Тема 6. Воспитание как категория педагогики (2 час.). — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 6. Воспитание как категория педагогики (2 час.).

2020-04-03 186
Тема 6. Воспитание как категория педагогики (2 час.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

6.1. Общая характеристика процесса воспитания.

6.2. Формы, методы и средства воспитания.

6.3. Принципы воспитания. Их реализация в лечебной практике врача.

6.4 Медицинская деонтология.

Ключевые слова: процесс воспитания, формы воспитания, методы воспитания, средства воспитания, принципы воспитания, медицинская деонтология.

 

6.1. С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, в нашем случае пациента или же его родственников. Определение отражает личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной педагогической теории. В рамках этого подхода следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, т.к. это ведет к манипулированию личностью воспитуемого. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер. На становление личности влияют семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания взаимодействия воспитателя и воспитанников. На воспитуемых процесс воспитания оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя следующие этапы: диагностику (изучение) воспитуемых и определение задач воспитания; проектирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); организацию педагогического взаимодействия (реализация планов); проверку и оценку результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

6.2. Форма организации воспитания – это способ организации воспитательного процесса, характеризующий взаимоотношения воспитывающих и воспитуемых. Классифицируют формы воспитания по-разному: в зависимости от того, как организованы воспитуемые (фронтальная или массовая форма, групповая и индивидуальная формы воспитания); в зависимости от методики воспитательного воздействия (словесные, практические, наглядные формы воспитания).

Методы воспитания – научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемыми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самовоспитания. Составной частью метода воспитания является прием воспитания. Таким образом, метод – это совокупность приемов. Приемы воспитания бывают прямыми и косвенными.

Под средствами воспитания понимается все то, при помощи чего одни люди воздействуют на других с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. К средствам воспитания можно отнести: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; технические средства; мир жизнедеятельности воспитанника; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).По характеру воздействия на человека средства воспитания можно разделить на прямые и косвенные (которые нередко более эффективны), а по характеру того, на что они направлены – на эмоциональные, когнитивные и поведенческие (чаще они – комплексные).По характеру воздействия на человека средства воспитания можно разделить на прямые и косвенные (которые нередко более эффективны), а по характеру того, на что они направлены – на эмоциональные, когнитивные и поведенческие (чаще они – комплексные).

6.3. П ринципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.

2.Принцип целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса Данный принцип требует организации многостороннего педагогического влияния на личность пациента через систему целей, содержания, средств воспитания с учетом максимально возможного числа факторов воспитательного процесса. Если целью воспитания является усиление ответственности молодого индивида за контроль над соблюдением санитарно-гигиенических правил, которые провоцируют рецидивы, скажем, хронического ринита, может проводиться превентивная методическая работа, ориентированная на потребность в получении высокого статуса, достижения успехов (в том числе у противоположного пола). Воспитательная работа с пожилым пациентом будет строиться с учетом его потребности в общении, признании и уважении и апеллировать к его жизненному опыту. Если в первом случае, скорее всего, используется индивидуальная работа, то во втором будут более эффективны групповые формы воспитания.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности воспитуемых. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому врач, ведущий воспитательную работу, как педагог, содействует организации разных видов самосохранительной деятельности пациента, стимулирует его активность, сохраняя за собой руководящую роль. Так, при развитии когнитивного компонента установки к ССД у больного астмой врач дает лишь часть информации для формирования представления об успешной самосохранительной деятельности и образе жизни в целом, способствующем избавлению от заболеваний дыхательных путей или повышению качества жизни у хронически больного человека. Информация должна носить незавершенный характер, чтобы «эффект незавершенного действия» способствовал активизации сознания самого пациента.

4.Принцип гуманизма, уважения к личности пациента Гуманистический принцип регламентирует отношения врача и пациента и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете врача, сотрудничестве и доброжелательности. Гуманистические принципы предполагают, что врач, осуществляющий воспитательную работу, верит в положительные результаты воспитания и может развить у пациента стремление к самосохранительной деятельности.

5.Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Предполагает организацию воспитательных воздействий на личность в группе, через общение, что требует от врача компетенций в области межличностных отношений и групповой динамики.

6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей пациента Выбор средств и методов работы с конкретными пациентами осуществляется в зависимости от их возрастных особенностей и индивидуальных различий (темперамента, характера, уровня интеллекта, особенностей воспитания и образования). Более молодые, гибкие в организации деятельности, отзывчивые и жизнерадостные пациенты с хорошим интеллектом и высоким уровнем культуры будут успешнее осваивать методы формирования и развития основ ССД. Пациенты старшего возраста охотнее используют методы ССД, опыт применения которых имеется у них самих или авторитетных для них личностей независимо от их профессиональной принадлежности.

7. Принцип единства действий и требований субъектов самосохранительной деятельности (врача, семьи и значимых для пациента социальных групп). Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные семья пациента и другие социальные группы, необходимо обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса. Следовать последнему принципу более затруднительно в силу ограничений, накладываемых спецификой профессиональной деятельности врача. Однако участковый терапевт, «домашний» врач, педиатр могут реализовать данный принцип в своей воспитательной практике.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание. В этом заключается научное значение принципов и их роль в организации практической деятельности врача.

6.4   В таком понимании разговор о принципах воспитания близок к пониманию сути медицинской деонтологии, которая представляет собой совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. К числу вопросов, входящих в содержание медицинской деонтологии, относятся:

1. Вопрос строгого сохранения врачебной тайны.

2. Ответственность за состояние здоровья и жизнь пациента.

3. Аспекты взаимоотношений медицинского персонала друг с другом.

4. Аспекты взаимоотношений с пациентом и его родственниками.

5. Правила, регулирующие интимные связи между врачом и больным. Введено это правило Американской медицинской ассоциацией.

Существует два отдельных понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика», они не тождественны. Медицинская деонтология — это учение о принципах и нормах поведения медицинского персонала, направленное на максимальное повышение эффективности лечебных и профилактических мероприятий и на устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Медицинская этика – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала. Кроме того, в круг вопросов медицинской этики входят и те, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений. Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека.

Деонтология (от греч. слова deon – должное и logos – учение; дословный перевод – учение о должном) – та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом.

Таким образом, вопросы воспитания, профессиональной этики, деонтологии и врачебной этики должны занимать одно из ведущих мест в формировании личности квалифицированного врача.

 

Основная учебная литература:

1.Педагогика: учебник / ред. П.И. Пидкасистый. – 5–е изд., допол. иперераб. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 580 с. - ISBN 978-5-93134-371-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93280 (17.04.2019).

2.Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: В 2 кн.: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000 – [2002] – (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце разд.
Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 2000 [2002]. - 573, 1 с.: табл., ил

 

Дополнительная учебная литература:

1.Арон, И.С. Педагогика: учебное пособие / И.С. Арон; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018. - 144 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-2015-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496200 (17.04.2019).

2.Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб.пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2015. - 299 с.: ил., табл. - (Учебное пособие)

3.Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Серия:Университеты России). — ISBN 978-5–534-07346-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/aktualnye-voprosy-pedagogiki-i-obrazovaniya-438936 (дата обращения: 17.04.2019)

4.Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - Москва; Берлин: Директ–Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (17.04.2019)

5.Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Москва: Проспект, 2017. - 238 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-25321-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472398(17.04.2019)

6. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. - 69 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3911-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426678 (17.04.2019)

7. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 2. Общие основы педагогики. - 121 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3912-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426826 (17.04.2019)

8. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 3. Теория и методика воспитания. - 161 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3913-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426827 (17.04.2019)

9. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3915-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730 (17.04.2019)

Тесты к лекции 6

1. Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы:

а) искренняя и безусловная любовь родителей;

б) материальные условия;

в) коллектив.

2. Выберите правильный ответ:

Идеальный педагог — это:

1. Учитель, ведущий процесс на образцовом уровне.

2. Абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя.

3. Учитель, исповедующий определенные научные идей.

4. Учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.

5. Учитель, создающий условия для саморазвития личности.

6. Все ответы верны.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.