Программа по внеклассно-воспитательной работе и внеурочной деятельности в ДШИ — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Программа по внеклассно-воспитательной работе и внеурочной деятельности в ДШИ

2020-05-07 581
Программа по внеклассно-воспитательной работе и внеурочной деятельности в ДШИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа по внеклассно-воспитательной работе и внеурочной деятельности в ДШИ

«Делу - время, потехе - час»

 

возраст обучающихся 6,5-17 лет

срок реализации 8 (9), 5(6) лет

 

 


 

 

ЗАТО Северск

2019

Содержание

 

I. Пояснительная записка                                                                  4

1.1. Цели и задачи внеклассно-воспитательной работы         8

1.2. Принципы построения программы                                          9

1.3. Материально-техническое обеспечение                           12

1.4. Ожидаемые результаты освоения программы                 12

II. Основные направления и формы воспитательной работы ДШИ 14

Планирование воспитательной работы                           15

2.2. Примерный тематический план                                       15

III. Содержание программы                                                              17

Организация воспитательной деятельности                    17

Организация концертной деятельности                           18

Концертная деятельность «Дарить людям радость»      20

Концертно-просветительская деятельность                              21

3.5. Другие виды творческого сотрудничества и взаимодействия  22

3.6. Внеклассно-воспитательная работа педагога

Как часть воспитательной системы «Душа в созвучии

С прекрасным»                                                                         22

Проектная деятельность «Путь в будущее»                              23

Работа по взаимодействию семьи и школы

«Мир дому твоему»                                                                 25

IV. Критерии оценки результатов внеклассно-воспитательной работы   27

4.1. Мониторинг эффективности внеклассно-воспитательной и

внеурочной деятельности                                                        28

V. Условия реализации программы                                                           28

VI. Методическое обеспечение воспитательного процесса                       30

 

Литература                                                                                             32

Приложение I

Внутренняя рецензия

Внешняя рецензия

 

Приложение II

Презентация к проекту «Мир дому твоему»

(отдельный файл)

 

I. Пояснительная записка

В настоящее время в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного образования. Если в начале третьего тысячелетия мы наблюдали такие явления, как демографический спад, недооценка роли искусства как одного из важных средств воспитания и развития личности, падение интереса родителей к музыкальному образованию, вследствие чего уменьшилось число детей, поступающих в школы искусств, то в последние годы в области музыкального воспитания и образования наметились изменения. Справедливости ради стоит сказать, что принципы развивающего обучения коснулись не только собственно сферы обучения, но и воспитательной системы в ДШИ.

Современная школа искусств – это тип образовательного учреждения, назначение которого состоит в развитии способностей, заложенных в ребенке, это открытая система, гуманистически ориентированная на реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, это выдвижение на первый план общечеловеческих ценностей и, в первую очередь, личности ребенка.

Основной задачей в школе искусств является обучение игре на инструменте. Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеклассно-воспитательной работе. Специфика школы искусств диктует иную установку организации воспитательного процесса: создание целостной культурной среды, взаимосвязанной с учебным процессом. В этом случае само искусство становится единой средой для проведения воспитательной и учебной работы.Как писал известный композитор и педагог Д.Б. Кабалевский: «Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль».

В отличие от задач учебного процесса внеклассно-воспитательная работа строится на включении ребенка в окружающую его жизнь, а также на развитии творческого потенциала личности. Привлекая детей к участию в совместных мероприятиях и выступлениях, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру совместной деятельности, поэтому наполнение новым содержанием воспитательного процесса в системе дополнительного образования является актуальным, так как влияет на формирование растущей личности в целом. К сожалению, эта сфера воспитания отстает от современных требований педагогической и социокультурной сферы, так как в музыкальных школах внеклассно-воспитательная работа ведется в большинстве случаев с опорой пусть на положительные, но устаревшие формы и методы привлечения учащихся к творческой деятельности. Возникшее противоречие выявило необходимость разработки инновационных форм и методов, критериев оценки внеклассной работы в условиях учреждения дополнительного образования.

    Актуальность появления программы обусловлена тем, что обучение традиционными методами, замыкающимися на узкоспециальных задачах, перестали увлекать учащихся школы искусств, так как в них сложно увидеть моменты, открывающие перспективы обучения. Сегодня актуальной проблемой является поддержание у детей интереса к учебе вообще, а тем более к учебе в школе искусств. Чувство коллективизма, значимости и успешности помогают сделать обучение интересным и наполнить его светлыми и радостными моментами - и как раз в этом воспитательная работа может сыграть не последнюю роль.

    Начиная работу над программой и изучая методическую литературу, мы обнаружили, что данный раздел достаточно хорошо разработан и представлен в общем образовании. Программы же для ДШИ по внеклассно-воспитательной работе практически отсутствуют или имеются в единичных экземплярах. В основном внеклассно-воспитательная работа представлена методическими статьями в этой области. Ввиду недостаточной методической разработанности проблемы организации внеклассно-воспитательной работы в ДМШ и ДШИ, возникает потребность в систематизации и обобщении средств и методов, которые можно использовать в этой сфере деятельности.

В требованиях ФГОС для общего образования обозначено, что программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на любой ступени образования и, добавим от себя, в любом образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения и семьи.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках ДМШ и ДШИ и определяет актуальность появление программы по внеклассно-воспитательной и внеурочной деятельности. Немаловажную роль здесь играет и возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность детей в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Данная программа определяет содержание, основные цели и задачи внеклассно-воспитательной и внеурочной деятельности в ДМШ и ДШИ и направлена на воспитание творческих способностей учащихся. Программа представляет систему содержания, форм, методов и приемов педагогического воздействия, опирается на принципы развивающего обучения и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа направлена на то, чтобы показать, как привлечение новых форм внеклассной работы помогает обеспечить духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеклассно-воспитательной и внеурочной деятельности в совместной педагогической работе школы искусств и семьи, раскрыть таланты учащихся.

Программа имеет ярко выраженную социальную направленность, так как в ней большое внимание уделяется социализации личности, способности к адаптации и самоопределению в новых условиях, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций, сотрудничеству с различными социальными структурами.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа призвана обеспечивать:

  • создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, включающей все виды внеурочной деятельность;
  • формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

    Данная программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение результатов духовного и творческого развития обучающихся:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • воспитание в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
  • развитие творческих навыков и возможностей каждого ребенка;
  • реализацию способностей одаренных детей в различных видах творческой деятельности.

     Предлагается учитывать и следующие факторы:

  • запросы участников образовательного процесса, родителей (законных представителей);
  • уровень квалификации педагогических работников;
  • качество обучающих программ;
  • творческий подход в организации внеурочной деятельности обучающихся.

    В данной программе впервые сделана попытка систематизировать опыт внеклассно-воспитательной работы в рамках документа, являющегося инструментом по осуществлению воспитательного процесса в ДШИ в целях повышения качества музыкального образования, охвата большего количества детей культурно-просветительской деятельностью, повышения престижа ДШИ в культурном пространстве города.

Новизна программы определяется тем, что в ней предлагаются инновационные подходы к проблеме развития музыкально-творческих способностей обучающихся во внеклассной и внеурочной деятельности, указаны критерии и показатели ее успешной реализации, что открывает возможности органичного включения воспитательных мероприятий в образовательный процесс ДШИ. Инновационный характер программы обеспечивается сочетанием традиционных подходов и современных педагогических технологий обучения.

Для реализации программы применяются следующие современные педагогические технологии:

· технология личностно-ориентированного обучения;

· технология проблемного обучения;

· технология развивающего обучения;

· проектно-исследовательские технологии;

· информационно-компьютерные технологии;

· игровые технологии;

· здоровьесберегающие технологии.

Суть данной авторской программы можно сформулировать в трех словах: Интерес — Творчество - Успех. Мы постараемся ответить на вопрос: как средствами внеклассно-воспитательной работы можно повысить мотивацию к обучению, как творчество поможет поддержать интерес для того, чтобы ребенок ощущал свою успешность.

Практическая значимость программы состоит в понимании внеклассной работы как фактора развития музыкально-творческих способностей учащихся и социализации личности в ДШИ. Данная программа апробирована в Детской школе искусств г. Северска. Полученные результаты позволяют считать опыт работы положительным и рекомендуемым для использования в повседневной практике учреждениями дополнительного образования.

    Срок реализации программы

    Срок реализации «Программы по внеклассно-воспитательной работе и внеурочной деятельности в ДШИ «Делу - время, потехе — час» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8(9) лет (1-8 (9) классы). Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5(6) лет (1-5 (6) классы). Для учащихся, не закончивших освоение образовательной программы основного образования и планирующих поступление в профессиональные образовательные заведения в области музыкального искусства, срок может быть увеличен на один год.

Должен знать:

  • художественно-исполнительские возможности своего инструмента;
  • иметь сформированные представления о приемах работы над исполнительскими трудностями.

Должен уметь:

  • грамотно исполнять музыкальные произведения;
  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • аккомпанировать при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
  • давать оценку своей самостоятельной работе и публичному выступлению.

Обладать навыками:

  • потребности общения с искусством;
  • чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
  • наличие творческой инициативы в участии в коллективных мероприятиях;
  • наличие навыков работы в подготовке к публичному выступлению;
  • иметь опыт публичных выступлений.

Оценить уровень достигнутых результатов позволяют следующие методы:

  • педагогические наблюдения;
  • индивидуальные беседы с учащимися и родителями;
  • анкетирование учащихся и родителей;
  • мониторинг уровня воспитанности и сформированности ценностных ориентаций обучающихся.

 

Планирование воспитательной работы

 

Данная программа учитывает реальные возможности большинства учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания. Отличительной ее чертой является вариативность, так как позволяет учитывать индивидуальность ученика и возможности школы: наличие эффективно работающих педагогов, новых методик преподавания, специализации школы. Планирование воспитательной работы складывается из следующих моментов:

· Общешкольные родительские собрания — 1 раз в год

· Родительские собрания по классам педагогов — 2-3 раза в год

· Классные часы с учащимися — 1 раз в четверть

· Совместное посещение концертов, выставок - 3 раза в год

· Выступления учащихся в концертах — не менее 3 раз в год

· Участие в проектной деятельности — 1 раз в год.

2.2. Примерный тематический план

 

Месяц, дата Название мероприятия Всего часов Теоретич Практич.

Концерты для организаций и учреждений города

III. Содержание программы

 

План работы с родителями

 

Направление сотрудничества Цель сотрудничества Форма проведения
Аналитическое Выявление потребностей и запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение опросов, анкетирование
Педагогическое просвещение родителей 1. Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. 2. Повышение педагогической культуры. 3. Совершенствование и распространение передового опыта семейного воспитания. Школьные и классные родительские собрания. Родительские собрания учащихся нового набора «Посвящение в музыканты». Родительские собрания выпускного класса. Беседы по воспитанию в семье.
Наглядно-информационное   1. Ознакомление родителей с работой ДМШ. 2. Формирование знаний о воспитании и развитии детей. Проведение прослушиваний программ выпускников, программ учащихся к конкурсам и фестивалям, открытых уроков и др. Информационные сообщения для родителей на стендах «Отличники учебы», «Конкурсы и концерты», «Ими гордится школа».
Внеурочные формы работы Повышение заинтересованности родителей в результатах обучения, выявление интересов, склонностей и способностей детей. Проведение тематических классных часов по классам педагогов и объединенных мероприятий по группам.
Культурно-просветительское Раскрытие творческого потенциала участников учебного процесса, развитие семейного творчества, пропаганда и внедрение новых форм работы, создание в семье благоприятного творческого микроклимата. Расширение контингента учащихся, пропаганда среди населения города Совместное проведение досуга, праздников, посещение концертов. Проведение концертов, связанных с семейными праздниками. Выступления на концертах в школах и детских садах. Помощь классным руководителям школ в проведении фестивалей семейного творчества.
Методическое обеспечение Расширение репертуарного плана, повышение интереса к обучению в ДМШ Составление педагогами сборников для домашнего музицирования

 

IV. Критерии оценки результатов внеклассно-воспитательной работы

 

    Критериями и показателями музыкально-творческих способностей учащихся во внеклассной работе, которые открывают возможности диагностики развития их творческих способностей, мы предлагаем считать:

  • познавательные музыкальные способности;
  • творческие способности;
  • концертно-исполнительские способности;
  • способность к проектно-исследовательской деятельности, умению объединить исследовательские и исполнительские навыки в едином культурообразующем пространстве.

    Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей.

 

 

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992 г. (изм. и доп. 2005 г. – последний вариант)

2. Конвенция о правах ребенка. Правовая библиотека. Выпуск №3/ Текст/. - М.: Юрайт, 2007. – 22 с.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ (ДШИ). – М.: 1988.
  3. Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа для ДМШ (ДШИ). – М.: 1988.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст]: постановление Правительства РФ от 04.11.2000 № 751 // Официальные документы в образовании. – 2000. - № 21

  1. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: монография: сборник материалов для детских школ искусств/ Авт.-сост. А.О. Аракелова. – М.: Министерство культуры России, 2012. ч.1, II. – 118 с.
  2. Письмо Министерства культуры от 13 декабря 2011г. № 101-01-39/06-ГИ
  3. Примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музыкальный инструмент фортепиано. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2006.
  4. Примерная вариативная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Музицирование для учащихся фортепианного отделения. – М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2008.
  5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. №06-1844
  6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03.1995 г.

 

Методическая литература

  1. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М.: Педагогика, 1973. - 140 с.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - 150 с.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: искусство, 1986. - 587 с.
  4. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. Пособие для учителя /под редакцией Л.И.Виноградовой/. - М.: Просвещение, 2006.
  5. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Программно-методические материалы. Музыка. Учебное издание. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 225 с.
  6. Кирнарская Д. К. Современные представления о музыкальных способностях//Вопросы психологии, 1988, №2. - с. 129-137.
  7. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М.: Таланты XXI века, 2004 - 496с.
  8. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. - 288 с.
  9. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
  10. Матюшкин A. M. Концепция творческой одарённости//Вопросы психологии, 1989, №6. - с. 29-33.
  11. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией доктора пед. наук Е.С.Полат. –М.: 2001.
  13. Петрова Л. Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности: Автореферат дис. акад. пед. наук. М.: Московский государственный педагогический университет, 1997. - 16 с.
  14. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.
  15. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика, под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
  16. Психология одаренности: от теории к практике. Под ред. Д. В. Ушакова. - М.: PerSe, 2000. - 336 с.
  17. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.
  18.  Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1.. [Текст] /Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
  19. Сухомлинский В. А. Моя педагогическая система. - Киев: Радянська школа, 1988. - с. 19-27.
  20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Наука, 2003. - 377 с.
  21. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2006.
  22. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. - М.: Интерпракс, 1994. - 372 с.
  23. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192 с.
  24. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я - детский педагог. - Спб.: Союз художников, 2002.
  25. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

Интернет-ресурсы

  1. Крыхтина С. Ю. Формирование музыкально-творческих способностей учащихся в условиях внеклассной работы учреждения дополнительного образования http://www.dissercat.com/content/formirovanie-muzykalno-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchikhsya-v-usloviyakh-vneklassnoi-rab

2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/samoanaliz-prepodavatelya-fortepiano

  1. http://school-garmoniya.nios.ru/p1aa1.html
  2. Мельникова Л. Л. Организация концертно-просветительской деятельности в колледже искусств./Л. Л. Мельникова//Наука. Образование. Педагогика. Искусство. Вып.2. – М., 2005, с.89–93. - http://www.muzprosvetitel.ru/avtoref.htm
  3. Чекемес И.О. Программа духовно-нравственного развития. - режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/634088/

Приложение I

 

Рецензии на программу:

 

  1. Внутренняя рецензия заместителя директора по методической и проектной деятельности МАУДО ЗАТО Северск «Детская школа искусств» О.Э. Павлюковой.

 

  1. Внешняя рецензия заведующей учебно-методическим отделом ОГАПОУ «ГКСКТИИ», преподаватель высшей квалификационной категории О.Н. Алиной.
  2. Выписка из протокола заседания Методического Совета ДШИ.

 

 

Приложение II

 

 

Презентация к проекту «Мир дому твоему» является яркой иллюстрацией к IV разделу «Семейное воспитание» данной программы и воплощает на практике основные положения программы по вопросам взаимодействия всех участников процесса обучения: преподавателей, обучающихся и их родителей. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения по отношению друг к другу. Это поможет и педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребенка качеств, необходимых для его самоопределения и самореализации.


Программа по внеклассно-воспитательной работе и внеурочной деятельности в ДШИ

«Делу - время, потехе - час»

 

возраст обучающихся 6,5-17 лет

срок реализации 8 (9), 5(6) лет

 

 


 

 

ЗАТО Северск

2019

Содержание

 

I. Пояснительная записка                                                                  4

1.1. Цели и задачи внеклассно-воспитательной работы         8

1.2. Принципы построения программы                                          9

1.3. Материально-техническое обеспечение                           12

1.4. Ожидаемые результаты освоения программы                 12


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.