Анализ художественного произведения с помощью реконструкции замысла автора — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Анализ художественного произведения с помощью реконструкции замысла автора

2020-05-08 221
Анализ художественного произведения с помощью реконструкции замысла автора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1. Обратимся к наиболее радикальному направлению авангардного искусства — абстрактной живописи, к творчеству В. В. Кандинского.

Рассмотрим репродукцию картины «Композиция VII» В. В. Кандинского (1913), помещённую на цветной вкладке учебника. Мы видим следующее:

1. Абстрактная живопись отказывается от изображения узнаваемых предметов, людей, образов природы.

2. В ней также не создаётся иллюзия пространства, похожего на реальное.

3. Абстрактная композиция строится из чистых элементов художественной формы: цветовых пятен, линий, геометрических форм, взаимодействующих и связанных между собой в единое целое.

(Необходимо пояснить, что выразительным в живописи может быть не только лицо человека, жест, изображённый предмет, но также цвет, рисунок, ритм, мазок или штрих. Следует напомнить, что это относится и к классической традиции, но в ней всё-таки на первом месте стоит выражение определённого сюжета с помощью узнаваемых фигур.) 

4. В абстрактной живописи выразительность цвета, линий и форм самодостаточна.

В связи с вышесказанным у зрителей возникают вопросы. Попробуем ответить на них с помощью самого В. В. Кандинского. Ответы на них художник даёт в своём теоретическом труде «О духовном в искусстве» (1922).

Таблица 2

1) С какой целью художник приходит к столь смелому освобождению художественной формы от изображения узнаваемых предметов? 1) Целью Кандинского было освободить живопись от оков материального мира, выявить её духовную сущность. Он писал: «Для того чтобы освободиться от предметов и сюжета, выявить внутреннюю, духовную сущность живописи, необходимо, чтобы форма, краски, движение и заимствованные у природы предметы не вызывали никакого внешнего или связанного с внешним повествовательного действия». Обращает на себя внимание, что художник не отрицает полностью изображения природных форм, но стремится освободить их от телесных оков
2) Не утрачивается ли содержание за счёт формы? 2) Если композиции в традиционном понимании выражают связанный с событиями жизни или мифологический сюжет, то абстрактные композиции выражают идеи абсолютного универсального порядка, поэтому события разворачиваются не в реальном мире и не требуют участия конкретных действующих лиц
3) Какое новое содержание вкладывает художник в произведение? 3) Известно, что замысел «Композиции VII» связан с темой Апокалипсиса. Тема эта звучит как преодоление катастрофы и переход мира из материального состояния в духовное. Даже если зритель не знает об этом замысле Кандинского, он может непосредственно представить подобные идеи, рассматривая картину. В связи с этим Кандинский писал: «Каждое произведение возникает технически так же, как возник космос. Оно проходит путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой музыка сфер»
4) Каков характер эстетического воздействия абстрактной живописи на зрителя? 4) Кандинский писал, что человек с развитым восприятием может ассоциировать изображение со звуком, ароматом, осязательными и вкусовыми ощущениями. Например, цвет может быть громким

Продолжение

  или звучащим под сурдинку, мягким или острым, гладким или прерывистым и т. д. Краски и линии для художника — одухотворённые живые существа, способные к собственной жизни и развитию в поле картины. Такое восприятие порождает широкую гамму переживаний в душе зрителя. Кандинский говорил: «Цвет — это клавиш, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль». Попытки понимания и восприятия живописи Кандинского способствуют развитию этих дремлющих в человеке возможностей

2.2. Остановимся на другом основополагающем произведении ХХ в. «Чёрный супрематический квадрат» К. С. Малевича (1915) не перестаёт уже целое столетие бередить умы самых разных зрителей. В начале нового века можно констатировать, что интерес к живописным идеям Малевича не убывает, а нарастает. Давайте попытаемся разобраться с помощью художественного анализа в сущности живописного и философского открытия, сделанного художником.

По замыслу Малевича, в «Чёрном супрематическом квадрате» воплощена идея абсолютной, абстрактной картины. Надо заметить, что эта идея во все времена будоражила и будет будоражить умы художников, так же как философы всегда будут искать абсолютную истину. Например, великий русский художник А. А. Иванов, посвятивший 20 лет напряжённого труда своей знаменитой картине «Явление Христа народу», тоже ставил перед собой задачу создать картину всеобъемлющего смысла о духовном пути всего человечества. Он выразил эту идею на языке классического искусства, бытовавшем в его время, в сложной картине мира с большим количеством фигур. В эпоху Малевича искусство уже прошло путь освобождения от отображения реального мира и идея художника логически вырастает из эволюции художественных направлений от импрессионизма до кубизма.  

Малевич назвал живописное направление, открытое «Чёрным квадратом», супрематизмом — от слова «высший», «живопись сверхидей», тем самым заявив, что в искусстве могут получить отражение не только частные переживания, мысли и чувства, понятные многим, но и сложные идеи универсального всемирного порядка. Именно по этой причине неискушённые зрители испытывают растерянность перед «Чёрным квадратом». Они не находят в нём привычного отклика на свои чувства и переживания.

Это искусство также не вписывается в типовые критерии и оценки. Например, «Чёрный квадрат» не может нравиться или не нравиться, он как бы специально выдвинут за рамки этих категорий. Как писал в этой связи Малевич: «Искусство нас не спрашивало, когда творило небо и звёзды». Его нельзя назвать красивым или некрасивым. Ведь он не связан ни с какими конкретными образами. Представление многих зрителей о том, что интерпретировать эту экстрардинарную картину каждый человек может по-своему, абсолютно неверно, и она является носителем совершенно определённой идеи её автора.

Для того чтобы всё-таки понять замысел Малевича, надо прежде всего рассмотреть квадрат как произведение живописи, построенное на основе законов художественной формы.

Картина представляет собой чёрный квадрат, обрамлённый белым полем. Две плоскости — чёрная и белая — находятся в динамическом напряжении, контрасте. По законам оптики и цветового восприятия чёрное — отсутствие цвета, белое — сумма всех цветов.

В квадрате заложена возможность двоякого восприятия: чёрная плоскость на белом фоне и, наоборот, чёрное зияющее пространство в обрамлении белой плоскости. Зрительное восприятие «Чёрного квадрата» построено на постоянных превращениях плоскости и пространства.

В этой лаконичной формуле художник выражает идею мирового порядка, понимаемого как динамическое равновесие противоположных начал: чёрного и белого, плоского и пространственного, ограниченного и безграничного.

Создавая универсальную формулу мироздания, художник приходит к предельному минимализму форм и использует первоэлемент живописи — цветовую плоскость. 

Художнику удалось вывести искусство из ограниченной сферы чувств и рассудка в сферу идей и сверхчувственного постижения мировых законов.

«Чёрный супрематический квадрат» в известном смысле подводит итог предшествующей истории искусства, при этом ничуть не посягая на её значение. Но главное — он открывает перспективу нового пластического мышления ХХ столетия, что особенно очевидно на пороге следующего тысячелетия.

На пути, открытом Малевичем, сформировались разнообразные художественные направления ХХ в. во всём мире: конструктивизм, минимализм, концептуализм и т. д. Но особенно явно и наглядно влияние идей художника в архитектуре и дизайне ХХ в. 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.