Инструменты и технология росписи по ткани — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Инструменты и технология росписи по ткани

2020-06-02 298
Инструменты и технология росписи по ткани 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трофимова А.И.

группа 91ДИ-м

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева

Россия, Орёл

Руководитель: д.п.н., профессор Черникова С.М.

 

Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика.

Жозеф Жубер

 

Прежде чем начать рассмотрение инструментов и технологий выполнения росписи, следует вспомнить о видах батика.

1. Горячий батик выполняется при помощи нагретого до жидкого состояния воска и красок на тканях натурального происхождения.

2. Холодный батик — выполняется акриловыми или парозакрепляемыми красками по ткани при помощи специального резервирующего состава, сдерживающего границы росписи.

3. Свободная роспись — рисунок этой росписи выполняется без резерва и контуров. Обычно по сырой ткани при помощи кистей наносится желаемый рисунок, который не будет выглядеть четко, а наоборот, мягко, плавно с красивыми вливаниями и переходами из цвета в цвет. Чаще всего используется для росписи предметов гардероба (шарфы, платки и т. п.)

4. Узелковая роспись очень актуальная в Индии и Индонезии и по сей день, - метод ручной росписи, при помощи перетягивания и завязывания нитками сырой окрашенной ткани.

Для начала, рассмотрим материалы, необходимые для выполнения росписи. Как уже говорилось ранее для росписи желательно выбирать натуральную ткань. Начинать проще с хлопковых, так как на них меньше растекается краска и цвет ложиться более насыщенным, а также их легче натянуть на подрамник. Если роспись выполняется не первый раз, и мастер уже достаточно подготовлен, то можно использовать шелк. Искусственный шелк можно использовать также, но на такой ткани сильнее растекаются краски, хуже накладывается резерв, из-за чего возможны подтеки краски под резерв (но и к этому можно со временем приноровиться и выполнить роспись качественно), но на искусственных тканях краски хуже закрепляются, а могут не закрепиться вообще. На шелке цвета красок выглядят более нежно, воздушно, переходы и растяжки более плавные.

Следующее, что стоит указать — это подрамник или пяльцы (зависит от размера росписи). На них натягивается ткань для дальнейшей работы с ней. Подрамник должен быть обязательно с бортиком или скосом, иначе, в части где ткань будет прилегать к дереву, цвета будут отличаться от основной росписи (т. к. будут пропитывать еще и деревянную подложку).

Конечно необходимые инструменты любой росписи — это кисти. Кисти требуются разных размеров, форм и составов. Это могут быть щетина, синтетика или колонок, белка. Формы: плоские, круглые, веерные и т. д. Кисти подбираются мастером в зависимости от рисунка под роспись.

Далее воск, парафин (для горячего батика) или резервирующий состав (желательно, не смываемый водой, для холодного батика).

Для работы с резервами нужны чантинг (для горячего батика) или стеклянная трубочка (для холодного).Чантинг — инструмент, с помощью которого горячий воск наносится тонкими линиями на ткань, имеет форму медной или стальной лейки с носиком, опущенным вниз, на деревянной ручке. Стеклянная трубочка также является инструментом для нанесения резервирующего состава тонкой линией по рисунку на ткань (краска за линию резерва не растекается). Трубочка выполнена из стекла, имеет загнутый конец и резервуар в нижней трети. Резерв набирается в трубочку и выдувается при помощи спринцовки с мягким кончиком. В наше время существует очень интересный прибор называемый батик-штифт. Это приспособление с электрическим нагревом воска/парафина, из которого, при соприкосновении с тканью игла входит внутрь, равномерно распределяется резервирующий состав. Удобнее всего резервирующий состав наносить слева направа по горизонтали.

И самое главное — красители. Красители существуют на самых разных основах. Делятся на термозакрепляемые и парозакрепляемые (соответственно первые закрепляются утюгом с изнаночной стороны, вторые — горячим влажным паром). Все термозакрепляемые краски разработаны на основе акрила, их можно разбавлять водой и легко смешивать между собой. В работе с парозакрепляемыми красками необходимо выяснить их класс (основные, активные, кислотные и др.), так как от этого будет зависеть добавка в краски (соль, уксус, сода и др.) для качественного закрепления ее на ткани. Но если работа несет характер декоративного панно и не будет стираться, то можно использовать красители сразу из баночек (особенно в работе с горячим батиком, так как горячий воск имеет закрепительное свойство).

Также обязательно необходим четкий подготовительный рисунок-шаблон на бумаге, мягкий карандаш, кнопки (или мебельный степлер), вода или спирт (на выбор), возможно соль (для эффектов плавных вкраплений) или прочные нитки (для узелковой росписи).

Итак, прежде чем приступить к работе над росписью необходимо натянуть смоченную в воде ткань на подрамник и закрепить при помощи кнопок или мебельногостеплера. Далее разработать эскиз предполагаемой работы и отрисовать его четкими яркими линиями на бумаге в размер подрамника (чтоб линии было видно через ткань), подложить эскиз(шаблон) под ткань и перевести на нее рисунок мягким простым карандашом, после чего шаблон нужно удалить.

И далее рассмотрим работу в разных техниках батика. 

Например для горячего батика необходимо также подготовить воск. Его нужно разогреть на паровой бане или в специальном воскоплавильном «горшочке» до жидкого состояния (примерно 145 градусов) и поддерживать температуру на все время работы с воском (чтоб не застывал). Плавно опустить кисти и чантинг в чуть прогретый воск, так чтоб они не загнулись и не распушились. В зависимости от рисунка кистью или чантингом выполняется заливка тех областей, которые должны остаться белыми (нетронутыми). Если таких частей нет, то до работы с воском по сырой ткани наносится первый не очень яркий расплывчатый слой красителей (повторяющий возможный рисунок или фон под всю работу). Далее, когда красочный слой высох, воском закрываются места, которые не должны прокрашиваться следующим слоем краски (это могут быть тонкие и изящные контуры, выполненные при помощи чантинга, или более крупные заливки и рисунки, сделанные кистью, или же узоры нанесенные штампом), наносится следующий красочный слой росписи (красочный слой подразумевает в себе не просто однотонную заливку одного цвета, хотя и так тоже возможно, а всевозможные растяжки, переходы и переливы из цвета в цвет). Стоит обратить внимание, что к каждому этапу можно приступать, только когда предыдущий слой краски высох, а резерв (воск) застыл. И эта последовательность действий выполняется до получения нужного результата (перекрытий воском может быть несколько слоев в разных местах в зависимости от этапа прокрашивания и контура необходимой заливки цвета на данном этапе, а может быть одно или два резервирующих перекрытий в более простых росписях). После высыхания, воск удаляется при помощи нагрева утюгом через тонкую бумагу (подобной газетной, главное не красящей).

В холодном батике резерв наносится по рисунку с помощью стеклянной трубочки, которую нужно перевернуть вверх носиком, чтоб резерв немного стек от края, и только затем наносить контуры рисунка на ткань, стараясь равномерно вести руку слева направо по горизонтали. Резерв сохнет в течении 1-2 часов. Затем выполнить роспись красками, используя свои навыки распределения цветов по ткани (начинать стоит со светлых участков, намочить ткань перед нанесением цвета, дабы не образовывалось подтеков и обеспечить плавные переходы из цвета в цвет), а также всевозможные эффекты (например, соляные или цветные контуры).

Узелковая роспись более проста в исполнении. Здесь вместо резервирующего состава используются нитки. Перед окрашиванием ткань сворачивается и перетягивается нитками, завязанными на узелки. Способов сворачивания и перетягивания огромное множество, стоит поэксперементировать сначала на небольших кусочках ткани. Методы окрашивания тоже различные: можно полностью окунуть ткань в краситель, можно кистью прокрашивать участки разными цветами кистью, можно вливать краситель из специального тюбика (как в акриловых витражных красках). Сушить следует на не впитывающей поверхности.

Любая из росписей после высыхания закрепляется: если это термозакрепляемые краски, то с изнаночной стороны фиксируется утюгом на режиме «хлопок», если парозакрепляемые, то при помощи горячего влажного пара в отсутствии воздуха при повышенном давлении (что гораздо сложнее первого способа). Но декоративные панно, которые не планируется стирать или чистить, закреплять не обязательно, особенно выполненные в технике «горячего батика», так как воск отчасти все же остается в ткани и является этаким закрепителем красителя.

«Батик — это не только древнее ремесло и искусство, но и некое таинство, магия, которая, как считают, способна оказывать влияние на жизнь и судьбы людей. Его изготовление всегда рассматривалось, как занятие, вырабатывающее упорство, настойчивость, прилежание, терпение» [6, с. 248].

 

 

Список литературы

 

1. Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: 1978 г.

2. Давыдов С.Г. Батик - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2005 г.

3. Есипова Ю.И., Черникова С.М. Современные материалы и технологии в практике преподавания Декоративно-прикладного искусства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №2(83). С.215-218.

4. "Роспись по шелку" - Издательский Дом ОВА-ПРЕСС, 2001 5. Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989 г.

5. Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989 г.

6. Патлах В. В. «Энциклопедия технологий и методик» 1993-2007 г.

7. Синеглазова М., Батик. - М.: Издательский дом МСП, 2005

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.