Отечественное телевидение и журналистика путешествий — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Отечественное телевидение и журналистика путешествий

2020-05-07 1468
Отечественное телевидение и журналистика путешествий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С момента возникновения телевещания, постепенно, с каждым годом, росли творческие и технические возможности телевидения. В связи с этим развитием появился и, со временем, изменялся контент о путешествиях. Изменения, которые проходила трэвел-журналистика на пути своего развития, происходили в технологическом и содержательном плане. Эволюцию трэвел-журналистики на отечественном телевидении можно разделить на три периода. Для того чтобы выявить эти этапы, необходимо обратиться к истории научно-популярного телевидения с географической тематикой.

1950 – 1980 гг. - первый период в образовании журналистики путешествий на телеэкране. Появление передач, которые были подготовлены Главной редакцией учебных и научно-популярных программ на каналах Центрального телевидения, как «Первый канал», «Второй канал» и «Третий канал», способствовали формированию новому направлению в журналистике. Роль Центрального телевидения, вещание которого охватывало всю территорию СССР, была пропагандистской и социально-педагогической. В то время на телевидении, по большей части транслировались — концерты, сцены, и отрывки из опер и оперетт в исполнении артистов московских театров и, естественно, фильмы.

Помимо основного развлекательного контента, на этом периоде была организована определенная структура передач с образовательной функцией: культурно-просветительские программы, предназначенные для массовой аудитории, которая хотела обогатиться новой информацией; и учебные, или школьные, рассчитанные на прием в школьные учреждения в течение занятий, согласно с учебным планом.

Таким образом, появились документальные фильмы - основоположники цикла передач с географическим направлением, предназначенные для широкого круга зрителей. Например, цикл научно-популярных фильмов созданный русским путешественником Владимиром Шнейдеровым в 1946 году «Путешествия по СССР» о жизни советских людей и окружающем их мире. «Под Южным Крестом» - шестисерийный документальный фильм сценариста Арнольда Григоряна вышедший в 1961 году.

В 1965 году возник альманах под названием «Зовут дороги дальние», созданный редактором М. Дивовой. В передачу входило 45-минутное путешествие по уголкам Родины, включающее интересные маршруты для любителей велотуризма, места для ловли рыб и охоты на зверей.

Документальные фильмы на отечественном телевидении стали родоначальниками трэвел-программ. Так 18 марта 1960 года была создана первая телепередача, посвященная путешествиям - «Клуб кинопутешествий». Владимир Шнейдеров – первый ведущий программы, проработавший над проектом практически до своей смерти. После кончины ведущего телепередача была переименована в 1973 году в «Клуб путешественников». Новым ведущим стал кандидат медицинских наук, лауреат Государственной премии СССР за исследование Арктики, путешественник Юрий Сенкевич. На протяжении 30 лет он был бессменным ведущим программы. В 2003 году «Клуб путешественников» закрыли по причине смерти Сенкевича.

Эта передача состояла из трех разделов с периодом 10-20 минут каждый: первый раздел предназначен территории СССР, республикам и городам, второй – социалистическим странам, третий – капиталистическим странам. Исследователи, археологи, мореходы, географы, журналисты - становились гостями телевизионной программы. Среди них были такие выдающиеся личности, как Жак Майоль, Жак-Ив Кусто, Гарун Тазиев и другие.

«Клуб путешественников» как старейшая программа на российском телевидении внесена в «Книгу рекордов Гинесса». Кроме того, передача удостоилась таких национальных премий, как «ТЭФИ» и «Хрустальный глобус». К программе в 1988-1990 гг. выходило приложение киноальманах «Вокруг света». В тот период времени «Клуб путешественников» наравне с передачей советского кинорежиссера Александра Згуриди о зоологии «В мире животных» пользовались беспрекословным успехом у аудитории.

На начальном периоде развития телевизионной трэвел-журналистики стали очевидны те критерии, которыми должна обладать научно-популярная программа о путешествиях. Они сохранили свою актуальность и в настоящее время:

1) значимость и актуальность той информации, которая поступает с телеэкрана для телезрителей;

2) высокая степень достоверности, т.е. присутствие документальных источников и фактов, также динамичность, зрелищность, яркость;

3) авторитетный ведущий – ученый, путешественник, журналист профессионал; и автор должен быть участником или свидетелем событий, освещаемых в передаче;

4) передача должна быть серийной, связь между предыдущим выпуском и последующим.

С конца 1980 года начинается второй период развития трэвел-журналистики, который заканчивается к 2000 году. На данном переходном этапе политическая обстановка в стране, которая привела к распаду СССР и разрушению прежней системы государственного управления, в том числе и в сфере СМИ, существенно повлияли и на телевидение.

Подача информации начинает набирать социально-познавательный характер. Темы, которые раньше были запретны на просторах телевидения, появляются на экранах. Появляется процесс децентрализации СМИ, возникают частные телекомпании, которые начинают создавать собственные трэвел-программы.

С середины 1990-х годов на телевидении образуется тенденция, связанная с переходом от научно-популярных к развлекательным передачам. В связи с этим преобразованием, содержание трэвел-программ и их форма начинает меняться, приобретая при этом развлекательный и рекламный контент.

В 1999 году 12 сентября на телеканале НТВ, вышла телепередача с ведущим Павлом Любимцевым «Путешествия натуралиста», который путешествовал по зоопаркам земного шара в качестве естествоиспытателя. Эта программа имела только познавательный характер, но когда количество зоопарков, которые не были показаны в выпусках, стало неминуемо уменьшаться – телепрограмма обрела географическую подоплеку. В передаче внимание уделялось не только зоопаркам, но и истории страны, архитектуре, населению, культуре.

В 2001 году «Путешествия натуралиста» получила первую премию «ТЭФИ» в номинации «Научно-популярная программа», а в 2002 году награда в номинации «Просветительская программа». После Павла Любимцева было два ведущих. В период 15 сентября 2007 года по 28 июня 2008 года программу вела актриса театра и кино Марина Голуб, а с 6 сентября 2008 года по 12 сентября 2009 года - Александр Хабургаев, журналист-натуралист. В связи с тем, что аудитория не приняла их, и передача претерпевала проблемы из-за экономического кризиса, проект окончательно закрыли в 2009 году.

На телеканале ОРТ с 1992 года в эфир начала выходить передача телекомпании «ВИД» под названием «Непутёвые заметки». Автор и ведущий телепрограммы Дмитрий Крылов, рассказывал о своих впечатлениях в тех странах, где он побывал вместе со съёмочной командой. Достопримечательности, древние легенды и сказания различных стран, национальная кухня – содержание выпусков этой передачи. Первые 4 серии трэвел-программы назывались «Непутёвые заметки или из Лондона с любовью», затем были сняты материалы о средиземноморье (Афины, Барселона, Генуя, Ницца, Риме и т.д.). «Путешествие с Соней в поисках Америки» - следующий цикл передач об Америке.

За 20 сезонов «Непутёвых заметкок» съёмочная группа смогла объездить весь мир. С 2001 года программа начинает выпускаться собственным турагентством Дмитрия Крылова - ООО «Путевые советы», после чего приобрела более рекламный характер. Кроме того, сам ведущий Д. Крылов не считает свой проект научно-популярной передачей.

В 1993 году на канале РТР начала выходить передача с участием актера театра и кино Игоря Верника – «Ночная жизнь городов мира», где ведущий рассказывает об индивидуальности городов в ночное время суток. Посещая Париж, Тель-Авив, Лос-Анджелес и другие города, телевизионный путеводитель рассказывает зрителю о жизни местных жителей и их традициях. Телепередача просуществовала до 1997 года.

Помимо создания развлекательно контента, на втором этапе телевидение начинает зависеть от рекламы. Очевидно, что телевизионная реклама наиболее востребована во время «прайм-тайм». Научно-популярные и культурно-просветительские программы, нацелены на довольно образованную и узкую аудиторию, которая не интересуется рекламой. В связи с этим, происходит сокращение источников финансирования у тех программ, которые транслировались в частных телекомпаниях, цель которых была извлечение прибыли с помощью рекламы.

Главным приоритетом для каналов является в приобретении материальной выгоды, вследствие чего возникает тенденция использования рекламной тематики в телепередачах. Трэвел-программы адаптируются к этому нововведению – познавательный акцент замещается чаще всего рекламным.

Туристические фирмы и агентства стран зачастую становятся спонсорами программ о путешествиях. В пример можно привести программу «Вояж, вояж», которая выходила на телеканале СТС в 1999 году. На официальном сайте этой телепрограммы были предложены услуги туристических фирм. «Вояж, вояж» существовало недолгое время, что связано с некомпетентностью и непрофессионализмом журналистов и съемочной команды: невразумительные сюжеты и любительская съемка.

Также на данном этапе происходит приобщение российской аудитории к общемировому телевещанию: на российских каналах появляются иностранные телепередачи Discovery, National Geographic, BBC и другие. Таким образом, перед телезрителем возник выбор телевизионных каналов, на которых имелись программы о путешествиях собственного производства. Свою роль в тематическом расширении телеконтента в направлении трэвел-журналистика сыграл и процесс дифференциации телеканалов.

Начало третьего этап развития отечественной телевизионной трэвел-журналистики мы отсчитываем с 2000-го года. В это время тип контента на российском телеэкране определяют современные экономические условия: в подаче информации главным становится такое явление, как инфотейнмент. В связи с этим, уменьшается количество документальных трэвел-фильмов, просветительских программ, в свою очередь повышается число развлекательных программ и псевдодокументальных фильмов. Экономическая доминанта в функциональном наборе теледеятельности становится едва ли не определяющей. Но тем не менее, как мы увидим ниже, этот этап стал весьма успешным для развития трэвел-тематики в различных телевизионных форматах.

Например, на канале ОРТ в 1998 году и на РТР в 2000–2008 гг. выходила телепрограмма «Вокруг света», которая называлась с 2000 по 2001 год «Планета Земля». Ведущие программы постоянно менялись, среди них были: Дмитрий Захаров, Михаил Кожухов, Андрей Понкратов, Сангаджи Тарбаев, Ирина Пудова, Дарья Субботина, Антон Зайцев. Съёмочная группа, за все время существования программы, посетила около 80 стран. В этой программе ведущей идеей становится древняя традиция и современная культура, старинные ремесла и новейшая техника различных народов.

Отметим также, что на РТР выходила еще одна программа о путешествиях с 2002 по 2006 год под названием «В поисках приключений». Ведущим этой телепередачи был Михаил Кожухов, благодаря чему он приобрел известность среди российской аудитории. В основе этой программы есть три композиционных элемента: история о профессии, обучение этой работе ведущего, а также его участие в процессе труда. После того, как программа закрылась, Михаил Кожухов продолжил путешествовать по миру: на канале «Моя планета» в 2010 году вышла программа «Охота к перемене мест» о странах Балтики, а на телеканале ТВ3 программа «Далеко и ещё дальше» о легендах, суевериях и традициях стран.

7 сентября 2003 года на телеканале НТВ в эфир вышла программа «Их нравы» с ведущим Дмитрием Захаровым. Проект телекомпании посвящен жизни, работе, отдыху, привычкам народов мира. Каждый выпуск состоит из четырех сюжетов о жизни народа разных стран. Выпуски программы транслируются на канале и по сегодняшний день.

На этом же канале с 17 сентября по 24 декабря 2006 года транслировалась передача «Шнур вокруг света». Ведущий телепрограммы – российский рок-музыкант Сергей Шнуров. В связи с тем, что Шнуров не имеет журналистского образования и предрасположенности к данной сфере, программа не была объективной с точки зрения журналистики. Ведущий, основываясь на собственных ощущениях и наблюдениях, разрушал конкретные мифы, возникших из-за туристических агентств и кассовых фильмов.

Следующие проекты о путешествиях относятся к документальным фильмам. На Первом» канале с 11 февраля по 26 мая 2008 года выходила телепрограмма Владимира Познера и Ивана Урганта «Одноэтажная Америка». Созданная по мотивам одноименной книги Ильи Ильфа и Евгения Петрова, передача знакомит аудиторию об автомобильном путешествии советских авторов 1930-х годов. От Восточного до Западного побережья США и обратно, Познер в роли Ильфа и Ургант в роли Петрова, повторили путь знаменитых сатириков. Помимо них, в телепередаче участвует Брайан Ган – американский писатель, в роли мистера Адамса, который является коренным жителем страны.

Все 16 выпусков «Одноэтажной Америки» представляют собой фрагменты путешествия ведущих по конкретным штатам США. В программе затронуты такие темы, как образование, полиция, здравоохранение, кинематограф, расизм и т.д. Кроме того, в трэвел-программе используется интервью с участием американцев, благодаря которым телезритель узнает не только о внешней среде, но и внутренней.

Следующим проектом Познера и Урганта стал документальный фильм о Франции под названием «Тур де Франс». С 5 сентября 2010 года до 26 января 2011 передача транслировалась в эфире Первого канала. Главная идея проекта – рассказать телезрителю о стране языком жизни самих французов. В 2012 году вышел документальный цикл фильмов «Их Италия» с уже знакомымми нами ведущими. Концепция осталась такой же, как и в предыдущих документальных фильмах.

Тем временем, на телеканале «Россия 2» 23 января 2011 года в эфир впервые вышла авторская программа Сергея Ястржембского под названием «Магия приключений». Это этнографический проект об исчезающих традициях и малочисленных народах, об экспедициях в сложных условиях, о которых рассказывают, и демонстрируют на видеофрагментах, любители или профессионалы-путешественники. Идеей для телепередачи послужило тот факт, что Ястржембский принял решение снять фильмы об Африке в 2008 году. Экс-пресс-секретарь Президента РФ собирался зафиксировать исчезающие цивилизации Черного континента.

После популярного проекта «Одноэтажная Америка» Первый канал в августе 2014 года выпустил цикл документальных фильмов «По следам великих русских путешественников». Ведущий - Леонид Круглов, член Русского географического общества, занимался съемкой всего цикла на протяжении 8 лет. В программе Круглов, идущий по стопам открытий российских путешественников, рассказывает зрителям об экспедициях Семена Челюскина, Харитона Лаптева, Александра Булатовича и других.

В связи с обилием количества программ о путешествиях, каналы российского телевидения начали создавать оригинальные проекты. Например, канал «Моя планета» транслировал в эфир передачу «Человек мира» в 2010 году с российским журналистом Андреем Понкратовым. Идея заключалась в том, что ведущий внедряется в жизнь местных жителей: носит их традиционную одежду, говорит на их языке, питается их едой. «За кадром» - следующая телепередача о путешествиях, возникшая на канале «Моя планета» в 2014 году с участием журналиста Марка Подрабинека. Перед ведущим этого проекта стояла задача - сделать 10 фотографий того места, где он находится, чтобы охарактеризовать страну в культурном, традиционном ключе.

Тенденция этого этапа телевизионной трэвел-журналистики состояла в том, что каналы стараются приглашать известных широкой публике людей. В частности, 15 сентября 2015 года на канале СТС стартовал проект «Руссо туристо» с ведущими Мариной Кравец и Сергеем Горелековым – резидентами шоу «Comedy Club». Они отправляются в разные страны в каждом выпуске, чтобы проверить о достоверности достопримечательностей различных стран.

На Первом» канале 15 мая 2016 года впервые вышла в эфир аналогичнчая передача «Следуй за мной». При всей схожести ее формата с проектом СТС, отметим, что она возникла из Instagram-проекта фотографа Мурада Осаманн и его жены Натальи Османн, известных на просторах Сети. В данной телепрограмме зритель узнает о том, что происходит за кадром фотосъемки, перед тем как фотограф сделает свой знаменитый снимок. Также ведущие рассказывают о выборе живописных мест для съемки, подборе местной одежды и о трудностях, возникающих на их пути.

Таким образом мы можем отметить, что третий этап отличается существенным прогрессом в развитии телевизионной трэвел-журналистики. Один из существенных признаков данного прогресса состоит в том, что просветительские и познавательные телепередачи перемещаются на такие тематические спутниковые и кабельные каналы зарубежного и российского производства», как «Моя планета», «Travel Channel», «Ocean-TV», «National Geographic», «Телепутешествия», «Discovery Travel & Living», «Russian Travel Guide»,, «Viasat Explorer» и другие.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.