Направления развития трэвел-журналистики: исторический аспект — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Направления развития трэвел-журналистики: исторический аспект

2020-05-07 846
Направления развития трэвел-журналистики: исторический аспект 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы уже отмечали, что туризм как особый и специально организованный вид человеческой деятельности возник относительно недавно, если его рассматривать в общем контексте всего известного нам на сегодня исторического периода зарождения и развития человеческой цивилизации. Поэтому исторический аспект трэвел-журналистики базируется главным образом на письменных и печатных источниках. Записки путешественников, мемуары, тексты с впечатлениями и письма, отправленные из разных мест в период странствий в различные исторические периоды, - все это мы можем отнести к словесным и литературным протоформам будущей трэвел-журналистики. В одном из приложений настоящего издания мы приводим перечень наиболее заметных и известных сочинений отечественной и зарубежной словесности, которые напрямую имели отношение к путешествиям[6]. Одним из первых текстов, имеющих научно доказанный статус литературного произведения, является эпическая поэма грека Гомера «Одиссея» (приблизительно VIII в. до нашей эры). Именно с этим текстом, как продуктом античного периода человеческой цивилизации, связано начало существования сквозного метатропа в словесной культуре, который можно определить как мотив путешествия, странствия, пути, дороги к определенной цели и, как результат – возвращение домой, на Родину (в данном случае – на остров Итаку).

С точки зрения современных характеристик туризма путешествия Одиссея и его команды было чрезмерно продолжительными (если принимать во внимание фактор времени), но с точки зрения окончательного варианта сложившегося маршрута его перемещений в известном тогда в греческой цивилизации пространстве, его поход за золотым руном все-таки больше походит именно на целевой «тур» по добычи определенного артефакта. Собственно, описание его подробностей и сопутствующих обстоятельств, а также изложение впечатлений, полученных во время странствий группой Одиссея, и есть первое нам известное в человеческой цивилизации проявление информационного интереса, в признаках которого мощно выявить зачатки многих последующих принципов того, что мы именуем нынче «трэвел-журналистикой».

Путешествие (много позже – туризм) как феномен развития и существования человеческой цивилизации многолик и даже противоречив в своих признаках и проявлениях, приходящихся на различные исторические периоды. Достаточно вспомнить уже упоминавшуюся нами эпоху Великих географических открытий, которая, в конечном счете обернулась колонизацией вновь открытых земель и подчинением их исконных этносов тем отрядам путешественников, которые прибывали на эти территории, неся с собою соответствующую религию и систему социально-экономических отношений. Из чего можно сделать вывод о том, что в зависимости от того, какой аспект путешествий или туризма попадает в сферу внимания трэвел-журналистики, могут меняться ее цели, задачи и функции. Следовательно, для того, чтобы понимать ее специфику в конкретный момент времени, необходимо четко представлять себе: в какой исторический период происходили (происходило) интересующее СМИ и журналистов события, явление, с одной стороны. А, с другой – к какой сфере (или виду) туризма оно может быть отнесено. Поэтому стоит обратить внимание на те принципы классификации туризма и основные этапы его развития, которые сегодня приняты в теории. А о том, что путешествие стало мегатрендом информационного пространства, в параметрах которого существует наша цивилизация, можно убедится на примере тех концептуальных и творческих «перекличек» парадигмы путешествия, определяющей всю структуру и смысл «Одиссеи», с классическими эпосами иных эпох и культур[7].

Поэтому, обращаясь именно к условно «дотуристическому» периоду развитию трэвел-журналистики, мы можем номинировать его как период развития «журналистики путешествий». Сама же трэвел-журналистика начала формироваться как отдельная сфера информационной деятельности именно тогда, когда появляются первые признаки оформления и структурирования деятельности, связанной с путешествиями, в отдельную отрасль, а затем – в индустрию.

Мы уже указывали, что с древних времен люди отправлялись в путешествия, преследуя самые разные цели – от торговых до религиозных. Соответственно те, кто оказывался в статусе путешественника (странника, паломника, исследователя и т.п.) нуждались в определенных услугах (если они существовали) в конечных пунктах назначения также, как и на различных пунктах совершаемого маршрута перемещения. Именно в этой связи можно говорить о зарождении протоформ туристической индустрии, начиная с таверн (или иных заведений питания) и заканчивая теми местами, которые были предназначены для отдыха, досуга и оказания широкого спектра услуг весьма аморального свойства.

Со сменой эпохой расширялся и перечень целей путешествий, количество которых увеличивалось прямо пропорционально общему увеличению знаний о других местах и странах, их освоению и – скажем условно – «введению в цивилизационный оборот» Старого Света. В этом смысле можно утверждать, что феномен путешествия и зарождение туризма как специфического вида человеческой активности рассматривается нами на первоначальном этапе своего развития исключительно с европоцентристских позиций. Но по мере приближения хронологии развития системы путешествий в истории к современной эпохе можно отметить принципиальное расширение географии путешествий в том виде, в котором она отражается в информационном пространстве каждого периода развития человеческой цивилизации.

И если в античной Греции получили развития поездки в пределах известного людям того периода пространства, то уже в средние века, последовавшей за ними эпохи Ренессанса, нарастает дифференциация не только маршрутов перемещений и конечных целей тех, кто по ним перемещается, но и способов перемещения, и организационные формы, но и содержание их форматов человеческой активности – от индивидуального до коллективного. Например, феномена крестовых походов, где явно доминировал религиозный фактор и парадигма миссии «доставки» на Средний и Ближний Восток комплекса идей, напрямую связанных с христианством. Отголоски подобного целеполагания (в отраженном варианте) мы до сих пор наблюдаем в современном мусульманском мире, где догматы исламской веры в значительной степени влияют на тысячи верующих, устремляющихся в священный путь в Мекку, тем самым свершая исламское паломничество, известное во всем мире как «хадж». В принципе такой вид путешествия может быть назван нами «религиозным туризмом».

Периодизацию истории развития туризма мы продолжаем в связи с тем, что именно во второй половине ХIХ века происходит экспоненциальное развитие массового туризма. Появляются новые направления и подвиды подобного формата проведения досуга (например, путешествие на курорты, соединяющие медицинский, рекреационный и познавательный аспекты). Соответственно начинает развиваться соответствующая данным целям инфраструктура подобных дестинаций в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Греции, Италии и России[8]. Неслучайно, что этот вид досуга оставляет весьма заметный след в мировых литературных источниках – от «Героя нашего времени» до «Волшебной горы»[9].

Эпоха массового туризма характеризуется вполне конкретными организационными чертами: зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг (XIX век), а также становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (вплоть до 80-х годов XX века). Свою позитивную роль сыграло и бурное развитие транспортных связей не только между различными регионами и странами на евроазиатском материке, но и между отдельными континентами. Здесь не обошлось без широкого внедрения новейших технических изобретений и технологических разработок.

Индустриальная революция способствовала и тому, что определенные социальные слои получили возможность разграничения своего досуга, дифференцированного использования свободного времени, в том числе и для организации собственных туристических поездок во время отпусков и каникул. А так как спрос порождает предложение в соответствии с законами экономического развития, то возникают не только отдельные объекты туристической инфраструктуры (например, гостиницы), но и другие субъекты, чья деятельность была направлена на их организацию. Они получают широкое распространение и название «бюро путешествий». Именно к сфере их компетенций относится организация туристических поездок (индивидуальных и групповых), рассчитанных на разные финансовые возможности клиентов, их статуса и интересов. Массовый характер подобный тип путешествий приобрел именно в первой половине прошлого века. Показательным примером может служить известное стихотворение С.Я. Маршака «Мистер Твистер» (1932), в котором описываются приключения американского миллионера, прибывшего в Ленинград благодаря туристическому агентству Кука[10].

Начало ХХ века несмотря на Первую мировую войну и глобальные структурные изменения в мироустройстве стало временем еще более интенсивного развития туризма и отчасти – сферы путешествий. В немалой степени этому способствовали волны эмиграции, которые «выносили» в Западное полушарие значительные потоки людей, отправляющихся за океан в поисках лучших условий жизни и работы. Перемещение по всей карте мира – уже не исключение, а, скорее, потребность, которая мотивируется военными, политическими, национальными, религиозными и социально-психологическими причинами.

Массовость перемещения людских потоков по всем континентам в первой половине ХХ века, особенно в период между двумя мировыми войнами, выводила в лидеры различные виды туризма. Понятно, что в силу внешнеполитических и идеологических причин выездной туризм не мог развиваться в СССР. В то же время громадные пространства социалистического государства продуцировали интерес к их освоению, в том числе и в формате спортивного туризма, который параллельно развивался и в некоторых зарубежных странах (например, Германии).

В Советском Союзе активно развивалась сеть государственных и профсоюзных лечебно-профилактических и курортных учреждений и организаций, а также те структурные подразделения, которые так или иначе были задействованы в развитие различных видов туризма, носившего на данном этапе абсолютно организованный и централизованный характер. Среди видов туризма, которым отдавалось предпочтение в государственной поддержке для развития были: детский и спортивный туризм, носившие сезонно-ориентированный характер ввиду особенностей значительных расстояний на территории страны и соответствующей дифференциацией климатических условий, а также имевшимся порядком организации на общегосударственном уровне календаря организации обучения на уровне среднего и высшего образования. Например, поездки детских групп школьников организовывались преимущественно во время каникул в рамках учебного года (осенние, зимние, весенние) или по его окончании – летом. Соответственно студенческий туризм был соориентирован на бинарный характер каникул (зима – лето). Основы подобной организации отечественного туризма закладывались еще в 1930-е годы. Но развитие свое они получили в 1950-70-е гг., уже после войны.

В этот период трэвел-журналистика окончательно институализируется как особый вид информационной деятельности, включающей в себя частично и элементы рекламы и элементы PR-деятельности. Происходит форматирование тех видов и типов СМИ, которые интересуются подобной тематикой. В процесс активно включаются печатные СМИ всех видов и типов (от специализированных медиа до медиа общего интереса), активно задействуются все имеющиеся в технологическом распоряжении субъектов трэвел-журналистской деятельности – печать и радио, кинематограф. Телевидение присоединится к этому триумвирату вскоре после Второй мировой войны.

Ее трагические итоги на некоторое время прервали развитие туризма в мировом масштабе. Однако стабилизация мировой экономики уже на рубеже 1950-60-х гг. создала серьезные предпосылки для развития туристической индустрии, развитие соответствующей инфраструктуры, усилению межконтитнентальных туристических потоков. Происходит заметный рост выездного туризма во многих странах Европы и других континентов.

К концу прошлого века в мире сформировалась вполне законченная структура туризма и как способа досуга и отдыха, и как формата решения определенных проблем глобального характера, и как сферы экономики, и, в конце концов, как определенного сегмента современной цивилизации, обретшего вполне обозримые функции и цели. Дихотомия «туризм – путешествия» трансформируется из горизонтального дуэта существенных для трэвел-журналистики понятий в иерархический союз, где путешествие понимается всего лишь как часть общей туристической индустрии. Или как некий эксцессный вид деятельности (вроде путешествий одиночек или освоения маршрутов в труднодоступных и опасных районах нашего земного шара). А это связано с дальнейшей сегментацией видов туризма в зависимости от целей, содержания, номенклатуры субъектов и сопутствующего контекста и факторов влияния.

Рубеж прошлого и нынешнего столетий внес существенные дополнения в совокупность тех каналов распространения информации, которые так или иначе были связаны с трэвел-информацией. Мы имеем ввиду сеть Интернет и связанные с нею коммуникационные возможности для трэвел-журналистики. В то же время «цифровой фактор» существенным образом корректирует в современных условиях само понятие журналистики как профессиональной деятельности соответствующих субъектов (СМИ и сами журналисты). Нынче своими впечатлениями о туристической поездке и полученных знаний об увиденных объектах дестинации может высказываться любой желающий, даже не организуя собственного блога. При этом не только высказаться, но и проиллюстрировать свое сообщение видео- или фотоиллюстрации. Так блог совершенно просто трансформируется в то, что нынче принято именовать «влогом».

Подобная ситуация – характерная для современного этапа развития земной цивилизации, которую некоторые историки привычно именуют постиндудстриальной эпохой. В отличие от эпохи индустриальной, где главной аксиологической ценностью было принято считать вопрос позитивного решения проблемы материального благополучия отдельного индивидуума (или группы индивидуумов), у нынешней эпохи, «постиндустриальной», наличествуют совсем иные доминирующие предпочтения в сфере отдыха, досуга и – следовательно – туризма. Главной целью, на наш взгляд, здесь становятся – впечатления и ощущения. Это дает нам еще одно основание определять нынешний этап развития человеческой истории как шоу-цивилизацию.

Под шоу-цивилизацией мы понимаем современную систему информационных связей в мире. Они характеризуются противоречивыми отношениями между той реальностью, которую видит зритель (пользователь) на экране (дисплее) и эмпирической действительностью, которая его окружает. Происходит это вследствие того, что в электронных СМИ происходит однонаправленное формирование виртуальной реальности в масштабах всей общей человеческой цивилизации. Девиз шоу-цивилизации, был сформулирован американским историком Дэниэлом Бурстином: «Никакая реальность не станет действительностью, пока ее не покажут по телевизору».

Шоу-цивилизация форматирует отношения человеческого индивидуума с реальностью, исходя из вполне очевидных установок, что представление его, как зрителя, может быть сколь угодно неадекватным, противоречивым, прямолинейным, наивным и т. д. Подобный уровень в психологии определяется как повседневно-бытовое сознание индивидуума. Но если человек включается (или его «включают») в систему обмена информацией с помощью средств массовой коммуникации, то он вынужденно следует тем моделям поведения, с которыми сталкивается в процессе собственного зрительского, слушательского, читательского опыта. Здесь идеологией творцов виртуальной реальности на экране становится задача создание ситуации комфортного восприятия публикой с помощью телеприемника конкретного зрелища. Показательно в этом смысле мнение одного из руководителей федеральных телеканалов – В. Кулистикова, генерального директора НТВ, который, обозревая итоги телесезона 2009/10, заявил: «Неудачи телевидения, как правило, связаны не с телевидением. В России его роль не развлекательная, а отвлекательная (выделено нами. - С.И., Е.П.). А отсюда его уникальность как стабилизатора непростой реальности. Поэтому эта реальность, я считаю, должна кроиться под телевидение, а не наоборот (также выделено нами. – С.И., Е.П.)»[11].

В том случае, когда речь заходит о более акцентированном воздействии на массовое сознание аудитории с целью создания определенным образом аранжированного и направленного общественного мнения, деятелям СМИ, журналистам, всем участникам процесса информационного воздействия приходится прибегать к использованию сложившихся стереотипов, мифов, бытующих образов.

Человек, даже если он семи пядей во лбу, никогда ни физически, ни психологически не будет способен обработать и адекватно воспринять ВСЮ (или почти всю) информацию о каком-либо событии или явлении. Вольно или невольно ему предстоит выбор тех источников информации, которые заслуживают доверия, или выглядят таковыми. Но не всегда та информация, которую индивидуум читает на сайте солидного информагентств или полосе уважаемой газеты, или слышит по радио из уст известного политического обозревателя, не говоря уже о просмотре программы «Время», является абсолютно достоверной. А по сему ее потребитель не может быть стопроцентно уверен в том, что ему сообщили главное и основное. Отметим как факт то обстоятельство, что креативные приемы, позволяющие привлекать внимание публики к той или информации в СМИ, чаще всего основаны на желании их изобретателей и пользователей заострить внимание публики, шокировать ее, заставить купить номер газеты, включить погромче радиоприемник, усесться у экрана телевизора. В качестве примера приведем случай, произошедший с одним авторов этого учебного пособия. Несколько лет назад он держал в руках очередной номер «Комсомольской правды» («толстушки»). Первую полосу украшал броский заголовок: «Никита Михалков будет просить милостыню в подземном переходе». Естественно, что лид отсылал к соответствующей странице выпуска. Открыв газету именно на указанной странице, читатели могли ознакомиться с небольшой заметкой о возможных съемках продолжения легендарного фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Как один из возможных сюжетных вариантов в проекте рассматривалась судьба молодого героя Михалкова из фильма в наши дни. И корреспонденты не нашли ничего лучше, чем радостно и с упоением сообщить читателям, что юноша-метростроевец состарился и стал бомжем, просящим подаяние. Так привлекается внимание, так творятся «сенсации».

Нынешняя система отношений СМИ и общества к таким уловкам располагает. Нам представляют то, что считают важным владельцы «заводов, газет, пароходов» и владельцы власти, а не то, что, может быть, важно для нас с вами сейчас и сегодня, сию минуту. Здесь кроется и еще один признак шоу-цивилизации. А заключается он в том, что между событием в реальном времени и его интерпретацией всегда есть НЕКТО или НЕЧТО, позволяющее данное событие интерпретировать в выгодном ракурсе. Он может быть выгоден для обладателей доступа к той самой «кнопке», которую никак не мог обнаружить у непоседливого Электроника гангстер Ури в соответствующем телефильме.

Иначе говоря, нам, как аудитории, создают впечатление, «делают красиво». Правда, все же, честности ради, стоит заметить, что именно потребитель подобного информационного зрелища волен самостоятельно решать: верить ему или не верить увиденному, услышанному, прочитанному. Здесь должны включаться когнитивные механизмы человеческого сознания. Разум должен доминировать над чувствами. Иначе пробуждаемые соответствующими способами эмоции могут существенно исказить восприятие предлагаемой через СМИ картины мира. Понятно, что доминирующее воздействие оказывает в данной ситуации визуальный ряд, та самая «картинка», которую все хотят увидеть своими глазами. Пословицу о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» еще никто не отменял. Поэтому основным «орудием», если угодно «витриной» шоу-цивилизации, оказываются те каналы коммуникации, каковые обладают возможностью видеовоздействия через плоскость экрана или дисплей компьютера. А учитывая содержание и смысл трэвел-журналистики, актуальность нашей интерпретации шоу-цивилизации становится еще более значимой для понимания особенностей функционирования данного вида информационной деятельности.

Стоит также обратить внимание и на то обстоятельство, что на развитие туризма (и, следовательно, в его информационном сопровождении и отражении) играют и некоторые другие факторы, которые характеризуют нынешнее состояние общества, а именно:

- транспорт и уровень его развития;

- растущая мобильность населения;

- сокращение общего рабочего времени;

- рост общественного богатства;

- процесс урбанизации среды.

Сегодня туризм не может восприниматься аудиторией посредством СМИ исключительно как источник впечатлений, знаний, ощущений, новых намерений и желаний. Социально-экономические аспекты развития данной сферы также должны быть предметом внимания со стороны журналистов. Приведем только некоторые сведения, которые характеризуют его экономическую значимость в мировой экономическом хозяйстве. Так доля туризма в общем объеме торговле услугами превышает 30%. Сегодня туризм использует в обороте в своей сфере до 7% общего мирового капитала. Статистика показывает, что в год совершается 567 миллионов международных путешествий. А количество занятых в этом сегменте экономики приближается к 140 миллионам человек.

Мы достаточно подробно изложили особенности нынешнего состояния мировой туристической сферы, чтобы далее перейти непосредственно к описанию того, что является смыслом той информационной деятельности, которую мы номинируем как современную трэвел-журналистику.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.