Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2020-05-07 | 505 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Итак, что же такое современная шоу-цивилизация? Мы уже давали определение данному явлению в первой главе данного издания. В данном параграфе нас интересуют, прежде всего, особенности влияния на современную журналистскую практику.
Вопрос о соответствии той картины мира, которую создает нынешние медиа и, прежде всего, телевидение в сознании многомиллионной иаудиитории, тому, что на самом деле происходит в социуме, является отнюдь не праздным. В сущности, от точки зрения на данную проблему зависят и все последующие выводы любого исследователя относительно реальной роли тех функций, которые органичны или благоприобретены этими медиа. Для трэвел-журналистики принцип достоверности информации и качество сведений, получаемых потенциальными туристами и путешественниками, основополагающий в планировании их действий в будущем, когда они намерены отправится в другую страну или регион. Недостаток сведений или их неверная интерпретация не однажды становились причиной неудач определенных экспедиций, или приводили их организаторов и участников к некорректным итогам анализа явлений и событий, с которыми они сталкивались в ходе своих странствий. Самый яркий пример – история экспедиций Христофора Колумба, который искал новый путь в Индию, а в результате оказался первооткрывателем для современных ему европейцев целого материка. Не менее запоминающийся пример того, как можно впасть в глубокое заблуждение, строя свою логику анализа на основе догадок и вариативности трактовок – сюжет с чтением письма, обнаруженного в запечатанной бутылке в брюхе акулы в романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта»
На наш взгляд, при всей разности научных взглядов очевидно консолидирующей является точка зрения, выраженная в признании того, что в нынешних условиях «информационного общества» рекреативная функция телевидения оказывает наиболее мощное влияние на его эфирную практику и политику. Но возникла такая ситуация не сама по себе. В ее генезисе лежат более глубокие причины, связанные с трансформацией самого российского общества. Оно стремительно, слишком стремительно, развернуло направление собственного развития от одной общественно-политической формации к другой, от одного типа господствовавших экономических отношений к прямо противоположному.
|
И уже как следствие этого на первом этапе столь радикальных преобразований произошла очевидная деидеологизация большинства сфер человеческой деятельности, в том числе и медийной. Приняв по умолчанию за вектор развития западную модель построения и развития демократического общества, российское общество пришло к необходимо-вынужденной радикализации отечественной экономики на принципах свободного рынка. Однако при этом как-то сами собою были проигнорированы возникающие при этом угрозы и вызовы и, прежде всего, в сфере духовного и информационного потребления.
В этой связи стоит обратить внимание на основные положения труда французского философа Ж. Бодрийяра «Общество потребления»[19], в котором были проанализированы изменения, произошедшие в социальной сфере Запада во второй половине ХХ века, исходя из диалектики человеческих потребностей, трансформируемых в отношения спроса и предложения, а также реальной или виртуальной возможности их удовлетворения. И хотя труд мыслителя был посвящен главным образом западноевропейским социально-экономическим и культурным реалиям, но оказалось, что по прошествию определенного времени подобные проблемы «настигли» и Россию. В этом смысле наше общество в более концентрированном виде на более коротком историческом отрезке прошло тот путь, на который западный мир потратил если не столетия, то десятилетия.
|
«Эра потребления, будучи историческим завершением всего процесса ускоренного производства под знаком капитала, является эрой глубокого отчуждении, - писал Ж. Бодрийяр. - Логика товара распространяется, управляя сегодня не только процессами труда и производства материальных продуктов, она управляет всей культурой, сексуальностью, человеческими отношениями вплоть до индивидуальных фантазмов и импульсов. Все охвачено этой логикой не только в том смысле, что все функции, потребности объективируются и манипулируются под знаком прибыли, но и в том более глубоком смысле, что все делается спектаклем (выделено автором. – С.И.), то есть представляется, производится, организуется в образы, в знаки, в потребляемые модели»[20].
Признав за информацией потребительские качества как субъекта рыночных отношений, общество в немалой степени способствовало тому, чтобы принципы ее сбора, обработки, аранжировки, хранения и распространения были воплощены в жизнь, исходя не из интересов потенциальной аудитории, а в соответствии с интересами тех, кто является профессионалом информационного рынка. Парадокс нынешней медийной ситуации заключается в том, что в российских реалиях со стороны ответственных лиц происходит публичное объяснение информационной политики находящихся под их контролем или в их собственности медиа разных видов и типов весьма своеобазным образом – с опорой на мнение аудитории. Отсюда – абсолютизация понятия рейтинга, использование приемов и методов, искажающих реальную картину аудиторного интереса к тому или иному информационному продукту в сторону получения конкурентных преимуществ.
Ограниченность подобной методики, ее социологическая несостоятельность авторами настоящего издания и его коллегами неоднократно подвергалась критике[21]. К сожалению, мы можем сегодня констатировать лишь отсутствие альтернативных медиаизмерительных технологий. Но сложившаяся в индустрии ситуация, похоже, не очень смущает практиков, которые по-прежнему развивают идеи того, что информация и развлечение – основные задачи отечественной медиасистемы в целом. Потенциальным читателям, слушателям, зрителям и пользователям предлагают стать потребителями разнообразных и множественных жанров и форматов в соответствии с их собственными вкусами, предпочтениями, взглядами, уровнем дохода, занятостью, потребностями, наконец. Для этого увеличиваются и технические возможности, и креативные приемы. В значительной степени публике навязывают определенные направления предлагаемого выбора, где составляющая коммерческого успеха является наиболее весомым аргументом по проведению принятой информационной политики и предпочтениям по наполнению медийного контента соответствующими журналистскими материалами.
|
Естественно, что подобный вектор в медиадеятельности не может не влиять на ее содержание. Увеличение в отечественных медиа общей доли разнообразных зрелищных форматов, тенденция, направленная на поиск вариантов разнообразия развлекательных материалов, программ передач, текстов и рубрик, «облегченность» информационного сегмента в работе СМИ, прониковение игровых форм в прежде недостигаемых для подобных креативных приемов группы жанров и форматов, - все это и есть очевидные признаки трансформации не только функций самих как СМИ, но и более глубинного процесса, связанного с выявлением прежде неведомых игровых онтологических свойств современных медиа как таковых.
В этом смысле наиболее показателен пример и опыт отечественного телевещания, когда игра становится структурообразующим моментом в организации самого телевещания («игра с нишевыми каналами», «игра с форматами», «игра с программой передач» и т.п.). Не говоря уже о стилистике и жанрах собственно «игрового (развлекательного) телевидения». В какой-то степени можно утверждать, что процесс был спровоцирован самой действительностью, подверженной социальной и экономической дезинтеграции.
Стоит обратить внимания, что в современной практике организации телевещания постоянному обновлению подвергается как раз сегмент развлекательного контента. Именно здесь продюсеры и режиссеры предлагают аудитории новые форматы, которые в большинстве своем заимствованы из зарубежного опыта. Усиление игрового начала происходит и по линии информационно-аналитического вещания, где для повышения зрелищности программы используются элементы откровенно развлекательного свойства. Например, наличие зрителей в студии отличало и отличает такие передачи как «Центральное телевидение», «Честный понедельник», «НТВшники», «Королева праймтайма», «Место встречи» (все – НТВ); «Вечерний Ургант», «Прожекторперисхилтон», «Большая разница», «Yesterday.Live», «Время покажет», «Лучше всех!», «Пусть говорят», «На самом деле»(все - Первый канал); «Специальный корреспондент», «Поединок», «Исторический процесс», «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Прямой эфир» («Россия»). Не менее очевидным усилением развлекательных элементов в структуре подобных программ можно считать музыкально-вокальные номера, обычно их завершающие. Подобные финалы характерны для «Центрального телевидения», «Вечернего Урганта», «Прожекторпэжрисхилтон» и ряда других проектов.
|
При этом комфортность восприятия зрелища, игры, развлечения, как и восприятия новостных выпусков, в которых присутствовали порою рассказы о трагических событиях, становится повсеместной заботой тех, кто профессионально занимается телевидением. «Клиент всегда прав» - одна из общепринятых заповедей системы торговли и бытового обслуживания населения – трансформируется в иную: «Клиенту должно быть максимально удобно». «Благодаря телевидению, - замечает Р. Меншел, - многомиллионная аудитория может теперь наблюдать эти замечательные зрелища безо всякого общественного неудобства, личного дискомфорта и ограничения обзора (который и делает толпу столь обременительной для всех и каждого)»[22].
То, что доминанта развлекательности как основной функции СМИ, а не только телевидения, в современных условиях приобретает глобальный характер, заставляет искать не только причины подобного явления, но и подталкивает исследователей к конституированию существующего в современном медйном пространстве мира. Его реалии имеют очевидное происхождение из мира зрелищ, развлечений и досуга[23]. А это заставляет совсем по-другому рассматривать не только контент в рамках действующих СМИ, но и трансформацию функций прессы в целом как социально-политического института.
О том, как и почему это происходит мы расскажем в следующем параграфе данной главы.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!