолжить развивать умения работать с текстом, учить делать выводы, мыслить логически. Правила игры: Класс делится на команды. Каждая команда сначала получает текст, содержащий правильную информацию. Затем текст меняют на другой, содержащий ошибки. Побеждает та команда, которая первой исправит ошибки.

Первый текст.

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами. Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения.

Второй текст.

Древние славяне носили одежду из хлопка и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали очень широким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего кафтан. Для изготовления кафтанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами. Основной обувью у большинства русского населения были сапоги своего плетения.

Игра «Три предложения». Задачи: продолжить развивать умения работать с текстом, учить делать выводы, мыслить логически. Правила игры: необходимо прочитать текст «Князь Владимир и крещение Руси» и записать три предложения. Побеждает тот, кто передаст содержание текста наиболее полно.

Игра «Переводчик». Задачи: развивать внимание и память, познавательную активность детей, учить делать выводы, мыслить логически. Правила игры: Класс делится на команды. Команды по очереди вытягивают из мешочка карточки с терминами. Побеждает та команда, которая даст больше правильных определений.

Кремль (укрепленный центр древнерусского города)

Посадники (выбранные из знатных бояр для управления городом Новгородом)

Вече (собрание всех горожан)

Князь (глава княжества)

Бояре (советники великого князя)

Дружина (княжеское войско)

Купец (богатый торговец, владелец торгового предприятия)

Писало (заостренная палочка для письма на бересте).

Подобранные мною дидактические игры для учащихся 4 класса по предмету «Окружающий мир» могут вызвать интерес не только учителей начальных классов, но и учителей истории 5-6 класса.

Дошкольное образование


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.