Преподавание идеи эволюции и коэволюции в современной теории организации — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Преподавание идеи эволюции и коэволюции в современной теории организации

2020-05-07 195
Преподавание идеи эволюции и коэволюции в современной теории организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О.В. Бочарникова,  кандидат экономических наук, доцент,

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Т.И. Никифорова, кандидат экономических наук, доцент,

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

А.А. Шерстяков, кандидат экономических наук, доцент

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

Аннотация: В статье рассматриваются особенности эволюции и коэволюции в современных организациях.

Ключевые слова: организация, эволюция, коэволюция.

 

Цель данной работы рассмотреть основы развития процесс эволюция и коэволюции в организациях.

Объект данной работы теория организации.

Предмет исследования процесс эволюция и коэволюции в организациях.

Биологический эволюционизм расширил предмет теории организации, создав ему другое измерение. Введённое им понятие «организация - естественный объект» меняет своё содержание в зависимости от фазы развития, контекста, от используемого подхода. Позиция эволюционизма в теории организации фиксируется в ряде принципов (правил), и в первую очередь в принципе возрастания организационной энергии (компетенции) и принципе выживания тех организаций, которые способствуют её повышению.

Использование эволюционных предпосылок в теории организации сыграло, с одной стороны, роль методологического корректора - показало недостаточность заведомо фрагментальных знаний для понимания природы и поведения организаций, с другой стороны, пробудило интерес исследований к эволюции «социабельности» организаций, их общественного поведения, проявления кооперации, дало новые импульсы для переосмысления оснований теории организации.

В отличие от традиционных организационных доктрин, опирающихся на принцип детерминированности и жесткие зависимости между переменами экономических процессов, эволюционная теория отталкивается от фактора неопределенности в хозяйственной жизни и признания устойчивых случайных траекторий развития институтов и экономических агентов. Принцип случайности признается ключевым признаком данной теории, позволяющим, опираясь на биологические принципы селекции, вскрыть механиз- мы и критерии отбора («выживания наиболее приспособленного», сохранения и распространения институтов, обладающих наибольшим набором «целесообразных» признаков и т. д.).

Эволюционная теория отходит от принципа «чем чище, однороднее» система, тем она лучше функционирует. Она опирается в этом вопросе на кибернетический «принцип неоднородности» — к меняющейся внешней среде лучше приспосабливаются системы, в которых действуют неоднородные элементы: доминирующие, дополнительные, второстепенные и т. д. К числу важных концепций эволюционной теории относится концепция самоорганизации и саморазвития.

Самоорганизацию можно рассматривать как основу эволюционного процесса. Базовой идеей эволюционного подхода является концепция естественного экономического отбора — развитие конкурентоспособных фирм происходит за счет вытеснения из экономического пространства других членов «популяции фирм», возникновении новых признаков у организации принадлежит естественному отбору.

Поэтому эволюция организаций идет на основании внутреннего стремления к прогрессу (принцип градации) и изначальной целесообразности реакции любой организации на изменение внешней среды и признания возможности прямого приспособления.

В организационных науках сегодня наблюдается тенденция дальнейшей теоретической нагруженности эмпирического опыта на основе новых познавательных подходов и моделей, в частности коэволюционных установок.

Осознание коэволюционности отношений вызывает поиск новых регулятивов понимания организационной реальности и осуществления организационной деятельности, осмысления путей совместной эволюции организации и её окружения.

Современные зрелые организации являются продуктом коэволюции, результатом взаимосопряженной селекции видовых свойств и качеств, объективного действия универсальных коэволюционных закономерностей, сопряженного естественного развития организаций и общества.

Коэволюция демонстрирует, как достигнуть правильного, в будущем устойчивого объединения простых структур в более сложные и ускорить темп их совместного развития.

Таким образом, в идее коэволюции, как в фокусе, сходятся две линии познания организационного бытия и становления: первая ориентирована на инвариантность, универсальность, связанность, единство; вторая — на необратимость, взаимно адаптивную изменчивость, разнообразие.

Коэволюционный подход есть конструктивный способ разобраться в проблемах становящихся, эволюционирующих организаций путём возникновения взаимно адаптированных, оптимально подогнанных друг к другу подсистем (на микроуровне) и автономных систем (на макроуровне).

 

Библиографический список

1. Бочарникова О.В. Управление изменениями в строительных орагнизациях. Автореф. дисс… к.экон.наук. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 2003. – 19 с. 

2. Бочарникова О.В. Управление изменениями в строительных орагнизациях. Дисс. дисс…к.экон.наук. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 2003. – 149 с. 

3. Манаков Л.Ф., Бочарникова О.В. Современная теория организации: Учеб. пособие / Л.Ф. Манаков, О.В. Бочарникова; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Но- восибирск: НГАСУ, 2003. - 120 с.

4. Манаков Л.Ф., Бочарникова О.В. Теория организации: закономерности и принципы самоорганизации региональных строительных систем. Учебное пособие. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин). Новосибирск, 2004. - 232 с.

5. Никифорова Т.И. Организационно-экономические основы совершенствования деятельности вуза (на примере строительных вузов). Автореф. дисс… к.экон.наук. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 1996.–20 с. 

6. Никифорова Т.И. Организационно-экономические основы совершенствования деятельности вуза (на примере строительных вузов). Дисс… к.экон.наук. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 1996. – 143 с.

7. Сидорина Т.В., Шеховцова Л.В., Кулягина Е.А., Чернобровина А.Б., Шерстяков А.А. Сервисная составляющая в деятельности жилищно-коммунального хозяйства // Транспортное дело в России, 2016. - №6. - С. 77.

8. Сидорина Т.В., Шеховцова Л.В., Кулягина Е.А., Чернобровина А.Б., Шерстяков А.А. Качество сервиса в деятельности жилищно-коммунального хозяйства // Наука Красноярья, 2017 – Т.6. - №1-2. – С. 284-288.

9. Шерстяков А.А. Исследование кадрового потенциала строительной отрасли // Экономические и организационно-управленческие проблемы развития строительного комплекса. Материал Всероссийской конференции. – Новосибирск: НГАСУ, 2013. – С. 127-132.

 

 

УДК 374.1

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМООБРАЗОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А.С. Вандакурова, студентка

Новосибирский ГАУ

Б.В. Федотов, научный руководитель, кандидат ист. наук, доцент

Новосибирский ГАУ

 

Аннотация. Способность к самообразованию сегодня рассматривается как важнейшее профессиональное качество личности. Для того, чтобы выпускник вуза мог стать конкурентно способным на рынке труда, необходимо сформировать у него потребность в самообразовании. Самообразование предполагает личный интерес к изучению материала.

Ключевые слова:способность к самообразованию,  профессиональное качество личности.

 

Для самообразования нужна мотивация, только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек хотел научиться чему-то новому, и делал это со страстью и увлеченностью.

Объект исследования – процесс самообразования студентов.

Предмет исследования – формирование готовности студентов к самообразованию.

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования готовности к самообразованию.

Методы исследования – изучение литературы, анализ педагогических ситуаций, анкетирование.

Гипотеза исследования – образовательный процесс в вузе, направленный на формирование у студентов готовности к самообразованию, может быть эффективным, если: используется система учебно-воспитательных ситуаций; овладение умениями и навыками самообразования происходит в условиях интерактивной учебной деятельности (тренинги, ролевые игры, дискуссии); формируется позитивная мотивация к овладению умениями и навыками самообразования через сознание ситуаций успеха.

Практическая часть. Было проведено микроисследование для студентов 1-3 курсов Новосибирского ГАУ Инженерного института. Способны и готовы ли они к самосовершенствованию, к успешной самореализации в общественной среде, понимают ли они окружающую их жизнь. Было проанкетировано 50 респондентов.

Студенты ответили на вопросы:

1. Как вы понимаете определение самообразования?

2.Необходимо ли вам самообразование?

3.Какие источники самообразования вы используете?

4.Сколько времени вы отводите на самообразование?

5.Хотели бы научиться самообразованию и нужна ли помощь в его осуществлении?

Как показало анкетирование студентов - 70 % учащихся понимают, что такое самообразование и определяют его понятием - самосовершенствование, или самостоятельное развитие в различных отраслях знаний, работу над собой. Остальные подразумевают лишь самостоятельное изучение отдельного вопроса, дисциплины или самостоятельное обучение. При этом для студентов 1-3 курсов самообразование необходимо. Основным источником самообразования для студентов является интернет, книги, человек, внутренняя мотивация. Тратить на самообразование всё своё свободное время готовы 4 человека из всех опрошенных, остальные могут выделить лишь 2, 3 часа свободного времени. Помощь в самообразовании нужна большей части студентов, научиться самообразованию хотят больше половины опрошенных.

Таким образом, самообразование - необходимый элемент учебной деятельности обучающегося. Самообразование в практике обучения вуза предполагает собой тип учебной работы, сущность которой направлено в самореализацию личности.

Библиографический список

7. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М.: Высшая школа, 1986. – 126 с.

8. Бондаревская В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 1985, - 124 c.;

9. Гуськов Ю.А. Информационное обеспечение транспортного обслуживания на заготовке кормов // Информационные технологии, системы и приборы в АПК материалы 4-ой Международной научно-практической конференции "АГРОИНФО-2009". Сибирский физико-технический институт аграрных проблем СО Россельхозакадемии. 2009. С. 227-232.                                                                                                                                                              

10. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М.: Наука и жизнь, 2000. – 246 с.;

11. Пидкасистый П.И. Навыки самообразования – важная цель обучения / П.И. Пидкасистый, А.Е. Дасекунов // Вестник высшей школы. – 1987. – №4. – С.31-34.

12. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. – Иркутск: Из-во Иркутского университета, 1992. – С. 34.

 

 

УДК 378.01


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.