Мастер-класс «ангел из фоамирана» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Мастер-класс «ангел из фоамирана»

2020-06-02 207
Мастер-класс «ангел из фоамирана» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ульянцева О.А.

группа 81ДИ-м

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

 

ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

Чепкунова О.Д.

группа 71ПГОиидо

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

Данная статья посвящена хохломской росписи, истории ее создания, приемам и технике работы в этой росписи. Мотивами для написания статьи на эту тему послужили личная заинтересованность и желание узнать больше и донести до людей знания, полученные в ходе изучения данной темы. После изучения и анализа литературы, а именно энциклопедий и статей на тему хохломской росписи и истории ее создания, мы узнали следующее. Где и когда зародилось такое зодчество, некоторые из мифов послужившие зарождению традиций такого вида росписи. А также рассмотрены приемы и техники, цветовые решения, этапы обработки изделий из дерева и особое значение хохломской росписи в современном мире.

Хохломская роспись является старинным народным промыслом. Это искусство зародилось примерно в середине семнадцатого века в селе Хохлома и других небольших селениях, расположенных по одному из берегов реки Волги. Название росписи связанно с одноименным селом, упомянутом нами ранее, Хохлома, все потому что оно являлось крупнейшим центром сбыта изделий мастеров, которые создавали эту великолепную роспись.

Село Хохлома и близлежащие к нему селения, раскинули свои просторы в Нижегородской области, по левому берегу реки Волги. Жители таких деревень, как Глибино, Шабаши, Хрящи были увлечены росписью по дереву, и свозили всю производимую ими продукцию в Хохлому на продажу. Развитию данной росписи способствовало хорошее расположение региона.

Хохломскую роспись невозможно перепутать с каким-либо другим видом росписи. Все это благодаря особенностям, которые использовали мастера, это золочение поверхности дерева, обильные узоры, украшения, а также определенные цвета, используемые в росписи. Работая в свободной кистевой манере, мастера открыли для себя два направления в работе: фоновая роспись и верховая композиция.

До появления хохломы, мастера, проживающие на Поволжских землях, занимались немного иной обработкой и декорацией дерева. Одним из примеров их работы была резьба, она в своем роде стала как бы основой для дальнейшего развития хохломской росписи. Так же эта местность славится иконописцами, и есть предположение, что золотистый цвет хохломской деревянной посуды – заимствование способа золочения рам у иконописцев.

Существуют даже несколько легенд о возникновении хохломской росписи. Одна из них повествует об иконописце Андрее Лоскуте. Когда-то он был вынужден покинуть столицу из-за начавшихся реформ патриарха. Мастер укрылся в глухой чаще и продолжал создавать лики святых, используя традиционную методику.

Однако вскоре патриарху доложили о местонахождении беглеца и рассказали о том, что «наглец» обучает сельское население написанию икон в «старинном» стиле. Чтобы избежать кары и публичного унижения, Лоскута сжег себя в пламени костра. Напоследок бунтарь завещал ученикам сохранить его искусство и умение.

Если верить иной легенде, то в дремучем лесу обитал никому не известный мастер, создававший изделия из хохломы с богатым декором. Иногда он дарил свою продукцию обитателям деревушек, расположенных поблизости. Через некоторое время слава об удивительном умельце дошла до царя.

Тот незамедлительно отправил отряд в чащу и приказа привести «хохломиста» в его палаты. Но мастер отказался быть в подчинении у государя, поэтому опричникам так и не удалось отыскать его в дремучем лесу.

Хохлома имела свою особую структуру создания любого изделия. Мастера, которые выполняли роспись, их работу можно было назвать парадоксальной, не имея большой гаммы цветов, а лишь некоторые, которые считались каноном росписи, создавали невероятные композиционные рисунки на любом предмете.

Основой любой хохломской росписи были либо золотой фон, либо элементы декора, выполненные позолотой. После позолоты, главными цветами использовали красный и черный. За счет использования таких второстепенных цветов как охра и белила, росписи придавали лаконичную законченность и гармонию как в цветовом аспекте, так и в композиционном решении.

Хохлома на белом фоне

Хохлома на черном фоне

Хохлома на красном фоне

Выше представлены изображения с фонами, которые чаще всего использовались в хохломской росписи, но помимо них использовались и другие цвета, такие как алый, оранжевый, изумрудный, бирюзовый.

Среди многообразия цветовой гаммы выделялись основные цвета, применяемые в росписи. Такими цветами были: черный, красный, белый, оранжевый, отборный желтый, зеленый, коричневый, изумрудный, голубой. 

Главными элементами хохлоимкой росписи считаются веточки, листочки, ягодки рябины и земляники. Редко встречаются анималистические мотивы. Каждый, кто хоть раз видел в живую хохломскую роспись, не перестает удивляться русскими мастерами, ведь этот вид народного искусства в полной мере отражает и передает дух традиционной русской культуры.

Ветки и кустики, элементы хохломской росписи

 

Листья, цветы и ягоды

В хохломской росписи выделяют два вида росписи, это «верховое» и «фоновое». В первом случае мастер формирует узор на золотом фоне при помощи черных, красных и белых тонов. Именно на примере хохломских рисунков, можно предельно четко рассмотреть всю «душу» русского народа, особую подачу, теплую и немного наивную жизненную философию целого народа. Это его небезызвестные «травушки» и «колосочки», любовь к натюрмортам, где мастера особо щедро использовали яркие сочные цвета, умение посредством деликатных мазков создавать сложнейшие композиции. Травная роспись представлена мотивами «под осоку». Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребренному фону. Из отдельных травинок искусные мастера могли сформировать мотив курочки или петушка, который, например, восседает на ветке среди густой листвы. «Ягодка» и «листок» отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. Особо популярными считаются узоры с виноградными гроздьями или листьями, ягодами земляники, малины, черники, крупными вишенками. На россыпи из тюльпанов, астр, лютиков, ромашек, колокольчиков мастера умудрялись расположить смородину, крыжовник и рябину. «Пряник» или «рыжик» выполняют обычно внутри чашек, блюд, пиал. Это геометрические фигуры, которые вписываются в квадрат или ромб. По центру рисуют «солнце». Периферию орнамента обогащаются миниатюрными деталями.

Верховое письмо всегда создается тонкими деликатными мазками. Композиция получается легкая и воздушная, будто подсвеченная золотым сиянием изнутри. Как правило, это довольно простой способ нанесения красок, позволяющий в какой-то мере импровизировать, видоизменять композицию на сове усмотрение в самый разгар работы.

При фоновом письме изначально формируют полотно с контурными начертаниями. Затем красной и черной краской закрашивают окружающий фон. Фоновая роспись более сложный и трудоемкий процесс. Здесь нет месту импровизации, а изначальную задумку нужно реализовать в точности, как придумал мастер в самом начале.

Технология создания изделий в стиле хохломской росписи. В самом начале изготавливают заготовки изделий под роспись из древесины, такие заготовки называют «белье». После того, как изделие было изготовлено, его обязательно грунтуют и отправляют сушиться, не менее 7-8 часов. После сушки изделие покрывают олифой, за день такая процедура должны повторить 3-4 раза, но важна техника покрытия олифой, мастер должен использовать тампон, изготовленный из овечьей или телячьей кожи, покрывать так, чтобы олифа распределялась равномерно, ведь именно от этого зависит прочность и качество изделия. Далее на поверхности изделия начинается следующий этап, втирание алюминиевого порошка, выполняется это все вручную, после заготовка принимает зеркальный блеск и готово к росписи. Роспись выполняется масляными красками. После того, как изделия приобретают красочные узоры, их покрывают лаком в несколько слоев, и лишь затем готовые изделия отправляются в печь на 3-4 часа для приобретения золотистого цвета.

 

Изделия выполненные в стиле хохломской росписи

 

После распада СССР хохломская роспись пережила трудные времена — сокращение число мастеров. Если в советский период промыслом было занято 2,5 тыс. человек, то к 2008 году — 1,5 тыс., а в 2017 году лишь 650 мастеров. Из этих цифр видно, что менее, чем за 10 лет (с 2008 по 2017 годы) количество мастеров хохломской росписи уменьшилось более, чем в два раза.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и деревня Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. «Хохломский художник» активно продвигает свою продукцию. В Сёмино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО «Промысел»).

В Семёнове школу хохломской росписи основал Г. П. Матвеев.

Список литературы

1. Хохлома, Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978 гг.

2. Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 1472. — 1600 с.

3. Емельянова Т. Рождение Хохломы, журнал «Народное творчество», № 1, 1992, стр. 19-20.

4. Огонек. — 2017. — № 26 (5472). — С. 15.

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0

6. https://schci.ru/hohlomskaya_rospis.html

7. https://www.learnrussianineu.com/ru/hohloma-istorija-vozniknovenija

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.