Типология презентации трэвел-информации в современном радиоэфире — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типология презентации трэвел-информации в современном радиоэфире

2020-05-07 382
Типология презентации трэвел-информации в современном радиоэфире 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На первый взгляд кажется, что радио в отношении трэвел-журналистики не очень «склонно» презентовать подобную тематику в современном эфире. Однако при более детальном рассмотрении можно обнаружить вполне удивительные форматные и жанровые открытия, с помощью которых путешествия и туризм прочно обосновались в рубрикаторе той или иной радиостанции.

Приведем некоторые статистические данные, полученные в процессе мониторинга эфирного контента, который доступен в FM-диапазоне в двух столичных городах – Москве и Санкт-Петербурге. Всего удалось выявить 38 программ, рубрик, тематических блоков, подборок новостей, которые так или иначе непосредственно связаны с различными аспектами путешествий и туризма. Все они распределяются по различным сегментам эфира 19 радиостанций, действующих в различных творчески-организационных форматах. При этом совокупное число зарегистрированных вещателей на 2 крупнейших города Российской Федерации в указанном диапазоне равняется 48[105].

Очевидно неравномерное распределение по субъектам вещания тех структурных элементов контента, которые так или иначе ориентированы на тематику туризма и путешествий. Наибольшее разнообразие здесь демонстрирует радиостанция «Детское радио»[106]. В ее эфире присутствуют сразу 8 программ. Их названия говорят сами за себя: «Тайны старой карты», «Уроки чудесоведения», «Улицы-лица», «Тайны хранителей», «Привет со всей планеты», «Великие путешественники», «География праздников», «Моя Россия».

Среди «взрослых» радиостанций выделяется «склонностью» к освещению трэвел-тематики радио «Монте-Карло»[107]. Здесь мы наблюдаем своеобазную конвергенцию радио и телевидения. Последнее «делегировало» в радиоэфир известного ведущего-путешественника Михаила Кожухова, который является автором программы «Вокруг света». Можно сказать, что это своеобразный аудиальный палиатив его телевизионных проектов. В этом же эфире можно услышать программы «Улицы Мира» и «Открывая острова». Отметим, что все эти программы выходят в эфир достаточно часто, включая будние дни.

Обращает на себя внимание и своеобразная диверсификация трэвел-тематике в радиосегменте ВГТРК. Главный, структурообразующий вещатель радио России не имеет в своей эфирной сетке программ интересующей нас тематики. Эту тематическую нишу отчасти наполняют некоторые эфирные проекты других «российских» станций. Так, например, радио «Маяк»[108] предлагает слушателям программу «Ассамблея автомобилистов». Радио «Культура»[109], исполняя просветительскую предлагает по будням программу «Жил-был Дом». Наиболее прагматичной в интересующей нас сфере туризма и путешествий выглядит программа «Культурное путешествие» в эфире радио «Вести FM»[110]. Она явно носит рекламно-рекомендательный характер и структурирована по принципу полезных советов тем, кто собирается отправится по России и за рубеж.

Аналогичное распределение по тематическому принципу мы наблюдаем и среди вещателей Европейской медиагруппы, где старейшая станция «Европа плюс» не имеет в своей сетке вещания программы соответствующей тематики. Зато они наличествуют в эфире других участников медиахолдинга. Например, в эфире «Дорожного радио»[111] присутствует программа «Путешествие с удовольствием». Ее ведущий Тимофей Гордеев обращает внимание своей слушательской аудитории на самые разные аспекты, связанные с различными аспектами планируемого отдыха. Эфир другой радиостанции, входящий в холдинг, – «Радио 7 на семи холмах»[112], предъявляет нам еще один пример медийной ковергенции, когда программу «Вояж» ведет главный редактор журнала «National Geografic Traveler» Ольга Яковнина.

Принцип локального интереса характерен для трэвел-журналистики в радиоварианте. Так, например, в программной сетке «Эхо Москвы»[113] присутствует передача «Путешествие по Подмосковью», представляющую различные дестинации Московской области. Аналогичный принцип определяет и содержание программы «Восточный экспресс» на радио «Восток FM»[114].

Cвой вклад в развитие радиосегмента современной трэвел-журналистики вносят и независимые станции. Так, например, в эфире радио «Серебряный дождь»[115] до 2016 года включительно выходила музыкальная программа «Вокруг света за 8 000 песен». В рамках проекта «Спутник» до 2018 года выходила также программа «Эксклюзивная радиоэкскурсия».

В эфире радио «Звезда»[116], руководство которой позиционирует станцию как государственно-патриотическое, выходит несколько проектов, в том числе, «Все. Приплыли!», «Моя Россия. Радиопутешествие», «Старый город», «Несостоявшееся интервью». Заметим, что тематическая ориентация вещателя определяет и подачу материала. Например, в эфире радио «Вера»[117] выходят следующие программы: «Мой Крым», «Прогулки по Москве», «ПроСтранствия», «Моя Сибирь».

Таким образом, мы видим, что форматное и жанровое разнообразие подачи трэвел-тематики в российском радиоэфире присутствует в структуре вещания основных субъектов, что позволяет аудитории выбирать соответствующее содержание и адекватную его подачу.

Рекомендуемая литература

1. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2003.

2. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И. и др. Мастерство эфирного выступления. М., 2004.

3. Зарва М.В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 2011.

4. Лаундес Лейл. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. М., 2002.

5. Радиожурналистика М., 2000.

6. Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. М.-СПб., 2014.

7. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

8. Ульянов В.В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи. СПб., 2011.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение специфики радио как СМИ.

2. Назовите особенности функционирования современного радио.

3. Определите специфику журналистского труда в радиоэфире.

4. Назовите преимущества профессиональной деятельности трэвел-журналиста в радиоредакции.

5. Назовите негативные стороны профессиональной деятельности журналиста в сфере радиовещания.

6. Определите наиболее выигрышные жанры и радиоформаты для раскрытия трэвел-тематики.

7. Возможна ли успешная адаптация журналиста с опытом работы из печатных СМИ в структуре радио?

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.