Цели, задачи и функции трэвел-журналистики — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Цели, задачи и функции трэвел-журналистики

2020-05-07 1513
Цели, задачи и функции трэвел-журналистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После знакомства с разнообразием видов и типов современной туристической деятельности необходимо обратится к анализу собственной практики трэвел-журналистики, ее целей, задач и функций.

Если исходить из того, что мы имеем ввиду, рассуждая об особенностях трэвел-журналистики, то необходимо признать, что главной ее целью является максимальное освещение всех возможных аспектов туризма и путешествий как специальной сферы человеческой деятельности, направленной на расширение знаний и представлений об окружающем людей мире, включая как субъектов, так и объектов данного вида общественно-значимой активности.

При этом все акторы трэвел-журналистики, независимо от их статуса, характера и направленности их действий, решают в общей совокупности ряд общих задач.

Первая. В соединении усилий с другими социальными институтами, направленных на поддержку и развитие туризма и путешествий как гуманистически-ориентированного вида человеческой деятельности, призванной гармонизировать отношения между людьми разных наций и национальностей, вероисповеданий и политических убеждений, а также между народами и странами.

Вторая. Обеспечение максимально возможного информирования с помощью существующих каналов массовой коммуникации обо всех аспектах туризма и путешествий, их возможностях и перспективах как одного из наиболее эффективного варианта развития как современной цивилизации и общества, так и каждого человеческого индивидуума в отдельности.

Третья. Полномасштабное, объективное, максимально эффективное и результативное распространение сведений и информации обо всех событиях, происходящих в сфере туризма и путешествий, в том числе и с точки зрения развития туристической инфраструктуры и субъектов деятельности, связанной с путешествиями.

Четвертая. Формирование положительного общественного мнения по отношению к туризму и путешествиям через раскрытие познавательного, оздоровительного и экономически-позитивного потенциала данного вида социально-культурной активности.

Пятая. Обеспечение циркуляции информации и сведений путем взаимного обмена по каналам массовой коммуникации о достижениях в сфере туризма и путешествий.

Шестая. Пропаганда и агитация по привлечению новых участников туристической деятельности и путешествий, повышение грамотности населения и уровня знаний о различных аспектах данного вида гуманитарной активности.

Седьмая. Решение задач по совершенствованию системы организации, управления и развития соответствующей инфраструктуры и ее объектов, мест дестинации, способов и методов их достижения и знакомства с ними.

Восьмая. Распространение через медиа и различные каналы массовой коммуникации новых сведений об объектах туристического интереса, целях путешествий, знакомство аудитории с новыми местами дестинации с обозначением их оригинальности, раскрытием важности их включения в культурно-информационный обиход современной шоу-цивилизации.

Стоит заметить, что решение вышеперечисленных задач происходит не отдельно, а параллельно, в общей совокупности того набора действий, который осуществляется субъектами трэвел-журналистики. Точно также, как происходит в подобной активности и реализация функций данного вида журналистики.

Очевидно, что основные функции трэвел-журналистики идентичны общей совокупности функций журналистики в целом как специфичному виду профессиональной деятельности.

Первая и самая главная из них – информационная. Она же и наиболее общая, так как трэвел-журналистика предлагает аудитории максимально всеобъемлющую информацию, которая касается туризма и путешествий. Содержание и формат этих сведений определяются теми темами и проблемами, которые оказываются в центре внимания журналистов, специализирующихся на трэвел-проблематике. Здесь объектом внимания могут оказаться и особенности нового направления для путешествий, и впечатления от посещения мест дестинаций, и специфика местных обычаев и нравов, и колорит какой-нибудь национальной кухни.

Характер событийности в трэвел-журналистики весьма разнообразен. Он не столь насыщен, как, например, в спортивной журналистике. И не столь актуален как в материалах, касающихся вопросов политической жизни общества и курса иностранных валют по отношению к рублю (хотя косвенным образом именно последние данные могут оказывать влияние на уровень востребованности туристических услуг в сфере выездного туризма).

Второй по значимости, на наш взгляд, в совокупности функций подобного специфического вида информационной деятельности следует считать просветительско-образовательную функцию. Именно потому, что те СМИ и журналисты, которые разрабатывают в своих публикациях и материалах тематику туризма и путешествий, имеет в качестве цели знакомство собственной потенциальной аудитории со многими аспектами жизни страны или региона, куда намерен отправится тот или иной индивидуум (или группа). Именно через каналы массовой коммуникации потенциальный турист (путешественник) расширяет собственное представление о специфике места дестинации, о возможных трудностях и препятствиях. Проще говоря, просветительская деятельность субъектов трэвел-журналистики позволяет будущим странникам или паломниках на основе знакомства с описаниями далеких стран и анализа, проведенного теми, кто там побывал, взвесить все «за» и «против» прежде чем принимать соответствующее и далеко идущее решение о предстоящей поездке.

В то же время, если вспомнить протоформы современной трэвел-журналистики и те источники знаний о дальнем и ближнем зарубежье, коими пользовались наши соотечественники в ХYIII-ХIХ вв., то станет еще более очевидной сильная просветительская доминанта в тех текстах, которые в ту эпоху воспринимались исключительно как тексты о путешествиях. В современных условиях эта традиция трансформировалась в иные жанры и форматы, о которых мы скажем далее. Но все же неслучайно, что к теме путешествий «за три и более морей» обращаются не только профессиональные журналисты и специализированные медиа, но и представители иных творческих профессий – кинематографисты и писатели[17].

Не менее важна в наборе функционала трэвел-журналистики пропагандистско-агитационная функция. Надо обязательно иметь ввиду, что именно она выдвигалась на первую позицию в прежние, советские времена, когда призыв к развитию системы отечественного туризма и путешествий считался одной из задач тех СМИ, который обращались к подобной тематике независимо от их тематической специализации и формата деятельности. В скрытом виде подобная тенденция сохраняется и по сию пору. Она, естественно, не столь очевидна для аудитории, но все же результаты деятельности медийной системы на этом поприще очевидны: в нашей стране происходит неуклонный рост показателей внутреннего труизма (в абсолютном и относительном выражении). На это есть и объективные причины: обострение идеологического противостояния Российской Федерации и некоторых зарубежных стран, включая бывшие республики СССР; социально-политическая нестабильность в ряде государств и регионов мира; режим санкций и принятые руководством ряда стран антироссийские организационные шаги (вроде запрета въезда на Украины российских мужчин в возрасте от 16 до 60 лет).

В подобных условиях переориентация интересов той части аудитории, которая привержена путешествиям и туризму как популярному виду отдыха и досуга, на национальные маршруты внутри России становится одним из существенных вариантов реализации описываемой нами функции трэвел-журналистики.

В сочетании с предыдущей описанной нами функции трэвел-журналистики существенную роль играет функция выражения и формирования общественного мнения. Особенно интенсивное ее развитие можно наблюдать в нынешний период, когда сеть Интернет стала одним из доминирующих в масштабах шоу-цивилизации каналом распространения информации. При этом заметим, что, конечно, информационная функция здесь тоже присутствует как факт. Но именно вывод в публичный дискурс мнений и суждений относительно пережитых и полученных туристических впечатлений, смысла и содержания совершенных путешествий, и, конечно, о качестве и количестве предоставленных туристических услуг, - все это и составляет почти 90% всего объема интересующей трэвел-журналистику сведений, мнений и суждений, оценок и рекомендаций, которые могут востребованы соответствующей целевой аудиторией, отдельными индивидуумами, имеющими аналогичные интересы с теми, кто смог получить искомые впечатления во время туристических поездок и путеществий.

По уже сложившейся в отечественной журналистике СМИ и те профессионалы, которые трудятся в них, либо сотрудничают с ними, реализуют совершенно очевидным образом организационную функцию. Перефразируя известное выражение государственного деятеля и политика В.И. Ленина о смысле деятельности партийной газеты, заметим, что в случае с субъектами трэвел-журналистики, коими являются печатные СМИ, радио и телевидение, сетевые ресурсы, выразим сущность данной функции в том, что помимо агитации и пропаганды, которую осуществляют современные медиа, они же указывают, рекомендуют, предлагают, наконец, самым прямым образом участвуют в разработке определенных туристических направлений и маршрутов, привлечению внимания потенциальной путешествующей аудитории к конкретным регионам и местам дестинации и т.д.. Наконец, напрямую выступают прямыми партнерами соответствующих проектов, организаций, учреждений, используя свой авторитет, статус и коммуникационные возможности.

Ключевой функцией для трэвел-журналистики как инструмента поддержки всей сферы туризма и путешествий и, прежде всего, туристической инфраструктуры, составляющей основу всей туриндустрии, является, по нашему мнению, рекламная функция. Она реализуется главным образом в соответствующих медиа, носящих открыто рекламно-информационный характер (например, журналы формата «флайт», или коллективные альманахи туристических предложений). В то же время и в не специализированных СМИ могут публиковаться материалы, носящие рекламный характер, который как раз и подчеркивается в сопровождающей подобные материалы атрибутации.

Рекламировать в трэвел-журналистике можно практически все, кроме тех товаров и услуг, открытое и официальное продвижение которых возбраняется в то или ином регионе, или стране. Соответственно подпадающих под соответствующие нормы и статьи действующего уголовного законодательства. При этом здесь очень важна комбинация данной функции с другими функциями трэвел-журналистики. Например, туристам из Европы и США будет отнюдь нелишним узнать о том, что брошенный на землю окурок в небольшом азиатском государстве Сингапур может послужить поводом для тюремного заключения согласно законам этой страны.

Наряду с уже рассмотренным нами выше набором обязательных функций трэвел-журналистики в условиях современной шоу-цивилизации хотелось обратить внимание тех, кто стремится к профессионализации собственной творческой деятельности в данной сфере, на ряд функций, которые могут и не проявляться в ней постоянно. Приведем в качестве примеров развлекательную и эстетическую функции.

Однако в ряде случаев они все-таки играют существенную роль в осознании, во-первых, возможностей данного раздела журналистики, а, во-вторых, «подталкивают» человеческих индивидуумов, ею занимающихся, к более эффектной и эффективной реализации креативных возможностей рассказов о дальних странах, их особенностях и эксклюзивном колорите. Впрочем, и он бывает весьма обманчив, тая угрозы и опасности, которые никак не смогут дезавуировать даже современный высокотехнологический уровень связи и соответствующие технические возможности передвижения, обеспечения коллективной и индивидуальной безопасности. Достаточно познакомится с романом Алекса Гарланда «Пляж» (1996)[18]. По жанру – это антиутопия, хотя и с четкой адресацией к столь популярной туристической мекке как Таиланд. Писатель очень эффектно и наглядно продемонстрировал: какие опасности, вплоть до летальных эксцессов таят в себе не только курорты материкового Таиланд, но и его столь красивые острова. Естественно, что большинство трэвел-журналистов вряд ли станет описывать возможные риски и угрозы для западных туристов. При это педалируя тематику всевозможных вариантов релаксации и тем самым «организовывая» сознание потенциального туриста в направлении размышлений о возможном посещении данной страны.

Представленная нами в нынешнем параграфе совокупность цели, задачей и функций современной трэвел-журналистики не является раз и навсегда строго очерченной данностью. Она может в перспективе дополняться и трансформироваться, так как темпы нынешних изменений в контексте шоу-цивилизаций настолько велики, что теория, в том числе и журналистики в целом порою с трудом успевает отразить происходящее в реальности. У туризму и путешествий подобное обстоятельство относится в высшей степени. Тем не менее, необходимо понимать, что приоритетность той или иной задачи (или задач), или доминирование в структуре профессиональной деятельности трэвел-журналистов определяется КОНКРЕТНЫМИ условиями их функционирования в этом сегменте журналистики. При этом важно четко определять на практике тематические и проблемные особенности интересующей нас в нынешнем учебном пособии тематики. В следующем параграфе мы как раз и рассмотрим актуальные тренды туризма и путешествий.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.