Материалы и инструменты для графики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Материалы и инструменты для графики

2020-06-02 329
Материалы и инструменты для графики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Троняева Ю.И.

группа 81ПГОиидо

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: доцент Коханик С.С.

Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения своими специфическими приемами. Вместе с тем искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие, их в определенные группы. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусства. Это классифицирование искусств позволяет поближе подойти к пониманию самой сущности того или другого искусства.      В характеристике изобразительных искусств обратимся, прежде всего, к графике. Графика - это самое популярное из изобразительных искусств. С инструментами и приемами графики сталкивается каждый человек в школе, на работе или во время отдыха. Кто не держал в руке карандаш, не рисовал профилей или домиков, из труб которых вьется дымок? А кисти и резец, краски и глина - далеко не всякий знает, как с ними обращаться. Графика во многих случаях является подготовительной стадией для других искусств (в качестве эскиза, наброска, проекта, чертежа), и в то же время графика - популяризатор произведений других искусств (так называемая репродукционная графика). Графика теснейшим образом связана с бытом и с общественной жизнью человека - в качестве книжной иллюстрации и украшения обложки, в качестве этикетки, плаката, афиши и т. п. Несмотря на то, что графика часто играет подготовительную, прикладную роль, это искусство вполне самостоятельное, со своими собственными задачами и специфическими приемами. Термин "графика" греческого происхождения и происходит от глагола "graphein", что значит скрести, царапать, писать, рисовать. Так "графика" стала искусством, которое использует грифель - инструмент, который процарапывает, пишет. Отсюда тесная связь графического искусства с каллиграфией. Термин "графика" охватывает две группы художественных произведений совершенно различных по своему происхождению, по техническому процессу и по своему назначению - рисунок и печатную графику. Различие этих двух групп выступает, прежде всего, во взаимоотношении между художником и зрителем. Рисунок обычно художник делает для себя, воплощая в нем свои наблюдения, воспоминания, выдумки или же задумывая его как подготовку для будущей работы. В рисунке художник как бы разговаривает сам с собой; рисунок часто предназначается для внутреннего употребления в мастерской, для собственных папок, но может быть сделан и с целью показа зрителям. Рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и неповторимой. Он может быть незакончен, и даже в этой незавершенности может быть заложено его очарование. Следует подчеркнуть, что рисунок существует только в одном экземпляре. Напротив, печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация и т. п.) часто выполнена на заказ, для размножения, рассчитана не на одного, а на многих. Печатная графика, которая репродуцирует оригинал во многих экземплярах, быть может, более всех других искусств рассчитана на широкие слои общества, на народную массу. Но не следует думать, что печатная графика - это всегда рисунок, для размножения гравированный на дереве или на металле; нет, это - особая композиция, специально задуманная в определенной технике, в определенном материале и в других техниках и материалах неосуществимая. И каждому материалу, каждой технике свойственна особая структура образа.Рисунок. Его начала восходят к древнейшим периодам в истории человечества. Древнейшими материалами для рисования, начиная с раннего средневековья и вплоть до XV века, были деревянные дощечки. Обычно их делали из букового дерева, квадратной формы, величиной с ладонь, грунтовали костяным порошком, иногда обтягивали пергаментом. Рисовали на них металлическим  грифелем или штифтом. Часто дощечки соединяли в альбомы, связывая их ремешками или бечевками, и они служили или для упражнений, или как образцы. Более утонченным материалом для рисования был пергамент, который изготовлялся из различных  сортов кожи, грунтовался и полировался. До изобретения бумаги пергамент был главным материалом для рисования. Потом некоторое время пергамент состязался с бумагой, которая его, в конце концов, вытеснила.      Но главным материалом для рисования является, разумеется, бумага. Художники стали использовать бумагу для рисования только в XIV веке. Старинная бумага для рисования довольно толстая, с несколько шершавой поверхностью. Без проклеивания и грунтовки она не годилась для рисования. В XV веке бумага становится крепче, но с неприятным желтоватым или коричневатым оттенком. Поэтому вплоть до XVI века ее грунтовали и подцвечивали с одной стороны. Быть может, для того чтобы избежать грунтовки, к бумаге стали примешивать светло-голубую краску. Так в конце XV века появилась голубая бумага. В XVII и XVIII веках ее применяли главным образом для световых эффектов (лунная ночь) и для рисования в несколько тонов (пастель, сангина, свинцовые белила). Вообще же в XVI-XVIII веках применяли цветную бумагу - синюю, серую, светло-коричневую или розовую. При этом следует подчеркнуть, что рисование на белой бумаге отличается принципиально иным характером, чем на цветной: на белой бумаге свет возникает пассивно, на цветной жецвет добывается активным способом (путем накладывания белой краски). Переходим к инструментам рисования. Существует различная их классификация. Австрийский ученый Г. Лепорини предлагает делить инструменты рисования на три группы: 1. Линейный рисунок пером и штифтом.2. Рисунок кистью. 3. Тональный рисунок мягкими инструментами. Советский специалист А.А. Сидоров предпочитает другую классификацию: сухие инструменты (штифт, карандаш, уголь) и мокрые или жидкие (кисть, перо).      Древнейший инструмент рисовальщика - металлический грифель. До конца XV века, металлический грифель наряду с пером остается наиболее распространенным инструментом. В средние века пользовались свинцовым, грифелем, который дает мягкие, легко стирающиеся линии. Поэтому к свинцовому грифелю прибегали главным образом как к подготовительному средству: для наброска композиции, которую потомразрабатывали пером, сангиной или итальянским карандашом. К концу средневековья свинцовый грифель сменяется любимым инструментом XV века - серебряным грифелем. Серебряные грифелибывают самой различной формы, некоторые богато орнаментированы, иные заканчиваются статуэткой. Им рисовали только на грунтованной и тонированной бумаге, причем его линии почти не стираются. Одна из важнейших причин упадка серебряного грифеля заключается в органической эволюции рисунка от линии к пятну и тону, другая - в появлении опасного конкурента, графитного карандаша. Первое знакомство с графитом относится ко второй половине XVI века, но из-за несовершенного приготовления графитный карандаш долго не приобретает популярности. Поэтому в XVII и XVIII веках графитный карандаш выполнял только второстепенную роль. Настоящий расцвет графитного карандаша начинается с конца XVIII века. Главный инструмент европейского рисунка - это перо. По сравнению с металлическим грифелем перо - гораздо более разнообразный инструмент, обладающий большей силой выражения и большей динамикой, способный на сильные нажимы, на завитки, на возрастание линий, на мощные контрасты штриховки - вплоть до пятна. Рисунок пером требует верной руки и быстрого глаза, он основан на быстрой штриховке и  динамическом ритме. Для рисунков пером пользовались: чернильным орешком, который был известен уже в средневековых монастырях; потом появляется так называемая китайская тушь из ламповой копоти, бистр из сосновой сажи, с XVIII века - сепия из пузыря каракатицы, а в XIX веке анилиновые чернила и стальное перо.На рубеже XV и XVI веков появляется новый вид рисунка - набросок пером движения, позы, даже поворота головы или очень беглого эскиза композиции. Иногда это - набросок будущей фрески или алтарной картины, иногда - совершенно самостоятельный замысел, который нельзя реализовать в другой технике. Таким образом, рисунок из вспомогательного средства все более становится самостоятельным, автономным искусством. В то же самое время входит в употребление перекрестная штриховка, придающая пластическую выпуклость формам и создающая иллюзию пространственной глубины. Тем самым контур теряет свое господствующее значение, и центр тяжести в рисунке переходит на внутреннюю форму.В середине XVI века появляется совершенно новый графический стиль, когда штрих сменяется тоном, когда вместо линии господствует пятно. Теперь в комбинации кисти и пера, кисть начинает все больше доминировать. Благодаря этому меняются весь процесс рисования, вся сущность графического образа. Раньше рисовальщик начинал с контура и переходил к внутренней форме. Теперь он идет изнутри наружу - начинает кистью, тоном, пятном, а потом обводит границы форм, усиливая их контрасты пером.     Настоящий расцвет тонального рисунка происходит в XVII и XVIII веках. Во второй половине XIX века происходит распадение содружества пера и кисти, и рисовальщики разделяются на две противоположные группы: на рисовальщиков, которые стремятся воплотить изменчивые впечатления действительности и обращаются к кисти, и на рисовальщиков, которые ищут в натуре драму и экспрессию и обращаются к перу. Полное возрождение тонального рисунка происходит уже в советской графике. Переходим теперь к третьей группе инструментов рисунка. Отличие этой третьей группы инструментов рисования (уголь, итальянский карандаш, сангина) от пера, графита и металлического грифеля в том, что те создают твердый штрих, а эти - мягкую, красочную линию.    Все эти средства рисования были известны в самом отдаленном прошлом. Но как вполне самостоятельные, самоценные инструменты рисования уголь, итальянский карандаш и сангина утверждаются только в конце XV века. Непопулярность этих инструментов в средние века объясняется отчасти тем, что свободные, широкие штрихи угля и сангины противоречили тонкому орнаментальному узору готического рисунка, отчасти же несовершенством техники фиксирования рисунка. Дело в том, что штрихи угля легко стираются. Успех угля сразу возрос, как только во второй половине XV века было изобретено средство для его фиксации: до рисования бумага смачивалась клеевой водой, потом ее сушили и после рисования подвергали действию пара -- рисунок углем приставал к бумаге.Одновременно с углем в Италии прививается еще один мягкий инструмент - так называемый итальянский карандаш, или черный мел. Этот инструмент рисования существует в двух вариантах - в виде естественного черного камня (шиферной породы) и в виде искусственного вещества, добываемого из ламповой сажи с примесью белой глины. Но окончательно он утверждается в конце XV века.Всего позднее приобретает популярность третий инструмент этой группы - сангина, или красный мел, добываемый из особой породы камня. С появлением сангины в рисунке возникает целый ряд новых задач иприемов. В отличие от всех других инструментов рисунок сангиной характеризует красочная линия. Это поощряет рисовальщика к полихромии, к решению проблемы цвета и тона. Поэтому сангину охотно применяли в комбинации с итальянским карандашом и мелом или белилами. В рисунке происходит первое, непосредственное соприкосновение с натурой. Быстрая и послушная техника рисования позволяет наиболее органическое сотрудничество руки художника и его фантазии. Ни однахудожественная техника не способна воплотить столь непосредственно свежесть и интенсивность выдумки или мимолетность впечатления, как рисунок. В рисунке цветовые отношения всегда подчинены отношениям света - это и придает такое своеобразие и очарование и, главное, удивительное оптическое единство рисунку. С другой стороны, рисунок неразрывно связан с линией, которой не существует ни в природе, ни в фотографии и которая сообщает рисунку неисчерпаемые возможности выражения. Таковы некоторые особенности рисунка как самостоятельной области графики. Но рисунок в виде наброска или эскиза может быть очень важным вспомогательным средством, подготовительным этапом для других искусств. Наконец, во все эпохи рисунок был главным орудием изучения натуры и художественного воспитания Существует три главных варианта подготовительных рисунков: во-первых, набросок, который может быть подготовительным, но и совершенно самостоятельным, независимым от какой-либо будущей работы, который стремится не к полноте впечатления, а как бы к сгущенному знаку действительности; во-вторых, эскиз, который всегда носит подготовительный характер к картине, гравюре, статуе, требует таких качеств, как главные композиционные линии, основные отношения масс, общее распределение света и тени; в-третьих, этюд, штудия, неразрывно связанный с изучением натуры - выяснение не композиции в целом, а ее частных элементов. Печатная графика - это самое актуальное из изобразительных искусств и вместе с тем наиболее доступное широким слоям общества искусство, которое теснейшим образом связано, с одной стороны, с идеологической пропагандой, с прессой и книгой и, с другой стороны, с хозяйственной деятельностью, с промышленностью, с рекламой, с печатным делом. Кроме того, в печатной графике больше, чем в каком-либо другом искусстве, заметна прямая связь между техникой и стилистикой. Если подойти к печатной графике с точки зрения технических приемов, то она состоит из четырех основных технических элементов: 1. Доска, вообще поверхность, на которую наносится рисунок. 2. Инструменты. 3. Печатная краска. 4. Печатание. Соответственно материалу печатной доски и способам ее разработки различают три основных вида печатной графики. I. Выпуклая гравюра. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти белыми, и, наоборот, остаются нетронутыми линии и плоскости, соответствующие рисунку - на доске они образуют выпуклый рельеф. В эту группу входит гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (однако известна как исключение и выпуклая гравюра на металле). II. Углубленная гравюра. Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка переносится на бумагу. Давление печатного станка оставляет по краям доски углубления на бумаге, которые отделяют рисунок от полей. К этой группе относятся все виды гравирования на металле - гравюра резцом, офорт и т. п. III. Плоская гравюра на камне. Здесь рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающими изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, оставляя фон бумаги нетронутым,-- такова техника литографии. Кроме камня в плоской печати используются и алюминиевые дощечки - так называемая альграфия.Таким образом, под графикой мы понимаем, прежде всего, рисунок и печатную гравюру. Кроме того, мы делим графику на: самостоятельную и несамостоятельную. Под первой мы понимаем такую графику, которая, подобно станковой живописи, ничего не подготовляет, не иллюстрирует и не репродуцирует (эстамп, самостоятельный рисунок и т. п.). Вторая - служит прикладным целям и, в свою очередь, подразделяется на: а) подготовительную графику (эскизы, наброски, этюды и т. п.); б) сопроводительную графику (книжная графика, иллюстрация, exlibris, карикатура, реклама и т. п.); в) репродукционную графику. Особенности графики основываются на трех главных признаках: 1.Преобладание линии. 2. Контраст черного и белого. 3. Иллюстративный, повествовательный характер. Однако сущность графики этими признаками не может быть ограничена. Сущность графики заключается не в том, что она пользуется линией, контрастом черно-белого и динамикой рассказа, а в том, что все эти средства в руках художника-графика приобретают экспрессивно-орнаментальный характер, придают изображению оттенок письмен, иносказательного знака (отсюда тесная связь графики с литературой). Сущность графического стиля заключается в колебании между пространственной иллюзией и плоскостью, между реальным образом и знаком. Поэтому когда мы его "читаем", то настоящее естественно связывается с прошлым, а будущее с настоящим, оптические образы неразрывно сочетаются с идейными и моральными ассоциациями. Из всех изобразительных искусств, графика всего ближе к поэзии и музыке.

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.