Экспресс-диагностика личности младшего школьника — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Экспресс-диагностика личности младшего школьника

2020-06-05 334
Экспресс-диагностика личности младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эксперсс-диагностика представляет собой комплекс из 10 заданий для детей младшего школьного возраста.

Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени получить информацию о ребенке как об ученике и сделать срезовое исследование познавательных процессов.

Исследование проводится индивидуально, поэтому главной задачей практиканта является создание условий, в которых ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Установление контакта зависит от многих факторов, поэтому не существует единых правил о том, как это сделать. Необходимо помнить, взаимодействие студента и учащегося основано на принятии взрослым ребенка таким, какой он есть. Реализация этого принципа в ситуации обследования поможет младшему школьнику проявить себя и свои возможности.

Практиканту надо быть готовым к тому, что общение с детьми может быть затруднено. В таких случаях можно использовать:

· юмор, шутки

· игры, игрушки, головоломки

· картинки и книжки

· средства изобразительной деятельности (карандаши, пластилин и др.)

Обследование школьника можно начинать только тогда, когда ребенок находится в благоприятном эмоциональном состоянии и готов к сотрудничеству со взрослым. Начинать диагностику чаще всего рекомендуется с рисования, как на свободную, так и на заданную тему. Рисование дает ребенку возможность плавно войти в ситуацию обследования. Также удобным сюжетом для начала разговора с младшим школьником считается беседа о школе. Но не всегда ребенок будет радостно рассказывать о самом интересном уроке и любимой учительнице. Уход от школьной тематики, попытки рассказать про что-то другое, формальные ответы могут говорить о наличии проблем, связанных со школьной сферой. Поэтому, весь процесс обследования ребенка диагностичен, начиная с внешнего вида школьника и заканчивая его реакцией на саму ситуацию исследования. Практиканту необходимо внимательно следить за поведенческими реакциями ребенка во время проведения диагностики. После завершения экспресс-диагностики заполняется схема наблюдения за поведением ребенка в процессе обследования (приложение 7), которая может использоваться как вспомогательное средство получения информации.

Результаты обследования по каждой методике заносятся в первичный протокол «Бланк ответов» (приложение 1).

Время, необходимое для полного обследования, – 30-40 минут. В зависимости от темпа деятельности ребенка диагностика может проходить в 2 этапа (1 этап – задание 1-5, 2 этап – задание 7).

 

Задание № 1. Ознакомительная беседа с ребенком

(Составлена на основе методики «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний». Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х книгах. Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.)

 

1. Как твоя фамилия, имя и отчество?

2. С кем ты живешь в одной квартире?

3. Как зовут твою маму? Сколько ей лет? (Можно спросить о каком-то другом члене семьи.)

4. На какой улице находится ваш дом?

5. Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? (Должна быть названа полная дата рождения.)

Для учащихся 1 классов:

6. Какое это время года?

7. А в какое время года обычно появляется снег и когда он начинает таять?

8. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

9. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестности твоего дома? (Необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)

10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех инструментов.)

Для учащихся 2 классов:

6. Какое это время года?

7. А в каком месяце появляются почки на деревьях, и в каком месяце начинают желтеть листья?

8. В котором часу обычно возвращаются с работы твои мама или папа?

9. Как называются животные, которые живут в лесу?
Каких из них ты знаешь? (Необходимо назвать не менее четырех животных.)

10. Назови электроприборы, которые есть у вас в доме (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех приборов.)

Для учащихся 3 классов:

6. Какое это время года?

7. А в каких частях света, странах не бывает зимы или лета?

8. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь?

9. Как называются рыбы, которые живут в реке? Каких из них ты знаешь? (Необходимо назвать не менее четырех рыб.)

10. Какие виды транспорта ты знаешь? Какие из них ты используешь, когда добираешься до школы? (правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех видов транспорта.)

Для учащихся 4 классов:

6. Какое это время года?

7. Какие страны мира считаются самыми холодными и самыми теплыми? (правильный ответ предполагает название хотя бы по одной стране.)

8. В котором часу, по субботам или воскресеньям, начинаются твои любимые передачи?

9. Как называются животные, которые живут в море? Каких из них ты знаешь? (необходимо назвать не менее четырех животных.)

10. Где можно прочитать что-то интересное? (Правильный ответ тот, в котором перечислено не менее трех источников.)

Анализ выполнения задания.

Оцениваются:

· Общие сведения о ребенке (вопросы 1,2,3,5).

· Общая осведомленность (представления об окружающем мире, пространстве и времени, предметах домашнего обихода и пр.; вопросы 4,6,7,8,9,10).

Каждый правильный ответ на вопросы 4,6,7,8,9,10 оценивается в 1 балл. Сумма баллов говорит об уровне развития общей осведомленности.

 

Задание № 2. Изучение школьной мотивации

(Дается на основе методики изучения школьной мотивации учащихся начальных классов. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993.)

 

Необходимый материал: лист белой бумаги (формат А4), цветные карандаши.

Инструкция: Нарисуй то, что тебе нравится в школе.

Ход выполнения задания. Ребенку предлагается лист белой бумаги и цветные карандаши. Во время работы вмешиваться в ее процесс не рекомендуется. А после того как ребенок закончит рисовать, можно задать уточняющие вопросы.

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Учебная мотивация

· Мелкая моторика

Оценка школьной мотивации

Содержание рисунка Мотивация Баллы
1. Рисунок соответствует теме    
Учебная ситуация. Высокая школьная мотивация (можно предположить учебную активность и наличие познавательных мотивов) 3
Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами. Положительное отношение к школе, но внешняя мотивация. 2
Игровые ситуации в школе. Положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой мотивации. 1
2. Рисунок не соответствует теме.    
Изображение игрушек, узоров, военных действий, машин и пр. Школьная мотивация отсутствует, преобладают другие, чаще всего игровые мотивы. 0
Ребенок нарисовал то, что лучше всего умеет и любит рисовать. Отсутствие школьной мотивации. Завышенный уровень притязаний, трудности в приспособлении к школьным требованиям. 0
Ребенок не понял задание и ничего не нарисовал. Отсутствие школьной мотивации. Трудности в понимании задачи. 0

 

Для оценки мелкой моторики необходимо наблюдать за ребенком во время выполнения рисунка: насколько ловко ребенок достает карандаши из коробки, меняет карандаши, держит карандаш во время рисования, проводит линии и пр.

Задание № 3. Изучение сформированности понятия учебной задачи

(Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.)

 

Стимульный материал: незаконченные предложения.

Инструкция: Послушай внимательно каждое предложение, которое я прочитаю. Продолжи эти высказывания так, чтобы с полученным утверждением ты был полностью согласен. Можно предложить различные варианты окончаний.

Ход выполнения задания. Ребенку предъявляютсяпредложения, все ответы фиксируются в протоколе («Бланк ответов»).

1. Стихотворения следует учить наизусть, чтобы …

2. На уроках математики я решаю задачи потому, что …

3. Учитель физкультуры на уроках заставляет делать физические упражнения, чтобы …

4. На дом задают пересказывать тексты художественных произведений для того, чтобы …

5. Устный счет нужен для …

6. Правила по русскому языку учить надо потому, что …

7. На уроках изобразительного искусства я выполняю требования учителя для того, чтобы …

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Сформированность понятия учебной задачи.

· Речь.

Если ребенок заканчивает предложения высказываниями типа: чтобы научиться запоминать, думать, грамотно писать и т.д., то смысл учебной задачи ему ясен. Подобные ответы оцениваются в 1 балл. Сумма балов показывает, понимает младший школьник смысл действия как учебную задачу или нет.

 

Задание № 4. Изучение кратковременной речевой памяти

(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем

обучения в начальной школе. Методическое руководство. Спб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.)

 

Стимульный материал: ряд из десяти не связанных между собой слов (куст, зонт, лук, шелк, гром, нос, лес, мак, стул)

Инструкция: Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай вни­мательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке.

Ход выполнения задания. Четко произнесите слова с интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».

Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после этого выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.

Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он при­думал сам, повторы и т. п.) в протокол («Бланк ответов»). Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Это было очень трудное задание, ты молодец, хорошо справился»(даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова).

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Уровень развития кратковременной речевой памяти.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, воспроизведенных ребенком с первого предъявления, с теми сло­вами, которые ему были зачитаны. За каждое совпадение начисляется 1 балл. Порядок воспроизведения не учитывается. Засчи­тываются только точно воспроизведенные слова, допустимы лишь незначительные отклонения, например, «зонтик» вместо «зонт». Если ребенок говорит «гроза» вместо «гром» или «шерсть», «ткань» вместо «шелк», то за такие ответы не оцениваются.

Оценка уровня развития кратковременной памяти производится по общему количеству баллов: 0-2 - низкий уровень, 3- 4 - средний уровень, 5-7 - хороший уровень, 8-9 - высокий уровень.

 

Задание № 5. Изучение кратковременной зрительной памяти

(Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем

обучения в начальной школе. Методическое руководство. Спб: ГМНПП «ИМАТОН», 2002.)

 

Стимульный материал: таблица с 16 картинками (Приложение 2).

Инструкция: Здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке.

Ход выполнения задания. Положите перед ребенком таблицу с 16 картинками. Время предъявления таблицы с картинками - 20-30.Запишите все, что скажет ребенок, дословно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще что-то увидишь».Обычно детям удается вспомнить что-нибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок в протокол («Бланк ответов»), и обязательно похвалите его за работу.

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Уровень развития кратковременной зрительной памяти.

Так как в тестовом задании ребенок сам выбирает слова для обозначения картинок, которые ему надо запомнить, допускается неабсолютная однозначность ответов. Правильным считается лю­бое смысловое соответствие. Например: «корабль», «лодка», «парус­ник», «яхта» - все ответы правильны, любой из них оценивается в 1 балл. Ответы интерпретируются как неправильные и  оцениваются в 0 баллов, если происходит смысловое искажение. Например, «цветок» - вместо «бабочка»; «молоток» - вместо «топор»; буква «Б» вместо «В»; «квадрат» - вместо «кубик»; называние каких-либо цифр, букв, предметов, которых вообще не было на картинке. Мо­жет встречаться неточное или частичное воспроизведение инфор­мации. Например, «СО» - вместо «СО2»; «треугольник» - вместо «треугольник с кружком внутри». В этих случаях ответ оценивается в 0,5 балла.

Подсчитывается общая сумма баллов и определяется уровень развития кратковременной зрительной памяти: 0-4,5 – низкий уровень, 3-4 – средний уровень, 5-7 – хороший уровень, 8-9 – высокий уровень.

Задание № 6. Изучение мышления (способность к обобщению)

(Предлагается на основе методики «Особенности обобщения по нескольким признакам». Вергелис Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Изд-во «Союз», 2000.)

 

Стимульный материал: ряды геометрических фигур, различающихся несколькими признаками. На третьем ряду фигура отсутствует. (Приложение 3-а – для учащихся 1-2 классов, 3-б – для учащихся 3-4 классов)

Инструкция: Рассмотри внимательно все три ряда фигур и нарисуй недостающую.

Ход выполнения задания. После того как ребенок нарисует недостающую фигуру, необходимо попросить его объяснить, почему он считает, что здесь должна быть именно эта фигура. Если ребенку не удается выполнить задание, попытайтесь наводящими вопросами помочь ему. Это даст возможность определить, что именно вызывает затруднения.

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Мышление (способность к обобщению по нескольким признакам).

· Речь.

1 балл – низкий уровень – неверное выполнение задания или отказ от выполнения задания; 2 балла – средний уровень – не учитываются все необходимые признаки, и недостаточно полно дается обоснование выбора; 3 балла – высокий уровень – задание выполнено без ошибок, достаточно быстро, дано правильное объяснение выбора.

 

Задание № 7. Изучение мышления (способность устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные закономерности)

(Приведено на основе методики «Последовательные картинки». Вергелис Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Изд-во «Союз», 2000.)

Стимульный материал: серия из нескольких рисунков, в которых рассказывается о каком-то событии (для учащихся 1 классов – набор из 4-5 картинок, для учащихся 2 классов – набор из 5-6 картинок, для учащихся 3 классов – набор из 6-7 картинок, для учащихся 4 классов – набор из 7-8 картинок (приложение 6)).

Инструкция: Посмотри, здесь на картинках нарисован рассказ. Посмотри на них внимательно, подумай, с чего все началось, что было потом, и на какой картине нарисовано окончание рассказа. Разложи так, как все было.

Ход выполнения задания. На столе перед ребенком раскладывают картинки в произвольном порядке, после чего дают инструкцию.

Первоклассникам при затруднении можно помочь наводящими вопросами, уточнив: «Кто здесь изображен? Что они делают?» Старшим детям помощь не оказывают. В процессе работы взрослый не должен вмешиваться. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы сначала мальчика, например, наказали, а потом он разбил вазу. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Мышление (способность устанавливать причинно-следственные и пространственно временные закономерности).

· Речь.

При анализе результатов учитывается, прежде всего, правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования. Причем для детей школьного возраста «житейская» последовательность правильной не считается.

1 балл - низкий уровень – ребенок испытывал большие затруднения при нахождении последовательности, дано логически несвязное описание, затрачено много времени на выполнение задания.

2 балла - средний уровень – верно воспринимаются изображения на картинке. Логически связанное описание отдельных картинок дано только после помощи взрослого.

3 балла - хороший уровень - верно воспринимаются изображения на картинке, дано логически связанное описание отдельных картинок. Ребенок критично относится к своим действиям и замечает свои ошибки.

4 балла - высокий уровень – верно воспринимаются изображения на картинке, дано логически связанное описание отдельных картинок. Задание выполнено быстро и без трудностей.

Методика позволяет исследовать и речь младшего школьника. Оценивается: словарный запас, развернутость ответа, трудности в подборе слов и их употреблении, построение фраз, речевая активность.

 

Задание № 8. Изучение направленности личности

(Дается на основе методики «Цветик – семицветик». Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство:

Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника. – М.: Б.и., 1993. – 28 с.)

Стимульный материал: цветок с семью лепестками.

Ход выполнения задания. Методика может быть проведена индивидуально и с группой. Если ребенок не умеет писать, его ответы записывает учитель. Учитель предлагает записать на семи лепестках цветка желания, исполнения которых ребенку больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Направленность желаний и интересов школьников.

· Речь.

Данные заносятся в таблицу, по которой проводится качественный анализ.

Желания Для себя Для родных и близких Для класса и школы Для всех людей
Материальные        
Естественные потребности (в отдыхе, условиях жизни)        
Быть кем-то        
Познавательные        
Нравственные        

 

Задание № 9. Изучение крупной моторики и координации движений

(Предлагается на основе комплекса методик для индивидуального обследования. Авторы: Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Политова, Е.Ю. Сушкова)

 

Стимульный материал: мяч (резиновый или мягкий).

Инструкция: Сейчас мы поиграем с тобой в мяч. Я буду тебе бросать мяч, а ты старайся ловить его.

Ход выполнения задания. Кроме игры в мяч можно предложить ребенку принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты или изобразить какое-нибудь животное.

Анализ выполнения задания.

Оценивается:

· Крупные движения (движения рук, ног, всего тела).

Показателями «низкого» уровня развития крупных движений служат:

неустойчивая, неровная походка; наличие большого количества лишних движений, сопутствующих основному действию и мешающих его выполнению; нарушения координации движений, приводящие к невозможности поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.

Развитие крупных движений оценивается как «недостаточное» только в том случае, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников (развитие крупных движений сильно зависит от местных условий: от того, насколько много дети двигаются, какие подвижные игры у них распространены и т.д.). В противном случае развитие крупных движений характеризуется как «достаточное».

Мелкие движения оцениваются наблюдением за деятельностью ребенка при выполнении различных заданий: рисование, раскладывание картинок и пр.

 

ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ СТЕДЕНТАМИ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ ГОУ ВПО МГПУ

В данном разделе представлены примеры воспитательных дел, включенных в план воспитательной работы классного руководителя («Наши права и обязанности», «Кафе «Этикет») и воспитательных дел, являющихся частью общешкольного воспитательного проекта «Русский лес» («Путешествие в сказочный лес », «Путешествие по сказочным королевствам», «Сказочные существа леса», «Русский лес», «В гостях у Бабы-Яги»).

 

3.1. Воспитательные занятия, включенные в индивидуальный план воспитательной работы классного руководителя начальной школы

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.