Подбор произведений искусства в соответствии с возрастной группой — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Подбор произведений искусства в соответствии с возрастной группой

2020-06-02 194
Подбор произведений искусства в соответствии с возрастной группой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Младший возраст (3-5 лет).

· Содержание картины должно быть доступно для ребенка;

· На картине должны быть изображены знакомые детям предметы, игры, домашние или дикие животные. В младшем возрасте картина не представляет собой источник новых знаний;

· Композиция картины должна быть максимально простой (одноплановой);

· Желательно, чтобы количество изображенных персонажей не превышало четырех.

Старший возраст (5-7лет).

· Содержание картин не знакомо детям. С помощью изображения на картине детей знакомят с тем, что они не могут увидеть в обычных условиях или обстоятельствах. Картина является источником новых знаний;

· На картине могут быть, к примеру, изображены:

а) труд взрослых;

б) дикие животные;

· Композиция сложная (многоплановая);

· Количество персонажей может быть достаточно большим.

Построение занятия и методика его проведения

Для того чтобы построить продуктивную деятельность в рамках занятия изобразительного искусства, педагог должен определить цели и задачи занятия, выявить какие новые знания необходимо дать детям, какие умения и навыки необходимо закрепить.

Подготовка детей к восприятию картины

Занятие, посвященное знакомству с картиной, следует начинать постепенно, переходя от общего к частному. Вначале рекомендуется подготовить аудиторию к восприятию произведения искусства. Детям предлагается для рассмотрения картина. Для того чтобы изучение произведения было удобным и продуктивным, важно помнить, что полотно или репродукция должно быть хорошего качества и достаточно большого размера. Картина не должна находиться в помещении в начале занятия, ее следует демонстрировать детям только после вводной беседы, направленной на подготовку к восприятию. Данный процесс педагог может провести при помощи следующих приемов:

· Беседа с учетом личного опыта детей о событиях и вещах, происходящих вокруг;

· Обращение к знаниям детей – проведение краткой беседы, помогающей определить наличие у детей знаний, имеющих отношение к сюжету картины;

· Использование небольших литературных произведений, загадок, пословиц и пр.

Педагог может использовать в своей деятельности один или несколько приемов.

Изучение картины.

Начинать изучение картины следует с наиболее более крупных, ключевых персонажей или объектов, постепенно переходя к более мелким, второстепенным. При этом важно не возвращаться к проанализированным ранее объектам. Ход работы также зависит от жанра произведения, которое педагог выбрал для проведения занятия. Если картина лишена центральных персонажей, то изучение произведения следует начинать с объекта или явления, несущего основную смысловую и композиционную нагрузку.

После того, как картина детально изучена, и сформировалось первое впечатление о произведении, необходимо дать детям возможность выразить свои эмоции и мысли по отношению к увиденному. Важную роль в этом процессе играют вопросы педагога. В зависимости от ситуации они могут быть наводящие или уточняющие. При помощи вопросов педагогу необходимо выстраивать беседу таким образом, чтобы в ее процессе были решены все поставленные задачи, и каждый ребенок получил тот объем знаний, который был запланирован для проведения данного занятия.

Таким образом, в то время как образовательные программы и стандарты ежегодно подвергаются изменениям, необходимо помнить о том, что основы знаний всегда остаются неизменным. Без использования данных основ и принципов невозможно сформировать у детей полного представления об изобразительном искусстве и об окружающем мире в целом Знакомство учащихся с изобразительным искусством происходит через его виды и жанры. Педагоги, ознакомив детей на ранних этапах формирования эстетического развития с такими жанрами как: портрет, пейзаж, натюрморт, сформируют начальные знания о необычном и довольно сложном мире изобразительного искусства в сознании воспитанников дошкольных учреждений. Эти знания помогут начинающим художникам лучше ориентироваться во всем многообразии видов и жанров искусства, а так же, в последствии, систематизировать свои знания.

 

Список литературы

1. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др.: Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М.: Просвещение, 1977 г.

2. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А.: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

3. Григорьева Г.Г.: Развитие дошкольника в изобразительной деятельности, - М.: Академия, 2000.

4. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. –М,: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Лыкова И.А.: Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД Цветной мир 2019. 16-е издание переработанное и дополненное.

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ПО ТКАНИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Сухоленцева Л.А.

группа 91ПГОхо-м

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

 

В наше время особую популярность приобрело художественное творчество. Прежде всего это связано с большой утомляемостью человека. Люди прибегают к рисованию, скульптуре, вышиванию, валянию из шерсти, раскрашиванию на тканях, чтобы снять стресс, полученный на работе. А с появлением сети Интернет стало проще заказывать материалы для художественного творчества, что существенно облегчило жизнь. С выпуском товаров, нацеленных на массовость, огромное количество вещей утратило свое качество и красоту. Мы ходим в одинаковых джинсах, футболках, носим похожие практичные сумки, лишенные «изюминки». Многие не имеют больших средств, чтобы шить у дизайнеров, поэтому прибегают к старому декоративно – прикладному искусству – росписи по ткани.

«Батик» - ведущий вид декоративно – прикладного искусства, который представляет цветную роспись по ткани специальными красками с использованием специальных резервирующих составов (рис.1).

В России роспись по ткани находится на высоком профессиональном уровне. В столице устраиваются выставки на которых выставляются работы известных дизайнеров одежды. Очень часто модельеры используют в одежде и сумках декорирование тканей батиком (рис.2).

Батик – это соединение нескольких видов художественного творчества. Он соединяет в себе графику, мозаику, витраж, акварель. Очень хорошо сочетается с любыми стилистическими решениями, а также с вышивкой лентами (рис. 3). Художники сами выбирают цветовую гамму, стилистику, узор, опираясь на поставленную задачу. Это могут быть распространенные узоры из цветов, птиц, листьев, завитков, которые собираются в интересную композицию [4].

 

Рисунок 1. Холодный батик. Любовь Паркаева. 2019 год

 

Рисунок 2. Сумка, расписанная «батиком». Любовь Паркаева. 2018 год

 

Рисунок 3. Батик с объемными цветами из лент.

Любовь Паркаева. 2019 год.

 

 Батик – это старинный вид народного декоративно – прикладного искусства, который зародился одновременно в нескольких странах мира. Он является результатом накопленного опыта многих поколений. В разных странах данную технику применяют по – разному, что ведет к уникальности композиционных решений, мотивов в каждой стране.

Ручная роспись по ткани была изобретёна на острове Ява много веков назад. В изначальном контексте «батик» означал «восковые капли», в котором отражался основной процесс создания росписи по ткани с обязательным применением расплавленного воска. Почти одновременно данная техника появилась и в других странах. Ручная роспись по ткани была известна и в Японии, Перу, Шри – Ланке, но именно индонезийские «художники по батику» изучили все тонкости работы при создании рисунка на полотнах. Именно поэтому за небольшое количество времени данное ремесло стало целым направлением декоративно - прикладного искусства [1].

Одно полотно создавалось мастерами долгие месяцы, а иногда и несколько лет. Такой длительный период изготовления росписи по ткани был связан прежде всего с подготовкой материала к нанесении рисунка. Ткань необходимо было вымочить, прокипятить и отбелить. На ткань наносился подготовленный набросок, а его контур мастер обрабатывал восковым составом. После всех манипуляций с материалом художник мог приступать к нанесению цветного рисунка. Последним этапом была сушка готового изделия.

Мастера ручной росписи по ткани не хотели, чтобы искусство острова Ява оказалось забытой, поэтому передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение. Многие мастера начинали свои работы с использования растительных и цветочных орнаментов, позже усложняли задачу геометрическими узорами, сюжетными линиями из мифологических историй [1].

Большое значение в развитии росписи по ткани внес Китай. Именно эта страна изобрела идеальную ткань для окрашивания – шёлк. На материал в некоторых местах наносили воск, а дальше погружали полотно в специальный краситель. После высыхания изделия, шёлк убирали. Часто ткань окрашивали, заклеивали части и далее опускали в садовый раствор, пигмент после этого исчезал, но сохранялся под воском. После такой процедуры, повторенной несколько раз, получались трехцветные рисунки [5].

В Японии в 8 веке батик был очень популярен. Мастера взяли технологию из Китая, но придумали свои темы рисунка и различные приёмы. В данной технике разрисовывали ткани для халатов, ширм. Весь мир знал, что именно там самые красивые кимоно. Роспись по ткани с применением воска в Японии часто использовали вместе с другими техниками окраски. Это могла быть узелковая техника, когда на ткани завязывали узелки в определенном порядке, а потом опускали в специальный красящий раствор, вынимали и развязывали узлы. Получался интересный узор из концентрических кругов [3].

В 18 веке в этой стране появилось много различных техник нанесения узора, например, трафаретной окраски. В 19 веке ручную роспись по ткани заменили печатью. В средние века в Индии рисунок на ткани наносился кистями или печатями из дерева. До сих пор сохранились старинные технологии, в том числе «бандада» (узелковая окраска) [1].

С 17 века батик начал экспортировался с Явы в страны Европы. Европейцы придумали способ нанесения изображений на ткань «батик –штифт», что упростило создание рисунка на тканях. Он помогал держать воск в жидком виде длительный промежуток времени. В 1801 году было создано автоматическое устройство, с помощью которого создавались изделия с готовыми эскизами композиций. Это имело большое значение в развитии истории батика [1].

В Росси батик стал популярен в 20 веке с приходом моды на шарфы, палантины. В 20 – е годы двадцатого века особой популярностью стал пользоваться «холодный батик». В 30 – е года был сформирован современный батик. В 50 – е началось массовое производство платков и палантинов. В 90 – е года люди начали использовать батика в оформлении интерьеров [3].

Обратимся к технологиям создания батика, которые могут использоваться при работе с детьми в учреждении дополнительного образования. На данный момент известно несколько видов батика: узелковый, холодный, горячий, шибори и свободная роспись. Все они могут использоваться на кружке, посвященному батику. Но самый простой и доступный – «холодный батик» [2].

 Подробно изучим эту технику. «Холодный батик» – одна из техник росписи по ткани, для которой используется специальный резервирующий состав, ограничивающий растекание краски за края узоров. При создании этого вида батика использовать лучше всего натуральные ткани, например, шёлк. Можно использовать искусственный материал: крепдешин, кашибо, шифон. Подрамники очень похожи на оконные рамы, где с одной стороны есть скос, чтобы натянутая материя не касалась основания. Раздвижная рамка представляет собой четыре тонких фанерки, которые закрепляются между собой болтами и гайками, образуя квадрат. Опытные мастера еще используют пяльца [1].

Для создания контура используется резервирующий состав, который может быть в банке или тубах. Резерв продаётся в прозрачном виде, но его можно подкрасить масляной цветной краской для живописи. Густоту резерва можно регулировать с помощью бензина или разбавителя. Самый популярный цвет резерва, который используют в наше время для росписи по ткани – чёрный.

Батик может быть анилиновой или акриловой. Красящий состав на основе первого вещества можно использовать для росписи натурального шёлка, вискозы, льна, хлопка, смеси из этих волокон, шерсти и капрона. Рисовать можно концентрированными или разбавленными, их легко можно смешивать [1].  

Кисти для работы нужно выбирать хорошие, мягкие. Идеально подойдут «белки», которые сделаны из натурального ворса. Кончик кисти должен идеально собираться, плавно и легко передвигаться по основанию материи [4].

Для создания хорошей работы необходим эскиз на листе, который рисуется карандашом, а потом обводится черным маркером. Необходимо иметь палитру, грушу с мягкой насадкой, трубочку для резерва, кнопки, контуры разных цветов для декорирования работы. Нитки, иголки или оверлокнужен на последнем этапе, когда необходимо обработать края изделия. Салфетки должны быть под рукой, чтобы остановить нежелательные капли при работе. Соль поможет сделать красивые эффекты при создании воды и т.д.. Очень желательно иметь тонкую проволоку, чтобы защитить наконечник тюбика с резервом и контура от высыхания [4].

Перед началом работы создается эскиз с композицией, который обводится фломастером. Далее натягивается ткань. Искусственные материалы нужно изначально стирать, натягивать на подрамник или раздвижную рамку, закрепив кнопками или специальными крючками. В горизонтальном ровном положении ткань должна высохнуть. Именно благодаря натяжке на основу, краска будет ровно и глубоко проникать в структуру ткани. Резервирующий состав забирается с помощью небольшой груши из банки и выливается в стеклянную специальную трубочку. Таким образом делается контур изображения, несколько часов он высыхает Краски перемешиваются перед работой и наносятся внутри контура кистью аккуратно, словно это живопись акварелью. [1].

После высыхания изделия, необходимо закрепить краски на пару или утюгом. Все зависит от вида краски, надо ориентироваться на инструкцию. После запаривания батик гладят утюгом и стирают (смешивают 2 столовые ложки 9% уксуса на 1 литр воды) и выдерживают ткань до 10 минут [9].

На данный момент в учреждениях детского дополнительного образования создаются разные кружки, направленные на развитие способностей ребенка. Средства, необходимые для реализации кружка, выделяются государством, которое поддерживает всестороннее развитие детей. Занятия бывают разных направлений, но особый интерес у детей к художественном творчеству. Кружок, организованный в учреждении дополнительного образования может быть направлен только на изучение росписи по ткани или включать в себя дополнительно другие декоративно – прикладные направления.

Делая программу для занятия, руководитель кружка обязан учитывать возраст детей. Создаются несколько возрастных групп (7 - 9, 10 – 12, 13 - 15 лет). Материал для кружка предоставляется администрацией досугового центра или иного учреждения системы дополнительного образования по списку преподавателя.

 Перед работой педагог должен объяснять технику безопасности в кабинете при работе с определенным материалом. Руководитель кружка обязан следить за технологией выполнения задания, давать советы по колористике, композиции при создании эскиза.

Для учеников начальных классов изначально используют хлопковые белые ткани, акварельные и гуашевые краски. Также пяльца, рамки, кисточки для рисования. Для более старшего возраста используется кашибо, специальные краски для батика, контуры, резервы, раздвижные рамки и подрамники [3].

Кружок декоративно – прикладного искусства может быть посвящен разным видам этого направления или только батик. Преподаватель сам разрабатывает программу, где определяется задание на каждый урок. Он подбирает материалы, структуру работы, опираясь на технологию росписи по ткани.

На занятиях с учителем дети могут выполнять копии рисунков, картин или создавать свои неповторимые композиции. Задача руководителя кружка – следить за технологией исполнения росписи по ткани, а также давать консультации по композиции, колористике, обучать приемам декоративной композиции в процессе работы.

В ряде методик не уделяется достаточно внимания занятиям со школьниками декоративной композицией, обучению их приемам стилизации и переработки форм, которые не менее важны, чем знание технологического процесса росписи ткани. Изучение законов создания декоративной композиции с выполнением комплекса специально разработанных заданий для развития творческих способностей должно идти параллельно технологической подготовке, что дает возможность учащимся более полно овладеть изобразительной грамотой, совершенствовать и развивать не только технические навыки, но и творческое воображение [8].

Таким образом, знание технологии росписи по ткани дает возможность создавать новые кружки в системе дополнительного образования, тем самым давая возможностям детям возможность бесплатно заниматься. На таких занятиях дети будут развивать творческие способности.

 

Список литературы

1. Батик: что это такое, история и виды росписи по ткани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://vplate.ru/hobbi/batik/ (05.03.2020)

2. Батик. Материал из Википедии — свободной энциклопедии[Электронный ресурс].- Режим доступа: URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Батик(05.03.2020)

3. Дополнительная общеразвивающая программа «Домовенок» [Электронный ресурс].- Режим доступа:URL:https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-domovenok-1208547.html (18.03.2020)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.