Современные тренды и проблематика журналистики путешествий и туризма — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Современные тренды и проблематика журналистики путешествий и туризма

2020-05-07 747
Современные тренды и проблематика журналистики путешествий и туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблематика трэвел-журналистики во многом определяется как структурой самой сферы деятельности в сфере туризма и путешествий, так и теми ситуациями, событиями, сведениями, которые перманентно сопровождают подобный вид человеческой активности в современных цивилизационных и технологических условиях. Проще говоря, помимо функции «открытия» стран, регионов и мест дестинаций с точки зрения новизны информации о них, трэвел-журналистика решает задачу формирования такого информационного контекста с учетом всех объективных и субъективных факторов, который бы содействовал более эффективной реализации желаний, устремлений и намерений тех человеческих индивидуумов, которые ориентированы на туризм и путешествия как доминирующий момент их жизненного цикла.

Проще говоря, если даже в трэвел-журналистике мы можем обнаружить аналитические материалы авторов, представляющих медиа разных видов и типов, направленные на проблемные поля туризма и путешествий, то главным их смыслом становится, как правило, стремление изменить ситуацию в лучшую сторону. Понятно, что и в практике трэвел-журналистики встречаются сюжеты, тексты, репортажи, посты, содержащие открытую и четко артикулированную критику недостатков в том или ином сегменте профессиональной туристической деятельности: от условий проживания в гостинице и качества подготовки гидов до неудобств, которые порождаются неудачной и неэффективной транспортной логистикой.

Мы можем утверждать, что одним из главных объектов в деятельности трэвел-журналистов и соответствующих специализированных медиа являются виды рекреационных и экономических ресурсов, на которых, собственно, и выстраивается вся структура современного туризма и путешествий. Стоит внимательно отнестись к их описанию, ибо изучая и презентуя в медийном пространстве подобную проблематику, журналисты и занимаются трэвел-журналистикой. Поэтому мы и переходим к краткому обзору того, что представляют из себя такие ресурсы.

Прежде всего, обратимся к анализу тех рекреационных ресурсов, на основе которых и выстраивается современная индустрия туризма и путешествий.

Под рекреационными ресурсами мы будем понимать совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Чаще всего рекреационные ресурсы определяют формирование системы и путешествий в том или ином регионе. Данные ресурсы отличаются следующими доминирующими свойствами:

 - привлекательность;

- доступность;

- степень изученности;

- климатические условия;

- способ использования;

- экскурсионная значимость;

- социально-демографические характеристики;

- потенциальные возможности развития.

Эти свойства и предопределяют те ракурсы и форматы, с помощью которых они освещаются в трэвел-журналистики в соответствии с информационной политикой конкретного СМИ.

Современное состояние человеческой цивилизации и природной среды а также сформированных научно-техническим прогрессом технологических и технических их существования, предопределило крайне важное для понимания тематической направленности трэвел-журналистики обстоятельство. Те ресурсы, на базе которых и формируются туристическая индустрия и тренды путешествий, распределены по регионам мира крайне неравномерно. Что и предопределяет желание части населения планеты компенсировать подобную неравномерность за счет туризма и путешествий. Естественно, что журналисты и СМИ в этом стремлении оказываются информационными союзниками данных субъектов интересующей нас деятельности. Что и выражается создании сквозного мегатренда, формируемого из описательно-обзорных и аналитических материалов на тему путешествий (лечебных, оздоровительных, познавательных, спортивных). Естественно, что именно эти направления и стали основой развития рекреационного туризма. Его элементы в большинстве случаев наличествуют и в деловых видах туризма (бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме).

Обратимся к типологии современных рекреационных ресурсов, что поможет нам выявить основную проблематику соответствующих сегментов журналистики туризма и путешествий. В современной теории данного вида деятельности интересующий нас вид ресурсов принять разделять на природные и социально-экономические (социально-культурные).

Природные ресурсы туризма различают по следующим признакам:

- по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, лесные, водные и т. д.);

- по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).

- по иссякаемости (иссякаемые: объекты любительской охоты, рекреационного рыболовства и неиссякаемые: солнце, морская вода);

- по возможности возобновления (возобновляемые: растения, рыбы, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).

Очевидно, что каждая из разновидностей данного вида ресурсов может стать объектом журналистского внимания.

Что же касается социально-экономических ресурсов, то к ним, как правило, относят:

- культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли);

- культурно-исторические явления, традиции и обычаи (этнографические, религиозные);

- экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).

Очевидно, что в номенклатуре интересов субъектов трэвел-журналистике первые два подраздела данного вида ресурсов занимают лидирующие позиции с точки зрения того, что вызывает интерес и повышенное внимание аудитории, для которой трудятся журналисты и СМИ, имеющие в приоритете целей именно туризм и путешествия.

Соответственно предметом внимания трэвел-журналистики являются и отношения субъектов туристической деятельности и существующих ресурсов. Понятно, что туризм и путешествия существенно влияют на окружающую среду, что порождает соответствующие проблемы экологического характера. В принципе кругом этих конфликтных ситуаций и случаев должна заниматься экологическая журналистика. Однако часть информационных забот по этой части приходится и на трэвел-журналистику, в фокусе внимания которой в нынешней ситуации находится и влияние туризма и туристов на природу и ее состояние.

Серьезное и очевидное усиление экономических позиций отрасли туризма и путешествий привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором развития. И, прежде всего, в регионах. Органами государственного управления и заинтересованных субъектов экономической деятельности туризм рассматривается как один из стимулирующих развитие национальной и местной экономики. Это позволяет активировать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.

Исходя из этого понятны причины того, что власти инициируют разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом — разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион. Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Очевидно, что данное обстоятельство стимулирует и повышенный интерес к этой сфере не только со стороны специализирующихся на туризме и путешествиях медиа, но и СМИ более общего интереса

Экономическая привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данные обстоятельства также могут вызвать интерес со стороны трэвел-журналистики, если рассматривать ее как одно из направлений, имеющее точки соприкосновения с деловой журналистикой.

Значительную часть контента трэвел-журналистики составляют и те материалы в СМИ, которые подчеркивают и освещают ту большую роль, которую играет данный вид человеческой активности в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Сфера турзима не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнёров. Она в разных вариантах должна ориентироваться на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.

И, конечно, значительную часть трэвел-контента в современных медиа играют те СМИ и журналисты, которые описывают не только достопримечательности, объекты туристического внимания и туристической индустрии, возможности и преимущества тех или иных ее элементов, но и формулируют конкретные предложения и рекомендации, непосредственно связанные с полученным личным туристическим опытом или совершенным путешествием. В этом аспекте необходимо отметить, что субъективность журналистских материалов в трэвел-журналистике не только не возбраняется, но, наоборот, является скорее неким необходимым элементом организации структуры статьи, репортажа, сюжета, поста. В конечном счете, трэвел-журналист делится с аудиторией собственными впечатлениями, размышлениями, воспоминаниями, ощущениями. Они в данном случае приветствуются, ибо человеческие органы чувств способны воспринимать значительные объемы информации (и соответственно сохранять их), которая может стать абсолютно «свежей» и неожиданной для тех, кто интересуется трэвел-тематикой разного содержания и смысла, воплощаемой подчас в самых неожиданных форматах и жанрах.

О том, как происходит это процесс в рамках современной трэвел-журналистики и в разных медиа, мы расскажем в следующих главах нашего пособия.

Рекомендуемая литература

1. Белкин М. Зачем и за чем? Путешественник и турист в исторической перспективе // Интеллектуальный форум. М., 2000. № 1. С.20-57

2. Большаник П.В. География туризма: учебное пособие / П.В. Большаник. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.

3. Боттон А. де. Искусство путешествовать / Ален де Боттон; [ пер. с англ. В. Праовсудова ]. – М.: Эксмо, 2014. – 352 с.

4. Быстров С.А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой: учебное пособие / C.А. Быстров. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 400 с.

5. Иванов А.А. История российского туризма (IХ-ХХ вв.): учебное пособие / А.А. Иванов. – М.: ФОРУМ, 2014. – 320 с.

6. Каганский В.Л. Путешествие в ландшафте культуры // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения.. М.: НИИ Информкультура, 2001. Вып. 2. С. 3-18.

7. Макканелл Дин. Турист. Новая теория праздного класса. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 280 с.

 

Контрольные вопросы и задания

1. 1.Дайте определение трэвел-журналистика. Как оно соотносится с понятием «журналистика туризма и путешествий»?

2. Чем отличаются друг от друга туристическая поездка и путешествие?

3. Какой формат описания путешествий стал протоформой будущей трэвел-журналистики?

4. Назовите цель и задачи трэвел-журналистики.

5. Определите основные функции трэвел-журналистики.

6. По каким признакам определяют виды туризма и путешествий?

7. В чем состоит особенность работы журналистика в трэвел-журналистике?



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.