Второй модуль – педагогический — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Второй модуль – педагогический

2020-04-03 300
Второй модуль – педагогический 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 4. Педагогика в медицинском образовании (2 час.).

4.1. Основы педагогических знаний в профессиональной деятельности врача.

4.2. Объект и предмет педагогики.

4.3. Категориальный аппарат педагогической науки.

4.4. Связь педагогики с другими науками.

4.5. Методы научно-педагогического исследования.

Ключевые слова: медицинская педагогика, объект и предмет педагогики, образование, воспитание, обучение, развитие, формирование, становление, методы исследования.

4.1. Профессиональное и личностное становление студента-медика и овладение в процессе высшего медицинского образования основами культуры врачебной деятельности и профессионального общения опираются на пласты общей культуры общества, которые отражены в педагогике. В последние десятилетия в связи с необходимостью гуманизации высшего образования в качестве дополнительного к медицинскому предлагаются психолого-педагогическое, психологическое образование, подготовка в области клинической психологии и др.

Что такое педагогика в высшем медицинском образовании? Ответы на этот вопрос могут быть самыми различными: педагогика — это педагогическая составляющая в медицинском образовании; педагогика — это искусство врачевания и общения с пациентом, искусство, которому необходимо научить студентов; педагогика — это разнообразные методические рекомендации по разработке учебных планов и программ, учебных пособий, задач, тестов.

Педагогика необходима врачу для:

- выполнения профессиональных обязанностей: обучение пациентов для создания комплайенса (англ., compliance – согласие, податливость, уступчивость) и обеспечения качественного лечения; обучение их родственников для обеспечения корректных условий ухода и психологической атмосферы лечения; обучение младшего и среднего медперсонала;

- профессионального развития, непрерывного образования: личностно-профессиональное саморазвитие, обучение коллег, студентов-медиков;

- дома, семьи – воспитание детей.

Медицинская педагогика – термин, введенный с середины 90-х годов, обозначающий педагогическую составляющую в медицинском образовании (искусство врачевания и общения с пациентом). Медицинская педагогика – междисциплинарная область теории и практики, возникшая на основании эмпирически подтвержденной эффективности специального обучения больных злокачественными опухолями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.

 В медицинском образовании педагогика объясняет и описывает организацию педагогического процесса, выявляет его успешность или неуспешность, а также трудности, возникшие на этапе клинических знаний, которые должны изучаться на доклиническом этапе. Роль педагогики в практике современного врача очень важна, поскольку пронизывает все сферы деятельности специалиста: от момента самообучения, практики, до правил общения с пациентами и родственниками. Она описывает и объясняет организацию педагогического процесса.

В базовое образование будущих врачей педагогика была введена сравнительно недавно. С середины 90-х гг. XX в. на основании Государственного образовательного стандарта началось ее преподавание студентам медицинских вузов совместно с психологией в дисциплине «Педагогика и психология». Однако невозможно при этом не вспомнить огромный практический опыт отечественных медиков-педагогов, который составляет золотой фонд высшего медицинского образования. Большой вклад в развитие отечественного высшего медицинского образования внесли такие ученые и практики, как М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, И.П. Павлов, С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев, А.В. Вишневский, П.Б. Ганнушкин, И.В. Давыдовский, АН. Бакулев, А.А. Вишневский и др.

4.2. Что же представляет собой наука педагогика и что она изучает? В самом общем виде педагогику определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация знаний о педагогической действительности (В. В. Краевский). В этом случае задача педагогики сводится к передаче культуры и социального опыта, приобретенного в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в области медицины. При этом педагогика совмещает две функции — научно-теоретическую и конструктивно-техническую (нормативную, регулятивную), которые в других областях научного знания обычно поделены между разными дисциплинами. Например, научно-теоретическая функция присуща таким фундаментальным наукам, как биология, физика, химия. Конструктивно-технические функции свойственны техническим наукам и медицине. В педагогике данные функции объединяются.

 В качестве объекта педагогики предлагается рассматривать образование как феномен, включающий обучение, воспитание и развитие. Педагогика, как и любая другая наука, имеет не только объект исследования (образование), но и предмет. Ее предметом является педагогический (учебно-воспитательный) процесс, с позиций которого она изучает и проектирует образование человека. По отношению к студенту-медику образование — это одновременно и процесс и результат его обучения, воспитания и развития.

Педагогика в медицинском вузе — это наука о социально - личностно-детерминированном медицинском образовании, характеризующемся целеполаганием и руководством, созданием условий для освоения студентами основ профессиональной компетентности, духовного и профессионального развития. В этом случае объектом педагогики становится медицинское образование, а предметом — педагогическое взаимодействие между участниками учебного процесса, обеспечивающее студентам овладение основами профессиональной компетентности. Отсюда целью изучения педагогики в медицинском вузе является формирование основ психолого-педагогической компетентности и расширение профессиональных функций медицинского работника.

Изучая педагогику, студент-медик должен реализовать следующие основные задачи:

– усвоить и принять лично для себя педагогические аспекты деятельности медицинского работника;

– овладеть основами педагогических знаний, повысить общую педагогическую культуру;

– понять значение педагогических знаний для развития своих способностей в период обучения и для профессионального роста.

4.3. Как и каждая наука, педагогика имеет свой категориальный аппарат. К основным категориям, которыми оперирует педагогика, следует отнести:

Образование – целостный процесс становления и развития личности; процесс принятия личностью нравственных ценностей; усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, норм поведения.

Воспитание – целенаправленная помощь в развитии характера и положительных качеств личности, способностей, в ходе которой создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности; специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Обучение – способ получения систематического образования; специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений, унаследованных и приобретенных свойств личности.

Формирование – процесс развития и становления под влиянием внешних воздействий; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Становление – приобретение человеком в процессе развития новых качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития; результат развития.

4.4. В течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками (рис.1).

 Эти связи обусловленылогикой исследовательской работы, общим состоянию научного познания, методами исследования и полученными данными. Тесные связи педагогики наблюдаются и с различными отраслями медицинских знаний. Так, в деятельности педагога усматриваются психотерапевтические аспекты, косвенным результатом которых становится терапевтический эффект — личностное развитие и профессиональный рост. Вместе с тем и в психотерапевтической работе с пациентом раскрываются его духовные ценности, развиваются знания и представления о себе и мире, влияющие на его мышление, формируются навыки понимания и взаимодействия с другими людьми, т.е. обнаруживается триединство задач воспитания, обучения и развития, присущих педагогическому процессу.

Педагогика тесно связана и с физиологией. Студенты медицинского вуза, изучая физиологию, знакомятся с глубинными механизмами управления физиологическим и психическим развитием человека, жизнедеятельностью организма в целом, его отдельных частей и функциональных систем. Вместе с тем и педагоги, основываясь на знания закономерностей функционирования высшей нервной деятельности, возрастных особенностей развития и социализации могут адекватно конструировать обучающие и здоровьесберегающие педагогические технологии.

Как целостное явление теория здорового образования исходит из следующих концептуальных оснований:

1. Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов (определение понятия «здоровье», зафиксированное в уставе ВОЗ).

2. Только после 24 лет можно говорить о наличии у человека целостной сформировавшейся системы, объединяющей физическое, душевное и социальное здоровье.

3. Наиболее существенные изменения в здоровье детей происходят при переходе к взрослому состоянию. Таким возрастом является период от 10 до 24 лет, в котором могут быть выделены при необходимости три фазы, продолжительностью в пять лет каждая (10—14, 15 — 19 лет и 20—24 года).

Студентам медицинских вузов небезынтересно знать, что среди факторов, которые эксперты ВОЗ определили как приводящие к нарушению нормального процесса формирования здоровья как системы, перечислены и такие факторы как: характер воспитания в детском возрасте; ценностная ориентация общества, социальный тип человека, особенности поведения, характерные для определенной группы, воспитание и образование в подростковом возрасте; стиль семейной жизни; образование в области сохранения и укрепления здоровья, т.е. те составляющие системы здоровья, на формирование которых в значительной мере оказывает влияние опытный и грамотный педагог.

При изучении педагогики рассматриваются вопросы общей педагогики, профессиональной педагогики, методики преподавания. В рамках общей педагогики можно выделить следующие разделы изучения: общие основы педагогических знаний, дидактику или теорию обучения, теорию воспитания.

4.5. Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий; способы сбора информации о педагогических фактах, анализа теоретических понятий, способы решения научно-исследовательских задач.

Методы педагогических исследований подразделяют на группы (рис. 2):

Основная учебная литература:

1.Педагогика: учебник / ред. П.И. Пидкасистый. – 5–е изд., допол. иперераб. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 580 с. - ISBN 978-5-93134-371-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93280 (17.04.2019).

2.Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: В 2 кн.: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000 – [2002] – (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце разд.
Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 2000 [2002]. - 573, 1 с.: табл., ил

 

Дополнительная учебная литература:

1.Арон, И.С. Педагогика: учебное пособие / И.С. Арон; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018. - 144 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-2015-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496200 (17.04.2019).

2.Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб.пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2015. - 299 с.: ил., табл. - (Учебное пособие)

3.Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Серия:Университеты России). — ISBN 978-5–534-07346-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/aktualnye-voprosy-pedagogiki-i-obrazovaniya-438936 (дата обращения: 17.04.2019)

4.Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - Москва; Берлин: Директ–Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (17.04.2019)

5.Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Москва: Проспект, 2017. - 238 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-25321-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472398(17.04.2019)

6. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. - 69 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3911-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426678 (17.04.2019)

7. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 2. Общие основы педагогики. - 121 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3912-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426826 (17.04.2019)

8. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 3. Теория и методика воспитания. - 161 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3913-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426827 (17.04.2019)

9. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3915-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730 (17.04.2019)

 

Тесты к лекции 4.

 

1. Выберите правильный ответ:

В какую группу включены основные категории педагогики?

а) среда, наследственность, воспитание;

б) знания, умения, навыки;

в) воспитание, обучение, образование;

г) созревание, система, социализация.

2. Выберите правильный ответ:

Что определило возникновение педагогики как науки?

а) объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду;

б) забота родителей о счастье детей;

в) биологический закон сохранения рода;

г) прогресс науки и техники.

3.Выберите правильный ответ:

Основным и конечным результатом педагогической деятельности является …

а) престиж и репутация учебного заведения;

б) количественные и качественные показатели успешности (места в соревновании и т.д.);

в) ученики, развитие их личности, раскрытие потенциала, способностей.

 

4. Выберите правильный ответ:

В какой группе перечислены основные методы научно-педагогических исследований?

а) Наблюдение, индукция, дедукция, согласование, поощрение, знакомство, беседа.

б) Наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, шкалирование, эксперимент, анализ результатов деятельности, диагностирование. 

 

в) Эксперимент, анализ, изучение документации, синтез. Беседа, интервьюирование, наказание, требование, убеждение.

 

г) Правильного ответа нет.

Тема 5.Образование и обучение как категории педагогики (2 час.).

5.1. Дидактика как направление педагогики.

5.2. Характеристика процесса обучения.

5.3. Основные дидактические концепции. Содержание образования.

5.4. Методы и средства обучения в высшей школе.

5.5. Формы организации обучения.

5.6.Технологии обучения.

Ключевые слова: дидактика, процесс обучения, метод, формы обучения, технологии обучения.

5.1.Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, обучающий) – теория обучения. Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571–1635), который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики»

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. К основным категориям дидактики относят: преподавание, обучение, образование, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения.

5.2.Процесс обучения – это целенаправленная взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение задач образования. Процесс обучения двусторонний процесс: в нем воедино слиты два вида деятельности – преподавателя и обучаемых. Деятельность преподавателя носит название – преподавание. Деятельность обучаемых – учение.

5.3. В зависимости от того чья деятельность является доминирующей в истории педагогики выделяют три сложившиеся дидактические системы:

1. Традиционная –где доминирующую роль играет деятельность учителя, и целью которой является пе6редача обучаемым готовых знаний, формирования умения применять эти зна6ния

2. Педоцентрическая – где главная роль отводится учению, а учебный процесс строится исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Абсолютизация такой дидактики приводит к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.

3. Современная дидактическая система –где в центре внимания находится совместная деятельность как учителя, так и обучаемых. Она предусматривает не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся.

Не смотря на то, что в современная дидактическая система говорит о взаимодействии учителя и учащихся, т.е. стоит на позиции субъект-субъектных отношений, ведущую роль в процессе обучения играет все же учитель. При этом достоянием обучающихся становится содержание образования, под которым понимаетсяспециально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества.Эта система включает в себя четыре основных элемента:

1. Знания;

2. Умения и навыки, которые подразделяются на общешкольные и специфические; интеллектуальные и практические

3. Опыт творческой деятельности;

4. Нравственно-волевое и эмоциональное отношение к миру, другим людям, самому себе.

Данные элементы определяют тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение. Онобеспечивает успешность деятельности в определенной сфере и находит свое выражение в категориях знаний, умений, навыков, а так же в сформированности личностных качеств – компетенциях.

Содержание образования на всех уровнях образовательной системы РФ определяется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который нормирует обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Государственный стандарт профессионального образования служит основой для разработки профессиональных образовательных программ, комплексов методического обеспечения учебного процесса и для аттестации учебных заведений. Государственные образовательные стандарты профессионального образования включают:

федеральный компонент (определяется органами управления образованием; включает основные требования к подготовке специалиста-выпускника);

национально-региональный компонент (устанавливают вузы с учетом специфики регионов, учреждений образования; составляют нормы, отражающие специфику этнокультурных традиций и социокультурной среды регионов);

вузовский компонент (отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения; учет и отражение запросов населения, экономики, социальной сферы).

Содержание профессионального образования представлено нормативными документами:

Учебный план – документ, определяющий состав учебных предметов для конкретного образовательного учреждения; распределение их по годам обучения; недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый учебный предмет.Виды учебных планов: Типовые федеральные у чебные планы, региональные учебные планы, учебный план учреждения.

Учебная программа - документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. Определяет конкретное содержание образования по образовательным областям и отдельным предметам.Программа состоит из объяснительной записки, тематического плана, содержательной части, методических указаний о способах изучения разделов курса, библиографии

Учебник книга или другой носитель информации, в котором содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по учебному курсу.

5.4. Одна из важнейших проблем дидактики – проблема методов обучения. Под методами обучения понимаются способывзаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. К настоящему времени насчитывается свыше пятидесяти методов обучения. В связи с этим возникает потребность в их классификации. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения. Наиболее известными классификациями методов обучения являются:

1.Традиционная классификацияметодов по источнику знаний (словестные, наглядные практические);

2. Классификация методов обучения поИ. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину (по степени умственной активности): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы;

3. Классификация методов обучения по Ю.К.Бабанскому (по структуре учебно-познавательной деятельности): методы организации и осуществления, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

Каждый метод состоит из приемов. Прием обучения – это составная часть метода обучения.

Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная.

5.5. Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. В отечественной школе основной формой организации обучения является урок. В высшей школе – лекционное и семинарское занятие. Кроме этого в отечественной дидактике приняты такие формы обучения: экскурсия, практикум и семинары, факультативные занятия, лабораторные и практические занятия, консультации, дополнительные занятия, экзамены и пр.

5.6. Педагогическая технология – новое (с 50 годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. К основополагающим задачам педагогической науки в медицинском образовании относятся в том числе обоснование и внедрение инновационных технологий обучения. В настоящее время в медицинском образовании используются следующие технологии:

структурно-логические, заключающиеся в поэтапной организации учебного процесса (например, блочно-модульное обучение), построении схем ориентировочной основы деятельности, алгоритмов и т.д.;

интеграционные, предусматривающие взаимосвязанность разнопредметных знаний и умений, видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, научных проблем (например, изучение тем:«Воспалительные заболевания в полости рта», «Клетка», «Метаболизм», «Нервная система», «Опорно-двигательный аппарат»);

игровые, использующие различные виды деловых учебных игр, моделирующих реальные профессиональные ситуации (например, на темы:«Ревматический порок сердца», «Острый живот в гинекологии», «Разбор жалобы больного на врача «скорой помощи»», «Инфекционно-токсический шок при менингококковой инфекции», «Жалоба в отделение стоматологии детского возраста» и т.д.);

тренинговые, определяющие алгоритм решения наиболее типичных практических задач (оказание неотложной помощи, позитивное общение с пациентом);

диалоговые (например, эмпатические беседы);

информационно-компьютерные.

Основная учебная литература:

1.Педагогика: учебник / ред. П.И. Пидкасистый. – 5–е изд., допол. иперераб. – Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 580 с. - ISBN 978-5-93134-371-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93280 (17.04.2019).

2.Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: В 2 кн.: Учебник для студентов высших учебных заведений обучающихся по педагогическим специальностям / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000 – [2002] – (Учебник для вузов). - Библиогр. в конце разд.
Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 2000 [2002]. - 573, 1 с.: табл., ил

 

Дополнительная учебная литература:

1.Арон, И.С. Педагогика: учебное пособие / И.С. Арон; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018. - 144 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8158-2015-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496200 (17.04.2019).

2.Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб.пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2015. - 299 с.: ил., табл. - (Учебное пособие)

3.Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. В. Дрозд. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 265 с. — (Серия:Университеты России). — ISBN 978-5–534-07346-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/aktualnye-voprosy-pedagogiki-i-obrazovaniya-438936 (дата обращения: 17.04.2019)

4.Засобина, Г.А. Педагогика: учебное пособие / Г.А. Засобина, И.И. Корягина, Л.В. Куклина. - Москва; Берлин:Директ–Медиа, 2015. - 250 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3744-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272316 (17.04.2019)

5.Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Москва: Проспект, 2017. - 238 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-392-25321-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472398(17.04.2019)

6. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. - 69 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3911-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426678 (17.04.2019)

7. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 2. Общие основы педагогики. - 121 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3912-2; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426826 (17.04.2019)

8. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 3. Теория и методика воспитания. - 161 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3913-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426827 (17.04.2019)

9. Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - Ч. 5. Педагогические технологии в начальном образовании. - 438 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-3915-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=344730 (17.04.2019)

 

Тесты к лекции 5.

1. Выберите правильный ответ.
Существуют различные подходы к классификации методов:

а)    методы по характеру познавательной деятельности учителя и учащегося;

б)   методы по источнику знаний;

в)    методы по особенностям деятельности учителя и учащегося.

 

К какой из них относятся словесные, наглядные и практические

методы?

 

2. Выделите номера, которые можно отнести к содержанию образования.

1)   учебники;

2)   учебные столы;

3)   справочники;

4)   словари;

5)   указка;

6)   компьютерные обучающие программы.

 

3. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:

1)   лекция;

2)   дискуссия;

3)   иллюстрация;

4)   лабораторный.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.