Преимущества радио как канала распространения информации о туризме и путешествиях — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Преимущества радио как канала распространения информации о туризме и путешествиях

2020-05-07 400
Преимущества радио как канала распространения информации о туризме и путешествиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ранее мы уже указывали на то обстоятельство, что радио, по своей коммуникативной природе в сочетании с природными выразительными средствами, является моноканалом воздействия на аудиторию, то есть на слушателей. На первый взгляд, в условиях тотальной креолизации медийного контента данное свойство этого СМИ кажется тем фактором, который никак не способствует росту его популярности и востребованности с точки зрения доставки и восприятия аудиальным способом необходимой и важной информации. Временами кажется, что все функции радио (особенно в условиях вещания в мегаполисе) сводятся к релаксации и созданию комфортного аудиофона в условиях агрессивной окружающей медиасреды. Может быть, к этому набору функционала прибавляется чисто обслуживающе-информационная функция, когда ведущий (реже всего – диктор) сообщает точное время, прогноз погоды, курсы основных валют на час и лень выхода в эфир, а иногда к этому набору добавляется информация об автомобильных пробках.

С подобными взглядами можно было бы и согласится. Тем более, что сами практики в статусе владельцев и руководителей как самих радиостанций, так и начальников службы новостей (или информационного вещания), не стесняясь выдвигают перед журналистами, которые трудятся в возглавляемых ими коллективах, задачи оперативного, энергичного и, по возможности, краткого сообщения о случившихся событиях. При этом информации «вылавливается» либо из Сети, либо узнается по телефону у ответственных за общение с прессой в соответствующих структурах и службах, либо у свидетелей и очевидцев того, что где-то что-то случилось и произошло. Радиобоссы не видят в такой методике работы с информацией никаких проблем и всячески пытаются культивировать именно подобную профессиональную парадигму радиожурналиста, не обращая внимание на определенную ограниченность такой системы. Ведь сеть Интернет (если рассматривать ее с точки зрения насыщения новостями информацией) имеет некоторые пространственно-временные особенности и ограничения. Для того, чтобы пользоваться ее коммуникационными и накопительскими «благами», надо, чтобы сведения, в конце концов, во-первых, оказались в ней размещены. А, во-вторых, чтобы их получить (или как говорят на профессиональном жаргоне «вынуть» их) важно иметь технологический доступ в Сеть, не говоря уже о соответствующих технических приспособления[101]. Позволим себе некоторое образное сравнение, услышанное нами от одного из ветеранов отечественного радиовещания[102]. Он, рассуждая об источниках информации для сообщений в выпусках новостей в радиоэфире, назвал Сеть неким «аквариумом», потому что «выловить» из него можно только ту информационную «рыбу», которую туда перед этим запустили. Проще говоря, принцип первичности и оригинальности получаемой журналистом информации из любого источника просто-напросто отодвигается на далекую периферию его профессиональных действий и приемов. В подобном контексте радио теряет свою самобытность именно как СМИ), преимущественно используя отраженные источники информации. По признанию ряда руководителей солидных информационных радиостанций («КоммерсантЪ FM», «Business FM») описанная нами практика вызвана ограничениями по количеству кадрового состава, экономией расходной части бюджета и приоритетами информационной политики того или иного вещателя. Как приоритетный фактор для попадания в топ радионовостей ими очень часто рассматривается резонансность случившегося, а также фактор наличия среди акторов события обладателей широко известных и популярных фамилий.

Тем не менее, именно на стороне радио как средства массовой информации существует ряд конкурентных преимуществ, которые могут быть востребованы в трэвел-журналистике. Попробуем в них тщательно разобраться.

Прежде всего, необходимо заметить, что с точки зрения технической и технологической в современных условиях радиожурналист может более оперативно и эффективно выйти в живой эфир непосредственно с места важного и значительного события. Для осуществления необходимо иметь всего лишь соответствующую рабочую функцию на своем мобильном телефоне. Автору этих строк довелось осуществлять подобную творческую операцию в эпоху, когда средства мобильной связи не были так распространены. Для этого он использовал стокгольмскую студию «Радио Швеции» (русская редакция), из которой по прямой телефонной связи рассказывал ведущим Радио «Россия» в Санкт-Петербурге о том, как происходило в столице скандинавского государства Года европейской культуры (1998). С учетом нынешних технических возможностей и оснащенности каждого журналиста подобные форматы могут использоваться повсеместно и постоянно. Правда, не стоит ими особенно злоупотреблять, так как частое и стандартное применение такого приема снижает его эмоциональное воздействие, а повторяемость может привести к формированию журналистских штампов. Прежде всего, в речевом аспекте, когда описания того, что видит докладывающий слушательской аудитории собственными глазами, могут стать похожими друг на друга и вербальному наполнению и по речевым конструкциями.

Эффект прямого включения с рассказом о каком-то событии, связанном с туримом и путешествиями, дает слушателю возможность через шумы и звуки, передаваемые в эфир с мобильного телефона, сформировать в своем сознании аудиальный образ происходящего. А в том случае, если журналист заранее записал свой репортаж, то он обязательно должен быть сопровождаем соответствующим музыкальным рядом, шумами и отголосками речи людей. Вполне допустимо использование в ситуации отложенного радиорепортажа и ранее записанных высказываний.

Радио как более демократический и более доступный с точки зрения технической оснащенности позволяет журналисту гораздо быстрее войти в курс дела и освоить искусство репортажа, зарисовки, интервью и других жанров. Для создания телевизионного репортажа к аудиальной составляющей категорически необходим визуальный компонент. Проще говоря, «картинка». Без визуализации события, случая, какого-либо инцидента журналистский материал об этом будет иметь гораздо меньше шансов выйти в эфир нежели «полновесно» снятый и озвученный репортаж. Тяготение ряда руководителей СМИ к созданию конвергентной модели информационной редакции в некоторой степени может на практике расширить коммуникационное воздействие одного и того же материала журналиста, размещаемого на разных платформах. Но не всегда такой текст может быть проиллюстрирован соответствующей динамической или статической «картинкой». В радиоэфире, как уже говорилось, главный «иллюстратор» - голос того человека, который рассказывает о величии египетских пирамид или о пугающей таинственности мощных дебрей на берегах Амазонки.

Компактность того набора техники, который необходим трэвел-журналисту для создания соответствующих материалов «издалека», или же в режиме он-лайн, есть конкурентное преимущество и чисто бытового плана. Когда журналист выходит на туристический маршрут, то любой лишний объемный груз может стать дискомфортным препятствием на пути автора грядущих текстов в части необходимости постоянно носить его в своем рюкзаке. Не говоря уже о постоянной готовности его «расчехлить» и пустить в дело. Это замечание относится и к телекамерам, и к фотокамерам.

С учетом такого явления в современной среде средств массовой коммуникации как подкастинг[103], можно также утверждать о преимуществах сохранения аудиофайлов с вышедшим в эфир журналистским материалом. Именно с помощью этого инструмента стало возможным не только сохранять конкретные радиоматериалы (в том числе и те, которые касаются непосредственно тематики путешествий и туризма), но и распространять их в виртуальном пространстве либо в произвольном порядке и очередности, либо в строго структурированной модели, имеющей свою хронологию и последовательность.

И напоследок стоит отметить еще одно важнейшее конкурентное преимущество радио не только как канала доставки до потребителя информации, сведений, мнений и суждений, но и как ударное, в некотором смысле, средство продуцирования воображаемых «картин» и «образов» в сознании слушателей. Здесь уместно вспомнить многолетний опыт такого проекта Всесоюзного радио как цикл познавательно-постановочных передач под общим названием «Клуб знаменитых капитанов»[104]. По сути это был радиожурнал, который в каждом новом выпуске на основе уже сложившихся отношений между персонажами, презентовал слушателям очередную историю, связанную с путешествиями. Понятно, что прослушивание этой программы в значительной степени подталкивало подростковую аудиторию к чтению книг, связанных с приключениями и путешествиями. В современных условиях именно сильное продуцирующая способность радио влиять на эмоции и сознание слушателей и может быть востребована в условиях конкуренции различных типов и видов медиа, формирующих корпус субъектов трэвел-журналистики. Перефразируя известную поговорку, можно утверждать, что услышав рассказ о какой-нибудь достопримечательности или традициях далеких народов и стран, слушателю данного повествования захочется хотя бы один раз взглянуть на них, лично, приехав на место локации. То есть, в конечном счете, совершить путешествие. А это будет означать, что побуждающая функция трэвел-журналистики будет реализована.

О том, как, где и что можно услышать в отечественном радиоэфире первой четверти ХХI века, мы расскажем в следующем параграфе этой главы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.