Тема 3. Трудности и дефекты общения. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 3. Трудности и дефекты общения.

2020-04-03 161
Тема 3. Трудности и дефекты общения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Трудности общения: психологический и коммуникативный аспекты.

3.2. Классификация психологических трудностей общения.

3.3. Роль и значение педагогической психотерапии.

Ключевые слова: трудности общения, психогенные трудности, барьеры общения, нарушения межличностного общения, коммуникативностьличности, педагогическая психотерапия.

3.1. Трудности общения: психологический и коммуникативный аспекты. Трудности общения как проявление психологических и коммуникативных барьеров, возникающих в процессе общения без предварительного намерения собеседников, протекающих внешне бесконфликтно, но сопровождающихся высоким внутренним напряжением и отрицательными эмоциями собеседников, следствием которых может стать нарушение общения или даже разрыв контактов между ними.

Психологический аспект трудностей и помех в общении связан с личностным фактором, мотивационно-содержательной стороной общения. Он включает, с одной стороны, отчужденность и аутистичность, а с другой – избыточность и бессодержательность общения.

Коммуникативный аспект трудностей общения как неумениеустановить контакт или неспособность его установить. Неумениесвязано с коммуникативной компетентностью, навыками и умениями, которым можно научиться. Неспособность вытекает из особенностей личности и труднее поддается коррекции, как и прочие трудности, обусловленные личностными особенностями. Коммуникативностьличности как владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникабельность как владение социальной стороной контакта: соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями (умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор).

Классификация факторов, затрудняющих общение:

– несогласованость целей и мотивов действий;

– неадекватная техника общения (неумение непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение, оправдывающие собственные ожидания; использование парадигмы управления, насилия, принуждения для получения ожидаемого поведения собеседника).

Трудности в общении сопровождаются переживаниями, чувством психологического дискомфорта: аутистичность, острое чувство одиночества, отчужденность, необщительность; трудности в социальной коммуникабельности (неумение извиниться, выразить сочувствие, правильно выйти из конфликта); сложности в достижении согласия, выработке общей позиции.

3.2. Классификация психологических трудностей общения. Три основных понятия – нарушения, трудности и барьеры, разграничение этих понятий условное. Нарушение межличностного общения как двустороннее осложнение общения и отношений. Психологическая сторона нарушения обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Трудности общения различаются по степени сложности протекания, психологическим последствиям, степени неудовлетворенности партнеров общением, возможностям и способам устранения возникших затруднений. Психогенные трудности как следствие психологических травм, стрессов, тяжелых переживаний и фрустраций, неадекватной самооценки, влекущие за собой негативные изменения в доверительном общении. Взаимообусловленность психогенных трудностей и психосоматических болезней (язва, гипертония, эндокринные нарушения и др).

Барьер ы как абсолютное или относительное препятствие эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения. Его причинами являются мотивационно-операциональные, индивидуально-психологические, соци­ально-психологические особенности общающихся.

Важность понимания врачом реакции пациента на болезнь. По характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние:

– физиологические (биологические или физические, связаны с обеспечением функционирования организма);

– психологические (беспокойство по поводу предстоящей операции, депрессия вследствие потери близкого человека);

духовные, связанные с изменением ценностей, поисками смысла жизни, уходом в религию (одиночество, утрата смысла жизни;

– социальные (конфликтная ситуация на работе, в семье, потеря трудоспособности и пр.).

3.3.Роль и значение педагогической психотерапии. Психотерапия как система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм и поведение больного. Основные принципы психотерапии:

– не переубеждать пациента;

– при объяснении использовать понятные примеры из повседневной жизни;

– подводить больного к решению конфликтной ситуации так, чтобы он без подсказок, но всё-таки незаметно руководимый, решил их;

– проводить внимательное воздействие на личность пациента, чтобы вселить уверенность в выздоровлении.

Специфика педагогической психотерапии. Педагогическая психотерапия стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врача, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяет в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.

Решение следующих задач при использовании педагогической психотерапия в лечебном учреждении любого профиля:

– избавление больных от неведения и ошибок суждения;

– коррекция переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха;

– обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы

– социальное активирование заболевшей личности.

Сеансы врачебной педагогики как специфические лекции, занятия, просветительные беседы врача с больными, как синтез упомянутых выше форм общения врача, психолога и педагога с пациентами.

Тесты к лекции 3.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.