Тема 2. Психологическая характеристика общения как важнейшего условия взаимодействия в системе врач – пациент (2 час.). — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2. Психологическая характеристика общения как важнейшего условия взаимодействия в системе врач – пациент (2 час.).

2020-04-03 190
Тема 2. Психологическая характеристика общения как важнейшего условия взаимодействия в системе врач – пациент (2 час.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1. Особенности психолого-педагогического общения врача и пациента.

2.2. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике.

2.3. Врач-специалист и врач-профессионал. Врач – педагог.

Ключевые слова: психолого-педагогическое общение, психологическое взаимодействие, психодиагностика, невербальное поведение, вербальное поведение, врач-специалист, врач-профессионал, врач – педагог, коммуникативная компетентность.

2.1. Особенности психолого-педагогического о бщения врача и пациента. Влияние врача на самосознание больного: улучшение его способности к сознательному целенаправленному управлению психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.

Функции общения личности пациента с врачом. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом. Интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами. Перцептивная (лат, perceptio-восприятие) – в общении как процессе восприятия друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

Условия полноценного общения врача и пациента как вида психологического взаимодействия:

– овладеть методами обследования пациента, диагностики, профилактики и лечения заболеваний;

– уметь помочь пациенту осознать необходимость ведения здорового образа жизни;

– научиться применять полученные знания на практике и стремиться постоянно их совершенствовать;

– уметь анализировать результаты фундаментальных научных исследований и применять их для повышения качества медицинской помощи;

– осознать важность деонтологического компонента врачебной деятельности и уметь применять принципы этики и деонтологии на практике;

– уметь устанавливать эмоционально психологический контакт с пациентом.

Последовательность в психолого-педагогическом общении врача и больного. При первой встрече с пациентом врач минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию эмоциональных переживаний пациента, созданию доверительного контакта. Далее врач приступает к выяснению «внутренней картины болезни», к вербализации пациентом всех его представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и перспектив выздоровления.

Проводя коррекцию «концепции» болезни у пациента, врач обсуждает с ним данные его обследований, анализирует связь эмоциональных факторов с симптоматикой. На этом этапе врач предоставляет пациенту соответствующую информацию и выступает в роли эксперта. Взаимоотношения с больным углубляются, врач становится помощником в интенсивной работе пациента над его внутренним миром.

2.2. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике.

Психодиагностика как область психологии, в рамках которой создаются и используются в практической деятельности методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Наблюдение как самый распространенный психологический метод. Общее и целенаправленное наблюдение. Использование специалистами, для которых объектом профессиональной деятельности является другой человек, обоих видов наблюдения. Общее наблюдение, позволяющее выявлять закономерности поведения пациента, по которым складывается общее впечатление о нем. К невербальному (неречевому) поведению относят: позу; мимику; направление взгляда; жестикуляцию; особенности движений.

Особенности вербального поведения (речи) человека. Наиболее информативные его характеристики: громкость и темп, плавность речи; особенности использования глагольных форм, личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий; словарный запас, паузы, повторения, заикание, оговорки; четкость изложения мысли, уверенность в ответе; стереотипность мыслей, шаблонность (оригинальность) суждений.

Использование педагогического мышления в психодиагностике. Педагогическое мышление – вид практического мышления по решению профессионально значимых задач, заключающийся в способности непрерывной психолого-педагогической диагностики состояния всех компонентов учебного процесса, самооценки и оценки возможностей как отдельных студентов, так и группы в целом, способности проектирования, управления, моделирования, предвидения результатов деятельности, способности немедленного реагирования, принятия решений, организации коммуникаций между всеми участниками учебного процесса, что позволяет добиваться положительных результатов обучения и воспитания, формирования профессионально грамотных действий, активной профессиональной и личностной позиции врача.

2.3. Врач-специалист и врач-профессионал. Врач – педагог. Ориентация высшего медицинского на образование врача-профессионала, что гораздо шире, чем подготовка врача-специалиста. Взаимосвязь профессионального и личностного роста. Этизация врачебного сознания и деятельности как одно из коренных условий образования врача-профессионала. 

Врач-специалист как человек, в совершенстве владеет медицинскими знаниями, умениями и навыками. Цель высшего медицинского образования – врач-профессионал, усвоивший не только естественно-научные, технические, но и гуманитарные основания своей профессии, хорошо понимающий социокультурные и этико-деонтологические аспекты своей деятельности. Наряду с врачебными знаниями, навыками и умениями, врач понимает ценности и смыслы профессии. Совершенствование медицинского профессионализма посредством моральных мотивов (милосердием, альтруизмом, заботой о человеке, стремлением спасти и сохранить жизнь).

Врач как психолог, который ориентируется в характерологии, личностных реакциях больного, способен изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач как педагог, свободно владеющим дидактикой, т.к. многие положения психогигиены требуют устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной.

Критерии «идеального» врача-педагога. Личные качества: личностная зрелость; порядочность, нравственная зрелость, креативность и готовность к работе в новых для себя ситуациях; толерантность; способность к видению ситуации с разных то­чек зрения; наблюдательность и восприимчивость; интуиция, корректность, тактичность, деликатность. Коммуникативная компетентность: уважение и внимательность к собеседнику; умение устанавливать контакт; способность слушать и слышать; эмпатия; готовность разрешать межличностные проблемы; способность работать в команде.

Тесты к лекции 2.

05. Назовите самый распространенный методпсиходиагностики:

1) наблюдение;

2) поведение больного;

3) собственный вариант ответа.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.