Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

2020-05-06 483
Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии со статьей 28 Закона об основах охраны здоровья граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

Данная статья носит общий характер, закрепляя право граждан на создание общественных объединений по защите своих прав в сфере здравоохранения, которое и так присутствует у каждого гражданина в силу положений Конституции РФ и Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"*(280). Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Применительно к анализируемой сфере общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности.

Наиболее распространенной формой общественного объединения выступает общественная организация, представляющая собой основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

Статья 15 Федерального закона "Об общественных объединениях" закрепляет принципы создания и деятельности общественных объединений. Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Законодательство предусматривает ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Так, запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни. Ограничения на создание отдельных видов общественных объединений могут устанавливаться только федеральным законом.

В настоящее время общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья условно можно разделить на две группы. Первая группа имеет перед собой основную цель защищать пациентов вне зависимости от их заболеваний, в рамках которой организация в большей мере направлена на юридическую защиту нарушенных прав, либо на осуществление определенной работы, предотвращающей возможные нарушения прав пациентов. К таковым можно отнести Общероссийскую общественную организацию "Лига защитников пациентов"*(281), активно заявляющую о своей гражданской позиции, получившую известность отстаиванием интересов пациентов в громких судебных процессах. В соответствии с уставом организации ее основными целями являются: участие и разработка программ по повышению качества медицинского обслуживания; содействие соблюдению прав и интересов пациентов; содействие и разработка программ, связанных с проведением мероприятий образовательного, информационного, организационного характера в сфере медицинского обслуживания населения и др. В сети интернет набирает "обороты" общественная организация "Здоровье. Информированный выбор!"*(282), которая пока официально незарегистрирована (в этом случае организация существует, но не имеет прав юридического лица).

Вторая группа включает в себя организации, являющиеся в большей мере партнерами лечебных учреждений, отстаивающими интересы пациентов в зависимости от группы заболеваний. Таковыми, например, можно считать Российскую диабетическую ассоциацию, целью которой, помимо всесторонней помощи, лечения, излечения людей с сахарным диабетом, представительства и защиты их интересов, финансирования исследований в области диабетологии, становится предотвращение эпидемического распространения диабета путем расширения работы с населением. На сайте организации отмечается: "Если раньше РДА служила исключительно человеку с диабетом и замыкалась на нем, то теперь она стала более масштабной и профилактической. Мы - не общество инвалидов, мы - общество предотвращения инвалидности, здорового образа жизни; общество победы над диабетом, ожирением, атеросклерозом и артериальной гипертонией"*(283).

Есть и другие формы общественных объединений, цель которых защита прав пациента. В России действует Национальная ассоциация организаций больных редкими заболеваниями "Генетика", являющаяся добровольным объединением юридических лиц - некоммерческих организаций*(284). Создано также Международное общественное движение "Движение против рака"*(285). В нашем государстве создан также Всероссийский союз общественных объединений пациентов*(286) - добровольное общественное объединение юридических лиц - общественных объединений пациентов. Именно этот союз имеет тесные контакты с Международным альянсом пациентских организаций (IAPO)*(287).

Особо следует отметить Общественные советы по защите прав пациентов, создание которых происходит при федеральном органе и управлениях Росздравнадзора. В соответствии с Положением об общественном совете по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития основными целями деятельности Совета являются привлечение общественности и экспертов к созданию механизмов повышения безопасности, качества и доступности медицинской и социальной помощи населению Российской Федерации, развитие принципов открытости, законности и профессионализма в медицинской и социальной сфере.

21 декабря 2010 г. конференцией Всероссийского союза общественных объединений пациентов принят Этический кодекс общественных объединений пациентов, обществ по защите прав пациентов и некоммерческих организаций, действующих в интересах пациентов*(288), в котором определены главные этические принципы деятельности указанных объединений:

- принцип пациентского централизма: деятельность объединений, руководствующихся Кодексом, направленная на реализацию прав пациентов и защиту этих прав, имеет приоритет перед прочей деятельностью. Никакие условия не могут нарушать принципа пациентского централизма;

- принцип реальной возможности: деятельность объединений, руководствующихся Кодексом, осуществляется в рамках доступных ресурсов;

- принцип соответствия статусу: уставная деятельность объединений, руководствующихся Кодексом, не может подменяться иной деятельностью, включая непосредственную деятельность по продвижению конкретных медицинских товаров, работ или услуг.

Практика создания общественных объединений по защите прав граждан в сфере здравоохранения характерна для многих стран. Например, в США с 1969 г. работает "Тhe National Health Law Program" (NHeLP) - общественная организация, специализирующаяся на защите "публичных интересов в сфере охраны здоровья". Целевой группой ее правозащитной деятельности являются американцы с низкими доходами, у которых вообще отсутствуют медицинские страховки или их страховое покрытие минимально, а также застрахованные по федеральной государственной программе Medicaid, по которой предоставляется бесплатная медицинская помощь для отдельных социальных категорий, которые не могут оплачивать медицинские страховки, включая детей, беременных женщин, родителей детей школьного возраста, инвалидов и престарелых*(289).

Статья 28 закона об основах охраны здоровья граждан устанавливает некоторые специальные полномочия общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. В частности, указывается, что они могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил. Это означает, что общественные объединения самостоятельно не могут принимать нормы и правила в сфере охраны здоровья. Это - прерогатива органов государственной власти.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока. Этический кодекс общественных объединений пациентов, обществ по защите прав пациентов и некоммерческих организаций, действующих в интересах пациентов, дополняет, что деятельность объединений, руководствующихся Кодексом, не должна быть направлена на создание преимущества одной организации медицинской сферы перед другой, если речь не идет о расширении фактической доступности медицинских товаров (работ, услуг) для пациентов, включая доступность по цене в соотношении с качеством, по приближенности к месту нахождения пациента, по срокам получения и по наличию услуг и препаратов в перечнях (стандартах) для льготных категорий граждан и стационаров. Объединения и их представители не вправе оказывать организациям медицинской сферы платные услуги, непосредственно связанные с продвижением их товаров (работ, услуг) на рынках. Предметом договора пожертвования объединений, руководствующихся Кодексом, с организациями медицинской сферы не может быть продвижение конкретных медицинских товаров (работ, услуг) в любой форме. Объединения, руководствующиеся Кодексом, не вправе принимать любые средства и ресурсы от организаций медицинской сферы, чьи товары (работы, услуги) не имеют доказанной эффективности и безопасности, если речь не идет о поддержке проведения клинических исследований лекарств, технологий, оборудования и т.п. для лечения тяжелых, жизнеугрожающих заболеваний, то есть в случае, если эффективность и безопасность товаров (работ, услуг) еще не установлены надлежащим способом, но их применение может положительно влиять на здоровье и жизнь людей. При наличии сомнений в эффективности и безопасности медицинского товара (работы, услуги) объединение, руководствующееся Кодексом, вправе инициировать или самостоятельно провести экспертизу его эффективности и безопасности, в зависимости от результатов которой устранить сомнения или получить их подтверждение.

Объединения, руководствующиеся Кодексом, не вправе позитивно и публично упоминать конкретные, в частности торговые наименования медицинских товаров (работ, услуг) (если только они не совпадают с международными непатентованными наименованиями), а так же предоставлять места для размещения о них информации (рекламы). При проведении конференций, семинаров, школ и других публичных мероприятий допускается предоставление информационных стендов при условии участия в вышеуказанных мероприятиях более одной организации медицинской сферы одного профиля. При издании журналов, газет, интернет ресурсов и иных изданий объединения, руководствующиеся Кодексом, не вправе размещать рекламу медицинских товаров (работ, услуг). Допускается публикация в таких изданиях статей, в которых упоминаются не менее двух конкурирующих товаров (работ, услуг) разных производителей.

При намерении провести публичное мероприятие (программу, проект и т.п.) при поддержке организаций медицинской сферы объединение, руководствующееся Кодексом, обязано направить просьбу о поддержке всем конкурирующим организациям медицинской сферы одного направления или организациям медицинской сферы, которые могут быть заинтересованы в его проведении (имеют товар (работу или услугу) предназначенный для пациентов, участвующих или привлеченных к мероприятию, для осуществления видов лечения и реабилитации, упоминаемых в рамках публичного мероприятия), но не менее чем двум, когда наличие или точное число заинтересованных организаций не известно.

Не может считаться нарушением правил данного Кодекса деятельность объединений пациентов и их защитников, направленная на защиту прав граждан на медицинскую помощь в форме обращений в органы власти, правоохранительные органы и суды. Такая деятельность приветствуется при наличии соответствующих оснований. В случае если нарушение права не будет устранено в установленные законом или в обращении сроки, или гражданину причинен вред здоровью или жизни нарушением прав, а так же если имеются сведения о нарушении соответствующих прав нескольких граждан, объединение пациентов и их защитников вправе придать соответствующие факты широкой огласке, невзирая на упоминание в этом сообщении определенного торгового наименования товара, работы или услуги.

 

Заключение

 

Взаимные права и обязанности врача и пациента - актуальная тема практически для каждого из нас. Нет ни одного человека, который бы ни разу не обращался к врачу. Данная проблема актуализируется не лучшим состоянием системы здравоохранения, а также высоким уровнем заболеваемости.

Показательные цифры содержатся в Концепции развития системы здравоохранения до 2020 г. В 1990 г. было выявлено 158,3 млн. случаев заболеваемости населения, в 2006 г. - 216,2 млн. случаев, то есть рост заболеваемости составил 36% (а в пересчете на 100 тыс. населения заболеваемость - на 41,8%). С 1990 по 2006 гг. существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Например, число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 2 раза, онкологических - на 60%. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к инвалидности, а также осложнений беременности, родов и послеродового периода возросло в 2 раза. По структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (23,6%) и болезни системы кровообращения (13,8%). Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны - это средняя продолжительность жизни лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В России она составляет 12 лет, а в странах ЕС - 18 - 20 лет. С 1990 г. отмечается резкое увеличение числа детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности. В 2000-2006 гг. этот показатель достиг 40% от общего числа детей, родившихся живыми. Инвалидность в Российской Федерации с 1990 по 2006 гг. не уменьшается, в том числе и среди лиц трудоспособного возраста, доля которых в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами, составляет не менее 40%. Всего инвалидов в Российской Федерации 14 млн. человек, в том числе 523 тыс. детей.

В Концепции указывается, что в России существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности - 58,5%. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5%) стоит злоупотребление алкоголем. По экспертным оценкам, относительные показатели мало изменились за последние 6 лет.

Понятно, что значительное количество проблем связано с неудовлетворительной системой организации медицинской помощи, но и существенный "вклад" в отечественные показатели смертности и заболеваемости вносят сами граждане, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью. На это указывают проведенные социологические исследования, осуществленные Федеральной службой государственной статистики (Росстатом). Так, при участии Института социальных исследований впервые в отечественной практике было проведено выборочное обследование на тему "Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения". Результаты исследования размещены на сайте указанного государственного органа. Цель обследования состояла в изучении мнений респондентов о состоянии их здоровья, отношении к здоровью как ценности, качестве медицинских услуг, репродуктивных ориентациях, занятиях физической культурой, спортом и туризмом, культуре питания, распространенности вредных привычек - курения, употребления алкоголя, наркотических веществ и др. Результаты исследования дополняют текущую статистику здравоохранения и уровня жизни, позволяя выявить отношение представителей различных социально-демографических групп к собственному здоровью и способам его поддержания, оценить распространенность поведенческих факторов (привычек и стиля жизни), способствующих укреплению физического, репродуктивного и психического здоровья населения или, напротив, наносящих ему урон. Материалы опроса подтвердили обоснованность рабочей исследовательской гипотезы о двойственном (противоречивом) отношении основной массы людей к своему здоровью и поведенческим факторам его обеспечения. Для подавляющего большинства людей в возрасте 15 лет и более хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей. На предложение определить по пятибалльной шкале ценность здоровья в ряду других жизненных ценностей 85,0% опрошенных дали ответы, в которых выражено максимальное ранговое значение ценности крепкого здоровья. В сознании подавляющего большинства людей всех возрастных групп здоровье как ценность вместе с ценностью семьи занимает 1-2 место среди других важнейших социальных ценностей - материального благополучия, работы, образования. Большинство опрошенных (84,2%) вполне осознают, что состояние их здоровья зависит, прежде всего, от них самих. Лишь в группе пенсионного возраста этот показатель уменьшается до 69,3%, что объясняется как высоким уровнем заболеваемости в этой группе, так и, видимо, влиянием прежних стереотипов сознания об ответственности системы здравоохранения за здоровье населения. Вместе с тем основная масса обследованных на практике относится к собственному здоровью весьма небрежно. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25% обследованных. Отрицательное проявление субъективных (личностных) качеств обследованных в их отношении к собственному здоровью выражается, например, в следующих фактах:

- 64,1% - отметили, что не соблюдают режим питания;

- 76,4% - не занимаются утренней гимнастикой;

- 33,7% - регулярно курят, из них 48% - выкуривают от 11 до 20 и более сигарет в день;

- 84,7% - употребляли алкогольные напитки, в том числе каждый четвертый употребляет водку, коньяк и другие крепкие напитки регулярно*(290).

Росстатом был осуществлен также специальный проект "Получение статистической информации о качестве и доступности медицинской помощи больным кардиологического профиля"*(291). Итогом стали следующие выводы. Разнообразные факторы как биологические, так и особенности условий и образа жизни людей в различных сочетаниях и комбинациях определяют формирование патологических процессов, влияют на их распространенность в популяции, т.е. этиология формирования патологии лежит, в основном, за пределами системы здравоохранения. В то же время при современном уровне развития медицины (за исключением случаев несовместимых с жизнью) исходы заболеваний во многом зависят от эффективности деятельности системы здравоохранения, в т.ч. уровня квалификации медицинских работников, качества деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь населению и доступности этой помощи. С помощью данного проекта была определена доступность кардиологической помощи. Представленные сведения показали, что непосредственно в сельской местности работают единичные специалисты-кардиологи или не работают вообще. Лишь Омская область представила данные, что 4 врача кардиолога приходятся на 886 800 сельских жителей, что составляет 0,005 - на 1000 жителей. Врачи-кардиологи работают в основном (60-80%) в стационарах, в поликлиниках в основном - не более 30%. Только по Омской области были представлены данные о распределении врачей-кардиологов с учетом их занятости не только в поликлиниках и стационарах, но и в бригадах скорой медицинской помощи, где работает каждый четвертый врач-кардиолог. Выявлена серьезная проблема - фактически медицинская статистика не имеет в стандартном режиме сведений о том, какое количество врачей-кардиологов является совместителями, где и по каким специальностям они совмещают. По имеющейся информации амбулаторно-поликлинический прием в качестве кардиолога ведут специалисты, в большинстве случаев являющиеся совместителями и, соответственно, они не могут реально обеспечить оказание квалифицированной кардиологической помощи этому контингенту больных. Более того, и в стационарах до половины врачей-кардиологов совмещают эту деятельность с другими обязанностями.

По данным Вологодской области укомплектованность штатных должностей врачей-кардиологов составляет 65,2%. Статистические данные показали, что больные инфарктом миокарда не получают необходимое лечение. Ряд территорий указали, что даже в стационаре больные острым инфарктом миокарда получают лекарственные препараты, только входящие в утвержденный список. После выписки из стационара ни одна территория не указала, что больные острым инфарктом миокарда получают бесплатно все необходимое лечение. Приобретение же дорогостоящих препаратов для большинства населения, тем более для лиц старше трудоспособного возраста, в основном не представляется возможным. Таким образом, даже больные острым инфарктом миокарда, лечение которых должно осуществляться бесплатно в течение полугода, остаются в ряде случаев без необходимого лечения, что не только не способствует выздоровлению и предотвращению осложнений, но и проводит к преждевременной смерти.

Приведенная статистика - не повод опускать руки. Государства выстраивает вектор поступательного развития системы здравоохранения, основой которого выступает Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"*(292), в котором обозначены конкретные поручения. Так, Правительству Российской Федерации обеспечить к 2018 году:

- снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения;

- снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми;

- доведение объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов.

Дан ряд других поручений.

В развитие Указа Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. N 2511-р*(293) утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2580-р*(294) утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, а Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2013 г. N 614-р*(295) - Комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года. Особо следует отметить программные документы Минздрава России: Стратегию лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года*(296) и План ее реализации.

Приведенные социологические данные свидетельствуют также о том, что здоровье - величайшая ценность, сохранение которого зависит не только от институциональной системы (организация оказания медицинской помощи, наличие врачей, доступность и др.), но и от самого человека. Заметные улучшения могут произойти только благодаря тому, что будут минимизированы некоторые формы "опасной" модели поведения. Персонализация здоровья - важное направление, в рамках которого особое значение приобретают права и обязанности граждан в указанной сфере, именно поэтому авторы надеются, что указанное исследование пролило свет на многие проблемы и поможет всем заинтересованным субъектам не только отстаивать свои законные интересы, но и выработать устойчивое стремление к здоровому образу жизни.

 

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Собрание законодательства РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.

*(2) Всемирная организация здравоохранения (Женева). Основные документы. М., 1993. С. 5.

*(3) Большая советская энциклопедия / URL: http://slovari.yandex.ru/здоровье%20это/БСЭ/Здоровье/.

*(4) Воробьева Е.Е. Институционализация страховой системы здравоохранения в современной России: социологический анализ // Дисс.... канд. социолог. наук. Пенза, 2010. C. 16.

*(5) Москаленко В.Ф. Объем и принципиальное содержание права на здоровье в международных нормативно-правовых актах // Медицинское право. 2006. N 4.

*(6) Еникеев О.А. Конституционное право на медицинскую помощь: состояние и перспективы развития // Российский судья. 2007. N 11.

*(7) Сергеев А.И. Реализация конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Автореферат дисс.... канд. юрид. наук. 12.00.02. М., 2007.

*(8) Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: Научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2009.

*(9) Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

*(10) Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ "О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2756.

*(11) Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 1.

*(12) Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

*(13) Собрание законодательства РФ. 2003. N 5. Ст. 500.

*(14) Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

*(15) Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

*(16) Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

*(17) Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.

*(18) Российская газета. 2010. N 206. 14 сентября.

*(19) Старченко А.А., Медведев В.Я., Комарец С.А., Курило И.Н., Фуркалюк М.Ю., Алешин П.И. Правовая терминология в экспертизе качества медицинской помощи в системе ОМС // Медицинское право. 2008. N 1.

*(20) Галкин Р.А., Тявкин В.П. Экспертиза качества лечения хирургических больных // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. N 3. С. 14.

*(21) http://dr.academgorodok.org/?p=7.

*(22) Актуальные проблемы оценки качества медицинской помощи населению // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1996. N 3 // http://www.minzdrav.by/med/docs/journal/St29_1998_2.doc.

*(23) Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

*(24) Собрание законодательства РФ. 2012. N 17. Ст. 1965.

*(25) Земеров Н. Надзор за исполнением законодательства о народной медицине // Законность. 2005. N 8.

*(26) Собрание законодательства РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

*(27) Киселев А.В. Некоторые моменты договора об оказании услуг педагогов и психологов. М., 2007.

*(28) Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть 1). Ст. 7007.

*(29) Собрание законодательства РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

*(30) Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

*(31) Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.

*(32) Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. N 31. Ст. 656.

*(33) Собрание законодательства РФ. 2014. N 49 (часть VI). Ст. 6975.

*(34) См.: Романовский Г.Б. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: плюсы и минусы // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 2. С. 26-38.

*(35) Собрание законодательства РФ. 2003. N 19. Ст. 1838.

*(36) См.: Романовский Г.Б. Правовые основы территориальной программы государственных гарантий // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 6. С. 16-29.

*(37) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

*(38) См.: Романовская О.В. Правовой статус врачебного консилиума // Здравоохранение. 2014. N 8. С. 76-84.

*(39) Кукушкин М.Л. Феномен хронической боли: особенности патогенеза // Боль. 2009. N 3. С. 35.

*(40) Цыганова О.А., Ившин И.В. Права граждан в области охраны здоровья // Главная медицинская сестра. 2010. N 7 / http://www.mcfr.ru/journals/38/492/23036/23038/.

*(41) Павленко С.С. Предпосылки, основные принципы формирования и развития противоболевой медицинской службы // Боль. 2009. N 3. С. 10.

*(42) Российская газета (спецвыпуск). 2013. N 78/1. 11 апреля.

*(43) Новое руководство ВОЗ по организации паллиативной помощи онкологическим больным в терминальной стадии заболевания (2007) http://www.pallcare.ru/ru/?p=1194090665.

*(44) Кассиль Г.Н. Наука о боли. М., 1975. С. 208.

*(45) Пчелкина Е., Ефанов А. Пациент убил врача за отказ дать ему обезболивающее // Комсомольская правда. 2010. 8 июня

*(46) Палехов А.В. Пути решения проблем применения опиоидных анальгетиков в РФ // Российский журнал боли. 2012. N 1. С. 13.

*(47) Палехов А.В. Пути решения проблем применения опиоидных анальгетиков в РФ (социальная значимость нормативного определения критериев назначения опиоидных анальгетиков) // Российский журнал боли. 2012. N 1. С. 13

*(48) См.: Романовский Г.Б. Право пациента на облегчение боли // Менеджер здравоохранения. 2013. N 4. С. 20-26.

*(49) International Narcotics Control Board, Report of the International Narcotics Control Board for 2008, United Nations, 2009 / URL:
http://www.hrw.org/en/reports/2009/03/02/please-do-not-make-us-suffer-any-more

*(50) URL: http://tass.ru/sibir-news/1679771.

*(51) Биккулова Д.Ш., Тугузбаев С.Г., Куватов С.С. Принципы формирования региональной политики по устранению боли // Боль. 2009. N 3. С. 3.

*(52) Размещены с обширными комментариями на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения.

*(53) Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

*(54) Российская газета. 2008. N 91. 25 апреля.

*(55) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

*(56) Романовский Г.Б. Право пациента на допуск к нему священнослужителя // Менеджер здравоохранения. 2012. N 12. С. 33-37.

*(57) См.: Светличная Т.Г., Цыганова О.А., Зинькевич В.К. Реализация прав граждан на охрану здоровья в оценках медицинских работников и пациентов // Медицинское право. 2012. N 2. С. 6-13.

*(58) Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

*(59) Собрание законодательства РФ. 2001. N 26. Ст. 2581.

*(60) Собрание законодательства РФ. 2012. N 29. Ст. 4068.

*(61) Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

*(62) О взаимодействии учреждений здравоохранения и Русской Православной Церкви см.: Комаров Г.А., протоиерей Алексий (Бабурин А.Н.), Мокроусова Е.В., Манько М.В. О юридических аспектах взаимодействия учреждений здравоохранения и Русской Православной Церкви // Медицинское право. 2008. N 1.

*(63) Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 51.

*(64) Официальный сайт Московской Патриархии / http://www.patriarchia.ru/db/text/1416158.html.

*(65) Исламский информационный портал / http://www.islam.ru/content/obshestvo/2686.

*(66) Собрание законодательства РФ. 2012. N 41. Ст. 5628.

*(67) Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 1.

*(68) Здоровье и здравоохранение в гендерном измерении / под общ. ред. Н.М. Римашевской. М., 2007. С. 126.

*(69) Там же. С. 59.

*(70) Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

*(71) Собрание законодательства РФ. 2013. N 10. Ст. 1035.

*(72) Собрание законодательства РФ. 1998. N 51. Ст. 6305.

*(73) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 41.

*(74) Российская газета. 1997. N 90.

*(75) Собрание законодательства РФ. 2005. N 48. Ст. 4970.

*(76) Российская газета. 2012. N 127. 6 июня.

*(77) См.: Романовский Г.Б. Право врача на отказ от пациента // Правовые вопросы в здравоохранении. 2013. N 12. С. 14-24.

*(78) См.: Врач-еврейка отказалась лечить мусульманку / Комсомольская правда / URL: http://www.kp.ru/daily/26110/3006089.

*(79) URL: http://www.mzsocial-rk.ru/news/2013/w230720131.html.

*(80) URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-83784/.

*(81) См.: Малая медицинская энциклопедия. М., 1991-1996.

*(82) Постовит В.А. Диагноз и диагностика в клинической медицине. Л., 1991.

*(83) Постовит В.А. Указ. соч.

*(84) Постовит В.А. Указ. соч.

*(85) Российская газета. 2012. N 100. 5 мая.

*(86) Васильева Е.Е. Институт добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство в российском и американском праве // Журнал российского права. 2004. N 9.

*(87) См.: Рабец А.М. Права потребителей при оказании медицинских услуг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 2; Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. М., 2006.

*(88) См.: Романовский Г.Б. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Всегда ли просто получить у пациента информированное согласие на медицинское вмешательство? обсуждение сложных случаев // Правовые вопросы в сфере здравоохранения. 2013. N 10. С. 84-95.

*(89) Российская газета. 2013. N 145. 5 июля.

*(90) Мохов А.А. Если родитель или иной законный представитель пациента отказывается от медицинского вмешательства // Спорт: экономика, право, управление. 2008. N 1.

*(91) Мохов А.А. Указ. соч.

*(92) Российская газета. 2007. 18 сент.

*(93) Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.

*(94) Радиохолдинг Медиа FM [Элек


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.